Конспек урока математики в 6 классе "Путешествие по Москве"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Конспект интегрированного урока. Путешествую по Москве, ученики решают математические задачи и узнают много нового о столице нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ekskursiya_po_moskve.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ лицей г. Электрогорск |
Экскурсия по Москве |
Открытый урок в 6 классе «А». Решение задач. |
Учитель математики Фролова Л.В. 2010 / 2011 уч.г. |
Открытый урок Царь-колокол (Слайд №1)
Цель урока: (Слайд №2)
Научиться решать задачи по математике и узнавать новые исторические сведения о возникновении и жизни Московского Кремля;
Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект;
Показать взаимосвязь математики с историей;
Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти;
Учиться взаимодействовать в коллективе.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в заочное путешествие в столицу нашей Родины в Москву.
Подготовка к экскурсии. (Слайд №3)
- Как найти дробь от числа?
- Как найти число по значению его дроби?
- Что называется 1% ?
- Что называется пропорцией?
Устный счёт. (Слайд №4)
- Найдите число:
- 50% которого составляют 16;
- 25% которого составляют 200;
- 1/3 которого равно 40
- Найдите:
- О,5 от 400;
- 1/6 от 30;
- 30% от 60
(Слайд №5 -13)
Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147 году. Именно этот год и считается годом основания города.
Основателем Москвы является суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий.
Ежегодно сотни тысяч россиян и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в кремлевских музеях.
− Целью нашей экскурсии является…
Отгадайте загадку. (Слайд №14.)
И конечно же внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол. Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела - старейшей отрасли русского ремесла.
(Слайд №16.)
В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, назвали его Царь-колокол. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле.
В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654г. из его осколков решили отлить новый, ещё больший колокол.
За один год литец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяновым отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол.
Задача №1. (Слайд №17.)
Первый Царь-колокол имел массу 36 т. Это составляет 9/32 от массы нового Царь-колокола, отлитого в 1654г. Вычислите массу второго Царь-колокола.
Решение:
36:0,28125=128 (т)
Ответ: 128 т масса второго Царь-колокола.
Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Летом того же 1654г. умер от чумы и литец Данила Данилов. Отлить новый колокол поручили молодому литцу Александру Григорьеву – 20-ти лет от роду.
Задача №2.
Царь-колокол, отлитый в 1654г, имел массу 128 т, а масса отлитого в 1655г. была на 1/8 больше массы предыдущего. Вычислите массу колокола, отлитого в 1655г.
Решение:
128*1/8=16 (т)- на столько больше
128+16=144(т)
Ответ: 144т масса колокола, отлитого в 1655г.
К этому колоколу выковали огромный железный язык.
Задача №3. (Слайд №18.)
Царь-колокол имел массу 144т, а масса его языка составляла 3% массы колокола. Вычислите массу языка с точностью до 1 т.
Решение:
144*3/100=4,32(т)
Ответ: приблизительно 4 т. масса языка Царь-колокола.
Задача №4.
Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его «язык» должны были раскачивать 24 человека, что составляет 6/25 от числа звонарей, необходимых для того, чтобы благовестил колокол, отлитый Александром Григорьевым. Вычислите, сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655г.
Решение:
24:6/25=100(чел)
Ответ: 100 человек.
Колокол, отлитый Григорьевым, много лет висел на деревянных «подмостьях» около «Ивана Великого». Только через 24 года после отливки нашёлся умелец, который за 9 месяцев смог поднять колокол на Успенскую звонницу. Из приказа царя Фёдора Алексеевича мы узнаём имя этого мастера-подъёмщика Ивашка Кузьмин.
Итак, Царь-колокол, отлитый А.Григорьевым, благовестил с 1679 г. уже в Успенской звоннице, и его голос перекрывал голоса всех других колоколов столицы.
Однако19 июня 1701г., во время пожара в кремле, колокол упал и разбился. В 1730г. императрица Анна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, но ещё большей массы. Изготовление его поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Иван Фёдорович вычертил колокол, изготовил модель в 0,01 натуральной величины, потом сделал форму и приступил к отливке.
Во время отливки 28 ноября 1734г. произошла авария. Медь из плавильных печей потекла не только в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. Целый год потребовалось Михаилу Моторину (которому поручили отливку колокола после смерти отца), чтобы ликвидировать последствия пожара. И только 25 ноября 1735г. приступили к повторной отливке колокола. Чтобы предотвратить пожар, 400 человек с пожарными трубами находились всё время у литейной ямы. Металл, расплавленный в печах за 36 часов, начали вливать в форму. На отливку огромного Царь-колокола потребовалось всего 1 час 12 минут.
Задача №5. (Слайд №19.)
Масса третьего Царь-колокола была 144т. Это составляет 18/25 массы Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле. Какова масса современного Царь-колокола?
Решение:
144:18/25=200 (т)
Ответ: 200т.
После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, т.к. после литья изображения получаются недостаточно чёткими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737г. Москвичи, тушившие пожар. Поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой глубокой, что кусок колокола отвалился.
Задача №6. (Слайд №20.)
Царь-колокол имеет массу 200т. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка?
Решение:
200*0,0575=11,5 (т)
Ответ: 11,5т.
Повреждения колокола были настолько серьёзны, что работы по отделке его украшений были прекращены, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. За эти годы неоднократно ставился вопрос об его подъёме, но технического решения задачи не находилось до тех пор, пока в первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге в Комитете по строительству и гидравлическим работам не были разработаны приспособления, с помощью которых архитектор Огюст Моферран поднял и установил 48 колонн Исаакиевского собора. Эти приспособления позволили ему в 1834г. поднять и водрузить на постамент Александровский столп.
Учитывая накопленный Моферраном в Санкт-Петербурге опыт, Николай I поручил ему поднять колокол в Москве. 23 июля 1836г. колокол подняли, а 26 июля передвинули на гранитный пьедестал у «Ивана Великого», где он находится и поныне.
Задача №7. (Слайд №21.)
Время подъёма 1 колонны Исаакиевского собора составило 0,45 времени подъёма Александровского столпа. Царь-колокол был поднят на 2,45 мин. Быстрее, чем колонна собора. Сколько времени занял подъём колокола, если на поочерёдный подъём всех трёх уникальных грузов ушло 187,55 мин.?
Решение:
Колонна - 0,45х мин.
Столп – х мин. Всего - 187,55 мин.
Колокол – 0,45х-2,45 мин.
0,45х+ х+0,45х-2,45=187,55
1,9х=190
х=100
0,45*100-2,45=42,55мин.= 42мин. 33 с
Ответ:42 мин 33с.
Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всём мире».
Самостоятельная работа (Работа по карточкам)
Задание на дом (Слайд №22.)
Задача №1.
Царь-колокол стоит на пьедестале, высота которого составляет 5/8 высоты колокола. Вычислите высоту последнего, если известно, что от его самой высокой точки до уровня земли, на которой стоит пьедестал, 10 2/5 м.
Задача №2.
Приняв для простоты вычислений, что масса Царь-колокола равна 200 т, и зная, что масса меди, использованной при его изготовлении, составляет 0,82 массы колокола, а масса олова – 0,17, вычислите массу легирующих элементов и примесей, которые входят в сплав колокола.
Творческое задание
Составить и решить задачу о любом историческом памятнике Московского кремля.
(Слайд №23.)
Итог урока
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Решение:
№1. Пусть высота колокола – х м, тогда высота пьедестала – 5/8 х м. По условию задачи получаем уравнение:
Х+ 5/8х=10 2/5
1 5/8х=10 2/5
Х=6 2/5
Ответ:6,4 м.
№2.
- 0,82*200=164(т) – меди
- 0,17*200=34(т) - олова
- 200-(164+34)=2(т)
Ответ:2т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"
Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются ...
Конспек урока "Значение отмены крепосного права"
Данный конспект можно использовать для проведения урока по истории России 8 класс....
Конспек урока-экскурсии по английскому языку, 8 класс
План-конспект урока-экскурсии для учащихся 8-х классов с углублённым изучением иностранных языков направлен на расширении знаний учащихся о своём родном городе, привитие любви к своей малой ...
конспек урока Население России 8 класс
Конспект урока Население России 8 класс...
План-конспек урока Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности у беспозвоночных организмов.
Цели урока: Образовательная – закрепить знания учащихся о движении живых организмов, изучить реакции беспозвоночных организмов на внешние воздействия;Развивающая – развитие умений самостоятельно ...
Конспек урока: Формула вещества,молекулярная масса
Конспект урока содержит материал о простых и сложных веществах, их формулах, индексах и коэффициентах, а также проверочные тесты...
Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.
Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры....