Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Графики. Функции»
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
Данный интегрированный урок математики и информатики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску. Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Широкое использование графических возможностей компьютера имеют большую прикладную направленность.
На интегрированном уроке алгебры и информатики в 9 классе по теме «Графики. Функции» для моделирования использовался табличный процессор Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_grafiki._funkcii_9_klass_1.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи
Конспект
урока по алгебре в 9 классе
по теме
«Графики. Функции»
Фамилия, имя, отчество автора: Колганова Елена Петровна
Квалификационная категория: Вторая
Место проживания: Краснодарский край, город Сочи, поселок Красная Поляна
Название учебного заведения: МОУ СОШ №65 г. Сочи
Пояснительная записка:
Данный интегрированный урок математики и информатики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску. Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Широкое использование графических возможностей компьютера имеют большую прикладную направленность.
На интегрированном уроке алгебры и информатики в 9 классе по теме «Графики. Функции» для моделирования использовался табличный процессор Excel.
Цели урока:
- Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения их графиков, ознакомить учащихся с возможностью построения графиков функций в среде электронных таблиц;
- Развивающая: развить логическое мышление, познавательный интерес и внимание учащихся;
- Воспитательная: воспитание усидчивости, внимательности; привить учащимся навык самостоятельности в работе.
Тип урока: урок повторения, обобщения и проверки знаний.
Вид урока: урок – практикум
Класс: 9
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование: проектор, компьютеры, доска
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
- Мотивация.
- Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков некоторых функций.
- Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
- Работа за компьютером.
- Итог урока.
- Домашняя работа.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! На протяжении всей жизни нас окружает множество изменяющихся величин. Многие из этих величин очень тесно связаны между собой, т.е. одни зависят от других.
2) Постановка учебной задачи.
Учитель: Тема нашего урока “Графики. Функции”. Сегодня мы проведем интегрированный урок «Построение графиков функций с использованием MS Excel». Понятие функции в математике является одним из основных потому Функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами.
3) Мотивация.
Учитель: Для исследования функций и построения графиков требуется много времени, приходится выполнять много громоздких вычислений, это не удобно, на помощь приходят компьютерные технологии. Вам может понадобиться умение строить графики функции с помощью компьютера при решении задач из школьного курса математики
А) при непосредственной задаче «построить график функции» для самопроверки.
Б) для графического решения уравнений и неравенств.
В) для графического решения системы уравнений.
Учитель: Вы знаете, что график функции это один из способов ее задания. Вспомните, какие еще вы знаете способы задания функций? (Ответ: табличный, аналитический)
4) Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков некоторых функций.
Учитель: Из курса алгебры нам известна общая схема исследования функции и построения ее графика. Давайте вспомним, как это сделать?
Ученики: рассказывает схему исследования.
Схема исследования функций.
- Область определения функции (D (f))
- Область значений функции (E (f))
- Четность, нечетность, общий вид.
- Точки пересечения с осями:
а) с осью Ох,
б) с осью Оу.
- Промежутки возрастания и убывания функции.
- Непрерывность функции.
Учитель: А теперь поработаем в группах. У каждого из вас на столе лежит таблица, которую вам необходимо заполнить. На это вам отводиться 4 минуты.
Название | Формула | Основные свойства | График |
Учащиеся в группах выполняют задание на время. По истечении времени, учитель проверяет правильность выполнения задания.
5) Повторение пройденного материала, актуализация знаний.
Учитель: На уроках информатики и ИКТ, вы уже познакомились с программой Excel. Давайте вспомним:
Фронтальный опрос.
- Как осуществить ввод формулы в клетку?
- При помощи, какой команды меню можно построить график в Excel?
- Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т. е. скопировать ее?
- Каковы правила записи формул в электронных таблицах?
Учитель: Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним, как это делается. Записать следующие выражения, учитывая, что значение х находится в ячейке А1
а) б) в)
Ответы:
а) (1 + А1)/(4*А1*А1);
б) – 2*ABS( А1) + А1^3/(3 *А1*А1) + 4)+3;
в) ABS(А1/(А1*А1 + 1)) + ABS(А1)/(А1^4 + 1).
Учитель: Как поступить в том случае, когда вы не помните правила записи в Excel какой-либо математической функции? Где можно получить информацию о правилах записи в Excel математических функций? Например, как записывается выражение?
Ответ: для записи функций в ячейки можно пользоваться мастером функций (Вставка-Функция…)
Учитель: А теперь вспомним алгоритм построения графика функции с помощью электронных таблиц Excel».
- Составить таблицу значений функции;
- С помощью Мастера построения диаграмм
- Выделить таблицу, построить диаграмму (точечную со значениями, соединенными сглаживающими линиями
6) Работа за компьютером.
Учитель: Займите места у компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.
Задание 1. Построить график функции с использование электронных таблиц
у = в промежутке x [-5;5] с шагом 1
Задание 2. Постройте графики функций
у = на отрезке [0; 8];
y = на отрезке [-4; 4];
y = на отрезке [4; 12].
y = +3 на y = на отрезке [-8; -1] и [1; 8];
y = - на отрезке [-8; -1] и отрезке [-8; -1] и [1; 8];
y = -3 на отрезке [-8; -1] и [1; 8];
Задание 3 .Найти решение уравнения 5х= х2+4
7) Итог урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Оправдано ли при построении данных графиков и решении уравнений применение компьютера? Как легче построить графики: в тетради самостоятельно, или при помощи компьютера?
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение компьютеров при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
8) Домашняя работа.
Источники материалов:
- http:/uchinfo.com.ua/
- http://klassteacher.com/
- http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
- http://infoschool.narod.ru/
- http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2.html
- http://www.uroki.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...
Открытый урок по алгебре в 9 классе по теме "График квадратичной функции"
Конспект и презентация к уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида...
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функции, рассматривает ключевые задачи....
Материалы открытого урока алгебры в 7 классе по теме: «График линейной функции»
В состав материалов входят: конспект урока, две презентации( к основной презентации прилагается музыкальный файл из мультипликационного фильма про миньонов) и раздаточный материал для проведения самос...
план-конспект урока по математике в 7 классе на тему "График линейной функции"
в данной разработке урока подробно расписаны деятельность учителя и учащихся, использованы игровые фрагменты, метод проблемного обучения, самостоятельная работа на закрепление изученного материала....
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме "График квадратичной функции"
Материал урока учит строить график квадратичной функции, помогает изучить свойства функций, рассматривает ключевые задачи...
Конспект урока по алгебре 7 класс по теме Линейная функция
В данной разработке есть адреса используемых ЭОР...