Модульный блок по теме "Квадратные уравнения"
материал по алгебре (8 класс) по теме
Модульный блок включает в себя теоретические и практические материалы по теме "Квадратные уравнения" , самостоятельные и зачетные работы. Предназначен для учащихся заочной индивидуальной формы обучения в вечерней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_kvadratnogo_uravneniya.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение квадратного уравнения.
Квадратным уравнением называется уравнение вида + bx +c = 0, где х – переменная, a,b и с – некоторые числа, причем а ≠ 0.
Числа a,b и с – коэффициенты квадратного уравнения.
Числа a называют первым коэффициентом, b – вторым коэффициентом и с – свободным членом.
- Неполные квадратные уравнения:
Если в квадратном уравнении + bx +c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.
Неполные квадратные уравнения бывают трех видов:
1) +c = 0;
2) + bx = 0;
3) = 0
Рассмотрим примеры решения неполных квадратных уравнений:
а) +c = 0(с≠0):
х2 = - ;
Если - > 0, то уравнение имеет два корня: ;
Если - < 0, то уравнение не имеет корней.
Например:
1) 4х2 – 16 = 0, 2) -3х2 + 15 = 0,
4х2 = 16, -3х2 = -15,
Х2 = 16 : 4, х2 = -15 : (-3),
Х2 = 4, х2 = 5,
х = 4 = 2 или х = -4 = -2. х = 5 или х = -5.
Ответ: -2; 2. Ответ: 5; -5.
3) 2х2 + 8 = 0, 4) х2 – 25 = 0,
2х2 = - 8, (х – 5)(х + 5) = 0,
Х2 = -8 : 2, х – 5 = 0 или х + 5 = 0
Х2 = -4 – корней нет. х = 5 или х = -5.
Ответ: корней нет. Ответ: 5; -5.
Решите неполные квадратные уравнения, используя:
- Подсказку примера №1 и №2
4х2 – 64 = 0; 3х2 – 27 = 0,
2х2 – 16 = 0, - 5х2 + 35 = 0,
- 4х2 + 16 = 0, 25х2 – 16 = 0.
- Подсказку примера №3 и №4
4х2 + 64 = 0; 3х2 + 27 = 0,
х2 – 16 = 0, - 5х2 - 35 = 0,
- 4х2 - 16 = 0, х2 – 36 = 0.
б) + bx = 0(b≠0);
х() = 0;
х = 0; или = 0.
Например:
1)х2 – 6х = 0, 2) 2х2 + 5х = 0,
х(х – 6) = 0, х(2х + 5) = 0,
х = 0 или х – 6 = 0, х = 0 или 2х + 5 = 0,
х = 6. 2х = -5,
Ответ: 0;6. х = -5 : 2
х = -2,5.
Ответ: 0, -2,5.
3) 3х2 – 27х = 0, 4) - 5х2 + 35х = 0,
3х(х – 9) = 0, -5х(х – 7) = 0,
3х = 0 или х – 9 = 0, -5х = 0 или х – 7 = 0,
х = 0 или х = 9. х = 0 или х = 7.
Ответ: 0; 9. Ответ: 0; 7.
Решите неполные квадратные уравнения, используя
подсказку примеров №1, №2,№3 и №4.
4х2 – 64х = 0; 3х2 + 27х = 0,
2х2 – х = 0, - 5х2 + 5х = 0,
- 4х2 + 8х = 0, 7х2 – 14х = 0.
- Полное квадратное уравнение + bx +c = 0 решают с помощью формул:
Количество корней квадратного уравнения зависит от дискриминанта.
D = b2 - 4 - дискриминант.
Если:
D < 0 – нет решений
D > 0 - два корня:
D = 0 – один корень: Х = .
Например:
- 12х2 + 7х + 1 = 0,
а = 12, b = 7, с = 1,
D = 72 – 4*12*1 = 49 - 48 = 1>0 – 2 корня,
Ответ: х = -1/3; -1/4.
- х2 – 12х + 36 = 0,
а = 1, b = -12, с = 36,
D = (-12)2 – 4*1*36 = 144 - 144 = 0 – 1 корень,
х =
Ответ: 6.
- 7х2 - 25х +23 = 0
а = 7, b = -25, с = 23
D = (-25)2 – 4*7*23 = 625 – 644 = - 19<0 – корней нет.
Ответ: корней нет.
Продолжите решения:
- 2х2 + 3х + 1 = 0
а = 2, b = 3, с = 1
D = 32 – 4*2*1 = 9 – 8 = 1 > 0 – 2 корня
х1= …..
х2 = …..
- х2 + 5х - 6 = 0
а = 1, b = 5, с = -6
D = 52 – 4*1*(-6) = 25 + 24 = 49…
х1= …..
х2 = …..
- 2х2 + х + 2 = 0
а = 2, b = 1, с = 2
D = 12 – 4*2*2 = …..
- 9х2 + 6х + 1 = 0
а = 2, b = 6, с = 1
D = 62 – 4*9*1 = 36 - 36 = 0…
Решите самостоятельно, используя примеры №1 - №4:
- 2х2 + 3х - 5 = 0
- 5х2 - 7х + 2 = 0
- 3х2 + 5х - 2 = 0
- 2х2 - 7х + 3 = 0
- 3х2 + 2х - 5 = 0
- 5х2 - 3х - 2 = 0.
Зачетная работа по теме «Решение квадратных уравнений»:
1 вариант
Решите уравнения:
- 2х2 - 8 = 0
- 5х2 - 20х = 0
- 3х2 + 15 = 0
- 2х2 - 9х + 4 = 0
- 3х2 + 7х - 6 = 0
- х2 + 2х = 16х – 49 (перенесите все слагаемые в левую часть равенства, поменяв знаки слагаемых правой части на противоположные, приведите подобные слагаемые, решите квадратное уравнение с помощью формул).
- (2х – 6)(х + 5) = 0 (произведение двух множителей равно нулю только тогда, когда каждый равен нулю, при этом другой множитель не теряет смысла при этих значениях переменной).
- х2 – 100 = 0(разложите на множители).
2 вариант
Решите уравнения:
- 2х2 - 14 = 0
- 3х2 - 9х = 0
- 7х2 + 14 = 0
- 2х2 + 3х - 2 = 0
- 3х2 + 8х - 3 = 0
- х2 - 6х = 4х - 25(перенесите все слагаемые в левую часть равенства, поменяв знаки слагаемых правой части на противоположные, приведите подобные слагаемые, решите квадратное уравнение с помощью формул).
- (3х + 6)(х - 5) = 0(произведение двух множителей равно нулю только тогда, когда каждый равен нулю, при этом другой множитель не теряет смысла при этих значениях переменной).
- х2 – 81 = 0(разложите на множители).
Разложение на множители.
1. Разложение на множители квадратного трехчлена.
Если х1 и х2 – корни квадратного трехчлена + bx +c, то
+ bx +c = (х – х1)(х – х2).
Так как корни квадратного трехчлена + bx +c совпадают с корнями квадратного уравнения + bx +c = 0, то количество корней квадратного трехчлена так же зависит от дискриминанта (D = b2 - 4)
D < 0 – нет решений
D > 0 - два корня:
D = 0 – один корень: Х = .
Рассмотрим примеры:
- Разложить на множители квадратный трехчлен 12х2 + 7х + 1.
Найдем корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение:
12х2 + 7х + 1 = 0,
а = 12, b = 7, с = 1,
D = 72 – 4*12*1 = 49 - 48 = 1>0 – 2 корня,
Разложим квадратный трехчлен на множители:
12х2 + 7х + 1 = 12(х – (-1/4))(х-(-1/3)) = 12(х + ¼)(х + 1/3)
Так как 12 = 4*3, то в один из множителей можно внести множитель 4, а в другой – 3, вспомните, что (4*1/4 = 4/4 =1) и (3*1/3 = 3/3 = 1)
окончательно получим:
12х2 + 7х + 1 = (4х + 1)(3х + 1).
- Разложить на множители квадратный трехчлен х2 – 12х + 36.
Найдем корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение:
х2 – 12х + 36 = 0,
а = 1, b = -12, с = 36,
D = (-12)2 – 4*1*36 = 144 - 144 = 0 – 1 корень,
х =
Разложим квадратный трехчлен на множители:
х2 – 12х + 36 = (х – 6)(х – 6) = (х – 6)2.
- Разложить на множители квадратный трехчлен 2х2 + 3х + 1.
Найдем корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение:
2х2 + 3х + 1 = 0
а = 2, b = 3, с = 1
D = 32 – 4*2*1 = 9 – 8 = 1 > 0 – 2 корня
х1= -1
х2 = -0,5
Получим: 2х2 + 3х + 1 = 2(х + 1)(х + 0,5) = (х + 1)(2х +2*0,5) =
=(х + 1)(2х +1).
- Разложить на множители квадратный трехчлен х2 + 5х – 6.
Найдем корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение:
х2 + 5х - 6 = 0
а = 1, b = 5, с = -6
D = 52 – 4*1*(-6) = 25 + 24 = 49…
х1= …..
х2 = …..
Получим: х2 + 5х – 6 = (х - …)(х - …)
- Разложить на множители квадратный трехчлен 9х2 + 6х + 1.
Найдем корни квадратного трехчлена, решив квадратное уравнение:
9х2 + 6х + 1 = 0
а = 2, b = 6, с = 1
D = 62 – 4*9*1 = 36 - 36 = 0…
Получим: 9х2 + 6х + 1 = (х - … )(х - …).
Самостоятельно разложить на множители, используя вышерассмотренные примеры:
Вариант №1 Вариант №2
- 2х2 + 3х – 5, 2х2 - 3х – 2,
- 5х2 - 7х + 2, 5х2 - 3х - 2
- 3х2 + 5х – 2, 3х2 + 5х + 2,
- 2х2 - 7х + 3, 2х2 - 7х + 6,
- 3х2 + 2х – 5, 3х2 + 2х – 1,
- 5х2 - 3х - 2. х2 - х - 30.
2. Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения:
а) Разложение разности квадратов на множители.
Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.
Приведем примеры применения этой формулы.
Разложить на множители выражение:
- 36 – с2 = 62 – с2 = (6 –с)(6 + с);
- х2 – 25 = х2 – 52 = (х - 5)(х + 5);
- р2 – 1 = р2 – 12 = (р – 1)(р + 1);
- х2 – у2 = (х – у)(х + у);
- 1 – к2 = (1 – к)(1 + к);
- 49х2 – 16у6 = (7х)2 – (4у3)2 = (7х – 4у3)(7х + 4у3);
- 25х2 – 4у2 = (5х)2 – (2у)2 = (5х – 2у)(5х + 2у);
- – х2 + 16у2 = 16у2 – х2 = (4у)2 – х2 = (4у – х)(4у + х);
- -49р2 + 25к2 = 25к2 – 49р2 = (5к)2 – (7р)2 = (5к – 7р)(5к + 7р):
- 9 – х2у2 = 32 – (ху)2 = (3 – ху)((3 + ху);
- 4к2р2 – 1 = (2кр)2 – 12 = (2кр – 1)(2кр + 1);
- х4 – 9 =(х2)2 – 32 = (х2 – 3)(х2 + 3);
- р8 – у4 = (р4)2 – (у2)2 = (р4 – у2)(р4 + у2);
- 16х2у2 – 9р4 = (4ху)2 – (3р2)2 = (4ху – 3р2)(4ху + 3р2).
Разложите на множители, применив формулу , и используя в качестве подсказки вышерассмотренные примеры.
- 16 – с2 = 42 – с2 =
- х2 – 81 = х2 – 92 =
- р2 – 9 =
- с2 – у2 =
- 1 – к2 =
- 9х2 – 4у6 = (3х)2 – (2у3)2 =
- х2 – 4у2 = (х)2 – (2у)2 =
- – х2 + 49у2 = 49у2 – х2 =
- -9р2 + 64к2 =
- 4 – х2у2 = 22 – (ху)2 =
- к2р2 – 1 = (кр)2 – 12 =
- 25х4 – 9у6 =
- 4р8 – 100у4 =
- 9х8у4 – 16р6 =
- 0,81р6 – 0,01х4 =
- 81х6у2 – 0,36к2 =
б) Разложение на множители суммы и разности кубов.
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.
Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы.
Приведем примеры применения этих формул.
Разложить на множители выражение:
- 64 – с3 = 43 – с3 = (4 – c)(42 + 4c + c2) = (4 – c)(16 + 4c + c2)
- х3 – 8 = х3 – 23 = (x - 2)(x2 + 2x + 22) = (x – 2)(x2 + 2x + 4)
- р3 – 27 = p3 – 33 = (p – 3)(p2 + 3p + 32) = (p – 3)(p2 + 3p + 9)
- с3 – у3 = (c – y)(c2 + cy + y2)
- 1 – к3 = (1 – k)(1 + k + k2)
- 64 + с3 = 43 + с3 = (4 + c)(42 - 4c + c2) = (4 + c)(16 - 4c + c2)
- х3 + 8 = х3 + 23 = (x + 2)(x2 - 2x + 22) = (x + 2)(x2 - 2x + 4)
- р3 + 1 = p3 + 13 = (p + 1)(p2 - p + 12) = (p + 1)(p2 - p + 1)
- с3 + у3 = (c + y)(c2 - cy + y2)
- 27 + к3 = 33 + k3 = (3 + k)(9 - 3k + k2)
- 8х3 + 1 = (2х)3 + 13 = (2х + 1)(4х2 – 2х + 1)
- –х3 + у3 = у3 – х3 = (у – х)(у2 + ху + х2)
- -8 – р3 = - (23 + р3) = - (2 + р)(4 – 2р + р2).
Разложите на множители, применив формулы
и используя в качестве подсказки вышерассмотренные примеры.
- 8 – с3 = 23 – с3 =
- х3 – 1 = х3 – 13 =
- р3 – 64 =
- р3 – к3 =
- 125 – к3 =
- 1 + с3 = 13 + с3 =
- у3 + 64 = х3 + 43 =
- р3 + 1 = p3 + 13 =
- к3 + р3 =
- 8 + к3 =
- 64х3 + 1 = (4х)3 + 13=
- –8х3 + у3 = у3 – 8х3 =
- -х3 – р3 = - (х3 + р3) = - (х + р)(х2 – р + р2).
- Разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки:
Представление многочлена а виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением на множители. Например, рассмотрим многочлен 6х2у + 15у2. Каждый его член можно заменить произведением двух множителей, один из которых равен 3у:
6х2у + 15у2 = 3у*2х + 3у*5у
На основании распределительного закона умножения вынесем за скобки общий множитель 3у, получим:
6х2у + 15у2 = 3у*2х + 3у*5у = 3у(2х + 5у).
Примененный способ разложения многочлена на множители называют вынесением общего множителя за скобки.
Рассмотрим примеры разложения на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки.
Разложить на множители многочлен:
- 5х + 5у = 5(х + у)
- 4р – 4к = 4(р – к)
- 3с + 15р = 3с + 3*5р = 3(с + 5р)
- 2х – 6 ху = 2х – 2х*3у = 2х(1 – 3у)
- -6к – 9р = -3*2к – 3*3р = -3(2к + 3р) (здесь имелось ввиду, что все слагаемые разделили на -3 и получили в скобках противоположные знаки!)
- nx + ny = n(x + y)
- –mc – c = -c(m + 1) (здесь имелось ввиду, что с:с = 1!)
- cy + y = y(c + 1)
- 2y2 – 8y = 2y*y – 2y*4 = 2y(y – 4)
- 3x + 6x2 = 3x + 3x*2x = 3x(1 + 2x)
- m2 – mn = m(m – n)
- –b2c2 – bc = -bc(bc + 1)
- b3 – b7 = b3 – b3*b4 = b3(1 – b4) (нужно помнить, что вынесение за скобки общего множителя – это деление всех слагаемых на этот множитель. При делении степени с одинаковым основанием показатели степени вычитаются, а основание остается тем же. Например: х4: х2 = х4 – 2 = х2; у8: у3 = у8 – 3 = у5).
- 3m2 + 9m3 = 3m(1 + 9m)
- -12у4 – 16у = -4у(3у3 + 4) (обратите внимание, что и 12 и 16 делятся на 4!)
- 4х3у2 – 6х2у3 = 2х2у2(2х – 3у) (За скобки выносят переменную в наименьшей степени! В данном случае х2у2 меньше, чем х3у3).
- 18сd3 + 9d4 = 9d3(2c + d).
Разложите на множители, применив вынесение общего множителя за скобки, и используя в качестве подсказки вышерассмотренные примеры.
- 9х + 9у = 9(…)
- 6р – 6к =
- 3с + 12р = 3с + 3*4р =
- 12х – 6 ху =
- -16к – 12р = -4*4к – 4*3р =
- кx + кy =
- –mх – х = -х(…)
- кy - y =
- 3y2 – 9y =
- 5x - 15x2 =
- m2 – mр2 =
- –к2c2 – кc3 =
- b5 – b7 =
- 4m2 + 16m5 =
- -2у4 – 6у2 =
- x4у2 – 6х2у3 =
- 8сd4 + 12cd2 =
Способ вынесения общего множителя часто используют при решении уравнений.
Например:
Решим уравнение 2х2 + 3х = 0.
В выражении 2х2 + 3х вынесем за скобки общий множитель х, получим:
х(2х + 3) = 0
произведение х(2х + 3) равно нулю тогда и только тогда, когда равен нулю хотя бы один из множителей, т.е. когда
х = 0 или 2х + 3 = 0
решим втрое равенство 2х + 3 = 0
2х = -3 (слагаемые переносятся в другую сторону равенства поменяв знак на противоположный)
х = -3 : 2 (чтобы найти неизвестный множитель х, нужно произведение -3 (оно записано в правой части равенства) разделить на известный множитель 2 (он записан в левой части равенства)
х = - 1,5 (при делении отрицательного числа -3 на положительное число 2 получаем отрицательное число -1,5).
Запись решения этого уравнения будет иметь вид:
2х2 + 3х = 0
х(2х + 3) = 0
х = 0 или 2х + 3 = 0
2х = -3
х = -3 : 2
х = - 1,5
Ответ: 0; -1,5.
Решить уравнение:
- х2 + 4х = 0
х(х + 4) = 0
х = 0 или х + 4 = 0
х = -4
Ответ: 0; -4.
2)х2 – 6х = 0, 3) 2х2 + 5х = 0,
х(х – 6) = 0, х(2х + 5) = 0,
х = 0 или х – 6 = 0, х = 0 или 2х + 5 = 0,
х = 6. 2х = -5,
Ответ: 0;6. х = -5 : 2
х = -2,5.
Ответ: 0, -2,5.
4) 3х2 – 27х = 0, 5) - 5х2 + 35х = 0,
3х(х – 9) = 0, -5х(х – 7) = 0,
3х = 0 или х – 9 = 0, -5х = 0 или х – 7 = 0,
х = 0 или х = 9. х = 0 или х = 7.
Ответ: 0; 9. Ответ: 0; 7.
Решите уравнения, используя подсказку вышеуказанных примеров
Вариант №1 Вариант №2
4х2 – 64х = 0; 3х2 + 27х = 0,
2х2 – х = 0, - 5х2 + 15х = 0,
- 4х2 + 8х = 0, 7х2 – 14х = 0.
3х2 – 1,2х = 0; 5х2 + 2,5х = 0,
10х2 – х = 0, - х2 + 7х = 0,
- 6х2 + 1,8х = 0, 3х2 – 0,3х = 0.
3х2 - 27х = 0, 4х2 + 64х = 0;
5х2 - 15х = 0, - 2х2 + х = 0,
7х2 + 1,4х = 0. 3х2 + 1,8х = 0.
- Разложение на множители способом группировки.
Иногда при разложении многочлена на множители используют способ группировки его членов. Рассмотрим примеры.
Пример №1. Разложить на множители многочлен mn – 2n + 3m – 6
Сгруппируем его члены так, чтобы слагаемые в каждой группе имели общий множитель:
mn – 2n + 3m – 6 = (mn – 2n) + (3m -6).
В первой скобке общий множитель n, а во второй – число 3.
mn – 2n + 3m – 6 = (mn – 2n) + (3m -6) = n(m – 2) + 3(m – 2).
Каждое слагаемое имеет теперь общий множитель m – 2. Вынесем этот множитель за скобки:
mn – 2n + 3m – 6 = (mn – 2n) + (3m -6) = n(m – 2) + 3(m – 2) = (m – 2)(n + 3).
Разложение многочлена mn – 2n + 3m – 6 на множители можно выполнить , группируя его члены иначе:
mn – 2n + 3m – 6 = (mn + 3m) + (-2n – 6) = m(n + 3) -2(n + 3) = (n + 3)(m – 2).
Пример №2. Разложить на множители многочлен mx + my – x – y.
Решение:
mx + my – x – y = (mx + my) – (х + у) = m(x + y) – (x + y) = (x + y)(m – 1).
Пример №3. Разложить на множители многочлен ху + 2у – 2х -4.
Решение:
ху + 2у – 2х -4 = (ху + 2у) + (-2х – 4) = у(х + 2) – 2(х + 2) = (х + 2)(у – 2).
Пример №4. Разложить на множители многочлен bx – y + x – by.
Решение:
bx – y + x – by = (bx + x) + (-y – by) = x(b + 1) – y(1 + b) = (b + 1)(x – y).
Пример №5. Разложить на множители многочлен x2 + 7x – cx – 7c.
Решение:
x2 + 7x – cx – 7c = (x2 + 7) + (-cx – 7c) = x(x + 7) – c(x + 7) = (x + 7)(x – c).
Используя вышерассмотренные примеры, разложите на множители многочлен способом группировки:
Вариант №1 Вариант №2
mx + my + 6x + 6y = ax + ay – x – y =
9х + ку + 9у +кх = ay – cy + 5a – 5c
7с – 7у + сх – ху = 1 – bx – x + b =
bc – 8c – bx + 8x = ax – 2bx + ay – 2by =
x3 + x2 + x + 1 = y5 – y3 – y2 + 1 =.
Линейное уравнение с одной переменной.
Определение. Уравнение вида ах = b, где х – переменная, а и b – некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной.
Рассмотрим уравнение ах = b.
Если не равно нулю, то: х = а : b и уравнение ах = b имеет 1 корень.
Если равно 0, а b не равно нулю, то уравнение ах = b не имеет корней.
Если равно 0 и b равно нулю, то решением уравнения ах = b будет значение х, то есть уравнение имеет бесконечное множество решений.
Пример №1: решим уравнение 4(х+7) = 3 – х
Раскроем скобки: 4х + 28 = 3 – х
Перенесем слагаемое –х в левую часть уравнения, а слагаемое 28 в правую часть, при этом поменяем их знаки на противоположные:
4х + х = 3 – 28
Приведем подобные слагаемые (для этого необходимо сложить числовые коэффициенты, стоящие перед х, 4 + 1 = 5(вспомните, что коэффициент 1 перед переменной не пишут, но о нем помнят))
5х = -25
Разделим обе части уравнения на 5(т.е на известный множитель, стоящий перед х)
х = -25 : 5
х = -5
ответ: х = -5
Пример №2. Решите уравнение: 12 – х = 16 – 11х
Перенесем слагаемое –11х в левую часть уравнения, а слагаемое 12 в правую часть, при этом поменяем их знаки на противоположные:
-х + 11х = 16 - 12
Приведем подобные слагаемые (для этого необходимо сложить числовые коэффициенты, стоящие перед х, -1 + 11 = 10(вспомните, что коэффициент -1 перед переменной не пишут, но о нем помнят))
10х = 4
х = 4:10
х = 0,4
ответ: х = 0,4
Пример №3. Решите уравнение: 5х – 7 = 10х + 8
5х – 10х = 8 + 7
-5х = 15
х = 15: (-5)
х = -3
ответ: х = 0,4
Пример №4. Решите уравнение: (у + 4) – (у – 1) = 6у
Раскроем скобки: у + 4 – у + 1 = 6у
Вспомним, что если перед скобками стоит знак «+» или нет никакого знака вовсе, то скобки нужно убрать, а слагаемые переписать с теми знаками, что и в скобке.
Если же перед скобкой стоит знак «-», скобки убирают, а слагаемые переписывают с противоположными знаками!
у – у – 6у = -4
-6у =-4
у = -4: (-6)
у =
ответ: у =
Пример №5. Решите уравнение: 3р – 1 – (р + 3) = 1
3р – 1 – р – 3 = 1
4р = 1 + 1 + 3
4р = 5
р = 5: 4
р = 1, 25
ответ: р = 1,25
Пример №6. Решите уравнение: 3х – 27 = 0
3х =…
х = 27: ...
х = 9
ответ:
Пример №7. Решите уравнение: 8х + 14 = х – 14
8х – х = …
…х = - 28
х = …
ответ: х = -4
Пример №8. Решите уравнение: (х + 3) – (8 – 5х) = 7
х + 3 – 8 + 5х = 7
х + 5х = …
…..
Ответ:
Самостоятельная работа
Решите уравнения, используя подсказки рассмотренных примеров:
5х – 25 = 0 2х + 6 = 26 – 3х 20х = 19 – (3 + 12х)
12х – 1 = 35 3х – 8 = х + 6 6х – (7х – 12) = 12
6х + 6 = -30 8 – у = 4 + у (13х – 15) – (9 + 6х) = - 3х
-7х + 2 = - 12 0,8 – у = 3,2 + у 5х + (3х – 3) = 6х + 11.
Степень с натуральным показателем.
Произведение нескольких одинаковых множителей можно записать в виде выражения, называемого степенью. Например,
5 = 58
Повторяющиеся множители называют основанием степени, а число повторяющихся множителей – показателем степени.
Так, в выражении 58 число 5 – основание степени, а число 8 – показатель степени.
Степенью числа с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен .
Степенью числа с показателем 1 называется само число .
34 = 3×3×3×3 =81
02 = 0×0 = 0
(-2)2 = -2×(-2) = 4
(-2)4 = -2×(-2) ×(-2)×(-2) = 16
(-2)6 = -2×(-2) × (-2)×(-2) ×(-2)×(-2) = 64
Степень отрицательного числа с четным показателем – положительное число!
(-2)3 = -2×(-2) ×(-2) = -8
(-2)5 = -2×(-2) ×(-2)×(-2) ×(-2) = -32
(-2)7 = -2×(-2) × (-2)×(-2) ×(-2)×(-2) ×(-2) = -128
Степень отрицательного числа с нечетным показателем –отрицательное число!
Вычислить:
7×52 = 7×25 = 175 10 - 5×24 =
(7×5)2 = 352 = 1225 2×34 – 24×3 =
-13 + (-2)3 = -1 +(- 8) = -9 -82 + (-3)3 =
Свойства степени с натуральным показателем.
1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.
х5х12 = х5+12 = х17
уу7 = у1+7 = у8
хх6х3 = х1+6+3 = х10
2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.
х15 : х12 = х15-12 = х3
у10:у7 = у10-7 = у3
0 =1
Степенью числа , не равного нулю, с натуральным показателем равна единице.
3.При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
(m)n = mn
(х3)4 = х3×4 = х12
4.При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результат перемножают.
(b)n = n bn
(2х2у)3 = 23(х2)3у3 = 8х6у3
а) Запишите в виде степени с основанием х выражение:
(х6)4; х3х8; х6: х4; х2х3х4; ((х2)3)4; (хх4)3.
б) Упростить:
х3(х2)5; (у4)2:(у2)3; (х3х5)2.
в) Найдите значение выражения:
56: 54; 1015 : 1012; 85 : 83; 2454; 43253; 25(23)4: 213.
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
При умножении одночленов и возведении одночлена в степень используется правило умножения степеней с одинаковыми основаниями и правило возведения степени в степень. При этом получают одночлен стандартного вида, т.е. в виде произведения числового множителя, стоящего на первом месте, и степеней различных переменных.
Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
Коэффициенты одночленов mn и –xc2 равны соответственно 1 и -1.
- Выполнить умножение:
2у × 4х; -8х × 5х4; х2у4(-6ху2); -5су3(-4с4у2).
- Представить выражение в виде одночлена стандартного вида:
25х4(3х3)2; (-3с6)4с2; 8р15(-р)4; (2mn)4(-7m2n); 10c4q4(0,1cq)3.
Умножение одночлена на многочлен.
Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученное произведение сложить.
- 3m2 × (4m3 – m + 10) = -3m2 ×4m3 – 3m2 × (-m) -3m2 ×10 = -12m5 + 3m3 -30m2.
Если в записи многочлена встречаются слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть, то такие слагаемые называют подобными.
Привести подобные слагаемые, значит сложить их числовые коэффициенты, а букву просто приписать рядом!!!
10х + 2х – 5х = (10 + 2 – 5)х = 7х
4ух – 5 – 9ух + 6 = -5ух + 1
Необходимо помнить и правило раскрытия скобок!
Если перед скобкой стоит знак «+», то нужно убрать скобки, а слагаемые, стоящие в скобках переписать с теми же знаками.
Если перед скобкой стоит знак «-», то нужно убрать скобки, а слагаемые, стоящие в скобках переписать с противоположными знаками.
Например: (1 + 3х) + (х2 – 2х) = 1 + 3х + х2 – 2х = 1 + х + х2;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок . Химические уравнения 8 класс
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Химические уравнения". Построен с использованием модульной технологии....
Модульная программа "Решение показательных уравнений и неравенств"
В процессе работы над учебными элементами ребята должны:знатьосновные определения по теме « Показательная функция», «Показательные уравнения », "Показательные неравенства". уметь творчески п...
Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...
Разработка модульной программы к разделу « Квантовая физика», блоку «Атомная физика» 11 класс.
Данная работа представляет собой дифференцированный вариант изложения учебного материала для различных стилей восприятия у учащихся...
Модульная программа блока «Молекулярная физика» и разработка учебного элемента М4
Модульная программа блока «Молекулярная физика»+Разработка учебного элемента по теме «Молекулярная физика» М4...
Модульная программа блока «Молекулярно-кинетическая теория», 10 класс
Модульная программа блока«Молекулярно-кинетическая теория», 10 класс позволит педагогу организовать учебные занятия с учетом дифференциации обучения...