Урок в 10 классе по теме "Дифференцирование функций"
план-конспект урока алгебры (10 класс) по теме
Интегрированный урок по алгебре и физике, который проводят два учителя - учитель физики и учитель математики. В данном материале представлен фрагмент урока в классе с углубленным изучением математики, проведенный учителем математики, который содержит ответы учащихся у доски, фронтальную устную работу с классом, доклад учащегося по теме "Уравнение нормали к графику функции", устную работу по индивидуальным карточкам по технике дифференцирования, игру "Поле чудес" по технике дифференцирования, разноуровневую самостоятельную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencirovanie_funkciy.docx | 115.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по теме:
«Дифференцирование функций»
в 10б классе (алгебра).
Цель: | Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Дифференцирование функций». |
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, дидактические карточки для устного счёта, разноуровневые карточки с заданиями для самостоятельной работы. |
I. Повторение пройденного материала. | |
Учитель: | Изучение математики, естественнонаучных и технических дисциплин происходит параллельно, и часто, не только математика используется в физике и в определённой мере даже определяет ход физического образования, но и физика использует математический аппарат, оказывает обратное воздействие на математику. Прежде всего, при обучении физике происходит закрепление математических знаний. Так, в 10 классе производная используется при рассмотрении некоторых вопросов электродинамики. |
1. 1 учащийся готовится у доски:
- Доказать, что функция f(x) = x ∙ |x| дифференцируема в точке x = 0, и найти её производную в этой точке.
- На повторение:
Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию y = .
- (0) = = = .
(0) = = = = = 0.
- = ,
= = = .
Ψ (x) = ,
Ψ (x) = = = .
f(x) = + .
2. Одновременно устная работа с классом (мультимедийный проектор):
- Зависимость пути от времени задана графиком. Найти среднюю скорость на промежутке времени [2;4].
Vср. = , Vср. = = .
- Какая из величин изменяется неравномерно в зависимости от переменной t ?
A = N ∙ t, Q = mc (t – t0),
V = V0 (1 + ∙ t), V = .
V = , так как равномерное движение задаётся линейной функцией.
- Какое из утверждений неверно:
– Сила – это производная работы по перемещению F =
– Сила тока – это производная заряда по времени I =
- Э.Д.С. индукции – это производная потока по времени Ei =
- Теплоёмкость – это производная теплоты по температуре C =
- Мощность – производная работы по времени N =
3. Ответ учащегося у доски.
4. Вопрос к классу:
В чём заключается геометрический смысл производной?
5. 1 учащийся готовится у доски:
- Касается ли прямая x + 4y – 4 = 0 гиперболы y =
- Вопрос на повторение:
f(x) = x2, g(x) = .
Решить уравнение g(f(x)) = f(g(x))
- Найдём общие точки линий:
.
− ,
.
– 4 = 0,
+ 1,
.
=> прямая является касательной.
x ≥ 0
Ответ: [0; +∞].
6. Одновременно с этим 1 учащийся готовит сообщение об уравнении нормали к графику функции.
7. Устная работа класса (мультимедийный проектор):
- y = x2 + 2,
x = –1.
Найти tg наклона касательной к графику в точке с x0 = –1.
tg = k =
,
tg .
- y = f(x), tg = 2, x0 = –1, f(x0) = 3.
Написать уравнение касательной к графику функции в этой точке.
y1 = 2x + 5
- В какой точке параболы y = 0,5x2 + 1 касательная к ней параллельна прямой y = –x – 1?
,
,
8. Ответ учащегося у доски.
9. Сообщение учащегося у доски (нормаль).
10. 1 учащийся готовится у доски:
- Найти производную функций:
А). y = 6 – 3x3 + 7x + 2;
– 9x2 + 7.
Б). y = (x4 – 3x + 6);
(x4 – 3x +6) + (4x3 – 3).
В). y = ;
= .
Г). y = tg ()
∙ .
- Формулировка теоремы о дифференцируемости суммы функций.
11. Вопросы к классу:
- Определение функции, дифференцируемой в точке x0; на интервале (a; b).
- Какая связь между непрерывностью функции в точке x0 и дифференцируемостью функции в этой точке.
- Верно ли утверждение: «Если функция непрерывна и монотонна на (a; b), то она дифференцируема на этом интервале?
Нет, например, f(x) =
12. Ответ учащегося у доски.
Учитель: | В теореме о производной суммы двух функций предположение о дифференцируемости слагаемых существенно. Так, если f(x) = |x|, g(x) = 1 – |x|, то f(x) + g(x) = 1. Каждая из f(x) и g(x) в точке x = 0 не является дифференцируемой, в то время как f(x) + g(x) в точке x = 0 дифференцируема => высказывание, что производная суммы равна сумме производных без предположения о существовании производной у каждого из слагаемых неверно. |
13. Устные упражнения по индивидуальным карточкам (техника дифференцирования – Приложение 1).
14. Работа в тетрадях.
- Найти если
А). f(x) =
f(x) = = 1 +
= = .
Б). f(x) = , x ≠ .
f(x) = = 1 –
= .
15. Поле чудес по технике дифференцирования – Приложение 2.
II. Домашнее задание. №423, 432 (учебник автор Виленкин Н.Я.).
III. Самостоятельная работа по уровням 3, 4, 5 – Приложение 3.
№ п/п | №1 математика | №2 физика | №3 математика-физика | Итог | ||||||
на 3 | на 4 | на 5 | на 3 | на 4 | на 5 | на 3 | на 4 | на 5 | ||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. |
IV. Итог урока.
Карточки для работы учащихся у доски.
Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию: |
f(x) = x2, g(x) = . Решить уравнение: g(f(x)) = f(g(x)). |
А). y = 6 – 3x3 + 7x + 2; Б). y = (x4 – 3x + 6); В). y = ; Г). y = tg () |
Приложение 1.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
1 | π | 90 | |||||
2 | 2x | x | -10x | x | πx | -x | x |
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | sin 2x | sin 3x | sin | sin 5x | sin | sin | sin (2 – 5x) |
14 | cos 3x | cos 2x | cos 5x | cos | cos | cos | cos |
15 | tg 2x | tg | tg | tg 5x | tg | tg 7x | tg 8x |
16 | ctg 3x | ctg | ctg | ctg 2x | ctg 3x | ctg | ctg 4x |
17 | 2sin 3x | 3sin 2x | 4sin | 2sin | 3sin | 4sin | 3sin |
18 | 3cos 2x | 2cos 3x | 4cos 3x | 5cos | 6cos | 7cos | 8cos |
19 | 4tg 2x | 3tg | 2tg | 3tg 3x | 5tg 2x | 3tg | 2tg |
20 | 5ctg 3x | 3ctg 3x | 5ctg 2x | 2ctg | 3ctg | 7ctg 2x | 2ctg |
21 | sin2 2x | sin3 x | sin2 3x | sin2 | sin3 | sin2 | sin4 3x |
22 | cos2 x | cos2 | cos3 | cos2 2x | cos2 3x | cos2 | cos2 |
23 | tg2 x | tg2 2x | tg2 3x | tg2 | tg3 | tg3 x | tg3 2x |
24 | ctg2 x | ctg3 3x | ctg2 2x | ctg3 x | ctg3 | ctg3 | ctg2 3x |
25 | 2sin3 2x | 3cos2 3x | 2tg3 2x | 3ctg2 3x | 2cos3 | 3ctg2 | 4cos2 6x |
26 | e2x | e3x | 2e5x | 3ex | 4e2x | ecos x | |
27 | 2x | 32x | 52x – 1 | 7sin x | 82cos x | 9tg x | |
28 | 2ln x | ln (x +1) | ln (x2 –2) | ln2 x | 3ln3 x | 2ln3 (x – 5) | 3ln sin x |
Приложение 2.
Найти значение производной функции в заданной точке:
1. | f(x) = 2x3 – x2 + 3, x0 = 2. |
2. | f(x) = x2 (x2 – 3), x0 = -1. |
3. | f(x) = , x0 = 1. |
4. | f(x) = 2sin 3x, x0 = . |
5. | f(x) = 3cos 2x, x0 = . |
6. | f(x) = tg x + 2x, x0 = 0. |
7. | f(x) = 2ctg x, x0 = . |
8. | f(x) = 3sin 4x – 9x, x0 = . |
9. | f(x) = , x0 = 1. |
10. | f(x) = , x0 = 1. |
11. | f(x) = , x0 = 2. |
12. | f(x) = 5x4 – 3x3 + 5x, x0 = -1. |
13. | f(x) = 5tg 3x – 2, x0 = . |
14. | f(x) = + 17x, x0 = 2. |
15. | f(x) = (2x – 3) (x2 – 4x), x0 = -2. |
16. | f(x) = 3ctg x , x0 = . |
17. | f(x) = sin 3x ∙ cos x + cos 3x ∙ sin x, x0 = . |
а | б | д | е | л | м | о | р | ч | ш | у | х |
-24 | -4 | 15 | 2 | 3 | 0 | 80 | 20 | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8, | |
у | м | х | о | р | о | ш | о |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17. | ||
а | д | в | а | л | у | ч | ш | е |
Приложение 3.
Математика
На 3 | На 4 | На 5 |
1. Дана функция f(x) = . Найти f’(x) и решите неравенство f’(x) < 0. | 1. f(x) = (x2 + x – 1). А). Найти f’(x). Б). Какой по виду угол образует при x > 0 касательная к графику этой функции с осью x? | 1. f(x) = 1 – , g(x) = f(f(x)). Найти g’(x). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.
Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....
Конспект урока 9 класс По теме: « Функции , их свойства и графики»
Тема: Функции , их свойства и графикиЦель урока: осознание и закрепление ранее изученного материала.Систематизировать и обобщить знания о функции и ее свойствах; расширить...
Урок алгебры в 9 классе "Определение числовой функции. Область определения и область значений функции"
Урок «Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» по учебнику А. Г. Мордковича. Тип урока: обобщение и систематизация знанийЗадачи: создать усл...
План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".
План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)"....
Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...
презентация к уроку алгебры 9 по теме "Функция. Область определения и область значения функции"
презентацию можно использовать при объяснении нового материала или при повторении...