Урок алгебры в 9 классе . Тема " Геометрическая прогрессия"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Урок алгебры в 9 классе . Тема. " Геометрическая прогрессия". С использованием регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_2009.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « СОШ имени академика Р.З.Сагдеева»
Районный этап республиканского конкурса «Учитель года – 2009»
Открытый урок, тема:
Класс 9
Учитель математики
Зудина Наталия
Ивановна
2009 год
Цели урока:
Образовательная-
Систематизировать знания учащихся по теме геометрическая прогрессия;
Развивающая-
Развивать умения и навыки применять формулы прогрессии при решении экономических задач;
Коммуникакативная-
Формирование умения стройно и красиво излагать свои мысли;
Воспитательная-
Обеспечить формирование и развитие нравственности, математической грамотности в современных жизненных ситуациях, воспитание активной гражданской позиции.
Методы обучения:
Словесные, наглядно- иллюстративные. Метод эвристической беседы. Поисковый метод обучения при использовании регионального компонента. Групповой метод .Метод сотрудничества.
Наглядность и раздаточный материал
Презентация урока, информационные подставки для групп, карточки индивидуальные с заданиями, таблицами, шахматы.
« Учиться можно только весело …
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом».
А. Франсуа.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Геометрическая прогрессия имеет очень широкие приложения в экономике, с ее помощью банк производит расчеты с вкладчиком, решает, стоит ли вкладывать деньги в крупные проекты, доход от которых будет получен через несколько лет.
Мы на уроке рассмотрим только один вопрос: как банки дают кредиты различным фирмам и как система банков может значительно увеличить возможности кредитования фирм»
- Ребята кто хочет стать банкиром? Или работать в банке?
- Ответы учащихся.
Класс разбит на три группы:
каждая группа представляет собой банки нашего города: « Акбарс –Банк», «Сбербанк», « Татфонд банк»
- Повторение темы геометрической прогрессии
– Проверим готовность работы банков.
№ п\п | вопросы | Формула общего члена геометрической прогрессии | Сумма первых n членов геометрической | Формула Бесконечно Убывающей Геометрической прогрессии | |
1. | 1. Какая прогрессия называется геометрической? | ||||
2. | 2. Как найти знаменатель геометрической прогрессии? | ||||
3. | 3. Может ли q =1? |
- Учитель демонстрирует схему- структуру банковской системы России и рассказывает об обязательных и свободных резервах коммерческих банков.
Дело в том ,что Центральный банк России (ЦБ) руководит работой всех коммерческих банков, которые принимают деньги у населения, фирм, объединений и т.д.
По закону о банках каждый коммерческий банк обязан часть поступающих к нему денег хранить в ЦБ, который ими распоряжается . Это так называемый обязательные резервы банка. Они устанавливаются как определенный процент от суммы вклада, поступающего в банк. Остальными деньгами – свободными резервами – банк распоряжается самостоятельно6 может дать в кредит, может купить ценные бумаги на них и т.д.
- Формирование новых понятий
Пример 1.
Пусть некоторый вкладчик внес в коммерческий банк сумму , равную 500 000 руб., а процентная ставка обязательных резервов установлена на уровне Р =15%. Найдем обязательные и свободные резервы от этой суммы.
Решение.
Обязательные резервы составляют 15%, поэтому они составляют
500 000 0,15 = 75 000(руб.).
Свободные резервы составляют 85% , т.е. 500 000 425 000 = 500 000 – 75 000 .
Всем группам – представителям банков - предоставляется найти обязательные и свободные резервы своих банков с учетом условий :
Карточка №1.
- В « Акбарсбанк» поступило S0 = 20 000руб., Р = 20%; рассчитать обязательные и свободные ресурсы.
- В « Татфондбанк» поступило S0 = 45 000руб., Р = 15%;рассчитать обязательные и свободные ресурсы
- В «Сбербанк» поступило 90 000руб., Р = 12%., рассчитать обязательные и свободные ресурсы.
Результаты вычислений заносим в таблицу:
В классе обсуждается вопрос:
«От чего и как зависят величины свободных и обязательных ресурсов и может ли ЦБ влиять на размер кредитов, представляемых банками?»
Учитель подводит итог дискуссии:
Существует прямая зависимость величины свободных резервов от вкладов от суммы вклада в банк, а каждый банк может выдать кредитов на сумму, не превышающую величины его свободных резервов. ЦБ может активно влиять на величину кредитов, представляемых коммерческими банками: увеличивая долю обязательных резервов, он уменьшает величину кредитов, представляемых каждым банком и наоборот.
Записать формулу вычисления обязательных и свободных ресурсов:
Теперь рассмотрим систему , состоящую из перечисленных выше банков.
Пусть процентная ставка обязательных резервов равна 20%, и в первый «Ак Барс» банк внесен вклад , равный 400 000руб. сделаем упрощающее предположение: каждый банк дает кредит одному заемщику все свои свободные резервы.
К доске выходит представитель « Ак –Барс» «банка» и производит расчеты:
20% суммы , полученной банком, составляют обязательные резервы
400 000 0,2 = 80 000( руб.), которые перечисляются в ЦБ. Свои свободные резервы в размере 400 000 – 80 000 = 320 000(руб.). банк выдает клиенту X. На эти деньги клиент приобретает у некоторой фирмы необходимые ему товары. Полученные ,320 000 руб., фирма переводит в обслуживающий ее банк «Татфондбанк». Изобразим схематически описанную ситуацию
В результате проделанных операций «Татфондбанк» получил 320 000 руб. и с
полученными деньгами производит те же операции, что и «Акбарсбанк».
Ученик – представитель банка « Татфондбанк» делает необходимые расчеты и полученные данные заносим в таблицу 3.
№ | Банк | Сумма вклада | Обязательные Резервы | Свободные Резервы |
1. | «Ак барс» | 400 000 | 80 000 | 320 000 |
2. | "Татфондбанк | 320 000 | 64 000 | 256 000 |
3. | « Сбербанк» | 256 000 | 51 200 | 204 800 |
Сумма выданных кредитов | Сумма выданных кредитов | Сумма выданных кредитов | Сумма выданных кредитов | 880800 |
Учитель ставит проблему :
- Как можно упростить и тем самым ускорить операцию подсчета суммы выданных кредитов?
Ученики должны из анализа расчетов финансовых операций каждого банка сделать вывод . что свободные резервы системы банков образуют последовательность
320 000; 320 000 ; 320 000 0,8)
т.е. это первые три члена геометрической прогрессии с1 = 320 000 и q= 0,8. Пользуясь формулой суммы членов геометрической прогрессии ,получаем
Полученная сумма кредитов оказалась в ≈2,2 раза больше той суммы. Которую мог представить один « Акбарсбанк»!
Проблема:
Мы рассмотрели систему из трех банков, а если их будет 5, 10,n, то будут ли увеличиваться свободные резервы?,
то
== 1 600 000 – 1 600 000
Из этого представления следует , что с увеличением n величина , возрастая ,будет оставаться меньше числа 1 600 000 и по мере увеличения n будет к нему приближаться , никогда не достигая его- значении
1600 000.
Почему случился мировой финансовый кризис?
- Страшен ли мировой финансовый кризис для нашей республики?, для нашего района ?
Цитата из газеты « Знамя»:» « Финансовый кризис для республики не страшен»,- заявил на состоявшемся 23.12.2008 года брифинге в Кабинете министров министр экономики РТ Марат Сафиуллин и предложил программу антикризисных мероприятий. Татарстан одним из первых российских регионов, куда поступили Федеральные средства на поддержку малого и среднего бизнеса в конце декабря в « Ак Барс» банк было перечислено 100 миллионов рублей.
Момент релаксации
- Формирование умений и навыков:
- Самостоятельная работа
Карточка 2.
Задача. Система состоит из 3 банков А1, А2,А3. В первый банк А1 внесен вклад 200 000 руб. Процентная ставка обязательных резервов составляет 15% . Какова максимальная сумма кредитов , которую может выдать эта система?
Решение. В этом случае n=3, S0 =200 000руб. q=0,85. Обязательные резервы банка составляют 15% ,т.е. 200 000 0,15 = 30 000руб. Величина свободных резервов банка составляет 200 000 – 30 000 = 170 000руб. Найдем
S3 = 170 000 (1- 0,853 )/( 1- 0,85) = 437 325( руб)
- История возникновения шахмат
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
Пусть все пространство их будет сплошь засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду…
Фактически, число зерен, о которых идет речь, является суммой 64 членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:
S = 1+2+22+23+24+…….+262+263
Умножим обе части записанного равенства на знаменатель прогрессии 2, получим:
2S = 2+22+23+24+ ……….+264
Вычтем почленно из второго равенства первое и проведем упрощения: 2S – S = ( 2+22+23+24+….+264) – (1+2+22+23+24+……+263)
S = 264 - 1
S = 264 – 1
Значит, подсчет зерен сводится к перемножению 64 двоек. Для облегчения выкладок заменим 264 = (210)6 · 24 =
=1024 · 1024 ·1024· 1024 ·1024· 1024· 16 =
=1048576 ·1048576 ·1048576 ·16 – 1
и получим искомое число зерен:
18 446 744 073 709 551 615
Масса такого числа зерен больше триллиона тонн.
Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды.
Но будь он силен в математике, он бы не попал впросак…
S = 264 – 1
18 446 744 073 709 551 615
-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!
- Итог урока :
На этом уроке вы увидели , каким образом приобретенные знания пот математике могут быть использованы для решения очень важных задач современной экономики. Оказывается , что такие на первый взгляд бесполезные вопросы , как сумма членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающей прогрессии ее сумма , имеют глубокий экономический смысл.
-Что нового вы ребята узнали на данном уроке?
- Нужна ли нам сегодня полученная информация?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1. Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...
Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"
Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....
Разработка урока алгебры в 9 классе "Геометрическая прогрессия"
Разработка урока алгебры в 9 классе "Геометрическая прогрессия"...
Урок алгебры 9 класс по теме "Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии".
Целями данного урока являются: 1. обобщение и систематизация знаний по теме, контроль теоретического материала, закрепление навыков применения формул при решении задач....
Урок - деловая игра по теме "Геометрическая прогрессия", 9 класс
На уроке учащиеся научатся применять знания по теме «Геометрическая прогрессия» к решению экономических задач, проверят свои знания и умения по теме, повторят понятие «процент...
Технологическая карта по алгебре 9 класс "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии"
Технологическая карта по алгебре 9 класс "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии" (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворов)...
Урок по теме: " Геометрическая прогрессия" и "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии"
Урок по теме: "Геометрическая прогрессиия" и "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии". Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний. Закрепление ум...