Рабочая программа по учебному курсу " Алгебра". 9класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

 

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематическое планирование . Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе учебника А.Г. Мордковича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_algebre_9_klass.rar29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

 «____»______________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор училища

«____»______________ 20 ___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по алгебре для 9 классов

на 2012-2013 учебный год

Классы: 9А, 9Б, 9В

Количество часов:

- 3 часа в неделю;

- 102 часа в год.

Программа разработана на основании: Примерной программы по математике. «Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г.-128с.

 

Разработала:

    - Давыдова Елена Юрьевна, преподаватель первой квалификационной категории.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Математика, информатика и ИКТ»,

протокол № … от «…» ……………………. 20 … г.

Руководитель кафедры

Содержание

1.

Пояснительная записка ………………………………………......

3  

2.

Содержание ……………………………………………………….

5

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся……………….

9

4.

Программно-методическое обеспечение программы…………...

13

5.

Список литературы для преподавателей………………………...

13

6.

Список литературы для учащихся……………………….............

13

7.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету……………………………………………………………

15

8.

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету………………………………………………………...

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения  является  обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников  независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в  определенных умственных навыках. Роль математической подготовки  в общем образовании современного человека ставит определённые цели и задачи обучения математики в школе.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. сформировать практические навыки выполнения уст ных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычис лительную культуру;
  2. овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  3.  изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  4. развить логическое мышление и речь — умения логически обосно вывать суждения, проводить несложные систематизации, приво дить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллю страции, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5.  сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реаль ных процессов и явлений.

Общеучебные цели

  1. Создание условий для формирования умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
  2. Создание условий для формирования умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
  3. Формирование умения использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.
  4. Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
  5. Создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность.
  6. Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при  решении практических задач, используя при  необходимости справочники и вычислительные устройства.
  7. Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные  цели

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин (физика, химия, информатика и другие), продолжения образования.
  2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Целью изучения курса алгебры в 9 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов,  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

Курс характеризуется повышением теоретического  уровня обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Алгебра (102 ч)

Повторение материала 6-8-го классов (6 ч.)

Рациональные неравенства и их системы (17 ч.)

Линейные и квадратные неравенства (повторение). Рациональное неравенство. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Система неравенств. Решение системы неравенств.

Системы уравнений (16 ч.)

Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение урав нения  р(х; у) = о. Равносильные уравнения с двумя переменны ми. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения (х– а)2 + (у– b)2 = r2. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы уравнений. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными. Методы решения систем уравнений (метод подстановки,  алгеб раического сложения, введения новых переменных). Равносиль ность систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.        

Числовые функции (25 ч.)

Функция. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определе ния функции. Область значений функции. Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный). Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпук лость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций: у = С, у = kx + т, у = kx2,  ,  , у = ах 2 + + с. Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функ ции на четность. Графики четной и нечетной функций. Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым  показате лем, ее свойства и график. Функция , ее свойства и график.

Прогрессии  (16 ч.)

Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный,  peкyppeнт ный). Свойства числовых последовательностей. Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. Характери стическое свойство.

Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характери стическое свойство. Прогрессии и банковские расчеты.

Элементы комбинаторики, статистики и теории  вероятностей  (12 ч.)

Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки.

Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма'. Числовые харак теристики данных измерения (размах, мода, среднее значение).

Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Веро ятность противоположного события. Статистическая устойчи вость. Статистическая вероятность.

Обобщающее повторение (10 ч.)


СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Алгебра

9 класс  

(3 часа в неделю – 102 ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1

2

3

4

1.

Повторение материала  6-8 классов

6

1

1

1

I. Неравенства и системы неравенств

17

1

1.

 Линейные и квадратные неравенства.

4

2.

Рациональные неравенства.

5

3.

Множества и операции над ними.

3

4.

Системы рациональных неравенств.

4

1

1

II.  Системы уравнений

16

1

1.

 Основные понятия.

4

2.

Методы решения систем уравнений.

5

3.

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

6

1

1

III.   Числовые функции

25

2

1.

Определение числовой функции. Область определения, область значений.

4

2.

Способы задания функций.

2

3.

Свойства функций.

4

4.

Четные и нечетные функции.

4

1

1

5.

Функции  у=х п  их свойства и графики.

4

6.

Функции  у=х - п  их свойства и графики.

3

7.

Функция , её свойства и график.

2

1

1

IV. Прогрессии

16

1

1.

Числовые последовательности.

3

2.

Арифметическая прогрессия.

6

3.

Геометрическая прогрессия.

6

1

1

V. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

12

1

1.

Комбинаторные задачи.

3

2.

Статистика – дизайн информации.

3

3.

Простейшие вероятностные задачи.

3

4.

Экспериментальные данные и вероятности событий.

2

1

1

5.

Итоговое  повторение

10

1

2

1


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  1. Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
  2. Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
  3. Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
  4. Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического),  свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
  5. Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
  6. Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

должны знать/понимать 

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе;
  2. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  3. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира; 
  4. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  5. как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении  математических и практических задач;
  6. как математически определённые функции  могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  7. как  потребности практики  привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

должны уметь: 

  1. выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  2. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  3. выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  4. применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  5. решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
  1. решать текстовые задачи алгебраическим методом,  проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  2. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  3. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  4. определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  5. описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
  4. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится 102 часов  (из расчета 34 уч. недель  по 3 часа в неделю) с добавлением 3часов, вместо 99 часов в соответствии с программой Математика 5-11 кл. на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г. Эти 3 часа отведены в начале учебного года на повторение вопросов курса «Алгебра – 8».

Предусмотрено:

  1. контрольные работы – 7 часов +  2 часа при организации «Итогового повторения».

 п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

1

Повторение (вводный контроль).

1

2

Неравенства и системы неравенств.

1

3

Системы уравнений.

1

4

Числовые функции.

1

5

Числовые функции.

1

6

Прогрессии.

1

7

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

1

8

Итоговая контрольная работа.

2

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

Текущий контроль в виде самостоятельных работ  и тестов.

Тематический контроль в виде  контрольных работ.

Итоговый контроль в виде теста.

С учетом уровней специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, виды контроля, компетенции, которые будут формироваться. Планируется использование следующих педагогических технологий:

  1. обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.
  2. технология полного усвоения;
  3. технология обучения на основе решения задач;
  4. технология проблемного обучения;
  5. технология проектной деятельности.


ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл. на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (23.12.2003г. № 21/12; Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089)/ Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2000 г./, рекомендованный Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

  1. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312.
  2. Приказа Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации ото 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  3. Приказа Министерства РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Примерной программы по математике. «Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007г.-128с.

Перечень используемого учебно-методического комплекта:

  1. Программы по алгебре для 7 – 9 класса. Автор А.Г. Мордкович.
  2. А.Г. Мордкович. Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник– М.:  Мнемозина, 2007.
  3. А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова. Алгебра. Ч. 2:Задачник – М.:  

Мнемозина, 2007.

  1. Л.А. Александрова. Алгебра. Самостоятельные работы / Под ред.

 А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.

  1. Л.А. Александрова. Алгебра. Контрольные работы /  Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 9. Блиц-опрос. Пособие для учащихся.
  3. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7- 9. Тесты – М.: Мнемозина,    2006.
  4. П.И. Алтынов. Дидактические материалы. Алгебра. Устные упражнения и диктанты. 7 -9 класс. Учебно-методическое пособие.
  5. А.Г. Мордкович. Алгебра. Методическое пособие для учителя.  – М.: Мнемозина, 2007.
  6.  Ю.П. Дудницын, Е.Е. Тульчинская. Алгебра. 9 кл. Контрольные работы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.Г. Мордковича.–М.: Мнемозина, 2006.
  7.  М.С. Мильштейн. Алгебра. Рабочая тетрадь (в 2-х частях)/ Под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.А также дополнительных пособий:

 для учителя:

  1. Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007;
  2. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990;
  3. Ф.Ф. Лысенко  Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математики Ростов-на-Дону; издательство «Легион», 2008;
  4. Кононов А.Я. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9кл. общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение:Учеб.лит.,1996.
  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-8-е изд., испр. И доп.-М.: ИЛЕКСА,-2010.В. В. Кочагин, М. Н. Кочагина Алгебра. 9 класс. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь.-М.: Эксмо, 2009.
  6.  Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
  7.  Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

для учащихся:

  1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
  2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
  3. Л.В. Кузнецова и др. Сборник заданий для проведения письменного  экзамена по алгебре  за курс средней школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007;
  4. С.А. Шестаков Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс – М.: АСТ: Астрель, 2006;
  5. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М., Просвещение», 2007;

           


Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
  3. http://2x2abc.com/algebra.files 
  4. Министерство образования РФ:     http://www.informika.ru/;   http://www.ed.gov.ru/;   http://www.edu.ru/ 
  5. Тестирование online: 5 - 11 классы:      http://www.kokch.kts.ru/cdo/ 
  6. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru/
  7. Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/
  8. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
  9. http://www.studfiles.ru

Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету:

  1. Графическое решение уравнений, неравенств и их систем.
  2. Решение уравнений и неравенств с параметром.
  3. Прогрессии.

Преподаватель  математики                    

Руководитель кафедры

«Математика, информатика и ИКТ»                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" в 7-9 классах

Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «алгебра», 8 класс

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «алгебра», 7 класс

Рабочая  программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и р...

Рабочая программа по учебному курсу алгебра», 10 класс

Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов...

Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10-12 классы

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего(полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственног...

Рабочая программа по учебному курсу Алгебра 7 класс

Рабочая программа может быть использована учителями математики, преподающими предмет по учебнику "Алгебра 7 класс", автор Макарычев под редакцией Теляковского...

Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» класс 10

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы «Математика. Алгебр...