Урок алгебры в 9 классе "Определение арифметической прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Знакомство учащихся с понятием арифметической прогрессии, формулами нахождения n- го члена арифметической прогрессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Определение арифметической прогрессии" | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 2
2.03.2011г
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Цель:
- Формирование понятия арифметической прогрессии, познакомить учащихся с формулой n-го члена арифметической прогрессии,
- Формирование умений применять формулу n-го члена арифметической прогрессии в простейших ситуациях.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, формулами нахождения n- го члена арифметической прогрессии; познакомить учащихся с историческими сведениями.
Развивающие: развитие умений выявлять закономерности, обобщать; развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на уроке посредством вывода формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Воспитательные: способствовать формированию навыков коллективной работы в группах и самостоятельной работы при выводе формул.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку.
Раздаточный материал:
буклет, листы для рефлексии
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Психологическая минутка. | |
Притча (слайд 1) Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он ответит, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках». -- Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках» и пусть эти слова будут девизом нашего урока. | |
Актуализация знаний | |
-- Вы перешли к изучению одной из интересных тем алгебры 9 класса – «Числовые последовательности». Наше познание курса алгебры можно сравнить с походом в горы и сегодня мы с вами преодолеем ещё одну математическую вершину, а какую вы узнаете позже. А теперь давайте проверим, готовы ли вы к восхождению. --Что называют последовательностью? --Как называют числа, образующие последовательность? | -- Функцию y=f(x),xN называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью. -- Членами последовательности. |
--Как можно задать последовательность? | Аналитически,с помощью формулы n-го члена Словестно, в устной форме Рекуррентно. |
--Какая формула называется рекуррентной? | --Формула, позволяющая вычислить n-й член последовательности, если известны её предыдущие члены |
Последовательности заданы формулами, назовите пропущенные члены последовательности (слайд2) 1; __; 9; __; 25. __; ;__; __; | 4, 16 -3, -5,-6 |
Назовите первые пять членов последовательности (), если + 4, (n=2, 3, 4…) | 3, 7, 11, 15, 19 |
На экране появляются несколько числовых последовательностей (слайд 3): --Предложенные числовые последовательности распределите на две группы, назовите их общий признак. | --В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа -- Во второй группе следующий член последовательности получается при умножении предыдущего на число. |
--Сегодня мы остановимся на последовательностях первой группы. Такие последовательности назвали арифметической прогрессией.(слайд4) Тема нашего урока: «Определение арифметической прогрессии. Формула n – го члена арифметической прогрессии». (слайд ) | Записывают тему в тетрадь. |
Ознакомление с новым материалом. | |
--Итак, давайте, вернёмся к последовательностям первой группы, назовите их общее свойство. Это число назвали разностью прогрессии и обозначают буквой d.(слайд5) Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии. | -- В первой группе следующий член последовательности получается при прибавлении к предыдущему некоторого числа. Записывают в тетрадь. Ученики формулируют. |
Арифметическая прогрессия – последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом. | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. | |
--Ребята, слово «Прогрессия» означает движение вперёд. Именно движение вперёд заставляло математиков разных времён совершать различные открытия. Свои математические открытия древние математики совершали в связи с необходимостью различных расчётов в строительстве, земледелии. Примером тому могут служить великие математики и астрономы Древнего Египта. На этом слайде(слайд6) мы видим как создавалась пирамида. Египетские пирамиды были построены благодаря не только упорному труду, но и математической мысли. Достижения египетских математиков непостижимы не только по своему совершенству, но и по точности математических расчётов. Математические правила нужные для земледелия, астрономии и строительных работ, египтяне записывали на стенах храмов или на папирусах.(слайд7) Один из таких папирусов сохранился до наших времён. Он был назван по имени владельца, приобретшего этот папирус в 1858г. Папирус Райнда, 19в. до нашей эры. На нём записана задача на арифметическую прогрессию: «Тебе сказано: раздели 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между каждым человеком и следующим за ним составляет 1/8 меры». Но сегодня мы не сможем решить эту задачу, к ней мы вернёмся позже, когда изучим другие формулы, необходимые нам. | |
Формирование понятия разности арифметической прогрессии. | |
Найти разность арифметической прогрессии (слайд8) 1;4;7;10;13… 1;3;5;7;9… 6;16;26;36;46… -13;-15;-17… 17;17;17… | |
Как проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией? (слайд 9) | Если разность между последующим и предыдущим членами последовательности есть одно и тоже число, то данная последовательность является арифметической прогрессией. |
Проверьте: является ли последовательность арифметической прогрессией? (слайд 10)
| Да нет |
Дан первый член прогрессии () и разность d = 5. Назовите первые пять членов арифметической прогрессии.(слайд11) | 20,25,30,35,40 |
-- Всегда ли удобно пользоваться рекуррентной формулой для нахождения n –го члена арифметической прогрессии? | Не всегда |
--Когда нет? | Если нам необходимо найти, например, , то предварительно нужно найти предшествующие 99 членов последовательности |
Формула n –го члена арифметической прогрессии | |
Перед учащимися ставится задача нахождения более удобного способа для нахождения n –го члена арифметической прогрессии. Для решения этой задачи приглашается один ученик, который самостоятельно выводит формулу n –го члена арифметической прогрессии. | Дано: ; d. Найти:
…
Учащиеся записывают в тетрадь |
Таким образом, получили формулу n –го члена арифметической прогрессии.(слайд 12) | |
Первичное осмысление и применение изученного. | |
Задание 1.(слайд13) Устно, обратить внимание на оформление. -- ар. пр.
d = 0,24 -- ? | = + 49d = 0,62 + 49*0,24=12,38 |
Задание №2 (слайд 14). Решаем вместе, 1 ученик у доски. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Какова будет продолжительность ванны на 5 день лечения? | -- ар. пр.
d = 10 -- ?
|
Задание № 3 Проводим подробный анализ данной задачи, но в классе не решаем, это д. з. В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учеников увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения?
| |
Контроль. | |
Ребята у вас на столах лежат карточки с заданиями, заполните пустые клетки.(см. приложение)(слайд15) | Ученики заполняют самостоятельно, проверка через проектор. |
Постановка д. з. | |
Д. з. на карточке. | |
Подведение итогов урока. | |
Теперь подведём итоги. Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, я хочу узнать, прав ли был мудрец «Всё в твоих руках»? | |
Что нового вы узнали на уроке? | |
Трудным ли для вас было покорение новой математической вершины? Я хочу узнать где вы находитесь – по-прежнему у подножия горы, на середине пути или на вершине, изобразите себя на листах. (слайд16) |
Приложение.
Карточка Лист для релаксации
(bn) –ар.пр. b24 =b1+
b1=-0,8 b24 =
d=3 b24 =
b24-?
Домашнее задание
Стр.145 – 149 (выучить), № 16.4 (а, в)
Задача.
В школе-новостройке учатся 400 учеников. Каждый год число учеников увеличивается на 20. Сколько учащихся будет в школе на 5 год обучения?
- Школа рассчитана на обучение 550 учащихся. Через сколько лет будет достигнута эта норма? (творческое, дополнительное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...
Урок на тему: « Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии»
План урока на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" разработан для учащихся 9 класса. УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Уро...
ТЕСТ по алгебре по теме "Арифметическая прогрессия" 9 класс
Данный материал представлен в двух вариантах. Может быть использован при первичном закреплении темы или при первичном контроле. Также материалы теста можно использовать для подготовки учащихся к...
Обобщающий урок по алгебре по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок обощения и систематизации знаний по теме "Арифметическая прогрессия"....
Контрольная работа по алгебре по теме: "Арифметическая прогрессия", 9 класс
Данный материал содержит контрольную работу по теме: "Арифметическая прогрессия" в двух вариантах...
Презентация к уроку алгебра 9 класс "Арифметическая прогрессия"
Подробное изложение материала с заданиями....
Урок алгебры по теме "Арифметическая прогрессия"
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)Цели урока:Предметные:Открытие учащимися понятия арифметической прогрессии.Формировать навыки выделения её из ряда числовых последовательностей.Ф...