Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются в работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii_srednih_vekov_6_klass.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Истории Средних веков (6 класс).
Тема: Церковь и государство в 11 – 13 веках
Цель урока:
1)Подвести учащихся к пониманию причин раскола христианской церкви , источников могущества католической церкви в Европе, причин появления ереси.
2)Показать методы борьбы католической церкви с еретиками.
3)Продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания.
План урока:
1) Раскол христианской церкви.
2)Источники могущества католической церкви.
3)Отношения светской и духовной власти.
4)Борьба еретиков с церковью. Инквизиция.
Оборудование урока: Карта «Западная Европа в 11 -13 в. Крестовые походы». (В электронном виде). Компьютер. Интерактивная доска.
Оформление доски: Тема урока, новые слова (индульгенция, десятина, реликвии, еретики, инквизиция). Домашнее задание: параграф и задания в тетради.
Использование интерактивной доски при составлении схемы: « Источники могущества церкви»
Ход урока:
1)Проверка домашнего задания.
а) Причины появления городов средневековой Европе.
б) «Отгадай шарады»
1 слог – кусок земли, 2 – мычание коровы, 3 – предлог, целое – свободный средневековый город. ( коммуна)
1 слог – бог солнца в Египте, 2 – краткое торжественное, музыкальное приветствие, 3 –начальная буква алфавита, целое – здание городского совета средневекового города (ратуша).
1 с лог – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, 2 –русское национальное блюдо , 3 – предлог , целое одна из феодальных повинностей (барщина).
Учащиеся дают определения отгаданным словам.
2) Изучение новой темы:
Рассказ учителя.
Тик, мы с вами вспомнили, что в средневековой Европе в 11- 13 веках происходят большие изменения в хозяйстве. Ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, происходит бурное развитие ремесла, развитие старых и появление новых городов. Многие города добиваются самостоятельности. Кроме того в этот период достигает сильного могущества и христианская церковь. Без ее участия не совершалось ни одно крупное событие. А каковы же источники могущества церкви? А для этого, давайте вспомним Древний мир, 5 класс, некоторые факты из истории христианской религии.
Беседа по вопросам:
-Кого называют христианами?
-Где появилась эта религия? (Палестина)
-Как называется священная книга христиан? (Библия)
-Чем привлекала людей эта религия? (Обьясняла как надо жить, вера в лучшее)
-Что такое церковь? (организация, ведающая религиозной жизнью)
- На какие два государства разделилась римская империя в 395 году до нашей эры? (Западную и Восточную).
Рассказ учителя: о борьбе между церковью восточной и западной , о церковном расколе в 1054 году , о появлении Католического и Православного христианства.
Работа с документом: «Диктат папы» (на экране)
-А что же стало источником могущества церкви в период средневековья?
Работа с интерактивной доской: Во время беседы составляется схема: « Источники обогащения церкви» (индульгенции, десятина, святые реликвии, дары , продажа должностей, обряды). Работа с новыми терминами и документом - текстом типичной индульгенции (на экране текст). Чтение одним из учеников стихотворения немецкого поэта Ганса Сакса.
-А как вы думаете, всем ли нравилось, что церковь призывала к добрым делам, а на деле?
-Поэтому появились люди, которые выступили против церкви, критиковали ее, их стали называть еретиками . ( работа с новым понятием).
Работа с документом: « О еретиках…»
-Кто такие еретики?
-Кто может обвинить еретиков?
-Как можно наказать еретиков?
-Как наказывали людей, которые помогали еретикам?
-А как же церковь относилась к еретикам? - Сообщение учащегося об инквизиции или презентация.
Закрепление:
1.Почему произошло разделение церкви?
2.Назовите способы обогащения церкви.
3.Кто такие еретики, и за что они боролись?
Что такое инквизиция?
Вывод: Итак , мы сегодня с вами узнали, что в 11 – 13 веках, церковь католическая, была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти т боролась за укрепление своей власти с помощью церковного суда, получившего название – инквизиция.
Д/ З параграф , задания в рабочей тетради.
Материалы к уроку: 1) Стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса : Есть у попов про все товар,
Лишь покупай - и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное – в церквях идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот, что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом
Церковник ловко врет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К болящему – и дань сберет…
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь - проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим , чтоб было не повадно,
Трудиться разве не досадно,
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактире было можно,
Курить и пьянствовать безбожно.
2) Текст типичной индульгенции:
«Форма полнейшего оправдания и отпущения грехов при жизни»
Да сжалится над тобой (ИМЯ) господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивейшему милосердию ; да освободит тебя; и властью его и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от всех грехов твоих уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей…
3) « Диктат папы»:
Папа начертал:
- Римская церковь создана единым богом.
-Только Римский епископ по праву зовется вселенским.
-Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.
-Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства.
Одному папе все князья лобызают ноги.
-Только его имя поминается в церквах.
-Он один именуется в мире папой.
-Он может низлагать императоров.
-Никто ему не судья.
-Никто не смеет отменить его решение, а он сам отменяет чьи угодно.
4) « О еретиках…»
« Еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл…противоположный тому, который был дан Святыми Отцами, и в который верит Святая Римская церковь, и который она велит хранить…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"
Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...
Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"
Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....
Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории
Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого Возро...
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...
Повторительно- обобщающий урок по истории средних веков 6 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий игровой урок по истории средних веков...
Конспект урока по истории средних веков в 6 классе «Образование славянских государств».
Цели урока: ознакомить учащихся с историей образования славянских государств; продолжить формирование умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее; продолжить развитие...