Свойства арифметического квадратного корня
презентация к уроку по алгебре (9 класс) на тему
1. Цели урока
2. Содержвние урока:
-экспресс-опрос
-вступление
-объяснение
-математический парадокс
3. Закрепление:
-плакат с заданием
-кросснамбер
4. Итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_arifmeticheskogo_kvadratnogo_kornya.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Свойства арифметического квадратного корня
ЦЕЛИ:
Сформулировать свойства арифметического корня п-ой степени и научить применять.
Формировать продуктивную мыслительную деятельность учащихся через формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, сопоставлять, выделять основные закономерности, устанавливать сходство и различие.
Воспитывать у учеников умение в новых условиях действовать инициативно, добиваться осуществления поставленных задач, умение отстаивать свою точку зрения.
Содержание урока
Эспресс-опрос:
(ученики отвечают на вопросы учителя простым «голосованием). Согласны ли вы с тем, что:
Число 5 является арифметическим квадратным корнем числа 25?
Число 0,3 –квадратный корень числа 0,9?
Число»-3»-квадратный корень числа 9.
4-число, третья степень которого равна 64?
2- число, четвёртая степень которого равна 81?
13- число, квадрат которого равен 121?
Можно ли сказать, что число больше нуля, если известно, что существует два различных значения корня из а?
√25=5, √-25=-5, √-16=-4, √9=3, -√9=-3.
Х1,2=+(-)7-корни уравнения х2= 49.
Вступление:
Сложение и умножение имеют по одному обратному действию, которые называются вычитанием и делением. Пятое математическое действие-возведение в степень, имеет два обратных: разыскание основания и разыскание показателя.
Разыскание основания есть шестое математическое действие и называется извлечение корня.
Нахождение показателя- седьмое действие -называется логарифмированием. Причину того, что возведение в степень имеет два обратных действия, в то время, как сложение и вычитание - только по одному, понять не трудно: оба слагаемых (первое и второе) равноправны, их можно поменять местами.
То же верно относительно умножения. Однако числа, участвующие в возведении в степень, неравноправны между собой, переставить их, вообще говоря, нельзя.
(например, 75 ≠ 57). Поэтому, разыскание каждого из чисел, участвующих в сложении и умножении, производится одинаковыми приёмами, а разыскание основания степени и показателя степени выполняется различным образом. Кроме принятого обозначения теперь употребляется для того же действия ещё и другое: а⅟n, весьма удобное в смысле обобщения: оно наглядно подчёркивает, что каждый корень есть не что иное, как степень, показатель которой дробное число. Оно предложено было голландским математиком Симоном Стевином в 16 веке. А сегодня мы рассмотрим свойства шестого математического действия.
Объяснение
Сравните значения двух выражений (устно, на боковой доске).
1.√81*4 и √81*√4 2. √64/121 и √64/√121
3. √100*16 и √100*√16 4. √100/169 и √100/√169
Заметим, что вычисления часто можно было бы упрощать, если бы мы имели право заменять, например, арифметический квадратный корень из произведения произведением корней из множителей. Но для этого необходимо убедиться в справедливости формулы
√а*в=√а√в, где а,в- неотрицательные числа. Для лучшего понимания идеи доказательства, докажем, что √121=11.
Его решения проводятся в два этапа, что соответствует наличию в определении арифметического квадратного корня двух признаков, связанных логическим союзом «и».
Запись на доске: приведённый пример – это модель доказательства теоремы, выражающий I свойство арифметического корня
Если а ≥ 0, в > 0, m, n– натуральные числа, причём m ≥ 2, n ≥2
Извлечение корня из произведения: n√ab = n√a * n√b
√121 = 11
11 ≥ 0
112 = 121
Дано: Доказательство:
a ≥ 0 1) n√a * n√b ≥0, т.к. a ≥ 0, b ≥ 0,
b ≥ 0 2) (n√a * n√b)n = (n√a)n(n√b)n = a * b
n ≥2 Следовательно, n√ab = n√a * n√b.
Доказать
n√ab = n√a * n√b
т.е. корень n – ой степени из произведения, неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей
Следствия:
Требовании а>0 и в>0 существенно лишь для чётного п,
поскольку при а<0 и в<0 и чётном п корни n√а и п√в не определены. Если же п нечётно, то рассматриваемая формула справедлива для любых а и в.
а).√16*625=√16*√625=4*25=100
в).3√-125*27=3√-125*3√27=-5*3=-15.
2).формулу п√ав =п√ап√в полезно использовать при вычислении корней, когда подкоренное представлено в виде произведения точных квадратов.
√1532-722=√(153-72)(153+72)=√225*81=√225√81=15*9=135.
3).эта теорема верна для любого числа положительных сомножителей.
3√27*54*16=3√27(27*2)(8*2)=3√27*27*8*4=3√273√273√83√4=
=3*3*23√4.
(представили подкоренное выражение в виде произведения множителей, каждый из которых является кубом целого числа и применили правило о корне из произведения)
4).рассмотренное правило применяется и в обратном порядке, то есть с права налево: п√ап√ в=п√ав.
5).теорема об арифметическом корне из произведения применяется для вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня, и др. преобразованиях.
Извлечение корня из дроби п√а/в=п√а/п√в. Корень п-ой степени из дроби, числитель и знаменатель которой -положительные числа, равен частному от деления корня той же степени из числителя на корень той же степени из знаменателя.
Например: 1).5√719⁄32=5√243/32=5√243/5√32=3/2=1,5.
2).3√-64/27=3√-64/3√27=-4/3.
Требование а>0 и в>0 существенно лишь при чётном п.
Если же п- нечётно, то эта формула верна и для а<0,в<0.
Возведение корня в степень:
(п√а)т= п√ат. Чтобы корень из положительного числа возвести в степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение.
(4√2а3)5 =4√(2а3)5=4√25а15=4√242а4а4а4а3=4√а4 4√24 4√2 4√а4 4√а3 *4√а4= 2а3 4√2а3
Извлечение корня из корня
m√ n√= mn√a При извлечении корня из корня показатели корней перемножаются, а подкоренное выражение остаётся без изменения.
√ 3√ ах5 = 6√ ах5
Шестое математическое действие даёт возможность разыгрывать настоящие алгебраические комедии и фарсы на такие сюжеты, как 2*2=5, 2=3 и т.д. Юмор подобных математических представлений кроется в том, что ошибка – довольно элементарная – несколько замаскирована и не сразу бросается в глаза. Пьесу из этого комического репертуара мы вам и предлагаем (ученица заранее подготовлена).
Докажем что 2=3.
Запишем неоспоримое равенство
4-10=9-15
К обеим частям равенства прибавляем по равной величине 6 ¼;
4-10+6 ¼=9-15+6 ¼
Преобразуем обе части последнего равенства в квадрат разности:
22-2*2* 5/2 +(5/2)2=32-2*3*5/2+(5/2)2,
(2-5/2)2=(3-5/2)2. (1)
Извлечём из обеих частей равенства квадратный корень:
2-5/2=3-5/2. (2)
Прибавим по 5/2 к обеим частям и получим: 2=3, что и требовалось доказать.
В чём кроется ошибка?
[В заключении что из (1) получаем (2). Из того что квадраты равны, вовсе не следует, что равны первые степени. Ведь
(-5)2=52, но -5=5. Квадраты могут быть равны и тогда, когда первые степени разнятся знаками].
Закрепление
1) устно, готовый плакат заполните пустующие кружочки, выполнив указанные действия.
х5√1
х(6√2)3 х 5√2/2
х√3√8
4√16
5√2
Х5√16
2) кросснамбер (с английского кресточислица – один из видов числовых ребусов как средство контроля). Правильность проверяется тут же самими учащимися: в случае верных ответов, цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать. Выполнять в три этапа:
а) устно самые лёгкие.
б) самостоятельно по возможности.
в) совместно у доски письменно (комментированное письмо те задания, которые вызывают особые затруднения)
по горизонтали: по вертикали:
в) √36*25 а) 2 3√8*3√125
г) 5√310*215 б)(3√625 +12 3√5):3√5
е) (√25-1)(√25+1) в)(11√3)2-4√25
ж) 4√10000 д) 7(3√4√27*103)4
з) (3√2)2 +2√49 и) 172
к) 5√ 3,2*106 к) (-2 6√4)6
л) (√4+5)2
м) 2 3√64 +8 5√1 +72.
а 2 | б 1 | |||||
в 3 | 0 | г 7 | д 2 | |||
е 2 | 4 | ж 1 |
0 | |||
з 3 | и 2 | К 2 |
0 | |||
8 | 5 | |||||
п 4 |
9 | м 6 | 5 |
Итог урока:
На свойствах арифметического корня натуральной степени
В дальнейшем будут основываться свойства степени с рациональным показателем.
Математики древности многих стран неквадратные числа, стоящие под знаком корня, не признавали за числа. Греки называли их «алогос» -невыразимое словами, арабы такие числа называли «немыми», европейцы –латинским словом «глухой».
В 16 веке Стевин писал: « Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, неправильных , необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства арифметического квадратного корня. 8 класс.
Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Свойства Арифметического квадратного корня". Предоставляется теорема №1 , теорема №2 и устный счет....
Урок-путешествие по теме "Свойства арифметического квадратного корня"
Урок закрепления и обобщения знаний...
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: "Применение свойств арифметического квадратного корня".
Данный урок в 8 классе с использованием технологии" проблемной ситуации"....
Открытый урок по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» с использованием элементов проблемного обучения.
Цель урока:Получение способа вынесения множителя из-под знака корня.Получение способа внесения множителя под знак корня.Тип урока: Постановочный урок – получение способов.Результат урока:Способы внесе...
Открытый урок по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» с использованием элементов проблемного обучения.
Цель урока:Получение способа вынесения множителя из-под знака корня.Получение способа внесения множителя под знак корня.Тип урока: Постановочный урок – получение способов.Результат урока:Способы внесе...
Обобщающий урок по теме "Свойства арифметического квадратного корня"
Данный урок позволяет систематизировать полученные знания по теме «Свойства арифметического квадратного корня» и применять их в различных ситуациях. Использование игровой ситуации, организ...
Урок алгебры на тему: "Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения."
Урок объяснения нового материала....