Рабочая программа по алгебре и началам анализа. Базовый уровень .11 класс. Никольский С.М.
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Рабочая программа, тематическое планирование 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В базовом курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
- развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
- совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
- формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в базовом курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных предметов.
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс, М. «Просвещение», 2007 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в «Программе общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа» , М. : Просвещение, 2009 г;
Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.
«Алгебра и начала анализа» ( 4ч в неделю, всего 140 часов).
1. Функции и их графики (20 часов, 1 час контрольная работа)
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой
Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях.
Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
2. Производная и ее применение (26 часов, из них 2 часа контрольные работы).
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной.Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.Производные сложной и обратной функций. Вторая производная. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.Вторая производная и ее физический смысл.
3. Первообразная и интеграл (13 часов, их них 1 час контрольная работа).
Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Правила вычисления первообразных. Формула Ньютона-Лейбница.
Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
4.Уравнения и неравенства (55 часов, из них 3 часа контрольные работы).
Многочлены от двух переменных.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение иррациональных неравенств. Решение систем уравнений с двумя неизвестными простейших типов. Решение систем неравенств с одной переменной.
Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
5. Дополнение «Комплексные числа» (3 часа).
Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Комплексно сопряженные числа.
6. Повторение курса алгебры и математического анализа (19 часов, из них 4 часа контрольная работа).
Распределение часов по пунктам учебника и темам
(4 ч в неделю, всего 140 ч)
Содержание | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически | Примечание | |||
1. Функции и их графики | 9 | ||||||
1.1. Элементарные функции | 1 | ||||||
1.2.Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции | 1 | ||||||
1.3. Четность, нечетность, периодичность функций | 2 | ||||||
1.4. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции | 2 | ||||||
1.5. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами | 1 | ||||||
1.6. Основные способы преобразования графиков | 1 | ||||||
1.7. Графики функций, связанных с модулем | 1 | ||||||
2. Предел функции и непрерывность | 5 | ||||||
2.1. Понятие предела функции | 1 | ||||||
2.2. Односторонние пределы | 1 | ||||||
2.3. Свойства пределов функций | 1 | ||||||
2.4. Понятие непрерывности функции | 1 | ||||||
2.5. Непрерывность элементарных функций | 1 | ||||||
3. Обратные функции | 6 | ||||||
3.1. Понятие обратной функции | 1 | ||||||
3.2. Взаимно обратные функции | 1 | ||||||
3.3. Обратные тригонометрические функции | 2 | ||||||
3.4.Примеры использования обратных тригонометрических функций | 1 | ||||||
Контрольная работа №1 | 1 | ||||||
4. Производная | 11 | ||||||
4.1. Понятие производной | 1 | ||||||
4.2. Производная суммы. Производная разности. | 2 | ||||||
4.3. Непрерывность функции, имеющих производную. Дифференциал. | 1 | ||||||
4.4. Производная произведения. Производная частного | 2 | ||||||
4.5. Производные элементарных функций | 1 | ||||||
4.6. Производная сложной функции | 2 | ||||||
4.7. Производная обратной функции | 1 | ||||||
Контрольная работа №2. | 1 | ||||||
5. Применение производной | 15 | ||||||
5.1. Максимум и минимум функции | 2 | ||||||
5.2. Уравнение касательной | 2 | ||||||
5.5. Возрастание и убывание функций | 2 | ||||||
5.6. Производные высших порядков | 1 | ||||||
5.8. Экстремум функции с единственной критической точкой | 2 | ||||||
5.9. Задачи на максимум и минимум | 2 | ||||||
5.10. Асимптоты. Дробно-линейная функция. | 1 | ||||||
5.11. Построение графиков функций с применением производная. | 2 | ||||||
Контрольная работа №3. | 1 | ||||||
6. Первообразная и интеграл | 13 | ||||||
6.1. Понятие первообразной | 3 | ||||||
6.3. Площадь криволинейной трапеции | 1 | ||||||
6.4. Определенный интеграл | 2 | ||||||
6.5. Приближенное вычисление определенного интеграла | 1 | ||||||
6.6. Формула Ньютона-Лейбница | 2 | ||||||
6.7. Свойства определенных интегралов | 1 | ||||||
6.8. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах | 2 | ||||||
Контрольная работа №4 | 1 | ||||||
7. Уравнения-следствия | 9 | ||||||
7.1. Понятие уравнения-следствия | 1 | ||||||
7.2. Возведение уравнения в четную степень | 2 | ||||||
7.3. Потенцирование уравнений | 2 | ||||||
7.4. Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | 2 | ||||||
7.5. Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию | 2 | ||||||
8. Равносильность уравнений на множествах | 12 | ||||||
8.1. Основные понятия | 1 | ||||||
8.2. Возведение уравнения в натуральную степень | 2 | ||||||
8.3. Потенцирование и логарифмирование уравнений | 2 | ||||||
8.4 Умножение уравнения на функцию | 2 | ||||||
8.5. Другие преобразования уравнений | 2 | ||||||
8.6. Применение нескольких преобразований | 2 | ||||||
8.7. Уравнения с дополнительными условиями | - | ||||||
Контрольная работа №5 | 1 | ||||||
9. Равносильность неравенств на множествах | 10 | ||||||
9.1. Основные понятия | 1 | ||||||
9.2. Возведение неравенств в натуральную степень | 2 | ||||||
9.3. Потенцирование и логарифмирование неравенств | 2 | ||||||
9.4. Умножение неравенства на функцию | 2 | ||||||
9.5. Другие преобразования неравенств | 1 | ||||||
9.6. Применение нескольких преобразований | 1 | ||||||
9.8. Нестрогие неравенства | 1 | ||||||
10. Метод промежутков для уравнений и неравенств | 5 | ||||||
10.1. Уравнения с модулями | 1 | ||||||
10.2. Неравенства с модулями | 1 | ||||||
10.3. Метод интервалов для непрерывных функций | 2 | ||||||
Контрольная работа №6 | 1 | ||||||
11. Равносильность уравнений и неравенств системам | 11 | ||||||
11.1. Основные понятия | 1 | ||||||
11.2. Распадающиеся уравнения | 2 | ||||||
11.3. Решение уравнений с помощью систем | 2 | ||||||
11.4. Уравнения вида ƒ(α(χ))=ƒ(β(χ)) | 2 | ||||||
11.5. Решение неравенств с помощью систем | 2 | ||||||
11.6. Неравенства вида ƒ(α(χ))>ƒ(β(χ)) | 2 | ||||||
13. Системы уравнений с несколькими неизвестными | 8 | ||||||
13.1. Равносильность систем | 2 | ||||||
13.2. Система-следствие | 2 | ||||||
13.3. Метод замены неизвестных | 2 | ||||||
13.4. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств | 1 | ||||||
Контрольная работа №7 | 1 | ||||||
Комплексные числа | 3 | ||||||
1. Алгебраическая форма комплексного числа | 1 | ||||||
2. Сопряженные комплексные числа | 1 | ||||||
3. Геометрическая интерпретация комплексного числа | 1 | ||||||
Повторение | 19 | ||||||
Повторение курса алгебры и математического анализа X-XI классов | 15 | ||||||
Итоговая контрольная работа №8 | 4 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
Уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
- находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать несложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Литература
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа , М. : Просвещение, 2009 г;
- Алгебра и начала математического анализа: книга для учителя 11 класс, /М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009/.
- Алгебра и начала анализа: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2007/.
- Алгебра и начала анализа: дидактические материалы, 11 класс, /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа. Базовый уровень. 10 класс. Никольский С.М.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа..Базовый уровень.11 класс
Рекомендована для учителей работающих под редакцией А.Н.Колмогорова....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре началам анализа для 11 «А» классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по математике (базовый уровень)...