Открытый урок по теме « Применение свойств арифметического квадратного корня» с использованием элементов проблемного обучения.
Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие Э.И. Александрова.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема урока: Применение свойств арифметического квадратного корня.
Цель урока: - Получение способа вынесения множителя из-под знака корня.
- Получение способа внесения множителя под знак корня.
Тип урока: Постановочный урок – получение способов.
Результат урока: - Способы внесения под знак корня и вынесения из-под знака корня, представленные в виде знаковых моделей.
- Первичный контроль над применением полученных способов.
Этапы урока: - Организационный момент. Запись домашнего задания (п.17 № 403, № 411).
- Тренажёр (набор отработочных заданий по теме «Арифметический квадратный корень»)
Время проведения: 3 минуты. Критерии оценки (по количеству правильных ответов): от 0 – 10 прав. ответов | – оценка 2 | от 11 – 17 прав. ответов | – оценка 3 | от 18 – 24 прав. ответов | – оценка 4 | от 25 и более | – оценка 5. |
Для оперативной проверки результатов выполнения тренажёров каждому ученику выдаётся индивидуальный лист ответов, а после проведения работы – лист правильных ответов. Тексты тренажёра и листов ответов прилагаются (см. приложение 1).
Проверку результатов осуществляют сами учащиеся, работая в парах. Оценивают друг друга, руководствуясь критерием. - Устные упражнения.
Выполните устно:
Сравните выражения
:
В заданиях 8–13 “спрятана проблема”– корни из предложенных чисел не извлекаются. Поняв, что обычный способ сравнения выражений не подходит, учащиеся начинают искать новые пути решения. Это удаётся не сразу. Задания 8 –13 выполняют не по порядку, а выбирают то, решение которого наметили. Для 8А таким ключевым стало задание № 11.
Саша К. предлагает “разбить” число 99 на множители 9 и 11 и, используя свойства арифметического квадратного корня, извлечь корень только из числа 9, а 11 оставить под знаком корня. Учащиеся примеряют предложенный Сашей вариант решения на остальные задания.
Анализируем свою работу, отвечая на вопросы:
а) Почему не смогли сразу сделать задания 8–13?
б) Чем задания 8–13 отличаются от предыдущих?
в) Почему смогли выполнить задания 8–13?
4.Составление схемы – модели способа. Задание №1: Придумайте подобные задания (варианты ответов на доске (3, 4) – обсуждение).
Задание №2: Составьте схему полученного способа.
Артём Ш. предлагает такой вариант:
Эта схема берётся за основную. Учащимся сообщается, что такая операция над числами в алгебре носит название “вынесение множителя из-под знака корня”.
5.Выполнение задания № 401 по учебнику “Алгебра–8”. Задания выполняются по цепочке, начиная с третьего ряда (одно выражение – один ученик), с комментированием. Перед началом работы с учащимися обсуждаем, для чего выполнять этот номер. София С. формулирует цель выполнения: “Для того, чтобы проверить, как работает новый способ, чтобы каждый научился его применять”.
- Выполнение задания № 404 по учебнику “Алгебра–8”.
Предлагаю учащимся прочитать задание номера и ответить на вопрос: “Чем это задание отличается от предыдущего?”. Учащиеся сразу видят изменение ситуации. Катя Б. поясняет: “В задании № 401 предлагалось вынести множитель из-под знака корня, а в задании № 404 предлагается внести множитель под знак корня. Я думаю, что это “обратный ход”. Класс с Катей согласен. Выполняем по цепочке, начиная со второго ряда. Первым работает у доски Дима В. и называет эту операцию “возвращением числа под корень”.
- Обучающий тест. У всех один вариант. Время выполнения 17 минут.
Текст теста, ключи – ответы к нему, критерии оценки прилагаются (см. приложение 2).
- Дополнительное задание.
Для тех, кто на выполнение теста затрачивает меньше времени, предлагается дополнительная карточка из десяти занимательных заданий. Текст прилагается (см. приложение 3).
- Подведение итогов урока.
Отвечаем на вопросы:
1) Какие способы работы с арифметическим квадратным корнем получили?
2) Как по-другому можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
3) На основании каких свойств можно выполнять внесение множителя под знак корня, вынесение множителя из-под знака корня?
Находки урока (понятийные термины):
- “безквадратное число”,
- “вернуть обратно”,
- “разбить на множители”.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
С П А С И Б О З А Р А Б О Т У !
П р и л о ж е н и е 1.
Тренажёр по теме “Арифметический квадратный корень”. А
|
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| 1
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
| –
| –
| 4
| –
| –
| –
| –
| –
|
| 5
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
| 7
| Х2 = 4
| Х2 = 100
| Х2 = 16
| Х2 = 30
| ∙
| ∙
| 8
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
П р и л о ж е н и е 2
а) Тест по теме “Применение свойств арифметического квадратного корня”
Тест: Применение свойств арифметического квадратного корня Алгебра - 8
Уровень А
Ключ:
Уровень В
Преобразуйте выражение: Ключ:
11) ; 12) ; 13) .
Уровень С
Извлеките корень: Ключ:
14) ; 15) .
|
б) Критерии оценки
Уровень
| Количество баллов за правильный ответ
| Максимальное количество баллов за уровень
| А
| 1 балл
| 10 баллов
| В
| 2 балла
| 6 баллов
| С
| 3 балла
| 6 баллов
|
Количество набранных баллов
| Оценка за работу
| Менее 8 баллов
| 2 (неудовлетворительно)
| 9 – 13 баллов
| 3 (удовлетворительно)
| 14 – 17 баллов
| 4 (хорошо)
| 18 – 22 балла
| 5 (отлично)
|
П р и л о ж е н и е 3
а) Дополнительное задание.
Карточка № 5 Алгебра – 8
1. Найдите значение корня:
2. Придумайте три подобных задания.
|
|