Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-ориентированные задания, а также задания, позволяющие подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_9_kl.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок математики в 9 классе
Тишкова С.И., учитель высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Пушкино» Московской области.
Тема: «Арифметическая прогрессия»
Учебник: Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского. - М.:Просвещение, 2011.
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович. – М.: Просвещение, 2011.
Урок 7 (из 8)
Тип урока: Урок повторения
Оборудование: АРМ педагога, проектор, интерактивная доска, листы с тестами (15 шт. – первый вариант; 15 шт. – второй вариант)
Цель:
Организовать деятельность учащихся по закреплению:
- знаний определения арифметической прогрессии;
- знаний формулы n-ого члена арифметической прогрессии;
- знаний формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии;
- умений применения формул n-ого члена и суммы первых n членов арифметической прогрессии в ходе решения задач;
- подготовки к контрольной работе по теме.
Задачи урока:
- Образовательная:
1) закрепление в памяти учащихся знаний и умений, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу;
2) закрепление повышенного уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;
3) обобщение знаний по теме, наработка навыков и закрепление умений.
- Развивающая:
- формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения своих ЗУН;
- развитие умений анализировать ответ товарищей;
- развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий;
- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал;
- развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий;
- развитие навыков умственного труда и умений его организовывать.
- Воспитательная:
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося;
- развитие речевых навыков и навыков сотрудничества;
- воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Этапы урока:
- Организационный этап
- Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
- Этап повторения ЗУН
- Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
- Этап подведения итогов урока
Ход урока
I. Организационный этап – 2 мин.
Задачи:
- определение целей и задач урока (предварительная организация внимания учащихся, которая способствует созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися);
- подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке;
- развитие внимания к действиям учителя;
- подготовка учащихся к общению на уроке;
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося.
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний – 7 мин.
Задачи:
- проверка знаний учащихся, выявление причины проявления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях;
- закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся:
- слабые учащиеся лучше осознают материал,
- успевающие учащиеся убеждаются в правильности усвоения материала,
-учащиеся, пропустившие предыдущий урок, по ответам сильных учеников могут в какой-то мере компенсировать объяснение учителя.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) | Методы организации (МО) |
Коллективная познавательная деятельность в форме: фронтального опроса или индивидуального опроса перед всем классом и с участием класса | Репродуктивное или частично-поисковое изложение материала одним учеником или беседа учителя со всем классом |
1. Устный фронтальный опрос:
- Прочитайте определение арифметической прогрессии
- Какое число называется разностью арифметической прогрессии?
- Составьте арифметическую прогрессию, если ее первый член равен 4
- Какие из перечисленных последовательностей являются арифметическими прогрессиями? (an): 0; 1; 8; 27; 64; …
(bn): 7; 5; 3; 1; -1; …
(xn): 2; 2,2; 2,6; 3,2; 4; …
(cn): 6; 12; 18; 24; 30; …
2. Задания для индивидуальной работы у доски:
- Запишите формулу n-ого члена арифметической прогрессии;
- Запишите формулы 8 и 24 членов арифметической прогрессии;
- Выразите из предыдущих формул a1 и d;
- Запишите формулу a7 через a4;
- Запишите формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии;
- Запишите формулу суммы 10 и 15 первых членов арифметической прогрессии;
Отвечают 2 ученика, остальные учащиеся следят за ответами и работают на местах.
3. Коллективная проверка индивидуальной работы учащихся с использованием интерактивной доски.
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) ; .
III. Этап повторения ЗУН – 25 мин
Задачи:
- закрепление знаний и умений учащихся, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу урока;
- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией;
- развитие умений анализировать ответы своих товарищей;
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда группы учащихся.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) | Методы организации (МО) |
Коллективная познавательная деятельность в форме: фронтального опроса или индивидуального опроса перед всем классом и с участием класса | Репродуктивное или частично-поисковое изложение материала одним учеником или беседа учителя со всем классом |
- Задания для индивидуальной работы у доски.
№ 591а
Содержит ли арифметическая прогрессия 2; 9; …число 156?
Решение:
- (аn) – арифметическая прогрессия
a1=2; а2=9;
d=a2-a1=9-2=7.
- an=а1+(n-1)d;
Пусть an=156, nN;
156=2+(n-1)7
7n=156+5
n=23, следовательно a23=156.
Ответ: содержит.
№ 610
Найдите сумму членов арифметической прогрессии с пятнадцатого по тридцатый включительно, если первый член равен 10 и разность равна 3.
Решение:
Ответ: 1192
№612
Найдите сумму первых двадцати членов арифметической прогрессии (сn),если с7=18,5 и с17= - 26,5.
Решение:
Ответ: 55.
У доски работают три ученика.
2. Пока учащиеся готовят решения этих номеров, остальные работают самостоятельно на черновике и сообщают ответ учителю.
Задания:
a) a1=2; d= - 5. a9=?
б) (an): 16; 10; 4;…. a12=?
в) a21=31; d=1,5. a1=?
Ответы к заданиям для самостоятельной работы на черновиках:
а | б | в |
-32 | -50 | 1 |
- Подготовка к ГИА.
№7.14 (1) – решение с подробным объяснением.
Существует ли арифметическая прогрессия в которой, а6=14; а10=20; а16=28?
Решение:
- Допустим, что существует арифметическая прогрессия (аn), где а6=14; а10=20; а16=28, тогда:
- Если а1=6,5; d=1,5, то а16=а1+15d=6,5+15*1,5=29
a16=29
- Из (1) и (2) следует, что а6=14; а10=20; а16=28 не являются членами арифметической прогрессии.
Ответ: не существует.
- Подготовка к ЕГЭ.
Рабочая тетрадь В12.
Задача (бытовая): бригада маляров красит забор длиной 300 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и то же число метров. Известно, что за первый день бригада покрасила 20 метров забора. Определите, сколько метров забора покрасила бригада в последний день, если вся работа была выполнена за 6 дней.
Решение:
Задачу можно решить задав арифметическую прогрессию (аn), где а1=20; Sn=300; n=6; an=?
Из условия задачи имеем:
а1=20; S6=300; a6=?
I способ:
II способ:
На 12 метров бригада ежедневно увеличивала норму покраски.
80 метров забора покрасила бригада в последний день.
Ответ: 80 метров.
IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению – 1 мин
1. п.25-26; №№ 611, 619; ГИА № 7.14 (2); рабочая тетрадь В12 задача: бригада маляров красит забор длиной 240 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и тоже число метров. Известно, что за первый и последний день в сумме бригада покрасила 60 метров забора. Определите, сколько дней бригада маляров красила весь забор.
2. Повторение теоретического курса:
3. Арифметическая прогрессия в быту:
http://cor.edu.27.ru/catalog/res/5781955d-3c28-19b8-b315-f3a763be6f6a/?sort=order&&rubric_id[]=28333&rubric_id[]=28335;
4. Тест по теме «Арифметическая прогрессия» (с самоконтролем):
http://cor.edu.27.ru/dlrstore/9/9cc8ddaf-8699-17cf-a944-aed055d17c62/index1.htm; http://cor.edu.27.ru/dlrstore/9/9cc8ddaf-8699-17cf-a944-aed055d17c62/index2.htm.
V. Этап подведения итогов урока (контроль, коррекция и оценка знаний, рефлексия) – 10 мин
Задачи:
- контроль ЗУН и формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения своих ЗУН;
- всестороннее развитие логических способностей, развитие интеллектуальной сферы:
- формирование приемы умственной деятельности,
- развитие активность мышления и его самостоятельность, глубину, широту, систематичность и т.д.,
- усовершенствование и развитие внимание, память, воображение и фантазию;
- обеспечение научного доказательства и логической последовательности теоретических выводов, что позволяет учащимся:
- овладеть научно-материалистическими идеями,
- формировать правильное отношение к этим идеям,
- выработать убеждения;
- формирование мировоззрение личности, нравственности и эстетической культуры;
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося;
- воспитание отношения к другим людям через такие качества, как терпимость, деликатность и доброжелательность при анализе ответов товарищей по классу.
Формы организации педагогической деятельности (ФОПД) | Методы организации (МО) |
Индивидуально-обособленная | Репродуктивный, исследовательский |
Итоговый тест по теме « Арифметическая прогрессия»
Вариант 1
1. В арифметической прогрессии (аn): 15; 11; 7;… разность d=?
2. а1= - 4; d=3. Найдите а20.
3. а7=21; а9=29. Найдите d; а1.
4. а1= - 3; d=7. Найдите S7.
5. (аn): 5; 2; -1; -4;… арифметическая прогрессия. Найдите S20.
6. Каким будет номер члена арифметической прогрессии равного -198, если а1=5; d= - 7?
Вариант 2
1. В арифметической прогрессии (аn): 12; 9; 6;…разность d=?
2. а1=5; d=-7. Найдите а30.
3. а7=22; а9=32. Найдите d; а1.
4 а1= - 2; d=9. Найдите S7.
5. (аn): 7; 5; 3; 1;…арифметическая прогрессия. Найдите S20.
6. Каким будет номер члена арифметической прогрессии равного 53, если а1= - 4; d=3?
Ответы к тесту
№ п/п | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | d= - 4 | d= - 3 |
2. | a20=53 | a30= - 198 |
3. | d=4; a1= - 3 | d=5; a1= - 8 |
4. | S7=108 | S7=175 |
5. | S20= - 470 | S20=240 |
6. | n=30; a30=-198 | n=20; a20=53 |
Учащиеся выполняют самопроверку теста, сравнивая полученные ими ответы с представленными верными ответами на интерактивной доске. Учитель сообщает оценки за устную работу и ответы у доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация в 11 классе "Научно-технический прогресс"
На уроке используется презентация,подготовленная учителем и учащимися....
Урок алгебры в 9 классе . Тема " Геометрическая прогрессия"
Урок алгебры в 9 классе . Тема. " Геометрическая прогрессия". С использованием регионального компонента....
Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-...
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1. Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...
Урок алгебры в 9 классе "Определение арифметической прогрессии"
Знакомство учащихся с понятием арифметической прогрессии, формулами нахождения n- го члена арифметической прогрессии...
урок алгебры в 9 классе на тему "Прогрессии"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" по ФГОС....
Конспект урока по математике 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Материал содержит конспект урока по алгебре 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия". Конспект урока содержит описание деятельности учителя, обучающихся, а также раздаточ...