Урок по теме: «Геометрический смысл производной»
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Цели урока:
Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.
Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к решению задач, развивать пространственное и конструктивное мышление, формировать умение брать ответственность за выбор и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем;
Воспитательная: воспитывать аккуратность чертежах, четкое оформление решений задач, положительный интерес к изучению математики, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriteriy_22_tehnologicheskaya_karta_uroka_po_temegeometricheskiy_smysl_proizvodnoy.docx | 90.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Геометрический смысл производной»
Предмет: алгебра и начала анализа
Учитель: Занина М.Н.
Класс: 11А
пгт Рощино 2023 год
Цели урока:
Образовательная: уточнить понятие «касательной», ввести понятие геометрического смысла производной.
Развивающая: формировать умение учащихся применять теоретический материал к решению задач, развивать пространственное и конструктивное мышление, формировать умение брать ответственность за выбор и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем;
Воспитательная: воспитывать аккуратность чертежах, четкое оформление решений задач, положительный интерес к изучению математики, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке.
Структура урока.
#1054;рганизационный момент
2. Сообщение темы урока
3) Повторение изученного материала
4) Актуализация знаний
5) Объяснение нового материала.
6) Решение задач из открытого банка ЕГЭ
7) Закрепление .Отработка умений и навыков решений задач на геометрический смысл производной
8) Историческая справка.
9) Домашнее задание.
10) Подведение итогов урока.
11) Рефлексия
Оборудование и материалы: классная доска, компьютер, электронная доска, чертежные инструменты.
Тип урока: изучение нового материала, систематизация знаний и умений учащихся.
Время | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 минут | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. Садятся на места. |
1 минута | Сообщение темы урока | «Геометрический смысл производной» | Записывают в тетрадь Слайд 1 |
6 минут | Повторение изученного материала. | Используя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций: Слайд 2 #1091; = 2 2. у = 4 3. у = 7х +4 #1091; = + 5. у = 6. у = | Решают в тетради, меняются с соседом, проверяют и говорят ответы. Слайд 3 |
10 минут | Актуализация знаний | 1)Задаёт вопросы учащимся: формула, задающая линейную функцию, понятие углового коэффициента, свободного коэффициента. 2)Учитель предлагает построить прямые у= 2х+1,у=-4х +3, у = 4 3) учитель предлагает построить в одной координатной плоскости прямые:1) у = 2х + 3 и у= -2х +1(для 1го варианта);2) у= 1,5х+2 и у= 1,5Х -3 (для 2го варианта)
| 1)Отвечают на вопросы учителя: слайд 4 2)Строят прямые в тетради, делают вывод, записывают в тетрадь. 3) Строят прямые в тетради, делают вывод, записывают в тетрадь . Слайд 7, 8 |
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции? Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»? Давайте рассмотрим конкретные примеры: 1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе. Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе. Прямая x = π не является касательной к графику y = cos x, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика. | Делают свои предположения. Соглашаются Обсуждают примеры. | ||
10 минут | Объяснение нового материала | Посмотрите, чем отличается положение прямой х=1 от положения у=2х-1? Сделайте вывод, что же такое касательная? Делает итог сказанного учениками. Примем за определение: касательная — это предельное положение секущей. Слайд 9,10,11,12,#1043;еометрический смысл производной. | Предлагают возможные определения касательной. Записывают определение в тетрадь. Касательная – предельное положение секущей Записывают в тетрадь определение геометрического смысла производной Слайд 11,12,13 |
10 минут | Решение задач открытого банка заданий ЕГЭ | Слайд 14, 15,16, 17, 18, 19, 20 | Ученики по желанию выходят к доске и решают задачи |
2й урок 15 минут | Решение задач открытого банка заданий | Учитель объясняет решение задач Слайд 21,22,23,24 | Ученики решают задачи и записывают в тетрадь |
15 минут | Самостоятельное решение задач | Учитель делит учащихся на две группы и раздаёт задание (приложение 1) | Учащиеся решают задачи и должны расшифровать слово |
5 минут | Историческая справка | Внимание на экран. Расшифруйте слово Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Лейбниц рассматривал задачу о проведении касательной к произвольной кривой. Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой. Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе Внимательно слушают учителя Слайд 12-13 «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления, которое ученый разработал независимо от Лейбница. Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса. В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта. | Ответ: ФЛЮКСИЯ слайд 24,25,26 |
2 минуты | Домашнее задание | Задает домашнее задание 1)Решу ЕГЭ № 56316526 2)Написать уравнение прямой, параллельной прямой у = 3х +5 и проходящей через точку (-4; 7) | Записывают в тетрадь |
2 минут | Подведение итогов | Задает вопросы: что называется касательной к графику функции в точке? В чём заключается геометрический смысл производной? | Отвечают на вопросы учителя
|
1 минута | Рефлексия деятельности на уроке | Подводит итоги, оценивает учащихся. Слайд 32 | Учащиеся оценивают себя: У меня всё получилось, Надо решить ещё пару примеров, Ну кто придумал эту математику |
Приложение 1
Работа в группах
#8239; Прямая является касательной к графику функции Найдите абсциссу точки касания.
#8239; Прямая является касательной к графику функции Найдите a.
#8239; Прямая является касательной к графику функции Найдите b, учитывая, что абсцисса точки касания больше 0.
#8239; На рисунке изображены график функции и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Найдите значение производной функции g(x) = 6f(x) − 3x в точке x0.
#8239; На рисунке изображены график функции и касательная к этому графику, проведённая в точке x0. Уравнение касательной показано на рисунке. Найдите значение функции в точке x0.
#8239; На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой Найдите значение производной функции в точке
#8239; Материальная точка движется прямолинейно по закону (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к ЕГЭ по теме"Геометрический смысл производной"
Данный материал - это тест-тренажер по теме"Геометрический смысл производной"...
Упражнения по теме "Геометрический смысл производной"
Разработка по теме "Геометрический смысл производной" состоит из двух разделов. В первом разделе рассмотрены подробные решения простейших примеров и задач, предлагаемых в рамках единого государственно...
Материалы к уроку по теме "Геометрический смысл производной"
Материалы к уроку алгебры 11 класса по теме "Геометрический смысл производной"....
Презентация к урокам по теме "геометрический смысл производной"
Материал презентации может быть использован при закреплении и проверки понимания геометрического смысла произволной....
Методическая разработка к уроку алгебры и начала анализа 11 класс по теме " Геометрический смысл производной"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может использоваться для подготовке к экзамену для повторения и выявления пробелов у учащихся....
методическая разработка. Открытый урок по теме " Геометрический смысл производной"
Методическая разработка состоит из двух файлов....
урок алгебры на тему "Геометрический смысл производной"
Урок для 10 и 11 классов, с целью обобщения и систематизации знаний...