Программа элективного курса для 11-ого класса «Задачи с модулями и параметрами»
рабочая программа (11 класс)
Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 11 классов общеобразовательной школы к ЕГЭ и направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы базовых общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modul_11_klass.docx | 55.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
П. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Обсуждено На методсовете Протокол №1 От « » сентября 2020 года | Согласовано: Зам. директора____________ « » сентября 2020 года | Утверждаю: _______________Плотникова Н.А. Директор МБОУ «СОШ №5» « » сентября 2020 года |
Программа элективного курса
«Задачи с модулями и параметрами»
для учащихся 11 классов
Автор:
учитель математики
Моисеенко Ольга Владимировна
2020-2021 гг.
Пояснительная записка
Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с параметрами, которые содержатся также в заданиях ГИА и ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими параметры и модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.
Элективный курс «Задачи с модулями и параметрами» предназначен для подготовки учащихся 11 классов общеобразовательной школы к ЕГЭ. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы базовых общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и параметры, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к сдаче экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии.
Курс рассчитан на 34 часа.
Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Цели курса:
- изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса.
- продолжить формирование качеств мышления, необходимых человеку для жизни в современном обществе.
- сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами и модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
- научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами и модулем;
- научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами и модулем;
- научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
- способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
- перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.
Задачи курса:
Образовательные:
- формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Развивающие:
- выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;
- как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;
- воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Работа элективного курса строится на принципах:
- научности;
- доступности;
- опережающей сложности;
- вариативности;
- самоконтроля.
Формы и методы обучения.
- Использование лекции учителя (если материал неизвестен школьникам), которая сопровождается записью учащимися основных её положений. Полезно заранее записать план сообщения учителя.
- При знакомстве с материалом, частично известным, используется составление конспекта, умение собирать материал по теме из печатных источников (по указанию учителя).
- Самостоятельная работа по опорным конспектам при изучении нового материала.
- Для закрепления новых знаний используются такие формы работы:
- дифференцированное домашнее задание;
- толкование новых терминов.
- При повторении материала использовать групповую работу по интересам, индивидуальную повышенной сложности.
- Тестирование (задания для тестирования давать дифференцированно).
Формы контроля
- Рейтинг – таблица
- Уроки самооценки и оценки товарищей
- Самостоятельные работы
- Презентация учебных проектов (индивидуальные, групповые, коллективные)
- Тестирование
- Контрольные работы
- собеседование
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- понятие параметра
- прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
должны уметь:
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- исследовать квадратный трехчлен;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Компетенции при изучении курса.
Познавательные.
- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
- Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- Создание собственных текстов с использованием разнообразных средств.
Информационные.
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
- Извлечение необходимой информации из текстов, таблиц, графиков.
- Отделение основной информации от второстепенной.
- Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
- Развернутое обоснование суждения, приведение обоснования (доказательства), примеров.
Коммуникативные.
- Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; восприятие иных мнений, объективное определение своего вклада в общий результат.
- Оценивание своего поведения в группе, выполнение требований в совместной практической деятельности.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Развитие готовности к сотрудничеству.
Содержание обучения
1.Решение задач с модулем. (12 часов).
- Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Преобразование выражений, содержащих модуль.
- Решение уравнений и неравенств вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
- Графики функций, содержащих модули. Построение графиков функций вида у=|f(х)|, у=| ах+в|, y= f|x|, |y| =f(x) b |y|=|f(x). Построение графиков функций, связанных с модулем.
- Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
- Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
- Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
- Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
- Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2.Решение задач с параметрами. (13 часов).
- Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
- Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
- Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
- Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
- Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
- Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (9 часов).
- Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
- Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
Календарно-тематическое планирование
№ № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (учебная неделя) | Форма занятия | Формы контроля | |||||||
Беседа, лекция | Сообщения учащихся | Практикум | Творческое исследование | Конкурсы | Викторины | Тренажер | ||||||
Решение задач с модулем (12 часов) | ||||||||||||
1 | Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. | 1 | 1н | + | + | |||||||
2 | Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. | 1 | 2 н | + | + | |||||||
3 | График функции у=|f(х)|, у=| ах+в | и др.. Построение графиков функций, связанных с модулем. | 2 | 3 | + | + | |||||||
4 | 4 | + | Сам. работа | |||||||||
5 - 8 | Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. | 4 | 5 | + | + | + | ||||||
6 | + | + | ||||||||||
7 | + | |||||||||||
8 | + | Сам. работа | ||||||||||
9- 11 | Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
| 3 | 9 | + | + | |||||||
10 | + | |||||||||||
11 | + | + | ||||||||||
12 | Контрольное тестирование | 1 | 12 | Тестирование | ||||||||
Решение задач с параметрами (13 часов) | ||||||||||||
13 | Понятие параметра. | 1 | 13 | + | + | |||||||
14-15 | Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. | 2 | 14 | + | + | |||||||
15 | + | |||||||||||
16- 17 | Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. | 2 | 16 | + | + | |||||||
17 | + | Сам. работа | ||||||||||
18-19 | Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным. | 2 | 18 | + | + | + | ||||||
19 | + | Сам. Работа | ||||||||||
20-22 | Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. | 3 | 20 | + | + | |||||||
21 | + | + | ||||||||||
22 | + | Собеседование | ||||||||||
23-24 | Количество корней в зависимости от значений параметров. | 2 | 23 | + | + | |||||||
24 | + | + | Сам. работа | |||||||||
25 | Контрольное тестирование Викторина «Кто хочет стать отличником» | 1 | 25 | + | Тестирование | |||||||
Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры (9 часов) | ||||||||||||
26-27 | Графические и аналитические методы. Классификация задач. | 2 | 26 | + | + | + | ||||||
27 | + | + | Сам. работа | |||||||||
28-30 | Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. | 3 | 28 | + | ||||||||
29 | + | + | ||||||||||
30 | + | Сам. работа | ||||||||||
31- 33 | Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. | 3 | 31 | + | + | + | ||||||
32 | + | + | ||||||||||
33 | + | Презентации проектов | ||||||||||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | 34 | Контрольная работа |
Перечень учебно-методических средств
Литература для учащихся
- Виленкин Н.Я.и др. «Алгебра и математический анализ» учебное пособие для уч-ся школ и классов с углублен. изуч. матем.» . М., «Просвещение», 1995
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. «Сборник задач по алгебре 8-9». -М. «Просвещение», 2001
- Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: «Экзамен», 2010
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011 г.
- Макарычев Ю.Н. и др.«Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику».- М. «Просвещение», 2001.
- Шарыгин И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике "Решение задач" (11 класс).
Литература для учителя
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. «Практикум по решению математических задач»: М., «Просвещение», 1995
- Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г
- Олехник С.Н. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Учебно-методическое пособие для 10-11 классов: М. Дрофа 2001 г.
- Ястрибинецкий Г.А. «Задачи с параметрами», М., «Дрофа», 2003
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
- Рязановский А.Р. «Алгебра и начала анализа: 500 способов и методов решения задач по математике для школьников и поступающих в вузы», М., «Дрофа», 2001
Электронные приложения
- Электронный практикум по теме «Параметры» из коллекции ОМС и Единой коллекции ЦОР
- Сайты ФЦИОР http://eor.edu.ru/ , http://fcior.edu.ru/,
- http://www.college.ru/ (Открытый колледж),
- http://www.school.edu.ru/default.asp (Российский общеобразовательный портал)
- сайт «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества) http://www.openclass.ru/collection
- Диск «Функции и графики» из серии «Открытая математика» изд. ООО«Физикон», Москва
- Диск «Математика 5-11 классы. Практикум», «1С: Школа», Москва
- On-line тестирование на сайтах http://uztest.ru , http://fipi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"
Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...
Элективный курс по математике в 9 классе "Задачи с модулем и параметром"
Программа составлена из двух блоков и расчитана на 35 часов (1 час в неделю)...
рабочая программа курса по выбору "Решение задач с модулем и параметром""
Содержит характеристику курса и учебно- тематическое планирование...