План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы, увеличения доли самостоятельной работы. Подобранны разнообразные разноуровневые задания, что способствует качественному усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sootnosheniya_2.doc | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Соотношения между тригонометрическими функциями
одного и того же угла.
Цели: продолжить формирование навыков применения основных тригонометрических тождеств для нахождения значений тригонометрических функций;
развивать логическое мышление;
воспитание самостоятельности и трудолюбия.
Оборудование: интерактивная доска.
- Организационный момент.
(Раздать учащимся технологические карты. Приложение №1)
- Повторение с элементами проверки домашнего задания.
- Тригонометрический калейдоскоп.
Закончите формулы:
sin2α + cos2α = (1), tg α = , ctg α = , | tg αctg α = (1), 1 + tg2 α = , 1 + ctg2 α = . |
- Выразите:
а) sin α через cos α
sin α через ctg α sin α через tg α и cos α | , , (sin α = tg αcos α); |
б) cos α через sin α cos α через tg α cos α через ctg α и sin α | , , (cos α = ctg α sin α). |
- Определите углом какой четверти является угол α, если:
а) sin α > 0 и cos α < 0;
б) cos α < 0 и sin α < 0;
в) tg α > 0 и cos α > 0;
г) sin α cos α tg αctg α > 0.
Основные тригонометрические тождества |
Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них | Доказательство тождеств | Преобразование выражений |
- Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению
одной из них.
1. Выполните упражнения: № 764(а). 766(в) – на доске и в тетрадях;
№ 766(а,г) – самостоятельно;
№ 767(в) – устно.
№ 764(а). sin α = , < α <, tg α – ?
cos α < 0, так как α – угол II четверти, следовательно,
, ,
tg α = , tg α =.
Ответ: tg α =.
№766(г). tg α =, α – угол IV четверти, sin α, cos α, tg α – ?
sin α < 0, так как α – угол IV четверти, следовательно,
, sin α =,
cos α = ctg α sin α, cos α =,
tg α = , tg α =.
Ответ: sin α =, cos α =, tg α =.
№776. а) sin α = , 0 < α <, sin α, tg α, ctg α – ?
cos α > 0, так как α – угол I четверти, следовательно,
, == ,
tg α = , tg α =: = ,
ctg α = , ctg α == .
Ответ: , tg α =, ctg α = .
б) tg α =, < α <, sin α, cos α, ctg α – ?
cos α < 0, так как α – угол II четверти, следовательно,
, cos α == =,
sin α = tg αcos α, sin α = = ,
ctg α = , ctg α ==.
Ответ: sin α =, cos α =, ctg α =.
(*Решение данных заданий продемонстрировать учащимся с помощью
интерактивной доски).
№767(в) tg= 1 и < < , sin , cos , ctg – ?
Ответ: sin =, cos =, ctg = 1.
(*В домашней работе подтвердить результаты вычислениями).
2. Расширим множество значений угла.
Найдите значение тригонометрических функций угла α, если известно, что:
а) cos α = – и 0 < α < ; cos α, tg α, ctg α – ?
sin α > 0, так как α – угол II четверти, следовательно,
, == ,
tg α = , tg α =: = ,
ctg α = , ctg α == .
Ответ: , tg α =, ctg α = .
б) tg α = 3 и < α < , sin α, cos α, ctg α – ? (самостоятельно).
cos < 0, так как – угол III четверти, следовательно,
, cos== ,
sin = tg cos, sin = 3= ,
ctg = , ctg =.
Ответ: sin =, cos =, ctg =.
* Используя полученные результаты, предложить учащимся найти значение
выражения sin4α – cos4α, а затем с помощью тождества
sin4 – cos4 = (sin2 – cos2)(sin2 + cos2) = sin2 – cos2,
sin2 – cos2 = – ==.
(*Решение данных заданий продемонстрировать учащимся с помощью
интерактивной доски).
3. Устно доказать, что не могут одновременно выполняться равенства:
sin = и cos = .
(Использовать при решении тождество sin2 + cos2 = 1.)
4*. Могут ли синус и косинус некоторого угла равняться соответственно: и ,
где ?
Учитывая, что 1–2а0 и sin2α + cos2α = 1, получаем == 1.
Ответ: возможно при а.
5*. Существует ли такой угол α, для которого: tg α = и ctg α = ?
Учитывая, что tgαctgα = 1, получаем .
Ответ: при любом .
- Самостоятельная работа. Приложение №2.
Учащиеся выполняют задания, сдают работы, тексты работ с заполненными таблицами
ответов оставляют у себя.
Ответы к заданиям самостоятельной работы продемонстрировать учащимся с помощью интерактивной доски в готовом виде или заполнить с их помощью.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: №765, №767, №769, №919.
Приложение №1
Технологическая карта для учащихся.
Тема: Соотношения между тригонометрическими функциями
одного и того же угла.
План урока.
- Повторение.
- Тригонометрический калейдоскоп.
а) закончите формулы: sin2 + cos2 = tg = ctg = tgctg = 1 + tg2 = 1 + ctg2 = | б) углом какой четверти является угол α, если: sin > 0 и cos < 0; cos < 0 и sin < 0; tg > 0 и cos > 0; sin cos tg ctg> 0. |
2)
Основные тригонометрические тождества |
Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них | Доказательство тождеств | Преобразование выражений |
- Нахождение значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.
- Выполнить упражнения: № 764(а), 766(в) – на доске и в тетрадях;
№ 766(а,г) – самостоятельно;
№ 767(в) – устно.
- найдите значение тригонометрических функций угла α, если известно, что:
а) cos = – и 0 < < ;
б) tg= 3 и < < (самостоятельно).
( * используя полученные результаты, найдите значение выражения sin4α – cos4α).
- Устно доказать, что не могут одновременно выполняться равенства:
sin= и cos= .
4*) Могут ли синус и косинус некоторого угла равняться соответственно:
и , где ?
5*) Существует ли такой угол α, для которого: tg= и ctg= ?
Указание: представьте выражение в виде квадрата разности.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание: № 765, 767, 796, 919.
Приложение №2.
Самостоятельная работа.
I вариант.
Уровень А
- Найдите значение cos, если
sin= и < < .
- Упростите выражение:
а) (sin– 1)(sin+ 1);
б) tgctg– cos2;
в) – 1;
г) .
Уровень Б
- Вычислите значения тригонометрических функций угла , если tg= 5 и < < .
- Упростите выражение:
а) tgctg– sin 2;
б) (1+ tg2 )(cos2– 1);
в) 1 + ;
г) – .
Таблица ответов | ||||||
№1 | №2 | |||||
sin= | cos= | ctg= | а) | б) | в) | г) |
II вариант.
Уровень А
- Найдите значение sin, если
cos= и < < .
- Упростите выражение:
а) (1– cos)(1 + cos);
б) sin 2– tgctg;
в) – 1;
г) .
Уровень Б
- Вычислите значения тригонометрических функций угла , если tg= 5 и < < .
- Упростите выражение:
а) cos2– tgctg;
б) (1– sin 2 )(1+ ctg2);
в) + 1;
г) – .
Таблица ответов | ||||||
№1 | №2 | |||||
sin= | cos= | tg= | а) | б) | в) | г) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетные работы по теме: "Тригонометрические функции одного и того же аргумента"
В архиве содержатся 3 работы для учащихся:Дифференцированная практическая работа "Радианная мера угла".Учебная карта "Тригонометрические формулы и их применение".Итоговая работа "Тригонометрические фу...
Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»
Конспект урока по математике: «Соотношение между тригонометрическими функциями одного аргумента»...
Урок по теме "Соотношения между тригонометрическими формулами одного аргумента"
Урок закрепления умений и навыков при решении заданий с использованием основных тригонометрических тождеств для учащихся 10 класса. На уроке решаются задания В8 при подготовке к ЕГЭ....
Тригонометрические функции одного и того же угла
Материал может применяться для контроля знаний по теме "Тригонометрические функции одного и того же угла"...
План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств»
План – конспект урока по алгебре «Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств». Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.Цель...
План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".
План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)"....
План-конспект урока по алгебре в 8 классе «Решение неравенств с одной переменной»
План-конспект урока по алгебре в 8 классе "Решение неравенств с одной переменной". Урок ознакомления с новым материалом.Использована технология проблемного обучения....