Программа для КПК учителей информатики "Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике"
методическая разработка по информатике и икт по теме
Предлагается программа образовательнго учебного модуля для курсов повышения квалификации учителей информатики «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике».
Отличие данного образовательного модуля от известных программ состоит в том, что в ходе занятий слушатели получают практические рекомендации по организации занятий с группами учащихся, составлению учебных программ курсовых занятий с учетом специфики преподавания курса информатики в различных школах, получают практические навыки по разработке отдельных уроков курсовой подготовки к сдаче ЕГЭ.
Данный модуль может быть встроен в систему повышения квалификации учителя информатики в рамках накопительной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_ege_12.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный учебный модуль для курсов повышения квалификации учителей
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»
(12 часов)
Составитель: Осипова Елена Валентиновна,
методист, учитель информатики и ИКТ
Санкт-Петербург
2012 г.
Образовательный учебный модуль
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»
(12 часов)
Пояснительная записка
Актуальность образовательного модуля:
Введение экзаменов по информатике в формате ЕГЭ способствует повышенному интересу и поиску оптимальных форм обучения и создания определенной системы соответствующей подготовки учащихся выпускных классов.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 года закона, обязывающего всех выпускников школ проходить итоговую аттестацию в формате Единого государственного экзамена, возрастает число учителей информатики, занимающихся подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ. Особенно актуальным становится вопрос методической подготовленности педагогических работников средних образовательных учреждений к решению поставленных перед ними задач.
Подготовка учащегося на базовом уровне, даже если она реализуется по некоторым темам в расширенном и углубленном варианте, не может полностью соответствовать требованиям ЕГЭ. Надо понимать, что требования ЕГЭ — это ориентация на профильное, а не на базовое обучение данному предмету, которое определяет рассматриваемая системно-информационная концепция. На сдачу ЕГЭ должны быть ориентированы те учащиеся, которые предполагают в дальнейшем профессионально реализоваться в компьютерной индустрии.
Подготовку к этому экзамену можно организовать в рамках дополнительных занятий, методика проведения которых рассматривается в предлагаемом образовательном модуле.
До принятия закона об обязательной сдаче ЕГЭ и опубликования перечня предметов, по которым выпускникам придется писать тесты для каждой вузовской специальности, в школах всегда находились ученики, желающие сдавать выпускной экзамен по информатике и ИКТ. Однако, следует заметить, что в основном это были профессионально ориентированные учащиеся специализированных школ и лицеев, и подготовка к ЕГЭ сводилась к повторению курса, разбора новых для учеников форм и требований контролирующих материалов, а занятия проводились подготовленными для такой проблематики преподавателями соответствующих учебных заведений.
В новых условиях расширения контингента сдающих ЕГЭ по информатике и ИКТ перед учителями средних образовательных учреждений, преподающих курс на базовом уровне, возникает проблема подготовки к сдаче экзамена больших групп учащихся , неравноценных по степени обученности, отработки навыков сдачи итоговой и промежуточных аттестаций по информатике в форме тестирования.
Большое значение приобретает и оптимальный режим подготовки к ЕГЭ, поскольку на результаты экзамена влияют не только уровень предметной подготовки, но и уровень тестовой культуры выпускника, его психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
Программа модуля составлена с учетом современных требований к контролю знаний учащихся и подготовке учащихся к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ и должна обеспечить овладение слушателями современных методик организации планирования, отработки, закрепления знаний и контроля результатов достижений учащихся.
Программа состоит из нескольких разделов: нормативно-правовые основы единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечение психологической подготовки учителей, выпускников и родителей к ЕГЭ, теоретические и технологические основы подготовки к ЕГЭ.
В ходе реализации программы рассматриваются следующие вопросы:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ) как один из аспектов модернизации
- требования к знаниям и умениям, предъявляемые ЕГЭ;
- педагогические измерения в образовании;
- основные требования к тестовым заданиям;
- структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
- особенности методики выполнения тестовых заданий экзаменационной работы;
- возможности использования ИКТ в подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Программа курса содержит:
- методические рекомендации к выполнению заданий базового и повышенного уровня итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- тестовые задания по отдельным темам курса;
- материалы для конструирования теста для тематического или итогового контроля;
- урок по изучению одной из тем, включенной в кодификатор ЕГЭ текущего учебного года.
Отличие данного образовательного модуля от известных программ состоит в том, что в ходе занятий слушатели получают практические рекомендации по организации занятий с группами учащихся, составлению учебных программ курсовых занятий с учетом специфики преподавания курса информатики в различных школах, получают практические навыки по разработке отдельных уроков курсовой подготовки к сдаче ЕГЭ.
Данный модуль может быть встроен в систему повышения квалификации учителя информатики в рамках накопительной системы.
Цель образовательного модуля:
Обеспечить формирование когнитивных и практических компетенций слушателей в подготовке выпускников к проведению итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Помочь преподавателям информатики подготовиться к проведению курсовых занятий по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ, обеспечивающих систематизацию и углубление знаний учащихся по курсу информатики средней школы на уровне, достаточном для сдачи итоговой аттестации, отработку навыков прохождения тестирования.
Задачи образовательного модуля:
- обеспечить учителя информацией о правовой и нормативной базе проведения ЕГЭ текущего учебного года;
- предоставить учителю материалы, необходимые для планирования и проведения занятий
- помочь учителю информатики в организации интенсивной подготовки выпускников школ к успешной сдаче учащимися единого государственного экзамена по информатике;
- оказать методическую поддержку в разработке учебных и учебно-методических материалов с использованием средств ИКТ, обеспечивающих такую подготовку;
- провести разбор заданий ЕГЭ с высоким процентом ошибок, разбор заданий группы С
- дать методические рекомендации учителям
- по организации и проведению курсовых занятий по подготовке к ЕГЭ с группами учащихся, составлению учебных программ курсов.
- по методике работы с электронными и бумажными источниками информации по теме ЕГЭ по информатике и ИКТ
- подготовить учителя информатики к проведению курсов по обучению учащихся, позволяющих
- систематизировать знания учащихся по информатике;
- расширить представления учащихся по определённым темам, включённым в контрольно-измерительные материалы 2013года;
- отработать навыки тестирования.
- сформировать у учащихся
- положительное отношение к процедуре контроля в формате ЕГЭ
- представление структуре и содержании контрольно-измерительных материалов; назначении тестовых заданий различного типа.
- сформировать умения
- работать с инструкциями по регламентированию процедуры проведения экзамена
- распределять время на выполнение заданий различных типов
- правильно оформлять решения заданий.
Категория слушателей:
Учителя информатики государственных общеобразовательных учреждений, занимающиеся подготовкой учащихся к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Срок и режим обучения:
12 учебных часов по 2 учебных часа 2 раза в неделю.
Формы обучения:
Лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы.
Формы сетевой поддержки: видеолекции, работа с сайтом Методической службы БИНОМ (авторские мастерские, форум), работа с сайтом ФИПИ, консультации - очные, по E-mail, в Skype-технологии.
Ресурсное обеспечение курсов:
Техническое оборудование: компьютер типа IBM PC AT Pentium , проектор, учебный компьютерный класс, имеющии выход в сеть Интернет.
Программное обеспечение: операционная система Windows, текстовый процессор Microsoft Word, программа создания презентаций Microsoft Power Point.
Формы контроля:
Текущий контроль:
- Тестирование в формате ЕГЭ (блоки А и В демонстрационной версии КИМ 2013).
- Контрольные упражнения.
- Анализ тестовых работ.
- Обсуждение. Коллективная рефлексия.
Форма аттестации:
По окончании работы слушатели выполняют выпускную работу в виде методической разработки урока по одной из тем, входящих в кодификатор КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ 2013 (форма работы - презентация, HTML-документ).
Дальнейшее развитие курса:
- Подготовка дистанционного курса «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике».
- Основная форма обучения – проведение вебинаров,
- Развитие форм сетевой поддержки обучения учителей по программе модуля: видеолекции, работа с сайтом Методической службы БИНОМ (авторские мастерские, форум), работа с сайтом ФИПИ, консультации в Skype, через сетевое сообщество.
Учебно-тематический план курсовой подготовки учителей по программе
«Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике»
№ | Наименования разделов и тем | Коли | Из | Из | Форма обучения |
1. | Обзор материалов, связанных с проведением и подготовкой к ЕГЭ по информатике и ИКТ. | 2 | 1 | 1 | Лекция, |
2 | Организация тестирования по информатике и ИКТ. | 2 | 2 | Лекция, | |
3 | Методические аспекты подготовки и проведения занятий. | 2 | 2 | Лекция, | |
4 | Разбор заданий из демонстрационных материалов ФИПИ по информатике | 2 | 2 | Практическая работа | |
5 | Выполнение и защита творческой работы по разработке дидактических материалов или методической разработки проведения занятий. | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа, Консультации |
Итого | 11 | 7 | 5 | ||
Зачет | 1 |
Содержание образовательного модуля
Тема 1. Обзор материалов и нормативных документов, связанных с проведением и подготовкой к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Изменения в модели итоговой аттестации по информатике и ИКТ текущего учебного года.
Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.
- обзор материалов по подготовке к ЕГЭ – электронные и печатные ресурсы,
Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.
- работа с электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ
Тема 2. Организация тестирования по информатике и ИКТ.
Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.
- Организация тестирования,
- структура и содержание контрольно-измерительных материалов;
- назначение тестовых заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
- Обзор тестовых систем – TEST Maker, сетевой программный комплекс «Знак».
- Использование при подготовке on-line тестов (http://ege.yandex.ru/informatics/, fipi.ru)
Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.
- работа с тестовыми системами.
Тема 3. Методические аспекты подготовки занятий.
Теоретич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.
- Организация работы в группах, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению с использованием технологий дифференцированного обучения,
- составление учебных программ,
- рекомендации по разработке дидактических материалов,
- выбор форм проведения занятий,
- использование дистанционнызх форм обучения.
Практич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: круглый стол.
- Обсуждение форм организации занятий с учащимися, дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ
Тема 4. Разбор заданий из демонстрационных и контрольно-измерительных материалов ФИПИ по информатике
Теоретич. занятия 2 ч. Виды занятий: лекция, демонстрация на ПК.
- Решение задач из демотестов - блоки А и В - по темам
- Информация и её кодирование
- Алгоритмизация и программирование
- Основы логики, информационные модели
- Архитектура компьютера, функциональное назначение основных устройств. Программное обеспечение. Файловая система организации данных
- Программные средства информационных и коммуникационных технологий, используемые для хранения, поиска, сортировки информации, для обработки числовой, текстовой информации. Основные понятия и терминологии, используемые в телекоммуникационных технологиях
- Решение заданий с развернутым ответом из блока С
Тема 5. Выполнение и защита самостоятельной работы по разработке дидактических материалов для проведения занятий.
Практич. занятия 1,5 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.
- Тестирование в формате ЕГЭ (блоки А и В).
Теоретич. занятия 0,5 ч. Виды занятий: лекция.
- Анализ результатов тестирования, разбор заданий.
- Постановка задачи на выпускную работу
Практич. занятия 1 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.
- Консультация по вопросам разработки
Зачетное занятие 1 ч. Виды занятий: семинар
- Защита выпускной работы
Организация самостоятельной работы
По окончанию каждой темы курса предполагается практическое занятие обучающего характера и выполнение самостоятельной практической работы. Для выполнения работы слушатели курсов обеспечиваются дидактическими материалами, включающими постановку задачи с описанием проблемной ситуации.
Слушателям курсов предоставляется возможность поиска необходимой информации в Интернете на сайтах
- Правительства РФ
- Министерства образования и науки Р.Ф.
- Комитета по образованию СПб
По окончанию курса слушатели выполняют выпускную работу. Содержание выпускной работы: «Разработка учебного материала для проведения занятий по подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ»
Примечание:
Самостоятельная работа слушателей с учетом их пожеланий может носить как индивидуальный, так и коллективный характер (например, создание сайта информационной поддержки ЕГЭ по информатике в своем ОУ для учителей, учеников и родителей).
Типовые задания для самостоятельной работы
Тематические задания:
- Проанализировать задания, предлагаемые в демонстрационных вариантах по теме «Информация и информационные процессы» и сформулировать ряд методических рекомендаций к выполнению заданий базового и повышенного уровня итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- Подготовить 5 тестовых заданий по выбранной теме курса (с выбором ответа, с развернутым ответом);
- Составить тест для тематического или итогового контроля по выбранной теме.
Выпускная работа:
- Разработать сценарий урока подготовки по одной из тем курса, включенной в кодификатор ЕГЭ 2013 учебного года, с использованием средств ИКТ.
Результативность:
Высший результат – 5;
Средний результат – 4;
Низкий результат – 3.
Список литературы
- И. К. Сафронов. Готовимся к ЕГЭ. Информатика, БХВ-Петербург, 2009 г. – 368 с.
- И. К. Сафронов. ЕГЭнциклопедия. Информатика. , БХВ-Петербург, 2010 г – 496 с.
- ЕГЭ-2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М.– М.: Астрель, 2012.
- ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2011.
- Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.
Литература издательства БИНОМ:
- Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П., Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. Учебное пособие.
- Самылкина Н. Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие.
- Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения.
- Окулов С.Н. Основы программирования.
- Окулов С. М. Программирование в алгоритмах.
- Окулов С. М. Алгоритмы обработки строк: учебное пособие.
- Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 и учебник для 11 класса.
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям.
Из состава Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru):
Из состава модулей ОМС (fcior.edu.ru):
Из состава ресурсов других Федеральных образовательных порталов
- http://www.fipi.ru/
- http://www.edu.ru
- http://mon.gov.ru
- http://www.ege.edu.ru/
- http://window.edu.ru/, Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Другие ЭОР:
- Авторская мастерская Самылкиной Н. Н., посвященная проблемам ЕГЭ по информатике на http://www.metodist.lbz.ru/;
- http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планомерная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по предметной области «Информатика и ИКТ».
Муниципальная экспериментальная площадка в МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 4». Планомерная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по предметной области «Информатика и ИКТ»....
«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...
Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ
Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходи...
П Л А Н работы учителя английского Лучниковой Виктории Леонтьевны по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ в 2015-2016 уч.году
АВГУСТ 1. Участие в работе район...
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике
1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...