Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного материала – всё это создаёт определённые трудности в преподавании предмета.
Рано или поздно встаёт проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эти трудности. В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно, руководствуясь технологической картой, состоящей из разноуровневых элементов. Задания учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников процесса самообразования. Теория модульного обучения подробно изложена в работах Шамовой Т.И., Юцявичене П.А., И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_modulnogo_obucheniya_na_urokah_matematiki.doc | 253 КБ |
Мой взгляд на воспитание | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии модульного обучения на уроках математики.
Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного материала – всё это создаёт определённые трудности в преподавании предмета.
Рано или поздно встаёт проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решить эти трудности. В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно, руководствуясь технологической картой, состоящей из разноуровневых элементов. Задания учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников процесса самообразования. Теория модульного обучения подробно изложена в работах Шамовой Т.И., Юцявичене П.А., И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова и др.
Система работы:
Модульные уроки удобно использовать в 10–11-х классах как обобщение после изучения основного материала по теме.
Работа по модульной системе начинается с планирования и определения целей и конечных результатов обучения. Учебный материал разбивается на отдельные логически завершенные учебные элементы (блоки) и определяются цели и рекомендации для каждого из них. После чего составляются модульная программа и технологические карты, содержащие разноуровневые обучающие модули и определяются способы учебной деятельности учащихся. По количеству учащихся делается распечатка технологических карт. В начале изучения блока проводится рекомендательная беседа, поясняющая содержание каждого модуля данного блока. По результатам работы учащийся может получить комплексную оценку за все модули блока или за каждый из модулей в отдельности. Учащийся имеет право пересдать тот или иной модуль из блоков, если более глубоко изучил его, чем на момент контроля. По итогам работы над блоком проводятся консультации и зачёт.
Опыт показывает, что учащимся эта система обучения нравится, растёт познавательный интерес к предмету, вырос уровень самостоятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, учащиеся учатся осуществлять самоконтроль, сопоставлять результаты самостоятельной работы и её цели.
Ниже представлены модули по темам: «Показательные уравнения» и «Тригонометрические уравнения»
Вариант №1.
Уровень 1. Модуль 1.
1. Вспомните основные свойства степеней. Уверенное владение необходимым набором формул и свойств избавит Вас от множества непростительных ошибок и сэкономит время для решения более сложных заданий.
Решение большинства показательных уравнений сводится к решению простейших уравнений вида , , а1. Из монотонности показательной функции следует .
Решите самостоятельно:
1.1. 25х + 1 = 23х + 7, (1балл); 1.2. 4х – 3 = 16, (1балл); 1.3. 56х + 4 = 1, (1балл); 1.4. , (2 балла);
1.5. 110,3х = 0, (1балл); 1.6. , (2 балла).
Модуль 2.
2. Метод уравнивания оснований. Решите уравнения,
Пример: Решить уравнение .
Решение: Используя формулу и свойства степеней, приведём уравнение к виду .
Это уравнение равносильно уравнению 2х2 – 4х = - 6. Решая квадратное уравнение х2 – 2х + 3 = 0, получаем корни уравнения х1 = - 1, х2 = 3. Ответ: х1 = - 1, х2 = 3.
Решите самостоятельно: 2.1. , (1 балл); 2.2. , (2 балла);
- 0,125 . 42х – 3 = , (3 балла).
Модуль 3.
3. Метод разложения на множители заключается в представлении данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Т.о. уравнение можно представить в виде совокупности более простых множителей. Одними из более популярных способов разложения на множители являются вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращённого умножения.
Пример: Решить уравнение 2 . 3х +1 – 6 . 3х – 1 – 3х = 9
Решение: Выносим за скобки степень с наименьшим показателем (так как а > 1), то есть, совершаем операцию деления. При делении основание степени остаётся прежним, а показатели вычитаются.
3х – 1(2 . 32 – 6 – 3) = 9; 3х – 1 . 9 = 9; 3х – 1 = 1; х – 1 = 0; х = 1. Ответ: х = 1.
Решите самостоятельно: 3.1. 7 . 5х – 5х + 1 = 2 . 5-3 , (2 балла); 3.2., (4 балла).
Модуль 4.
4. Метод введения новой переменной (способ подстановки). Приняв , t >0, сводим показательное уравнение к алгебраическому.
Пример: Решить уравнение
Решение: Положив , t >0, переходим к квадратному уравнению t2 – 10t + 9 = 0, корни которого t1 = 1 > 0, t2 = 9 > 0. Значит, и , откуда х1 = 0, х2 = 2. Ответ: х1 = 0, х2 = 2.
Решите самостоятельно: 4.1 32х – 2 . 3х – 3 = 0; (2 балла) 4.2. , (3 балла).
Модуль 5.
5. Метод решения однородных уравнений. Решение однородных уравнений первой степени вида сводится к делению обеих частей уравнения на , а однородных уравнений второй степени вида соответственно на .
Пример: Решить уравнение
Решение: Запишем уравнение в виде . Относительно переменных 5х и 4х уравнение однородное второй степени. Поделим обе части уравнения на 42х . Получаем ; Положив , t >0, переходим к квадратному уравнению 4t2 – 9t + 5 = 0, корни которого t1 = 1 > 0, t2 = > 0. Значит, и , откуда х1 = 0, х2 = 1. Ответ: х1 = 0, х2 = 1
Решите самостоятельно: 5.1., (2 балла); 5.2., (3 балла).
Уровень 2. Модуль 6.
Вы прошли средний уровень усвоения материала. Теперь Вам самостоятельно придётся выбирать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы и решите самостоятельно:
6.1. (1 балл); 6.2. 2х -1 + 2х + 1 = 20 (1 балл); 6.3. 4 х -2 = 0,51 - х (2 балла);
6.4. 3 х+2 + 3х + 1 + 3х = 39, (2 балла).
Уровень 3. Модуль 7.
Молодец! Вы освоили решение уравнений II уровня сложности. Целью дальнейшей Вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
7.1. 9х + 6х = 22х + 1 , (2 балла); 7.2. , (3 балла);
7.3. , (3 балла); 7.4. , (3 балла).
Вариант №2.
Уровень 1. Модуль 1.
1. Вспомните основные свойства степеней. Уверенное владение необходимым набором формул и свойств избавит Вас от множества непростительных ошибок и сэкономит время для решения более сложных заданий.
Решение большинства показательных уравнений сводится к решению простейших уравнений вида , , а1. Из монотонности показательной функции следует .
Решите самостоятельно:
1.1. 37х + 2 = 93х , (1балл); 1.2. 5х – 4 = 125, (1балл); 1.3. 123х + 1 = 1, (1балл); 1.4. , (2 балла);
1.5. 80,4х = 0, (1балл); 1.6. , (2 балла).
Модуль 2.
2. Метод уравнивания оснований. Решите уравнения,
Пример: Решить уравнение .
Решение: Используя формулу и свойства степеней, приведём уравнение к виду .
Это уравнение равносильно уравнению 2х2 – 4х = - 6. Решая квадратное уравнение х2 – 2х + 3 = 0, получаем корни уравнения х1 = - 1, х2 = 3. Ответ: х1 = - 1, х2 = 3.
Решите самостоятельно: 2.1. , (1 балл); 2.2. , (2 балла);
- (0,8)3 - 2х = 1,253 , (3 балла).
Модуль 3.
3. Метод разложения на множители заключается в представлении данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Т.о. уравнение можно представить в виде совокупности более простых множителей. Одними из более популярных способов разложения на множители являются вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращённого умножения.
Пример: Решить уравнение 2 . 3х +1 – 6 . 3х – 1 – 3х = 9
Решение: Выносим за скобки степень с наименьшим показателем (так как а > 1), то есть, совершаем операцию деления. При делении основание степени остаётся прежним, а показатели вычитаются.
3х – 1(2 . 32 – 6 – 3) = 9; 3х – 1 . 9 = 9; 3х – 1 = 1; х – 1 = 0; х = 1. Ответ: х = 1.
Решите самостоятельно:
3.1. 2х - 1 + 2х - 2 + 2 х - 3 = 448, (2 балла); 3.2., (4 балла).
Модуль 4.
4. Метод введения новой переменной (способ подстановки). Приняв , t >0, сводим показательное уравнение к алгебраическому.
Пример: Решить уравнение
Решение: Положив , t >0, переходим к квадратному уравнению t2 – 10t + 9 = 0, корни которого t1 = 1 > 0, t2 = 9 > 0. Значит, и , откуда х1 = 0, х2 = 2. Ответ: х1 = 0, х2 = 2.
Решите самостоятельно: 4.1. 4х – 10 . 2х - 1 – 24 = 0; (2 балла) 4.2. , (3 балла).
Модуль 5.
5. Метод решения однородных уравнений. Решение однородных уравнений первой степени вида сводится к делению обеих частей уравнения на , а однородных уравнений второй степени вида соответственно на .
Пример: Решить уравнение
Решение: Запишем уравнение в виде . Относительно переменных 5х и 4х уравнение однородное второй степени. Поделим обе части уравнения на 42х . Получаем ; Положив , t >0, переходим к квадратному уравнению 4t2 – 9t + 5 = 0, корни которого t1 = 1 > 0, t2 = > 0. Значит, и , откуда х1 = 0, х2 = 1. Ответ: х1 = 0, х2 = 1
Решите самостоятельно: 5.1., (2 балла); 5.2., (3 балла).
Уровень 2. Модуль 6.
Вы прошли средний уровень усвоения материала. Теперь Вам самостоятельно придётся выбирать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы и решите самостоятельно:
6.1. (1 балл); 6.2. 3х +1 + 3х = 108 (1 балл); 6.3. 2 х + 5 + 23 . 2х - 1 – 22 = 0, (2 балла);
6.4. 2 . 3 х+1 – 6 . 3х - 1 = 12, (2 балла).
Уровень 3. Модуль 7.
Молодец! Вы освоили решение уравнений II уровня сложности. Целью дальнейшей Вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
7.1. 22х+ 1 + 2х + 2 - 16 = 0, (2 балла); 7.2. , (3 балла);
7.3. , (3 балла); 7.4. , (3 балла).
Тема «Тригонометрические уравнения»
Вариант №1.
Уровень 1.
1. Вспомните основные правила решения тригонометрических уравнений. Решите самостоятельно:
1.1. cosx = , (1балл); 1.2. sinx =, (1балл); 1.3. tgx = 1, (1балл); 1.4. cos = 0, (2 балла);
1.5. 2cosx = 1, (1балл); 1.6. 3tgx = 0, (1балл); 1.7. sin 4x = 1, (2 балла).
Уровень 2.
2. Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что пользуясь изученными формулами, надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (sinx, cosx, tgx) или их комбинацию обозначить через t, получив при этом квадратное уравнение относительно t.
Пример: Решить уравнение 4 – cos2x = 4sinx.
Решение: Вместо cos2x подставим тождественное ему выражение 1 – sin2x. Тогда исходное уравнение примет вид: 4 – (1 - sin2x) = 4sinx,
3 + sin2x = 4sinx,
sin2x - 4sinx + 3 = 0. Обозначив sinx = t, получим квадратное уравнение t2 – 4t + 3 = 0, которое имеет корни t1 = 1; t2 = 3. Значит исходное уравнение равносильно совокупности уравнений
sinx = 1, тогда х = или sinx = 3, которое не имеет решений.
Ответ: х =
Решите самостоятельно: 2.1. tg2x – 3tgx + 2 = 0, (2 балла); 2.2. 2cos2x + 5sinx – 4 = 0, (3 балла);
2.3. + 2sinx = 3, (3 балла).
Уровень 3.
3. Метод решения однородных уравнений. Однородными называются уравнения вида
a sinx + b cosx = 0, a sin2 x + b sinx cosx + c cos2 x = 0, где a, b, c – числа. Решение однородных уравнений сводится к делению обеих частей уравнения на cosx или cos2x соответственно.
Пример: Решить уравнение 5 sinx – 2cosx = 0.
Решение: Поделим обе части уравнения на cosx, предварительно доказав, что cosx не равно 0. Если cosx = 0, то 5 sinx – 2 . 0 = 0. Т.е. sinx = 0. Но sinx и cosx одновременно быть равными 0 не могут, т.к. в этом случае не выполняется тождество sin2 x + cos2 x = 1. Значит, можно поделить уравнение на cosx.
, получим 5 tgx – 1 + 0.
Т. е. tgx = 2/5, отсюда x = arctg(2/5) + Ответ: x = arctg(2/5) +
Решите самостоятельно: 3.1. sinx – cosx = 0, (2 балла); 3.2. sin2x – sin 2x = 3 cos2x, (3 балла).
Уровень 4.
4. Метод разложения на множители заключается в представлении данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Т.о. уравнение можно представить в виде совокупности более простых множителей. Одними из более популярных способов разложения на множители являются вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращённого умножения.
Пример: Решите уравнение 2 sin3x – cos2x - sinx = 0.
Решение: Сгруппируем первое слагаемое с третьим, а cos2x представим в виде 1 – 2sin2x. Получим
(2 sin3x – sinx) – (1 – 2sin2x) = 0, из выражения, стоящего в первых скобках вынесем sinx, а из вторых скобок – (-1). Уравнение примет вид
sinx(2 sin2x – 1) + (2sin2x - 1) = 0,
(2 sin2x – 1)(sinx + 1) = 0, это уравнение равносильно совокупности уравнений
2 sin2x – 1 = 0 или sinx + 1 = 0,
sin2x = 1/2, sinx = -1,
sinx = , x = -
x = Ответ: x = x = -
Решите самостоятельно: 4.1 sin2x – sinx = 0, (2 балла), 4.2. 3cosx + 2sin2x = 0, (3 балла).
Уровень 5.
Вы прошли средний уровень усвоения материала. Теперь Вам самостоятельно придётся выбирать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы и решите самостоятельно:
5.1. cos2x – 5sinx – 3 = 0, (1 балл); 5.2. sin2x + cos2x = 0, (1 балл); 5.3. cos2x – cos2x = sinx, (2 балла);
5.4. sin4x – cos2x = 0, (2 балла); 5.5. 5 – 5cos, (2 балла).
Уровень 6.
Молодец! Вы освоили решение уравнений I уровня сложности. Целью дальнейшей Вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
6.1. sin6x + cos6x = 1 – 2sin3x, (2 балла); 6.2. 29 – 36sin2(x – 2) – 36cos(x – 2) = 0, (3 балла);
6.3. 2sinx cosx + - 2cosx - sinx = 0, (2 балла); 6.4. sin4x = 2cos2x -1, (2 балла);
6.5. sinx (sinx + cosx) = 1, (3 балла); 6.6. , (3 балла).
Вариант №2.
Уровень 1.
1. Вспомните основные правила решения тригонометрических уравнений. Решите самостоятельно:
1.1. sinx = -, (1балл); 1.2. cosx =, (1балл); 1.3. ctgx = -1, (1балл); 1.4. sin = 0, (2 балла);
1.5. 4sinx = 2, (1балл); 1.6. cos4x = 0, (2 балла); 1.7. 5tgx = 0, (1 балл).
Уровень 2.
2. Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что пользуясь изученными формулами, надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (sinx, cosx, tgx) или их комбинацию обозначить через t, получив при этом квадратное уравнение относительно t.
Пример: Решить уравнение 4 – cos2x = 4sinx.
Решение: Вместо cos2x подставим тождественное ему выражение 1 – sin2x. Тогда исходное уравнение примет вид: 4 – (1 - sin2x) = 4sinx,
3 + sin2x = 4sinx,
sin2x - 4sinx + 3 = 0. Обозначив sinx = t, получим квадратное уравнение t2 – 4t + 3 = 0, которое имеет корни t1 = 1; t2 = 3. Значит исходное уравнение равносильно совокупности уравнений
sinx = 1, тогда х = или sinx = 3, которое не имеет решений.
Ответ: х =
Решите самостоятельно: 2.1. 2 + cos2x – 3cosx = 0, (2 балла); 2.2. 4 – 5cosx – 2 sin2x = 0, (3 балла);
2.3. + 2sinx = 3, (3 балла).
Уровень 3.
3. Метод решения однородных уравнений. Однородными называются уравнения вида
a sinx + b cosx = 0, a sin2 x + b sinx cosx + c cos2 x = 0, где a, b, c – числа. Решение однородных уравнений сводится к делению обеих частей уравнения на cosx или cos2x соответственно.
Пример: Решить уравнение 5 sinx – 2cosx = 0.
Решение: Поделим обе части уравнения на cosx, предварительно доказав, что cosx не равно 0. Если cosx = 0, то 5 sinx – 2 . 0 = 0. Т.е. sinx = 0. Но sinx и cosx одновременно быть равными 0 не могут, т.к. в этом случае не выполняется тождество sin2 x + cos2 x = 1. Значит, можно поделить уравнение на cosx.
, получим 5 tgx – 1 + 0.
Т. е. tgx = 2/5, отсюда x = arctg(2/5) + Ответ: x = arctg(2/5) +
Решите самостоятельно: 3.1. 5sinx + 6cosx = 0, (2 балла); 3.2. 3sin2x – 2sin 2x + 5 cos2x = 2, (3 балла).
Уровень 4.
4. Метод разложения на множители заключается в представлении данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Т.о. уравнение можно представить в виде совокупности более простых множителей. Одними из более популярных способов разложения на множители являются вынесение за скобки общего множителя, группировка, применение формул сокращённого умножения.
Пример: Решите уравнение 2 sin3x – cos2x - sinx = 0.
Решение: Сгруппируем первое слагаемое с третьим, а cos2x представим в виде 1 – 2sin2x. Получим
(2 sin3x – sinx) – (1 – 2sin2x) = 0, из выражения, стоящего в первых скобках вынесем sinx, а из вторых скобок – (-1). Уравнение примет вид
sinx(2 sin2x – 1) + (2sin2x - 1) = 0,
(2 sin2x – 1)(sinx + 1) = 0, это уравнение равносильно совокупности уравнений
2 sin2x – 1 = 0 или sinx + 1 = 0,
sin2x = 1/2, sinx = -1,
sinx = , x = -
x = Ответ: x = x = -
Решите самостоятельно: 4.1 tg2x – 4tgx = 0, (2 балла), 4.2. 5sin2x - 2sinx = 0, (3 балла).
Уровень 5.
Вы прошли средний уровень усвоения материала. Теперь Вам самостоятельно придётся выбирать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы и решите самостоятельно:
5.1. cos2x + 3sinx = 2, (1 балл); 5.2. sin2x - cos2x = 0, (1 балл); 5.3. 6 - 10cos2x + 4cos2x = sin2x, (2 балла);
5.4. cosx cos2x = 1, (2 балла); 5.5. cos2, (2 балла).
Уровень 6.
Молодец! Вы освоили решение уравнений I уровня сложности. Целью дальнейшей Вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.
6.1. sin6x + cos6x = 1 – 2sin3x, (2 балла); 6.2. 29 – 36sin2(x – 2) – 36cos(x – 2) = 0, (3 балла);
6.3. 2sinx cosx + - 2cosx - sinx = 0, (2 балла); 6.4. sin4x = 2cos2x -1, (2 балла);
6.5. sinx (sinx + cosx) = 1, (3 балла); 6.6. , (3 балла).
Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Учитель по ходу урока, наблюдая и направляя деятельность учащихся, управляет процессом обучения.
Литература:
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1998.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
- Шамова Т. И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. Москва, 1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общечеловеческие ценности Жизнь Земля Отечество Семья Дом Истина Труд Милосердие
Школа - семья
Участие в школьном проекте «Сыны Отечества»
Мы сами…
Умения воспитателя детских душ Прогностические Исследовательские Коммуникативные Организаторские Творческие
Мой взгляд на воспитание Не навреди, а уже потом – научи, помоги, направь.
Мой взгляд на воспитание ...У всех на виду твоё имя - учитель! И спрос с тебя строгий, и честь высока. С.Осипов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)
В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе
Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...
Формирование ключевых компетенций с применением технологии модульного обучения на уроках математики
Статья о применении современных технологий, в частности технологии модульного обучения, на уроках математики....
Реферат на тему: «Технология модульного обучения на уроках математики»
Реферат на тему: «Технология модульного обучения на уроках математики»Оглавление 1.Актуальность темы.2-42.Основная часть: 2.1.Психолого – педагогическое ...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся
Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...
Технологии модульного обучения на уроках математики
Описание технологии модульного обучения...