Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Турунтаева Наталья Геннадьевна

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_srednih_vekov_6_klass.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Истории Средних веков (6 класс).

 

Тема: Церковь и государство в 11 – 13 веках

Цель урока:

1)Подвести учащихся к пониманию причин раскола христианской церкви ,  источников могущества католической церкви в Европе, причин появления  ереси.

2)Показать методы борьбы католической церкви с еретиками.

3)Продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания.

   План урока:

1) Раскол христианской церкви.

2)Источники могущества католической церкви.

3)Отношения светской и духовной власти.

4)Борьба еретиков с церковью. Инквизиция.

Оборудование урока:    Карта «Западная Европа в 11 -13 в.  Крестовые походы». (В электронном виде).  Компьютер. Интерактивная доска.

Оформление доски: Тема урока, новые слова (индульгенция, десятина, реликвии, еретики, инквизиция). Домашнее задание: параграф и задания в тетради.

Использование интерактивной доски при составлении схемы: « Источники  могущества церкви»

Ход урока:

1)Проверка домашнего задания.

а) Причины появления городов средневековой Европе.

б) «Отгадай шарады»

             1 слог – кусок земли, 2 – мычание коровы, 3 – предлог, целое – свободный средневековый город.  ( коммуна)

                1 слог – бог солнца в Египте, 2 – краткое торжественное, музыкальное приветствие, 3 –начальная буква алфавита, целое – здание городского совета средневекового города (ратуша).

               1 с лог – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, 2 –русское национальное блюдо , 3 – предлог ,  целое одна из феодальных повинностей (барщина).

Учащиеся дают определения отгаданным словам.

2) Изучение новой темы:

     Рассказ учителя.

Тик, мы с вами вспомнили, что в средневековой Европе в 11- 13 веках происходят большие изменения в хозяйстве. Ремесло отделяется от  сельскохозяйственного  производства, происходит бурное развитие ремесла, развитие старых и появление новых городов. Многие города добиваются самостоятельности. Кроме того в этот период достигает сильного могущества и христианская церковь. Без ее участия не совершалось ни одно крупное событие. А каковы же источники могущества церкви? А для этого, давайте вспомним Древний мир, 5 класс, некоторые  факты из истории христианской религии.

Беседа по вопросам:

-Кого называют христианами?

-Где появилась эта религия?  (Палестина)

-Как называется священная книга христиан?  (Библия)

-Чем привлекала людей эта религия?   (Обьясняла как надо жить, вера в лучшее)

 -Что такое церковь?   (организация, ведающая религиозной жизнью)

- На какие два государства разделилась римская империя в 395 году до нашей эры? (Западную и Восточную).

Рассказ учителя:  о борьбе между   церковью  восточной и  западной  ,  о церковном расколе в 1054 году , о появлении Католического и  Православного христианства.

Работа с документом: «Диктат папы»     (на экране)    

-А что же стало источником могущества церкви в период средневековья?

Работа с интерактивной доской: Во время беседы составляется схема:  « Источники обогащения церкви»  (индульгенции,  десятина,  святые реликвии,  дары , продажа должностей, обряды).  Работа с новыми терминами и документом -  текстом типичной индульгенции (на экране текст). Чтение одним из учеников стихотворения немецкого поэта  Ганса Сакса.

-А как вы думаете, всем ли нравилось, что церковь призывала к добрым делам, а на деле?

-Поэтому появились люди, которые выступили против церкви, критиковали ее, их стали называть еретиками .   ( работа с новым понятием).

Работа с документом: « О еретиках…»

-Кто  такие еретики?

-Кто может обвинить еретиков?

-Как можно наказать еретиков?

-Как наказывали людей, которые помогали еретикам?  

-А как же церковь относилась к еретикам?    - Сообщение учащегося об инквизиции или презентация.

Закрепление:

1.Почему произошло разделение церкви?

2.Назовите способы обогащения церкви.

3.Кто такие еретики, и за что они боролись?

Что такое инквизиция?

Вывод: Итак , мы сегодня с вами узнали, что в 11 – 13 веках, церковь католическая, была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти т боролась за укрепление своей власти с помощью церковного суда, получившего название – инквизиция.

Д/ З параграф , задания в рабочей тетради.

Материалы к уроку:  1) Стихотворение   немецкого  поэта  Ганса  Сакса : Есть у попов про все товар,

                                                                          Лишь покупай  - и млад и стар!

                                                                            Известно, каждый поп и инок

                                                                           Дом Божий превращают в рынок:

                                                                           Дают реликвии доход,

                                                                          А главное – в церквях идет

                                                                            Продажа индульгенций бойко,

                                                                           Вот, что и есть овечья дойка!

                                                                          Толпа церковников жадна.

                                                                              Привыкнув грабить издавна,            

                                                                             Живя бессовестным обманом            

                                                                           Церковник ловко врет мирянам:

                                                                          За мощи выдав зуб быка,

                                                                          Он им притронется слегка

                                                                   К болящему – и дань сберет…

                                                                    Страдает от попов народ,

                                                                    Не перечесть его невзгод:

                                                                     Зимой и летом гнет он спину,

                                                                      Чтоб отдавать им десятину.

                                                                      Коль не заплатишь - проклянут,

                                                                      Изгонят, свечи вслед швырнут,

                                                                      Другим ,  чтоб было не повадно,

                                                                      Трудиться разве не досадно,

                                                                        Крестьянину по целым дням,

                                                                         Чтобы поповским холуям

                                                                            Сидеть в трактире было можно,

                                                                          Курить и пьянствовать безбожно.

2) Текст типичной индульгенции:

«Форма полнейшего оправдания и отпущения грехов при жизни»

Да сжалится над тобой (ИМЯ) господь  наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивейшему милосердию ;  да освободит тебя; и властью его и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от всех грехов твоих уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей…

3) « Диктат папы»:

Папа начертал:

- Римская церковь создана единым богом.

-Только Римский епископ по праву зовется вселенским.

-Только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

-Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства.

Одному папе все князья лобызают ноги.

-Только его имя поминается в церквах.

-Он один именуется в мире папой.

-Он может низлагать императоров.

-Никто ему не судья.

-Никто не смеет отменить его решение, а он сам отменяет чьи угодно.

4) « О еретиках…»

« Еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл…противоположный тому, который был дан Святыми Отцами, и в который  верит Святая Римская церковь, и   который она велит хранить…»

                                   

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...

Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"

Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого               Возро...

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе на тему: «Христианская церковь в раннее Средневековье»...

Конспект урока по истории средних веков в 6 классе «Образование славянских государств».

Цели урока: ознакомить учащихся с историей образования славянских государств; продолжить формирование умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать ее; продолжить развитие...