Урок математики в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
На этом уроке можнообобщить знания о сложении и вычитании обыкновенных дробей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse.docx | 815.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Действия с обыкновенными дробями.
Цели: *обобщить знания учащихся об обыкновенных дробях; закрепить навыки сложения и
вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; расширять знания об окружающем
мире;
*воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу;
*развивать быструю работу мысли, внимательность и смекалку, умение высказываться,
развивать интерес к математике.
Ход урока.
- Организация класса.
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить и закрепить всё, что мы знаем про обыкновенные дроби, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить навык решения примеров и задач по данному правилу. Для того, чтобы наша работа не была однообразной, какие-то задания будут групповыми, а какие-то индивидуальными. Старшие в группах будут отмечать на листочке работу своих товарищей.
- Устные упражнения.
- Прочитайте дроби: 56 ; 66 ; 25 ; 310 ; 1310 ; 185 ; 4142 ; 5959 .
- Какие из дробей правильные?
- Какие из данных дробей неправильные?
- Сравните эти дроби с 1.
- Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь а5 была правильной?
- Какие значения может принимать знаменатель, чтьбы дробь 3b была неправильной?
- Поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а вы, если услышите среди них неправильную дробь, хлопаете в ладоши. 1517 ; 59 ; 2019 ; 5051 ; 100200 ; 49 ; 7557 ; 615 ; 5323 ; 12 ; 754 ; 32 .
- Сравните дроби 153 и 83 .
- Выделите в этих дробях целую часть.
- Вычислите: а) 116 + 36 ; б) 1 - 38 .
- Работа по отработке навыков сложения и вычитания дробей.
- Это задание займёт очень мало времени, но будет показательным. Оно покажет, умеете ли вы складывать и вычитать дроби, и то, как от одной ошибки зависит результат всего класса. Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву – на обратной стороне карточки. Все буквы складываются в центре стола. Затем составляется фраза и записывается на доске. Если кто-то неправильно решил пример и нашёл букву, то предложение не получится.
Карточки с примерами.
| 8) 21013 - 2313 | 15) 437 +237 | 22) 117 + 37 |
| 9) 115 +225 | 16) 1017 +717 | 23) 7 - 245 |
| 10)211+911 | 17)1-717 | 24)235+225 |
4)1330+1730 | 11)113+113 | 18)367-227 | 25)7910+4310 |
5)1-613 | 12)457-217 | 19)335 +35 | 26)213 +13 |
6)2 +23 | 13)434 +14 | 20)778 +218 | 27)710 +310 |
7)1 +145 | 14)145 +225 | 21)3 -2717 |
Таблица с алфавитом.
А - 147 | Ж - 245 | Н - 713 | У - 223 | Ь,ъ - 667 |
Б - 747 | З - 378 | О - 335 | Ф - 513 | Ы – 1417 |
В - 2310 | И,й - 5 | П - 514 | Х - 99100 | Э – 13 |
Г - 112 | К - 12210 | Р - 412 | Ц - 234 | Ю – 38 |
Д - 756 | Л - 3 | С - 11 | Ч - 247 | Я – 919 |
Е - 10 | М - 1017 | Т - 415 | Ш,Щ - 157 | ----- - 1 |
Получится фраза: «Нам нужно учить математику».
- Решение задач.
Теперь «Показательные выступления». На уроке закрепления обязательно должно быть решение задач. У каждой группы своя задача и 3 минуты на её решение, обсуждение и запись. После этого, начиная с первой задачи, вызывается один ученик из группы, который должен прочитать задачу, записать условие и решение на доске.
Задачи.
- Отремонтировали 80 тракторов, что составило 58 всех тракторов. Сколько всего было тракторов?
- Расстояние от села до города 15 км. Путник прошёл 15 этого пути. Сколько км ему осталось пройти?
- В коробке было 24 мяча. Красные мячи составляли 16 мячей, а зелёные - 12 остатка. Сколько зелёных мячей было в коробке?
- Пктя прочитал 23 книги, что составило 60 страниц. Сколько страниц в книге?
- В классе 28 человек. Сколько девочек в классе, если число мальчиков составляет 37 всех учащихся?
- Самостоятельная работа.
Карточка 1.
Номер задания | Б | У | А | К | Р | С |
1 | 1715 | 2123 | 1519 | 712 | 1 | 2115 |
2 | 38 | 48 | 58 | 98 | 55 | 18 |
3 | 32 | 10 | 20 | 28 | 24 | 2 |
4 | 7 | 825 | 615 | 55 | 5 | 6 |
5 | 6 | 61115 | 10715 | 1115 | 7 | 6315 |
6 | 20218 | 10818 | 9118 | 10218 | 151218 | 7118 |
Задание к карточке 1.
- Среди дробей 1715; 2123; 1519; 712 найдите неправильную дробь.
- Сравните числа 58 и 1, выберите меньшее.
- В классе 32 ученика, 34 из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?
- 525+35 =
- В одной коробке 6715 кг конфет. Во второй коробке на 415 кг больше. Сколько конфет во второй коробке?
- 14518 + 1718 - 51018 =
Карточка 2.
Номер задания | Е | К | Б | У | Р | Т |
1 | 74 | 158 | 59 | 815 | 95 | 19 |
2 | 8 | 18 | 12 | 9 | 10 | 28 |
3 | 334 | 324 | 314 | 413 | 214 | 434 |
4 | 415 | 335 | 4 | 315 | 4 | 325 |
5 | 51123 | 7223 | 6523 | 61123 | 323 | 6 |
6 | 115 | 1 | 215 | 153 | 715 | 415 |
Задание к карточке 2.
- Среди дробей 59; 1714; 1111; 158 выберите правильную дробь.
- Длина маршрута 12 км. Пройдя 23 пути, ребята сделали привал. Сколько км они прошли до привала?
- Решите уравнение 34 + х = 3.
- Отрезок АВ равен 325 см. Отрезок MN на 15 см длиннее. Чему равен отрезок MN?
- 7623 - 4223 + 3723 =
- 1 - 1115 =
Карточка 3.
Номер задания | Я | К | Л | О | С | У |
1 | 76 | 1213 | 1312 | 88 | 59 | 213 |
2 | 47 | 89 | 98 | 74 | 19 | 34 |
3 | 240 | 180 | 300 | 100 | 320 | 80 |
4 | 934 | 914 | 1014 | 1034 | 11 | 10 |
5 | 335 | 325 | 315 | 35 | 3 | 4 |
6 | 111720 | 7620 | 11420 | 151720 | 13420 | 19320 |
Задание к карточке 3.
- Среди дробей 76; 1213; 88; 95 выберите правильную дробь.
- Сравните числа 89 и 74, выберите наибольшее.
- Маша прочитала 34 всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?
- 914 + 34 =
- Длина прямоугольника равна 325 см. Ширина его на 15 см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.
- 131320 + 2720 - 4320 =
Карточка 4.
Номер задания | Х | В | Ь | У | Ы | О | Л |
1 | 1818 | 67 | 119 | 53 | 77 | 1514 | 23 |
2 | 1 | 57 | 1815 | 143 | 43 | 12 | 84 |
3 | 80 | 200 | 40 | 160 | 100 | 300 | 50 |
4 | 627 | 41027 | 5527 | 6627 | 5627 | 5127 | 71627 |
5 | 468 | 5 | 68 | 448 | 78 | 348 | 98 |
6 | 425 | 325 | 415 | 935 | 35 | 435 | 4 |
7 | 435 | 416 | 556 | 1 | 546 | 0 | 5 |
8 | 111315 | 111315 | 11115 | 11 | 115 | 9315 | 10315 |
Задание к карточке 4.
- Среди дробей 53; 67; 119; 1818 найдите правильную дробь.
- Сравните числа 1 и 43. Выберите большее.
- В книге 240 страниц. Вася прочитал 23 книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?
- 61127 - 527 =
- Отрезок АВ равен 418 см. Отрезок KM длиннее отрезка АВ на 58 см. Вычислите длину отрезка KM.
- 935 – 5 =
- 416 + 56 =
- 10715 - 3815 + 4215 =
Карточка 5.
Номер задания | С | А | О | М | Х | Р |
1 | 57 | 109 | 1320 | 910 | 19 | 1010 |
2 | 65 | 19 | 89 | 16 | 58 | 1 |
3 | 36 | 35 | 25 | 20 | 30 | 5 |
4 | 868 | 789 | 9 | 718 | 818 | 918 |
5 | 5 | 4913 | 5113 | 4413 | 5913 | 413 |
6 | 545 | 415 | 445 | 5 | 314 | 514 |
7 | 1 | 15 | 25 | 54 | 35 | 53 |
8 | 2819 | 3919 | 1119 | 4119 | 2919 | 4 |
Задание к карточке 5.
- Среди дробей 57; 910; 1010; 1320 выберите неправильную дробь.
- Сравните числа 89 и 65, выберите наименьшее.
- Турист прошёл 56 намеченного пути. Определите длину всего пути, если он прошёл 30 км.
- 878 + 18 =
- Одна сторона треугольника равна 4913 см.Вторая его сторона на 513 см меньше. Вычислите длину второй стороны треугольника.
- Решите уравнение х + 45 = 5.
- Витя расчистил от снега 45 дорожки, а Серёжа на 15 меньше. Какую часть дорожки расчистил Серёжа?
- 21119 - 619 + 1419 =
В результате самостоятельной работы должны появиться на доске слова: барсук, беркут,косуля, выхухоль, росомаха.
Поговорим об этих животных и птицах. ( На доске вывешены озображения этих животных и птиц).
БАРСУК имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определённых областях запрещена.
БЕРКУТ – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в Красную книгу.
КОСУЛЯ – маленький олень очень лёгкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды.
ВЫХУХОЛЬ – одно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающихся; она считается современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверёк обитает в водоёмах со стоячей или слабо проточной водой. Ведёт активный образ жизни круглый год. Занесена в Красную книгу.
РОСОМАХА – своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотится на животных.
Поэт А.Яшин сказал:
Высокомерие не к лицу
Ни великану,
Ни мудрецу
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.
Мы видим не всё со своей горы,
Чудес неоткрытых ещё не мало.
Боюсь, чтоб кичливость не помешала
Нам постигать иные миры.
Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять животных и птиц.
4.Подведение итогов.
- Что вспомнили и закрепили на уроке?
5.Выставление оценок.
1. Тем, кто отвечал у доски, оценки ставит учитель.
2. Остальным – старшие в группах.
6.Д/з – подготовиться к контрольной работе, №1103, 1104, 1108(1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 5 класс "Все действия с обыкновенными дробями"
К учебнику Г.В. Дорофеева...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»
Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....
Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".
Урок по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...
Презентация урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК Н.Я.Виленкин)
Презентация урока по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" ( УМК Н.Я.Виленкин). Данный урок разработан с применением модульной технологии....
Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»
Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...