Рабочая программа по математике 6 класс. УМК Виленкина М.Я и др.
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Виленкин Н.Я. 6 класс. Рабочая программа по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_6.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Данная рабочая программа реализована в серии УМК по математике для 6 класса по учебнику Виленкина Н.Я., Жохова В.И.
Программа адресована учителям математики общеобразовательных учреждений при изучении математики и рассчитана на один учебный год.
Основные функции программы:
1. Раскрыть цели, требования к обучению основным видам деятельности и в целом планируемые результаты обучения, чтобы сделать обучение математике более целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения.
2. Дать целостное представление о возможном содержании обучения математики в рамках базового курса.
3. Показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием и планируемыми результатами обучения и служить учителю руководством к действию при уточнении конкретных целей и задач, отборе дополнительного материала при планировании учебного процесса.
4. Облегчить организацию контроля.
Таким образом, программа выполняет информационную, планирующую, регулятивную и контролирующую функции.
Математика входит в общеобразовательную область «Математика».
Задачи изучения математики
овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения
смежных дисциплин;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование
качеств мышления, характерных для математической деятельности и
необходимых для продуктивной жизни в обществе;
воспитание культуры личности, отношения к математике как
к части общечеловеческой культуры, понимание значимости
математики для научно-технического прогресса;
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в
частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники;
преобразование символических форм вносимых свой
специфический вклад в развитие воображения, способностей к
математическому творчеству;
формирование представлений об идеях и методах математики,
о математике как форме описания и методе познания
действительности;
формирование у учащихся представлений о роли математики в
развитии цивилизации и культуры.
Целями изучения курса математики является:
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические
действия над числами;
переводить практические задачи на язык математики;
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и
геометрии.
Курс, строится на индуктивной основе с привлечением элементов
дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на
интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в
виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с
натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и
десятичными дробями, получают начальные представления об
использовании букв для записи выражений и свойств арифметических
действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с
геометрическими понятиями, приобретают навыки построения
геометрических фигур и измерения геометрических величин.
При реализации данной программы применяются следующие методы обучения: метод по источнику знаний, словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает использование таких форм обучения как фронтальная, коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 850 часов для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования. В том числе в VI классе — 170 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю. В том числе контрольных работ – 14, 2 проекта.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 8 часов (5 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Математика как предмет характеризуется межпредметностью: существует прямая связь с информатикой, графикой, историей.
На уроках математики используется следующая система оценки достижений учащихся: текущий контроль (каждый урок, каждый этап), тематический контроль (после каждой темы) и итоговый контроль (годовая контрольная работа). Для оценивания результатов контроля планируется использовать самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы и тестирование.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Повторение материала 5 класса | 3 |
2 | Делимость чисел | 18 |
3 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 20 |
4 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 29 |
5 | Отношения и пропорции | 17 |
6 | Положительные и отрицательные числа | 13 |
7 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 |
8 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 |
9 | Решение уравнений | 15 |
10 | Координаты на плоскости | 13 |
11 | Итоговое повторение | 15 |
| Итого | 170 |
Содержание учебного предмета
Повторение материала 5 класса (3 часа).
I. Делимость чисел (18 часов).
Делители и кратные. Признаки делимости на10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Знать:
- понятие делителя числа;
- понятие кратного числа;
- признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
- определение чётных и нечётных чисел;
- признаки делимости на 9 и на 3;
- определение простого и составного числа;
- алгоритм разложения числа на простые множители;
- понятие взаимно простых чисел;
- определение НОД;
- определение НОК.
Уметь:
- находить делители и кратные чисел;
- определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
- использовать таблицу простых чисел;
- определять, является число чётным или нечётным;
- определять, является число простым или составным;
- доказывать являются числа взаимно простыми;
- раскладывать число на простые множители;
- находить НОК чисел;
- находить НОК чисел.
II. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (20 часов).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. .
Знать:
основное свойство дроби;
понятие сокращение дроби;
понятие несократимой дроби;
правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
правило сравнения дробей;
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь:
применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;
выполнять сокращение дробей;
приводить дроби к общему знаменателю;
выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
III. Умножение и деление обыкновенных дробей (29 часов).
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Знать:
определение умножения дроби на натуральное число;
определение умножения смешанных чисел;
нахождение дроби от числа;
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;
определение взаимно обратных чисел;
правило деления дробей;
нахождение числа по его дроби;
определение дробного выражения.
Уметь:
применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;
формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;
формулировать правило нахождения процента от числа;
называть и записывать число обратное данному;
выполнять деление дробей и смешанных чисел;
находить число по данному значению его процентов;
находить значение дробного выражения;
называть числитель и знаменатель дробного выражения.
IV. Отношения и пропорции. (17 часов).
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Знать:
что называют отношением двух чисел;
что показывает отношение;
что называют пропорцией;
свойство пропорции;
какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;
определение масштаба;
формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
определение радиуса и диаметра шара;
понятие сферы.
Уметь:
находить, какую часть число а составляет от числа в;
узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;
называть члены пропорции;
приводить примеры верных пропорций;
применять свойства пропорции;
определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;
приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;
определять масштаб;
находить расстояние на местности с помощью карты;
решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;
находить радиус и диаметр шара.
V. Положительные и отрицательные числа (13 часов).
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Знать:
понятие отрицательного числа;
понятие координатной прямой;
определение противоположного числа данному;
определение целых чисел;
понятие модуля;
правила сравнения чисел;
понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.
Уметь:
изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
находить число противоположное данному;
находить модуль числа;
сравнивать числа;
находить изменение числа.
VI . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Знать:
что означает к числу а прибавить число в;
чему равна сумма противоположных чисел;
правило сложения отрицательных чисел;
правило сложения чисел с разными знаками;
правило вычитания.
Уметь:
складывать числа с помощью координатной прямой;
складывать отрицательные числа;
складывать числа с разными знаками;
выполнять вычитание чисел.
VII. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).
Умножение. Деление. Рациональные числа. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Свойства действий с рациональными числами.
Знать:
правило умножения двух отрицательных чисел;
правило умножения чисел с разными знаками;
правило деления отрицательного числа на отрицательное;
правило деления чисел с разными знаками;
определение рационального числа;
свойства рациональных чисел;
Уметь:
● умножать отрицательные числа;
числа с разными знаками;
выполнять деление чисел с разными знаками;
выполнять деление отрицательных чисел;
применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.
VIII. Решение уравнений (15 часов).
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Знать:
правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;
определение числового коэффициента;
определение подобных слагаемых;
правила решения уравнений;
определение линейного уравнения.
Уметь:
применять правило раскрытия скобок;
упрощать выражения;
приводить подобные слагаемые;
применять правила при решении линейных уравнений.
IX. Координаты на плоскости (13 часов).
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Знать:
● определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;
● определение параллельных прямых, отрезков;
● понятие координатной плоскости;
● порядок записи координаты точки и их названия.
Уметь:
● строить перпендикулярные и параллельные прямые;
● строить координатную плоскость;
● строить точки в координатной плоскости с заданными
координатами и определять координаты точки в
координатной плоскости;
● строить столбчатые диаграммы по условию задачи;
● уметь читать графики.
Итоговое повторение курса(15 часов).
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса,
установленные Государственным стандартом основного общего
образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны
знать и понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении
математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к
необходимости расширения понятия числа;
особенности и преимущества позиционной системы записи чисел;
соотношения между основными числовыми множествами:
натуральных, целых, рациональных чисел;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уравнения – это математический аппарат решения разнообразных
задач из математики, смежных областей знаний, практики;
уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание
двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение
однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными
дробями с однозначным знаменателем и числителем;
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с
рациональными числами, возводить число в квадрат, в куб;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять
десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях
обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде
процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых
степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами,
сравнивать рациональные и действительные числа; находить в
несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней;
находить значения числовых выражений;
находить значения числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и
обратно пропорциональные величины при решении практических задач;
решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с
помощью линейки и угольника; определять координаты точки на
координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи,
связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и
процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчётных задач, в том числе с
использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений;
проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений,
связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений.
Достижение уровня обязательной подготовки становится
непременной обязанностью ученика в его учебной деятельности. Важным
условием правильной организации учебно-воспитательного процесса
является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её
оптимизация с учётом возраста, развития и подготовки учащихся, специфики
решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Учебный процесс
следует ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных
видов работы в теории и практике.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учрежд. М.: Мнемозина, 2008.
2. Гришина И.В., Лестова Е.В. Математика. 6 класс. Тесты: в 2 ч.- Саратов: Лицей, 2009.
3. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: метод. пособие для учителя М.: Просвещение, 2005.
4. Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 6 класс»т- М.: Издателство «Экзамен», 2013.
Электронные средства учебного назначения:
1. Универсальное мультимедийное пособие по математике 6 класс
М.: ЭКЗАМЕН, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. Тестирование online: 5-11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет: http://teacyer.fio.ru
Литература, использованная при подготовке программы
- Стандарт основного общего образования по математике.
- Примерные программы по математике. Основная школа.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы.
Приложение 1.
Темы проектов.
- Проект «Мир отрицательных чисел».
Цель данного проекта: углубление знаний детей при изучении темы «Положительные и отрицательные числа».
Проект направлен на то, чтобы научить школьников различать отрицательные числа от положительных, работать с отрицательными числами и научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию при решении различных примеров и задач.
Проект рассчитан на 4 недели.
Описание проекта: обучающиеся изучают литературу, информацию об отрицательных числах в сети Интернет. После сбора информации начинают создание презентаций, буклетов, используя при этом материалы учебника. Далее следует защита проекта.
- Проект «Математика вокруг нас»
Цель данного проекта: углубление знаний детей о науке математика.
Проект направлен на то, чтобы вопрос- связаны ли между собой математические способности и выбор будущей профессии родителей, а также влияние способностей к математике с успехами по другим предметам
Проект рассчитан на 4 недели.
Описание проекта: обучающиеся изучают литературу, информацию о математиках, о прикладной математике и т.д. в сети Интернет. После сбора информации начинают создание презентаций, буклетов, используя при этом материалы учебника. Далее следует защита проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике Н. Я. Виленкин 5-6 класс обучение на дому
Рабочие программы содержат пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, содержание тем изучаемого курса, литературу....
Рабочая программа по математике по учебнику Виленкина
Рабочая программа и планирование по математике по учебнику Виленкина...
Рабочая программа по математике (по учебнику Виленкина Н.Я.), 6 класс
Рабочая программа учебного курса «Математика» (базовый уровень) составлена для обучающихся 6 класса, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного обра...
Рабочая программа по математике, 5 кл, Виленкин, ФГОС
Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по математике 5класс (учебник Виленкин Н.Я.)
Рабочая программа создана для учителей математики, работающих по учебнику Виленкина Н.Я. 5 класс (5 часов в неделю). Программа состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки вы...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая Программа по математике к учебнику Виленкина для 5 класса
Рабочая Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рассчитана на 210 часов в год,6 часов в неделю...