Рабочая программа по алгебре и началам анализа. Базовый уровень. 10 класс. Никольский С.М.
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Рабочая программа, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_algebra_10_klass_bazovyy_uroven.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2003 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №2, 2005.
Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2003 год. В скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.
В примерном поурочном планировании первый вариант рассчитан на 2,5 часа в неделю, второй вариант на 3 недельных часа.
Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.
«Алгебра и начала анализа» (базовый уровень 3 часа в неделю, всего 102 часа).
Действительные числа ( 7 часов).
Понятие действительного числа. Свойства действительных чисел. Множества чисел и операции над множествами чисел. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
Рациональные уравнения и неравенства ( 14 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Рациональные выражения. Формула бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов, треугольник Паскаля.
Рациональные уравнения и неравенства, метод интервалов решения неравенств, системы рациональных неравенств.
Корень степени n ( 9 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие функции, ее области определения и множества значении, графика функции. Функция y = xn, где nN, ее свойства и график. Понятие корня степени n>1 и его свойства, понятие арифметического корня.
Степень положительного числа (10 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие степени с рациональным показателем, свойства степени с рациональным показателем. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной и ограниченной. Бесконечная геометрическая прогрессия и ее сумма.
Число e. Понятие степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Преобразование выражений, содержащих возведение в степень. Показательная функция, ее свойства и график.
Логарифмы (6 часов).
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени, переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, методы их решения ( 7 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения.
Синус и косинус угла и числа ( 7 часов).
Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла и действительного числа. Основное тригонометрическое тождество для синуса и косинуса. Понятия арксинуса, арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла и числа (4 часа, из них контрольные работы – 1 час).
Тангенс и котангенс угла и числа. Основные тригонометрические тождества для тангенса и котангенса. Понятие арктангенса числа.
Формулы сложения (10 часов).
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Формулы приведения. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Тригонометрические функции числового аргумента ( 8 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период.
Тригонометрические уравнения и неравенства ( 8 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.
Элементы теории вероятностей ( 4 часа).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Повторение курса алгебры и математического анализа за 10 класс ( 8 часов, из них контрольная работа– 1 часа).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ десятиклассников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать[1]
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле[2] поведение и свойства функций;
- решать уравнения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
Планирование учебного материала по алгебре и началам анализа при трех уроках в неделю, за 10 класс по учебнику С.М. Никольский и др.
(Базовый уровень)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | примечание | |
по плану | фактически | ||||
| 7 | ||||
1 | Понятие действительные числа | 1 | |||
2 | Понятие действительные числа | 1 | |||
3 | Множество чисел. Свойства действительных чисел | 1 | |||
4 | Множество чисел. Свойства действительных чисел | 1 | |||
5 | Перестановки | 1 | |||
6 | Размещения | 1 | |||
7 | Сочетания | 1 | |||
| 14 | ||||
8 | Рациональные выражения | 1 | |||
9 | Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. | 1 | |||
10 | Рациональные уравнения | 1 | |||
11 | Рациональные уравнения | 1 | |||
12 | Системы рациональных уравнений | 1 | |||
13 | Системы рациональных уравнений | 1 | |||
14 | Метод интервалов решения неравенств | 1 | |||
15 | Метод интервалов решения неравенств | 1 | |||
16 | Рациональные неравенства | 1 | |||
17 | Рациональные неравенства | 1 | |||
18 | Нестрогие неравенства | 1 | |||
19 | Нестрогие неравенства | 1 | |||
20 | Системы рациональных неравенств | 1 | |||
21 | Контрольная работа №1 | 1 | |||
| 9 | ||||
22 | Понятие функции и её график | 1 | |||
23 | Функция у = xn | 1 | |||
24 | Понятие корня степени n | 1 | |||
25 | Корни четной и нечетной степеней | 1 | |||
26 | Арифметический корень | 1 | |||
27 | Арифметический корень | 1 | |||
28 | Свойства корней степени n | 1 | |||
29 | Свойства корней степени n | 1 | |||
30 | Контрольная работа №2 | 1 | |||
| 10 | ||||
31 | Степень с рациональным показателем | 1 | |||
32 | Свойства степени с рациональным показателем | 1 | |||
33 | Свойства степени с рациональным показателем | 1 | |||
34 | Понятие предела последовательности | 1 | |||
35 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 1 | |||
36 | Число е | 1 | |||
37 | Понятие степени с иррациональным показателем | 1 | |||
38 | Понятие степени с иррациональным показателем | 1 | |||
39 | Показательная функция | 1 | |||
40 | Контрольная работа №3 | 1 | |||
| 6 | ||||
41 | Понятие логарифма | 1 | |||
42 | Понятие логарифма | 1 | |||
43 | Свойства логарифмов | 1 | |||
44 | Свойства логарифмов | 1 | |||
45 | Свойства логарифмов | 1 | |||
46 | Логарифмическая функция | 1 | |||
| 7 | ||||
47 | Простейшие показательные уравнения | 1 | |||
48 | Простейшие логарифмические уравнения | 1 | |||
49 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | |||
50 | Простейшие показательные неравенства | 1 | |||
51 | Простейшие показательные неравенства | 1 | |||
52 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | |||
53 | Контрольная работа №4 | 1 | |||
| 7 | ||||
54 | Понятие угла | 1 | |||
55 | Радианная мера угла | 1 | |||
56 | Определение синуса и косинуса угла | 1 | |||
57 | Основные формулы для sin α и cos α | 1 | |||
58 | Основные формулы для sin α и cos α | 1 | |||
59 | Арксинус | 1 | |||
60 | Арккосинус | 1 | |||
| 4 | ||||
61 | Определение тангенса и котангенса угла. Основные формулы для tg α и ctg α | 1 | |||
62 | Основные формулы для tg α и ctg α | 1 | |||
63 | Арктангенс. Арккотангенс | 1 | |||
64 | Контрольная работа №5 | 1 | |||
| 10 | ||||
65 | Косинус разности косинус суммы двух углов | 1 | |||
66 | Косинус разности косинус суммы двух углов | 1 | |||
67 | Формулы для дополнительных углов | 1 | |||
68 | Синус суммы синус и разности двух углов | 1 | |||
69 | Синус суммы синус и разности двух углов | 1 | |||
70 | Сумма и разность синусов и косинусов | 1 | |||
71 | Сумма и разность синусов и косинусов | 1 | |||
72 | Формулы для двойных и половинных углов | 1 | |||
73 | Произведение синусов и косинусов | 1 | |||
74 | Формулы для тангенсов | 1 | |||
| 8 | ||||
75 | Функция y = sin x | 1 | |||
76 | Функция y = sin x | 1 | |||
77 | Функция y = cos x | 1 | |||
78 | Функция y = cos x | 1 | |||
79 | Функция y = tg x | 1 | |||
80 | Функция y = tg x | 1 | |||
81 | Функция y = ctg x | 1 | |||
82 | Контрольная работа №6 | 1 | |||
| 8 | ||||
83 | Простейшие тригонометрические уравнения | 1 | |||
84 | Простейшие тригонометрические уравнения | 1 | |||
85 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | |||
86 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | |||
87 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | 1 | |||
88 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | 1 | |||
89 | Однородные уравнения | 1 | |||
90 | Контрольная работа №7 | 1 | |||
| 4 | ||||
91 | Понятия вероятности события | 1 | |||
92 | Понятия вероятности события | 1 | |||
93 | Свойства вероятностей событий | 1 | |||
94 | Свойства вероятностей событий | 1 | |||
| 8 | ||||
95 | Линейные и квадратные уравнения | 1 | |||
96 | Рациональные уравнения | 1 | |||
97 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
98 | Системы уравнений | 1 | |||
99 | Решение неравенств | 1 | |||
100 | Логарифмические и показательные уравнения | 1 | |||
101 | Тригонометрические уравнения | 1 | |||
102 | Задачи на проценты, сплавы и смеси | 1 |
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- Литература
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
2.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №2-2005год;
3. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2003.
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений
[2] Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа. Базовый уровень .11 класс. Никольский С.М.
Рабочая программа, тематическое планирование 3 часа в неделю....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа к учебнику А.Г.Мордковича составлена на основе следующих документов:Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и нач...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа..Базовый уровень.11 класс
Рекомендована для учителей работающих под редакцией А.Н.Колмогорова....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса по учебнику А.Г.Мордкович;П.В.Семенов (базовый уровень)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Алгебра и начала анализа"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре началам анализа для 11 «А» классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по математике (базовый уровень)...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса к УМК С.М.Никольского. Базовый уровень.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО для изучения алгебры на базовом уровне в размере 70 часов (2 часа в неделю)....