Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях. Урок математики 5 класс.Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_moya.docx | 744.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Историческое путешествие по Москве в десятичных дробях».
Математика 5 класс.
Учитель математики Чанина В В
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме «Действия с десятичными дробями». Обогатить знания, установить связи между теорией и практикой.
2.Развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование урока:
плакаты для устного счета, раздаточный материал, для индивидуальной работы учащихся.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры.
План урока.
1.Мотивационная беседа.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Решение задач.
4.Тестирование по теме: «Действия с десятичными дробями».
5.Подведение итогов урока.
Ход урока
I Мотивационная беседа.
Дорогие ребята, уважаемые гости!
Сегодня мы проведём с вами необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет закрепить всё, что вы уже знаете о действиях над десятичными дробями. И, конечно же, покажете, как вы умеете эти действия выполнять.
Сегодня мы отправимся в путешествие на машине времени. А как вы думаете: куда мы отправимся на этой машине?
Сегодня мы походим по древним и современным московским улочкам.
Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта появились числа 1, 2, 3 и т. д.- натуральные числа. Измерения расстояний, деление предмета на равные части привели людей к использованию дробных чисел. Сначала люди пользовались обыкновенными дробями 1/2, 1/4, 1/3 (половина, четверть, треть), а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000…, т.е. записываются единицей с последующими нулями.
Как называются такие дроби?
Их назвали «десятичными». В нашем путешествии они нам и помогут.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока, и какова его цель?
Дети формулируют тему и цель урока.
II Актуализация опорных знаний
Итак, проверим, насколько хорошо мы вооружены знаниями, чтобы отправиться в путь!
Два боксера перед вами,
У боксеров странный вид.
Догадайтесь быстро сами,
Кто на ринге победит?
Какие действия вы применяли, какие правила использовали?
Игра – эстафета «Заполни клетку». Учащиеся по рядам выполняют задания. Первый ученик решает первое задание и передаёт эстафету следующему ученику и т. д.
2,6 + 0,4 =
- 2,8 =
* 10 =
* 1,8 =
: 12 =
0,04 + 0,96 =
- 0,2 =
* 5 =
: 16 =
* 8 =
0,03 + 0,97 =
- 0,1 =
* 5 =
: 3 =
* 2 =
Какие действия вы применяли, какие правила использовали?
Теперь давайте вспомним, как умножить и разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.
Ученики показывают пальчиками, на сколько знаков нужно перенести запятую в десятичной дроби. Если запятая переносится вправо, то пальчиками правой руки, если влево, то левой.
Я вижу, что к путешествию вы готовы – знания у вас отличные по теме дроби десятичные.
Пора начинать!
В каком году впервые упоминается Москва в летописи?
Совершенно верно мы отправляемся в 1147 год.
Поехали! Музыка.
III Решение задач.
Знаете ли вы, какова длина стен современного Московского Кремля и какова его площадь? Если нет, то узнаете, решив следующую задачу.
а) Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город. И трудно себе представить, что когда-то она была маленьким посёлком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 года с именем князя Юрия Долгорукого. Укреплённую часть поселения называли Кремлём. Площадь его была 9 га. Но в 1238 году под стены Москвы пришли полчища хана Батыя и от Москвы остались лишь груды пепла. Она отстроилась заново и выросла при сыне Александра Невского Иване по прозвищу Калита („мешок с деньгами”).
Деревянный Кремль Ивана Калиты имел площадь на 10,9 га больше, чем при Юрии Долгоруком, а площадь современного Кремля больше площади Кремля Ивана Калиты на 6,6га. Вычислите площадь современного Кремля.
Решение: 9 + 10,9 + 6,6 = 26, 5 (га)
б) Кремль, построенный Иваном Калитой, имел стены длиной 1,67 км. Современный Кремль имеет стены на 0,565 км длиннее. Вычислите длину стен современного Кремля в километрах и метрах.
Решение: 1,67 + 0,565 = 2,235 (км)
Физкультминутка (в форме игры).
Нынешняя высота Кутафьей башни московского Кремля 13,5 метров. Первоначально она была без ажурной короны, но потом её надстроили короной на 2 метра (приподнимаемся на цыпочках и вытягиваем вверх руку, словно показывая, как башню надстроили).
Но за века вокруг башни вырос слой земли, и она ушла в почву на 7 метров (подгибаем колени и слегка приседает, словно показывая, как башня ушла в землю, рука его по-прежнему поднята).
Какой высоты была Кутафья башня первоначально? (встаём ровно и опускаем руку).
Надстраивали… (Подражая исполнителю, ученики поднимают вверх руку). Ушла в почву… (Слегка приседают и сразу встают и опускают руку).
Кто успел подсчитать какова же высота Кутафьей башни теперь?
Первоначально высота Кутафьей башни московского Кремля была 18,5 метров.
Музыка.
При раскопках на территории Кремля были обнаружены 2886 монет. 0,48 из них были золотые, 0,25-серебряные, а остальные - чугунные. Сколько золотых, сколько серебряных и сколько чугунных монет было найдено во время раскопок? Полученный результат округлить до целых значений.
Решение:
- 2886 × 0,48 = 1385,28 ~ 1385 (монет) золотые,
- 2886 × 0,25 = 721,5 ~ 722 (монеты) серебряные,
- 2886 – 1385 – 722 = 779 (монет) чугунные.
Продолжаем наше путешествие.
Из истории математики: В России о десятичных дробях изложил Л. Ф. Магнитский в 1703 году в первом учебнике математики "Арифметика, сиречь наука числительная".
Петр I стремился создать в стране начальные школы, в которых в основном учили бы цифири (арифметике) и геометрии по учебникам Л. Ф. Магнитского. В 1714 году поступило распоряжение открыть в городе цифирную школу для мальчиков 10 – 15 лет. Все выпускники получали «свидетельствованные письма», удостоверяющие, что они окончили школу и имеют право жениться.
Обучение в цифирных школах было организовано не так, как в современных. Каждый ученик учил заданный лично ему урок и, вызубривив его, рассказывал учителю. После чего получал следующее задание. На уроках цифири ученики сначала учили нумерацию – правило чтения и записи целых чисел, затем осваивали счисление – правила сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел.
На уроках цифири большая часть учеников изучала тему «Целые числа». 0,2 их числа училась складывать, 0,6 числа учеников училась умножать, 0,1 вычитали и ещё 0,1 учеников, которые занимались целыми числами, изучали деление. Остальные учащиеся занимались десятичными дробями(3 человека), геометрией(1 человек) и тригонометрией(3 человека). По сколько человек занималось каждой темой в работе с целыми числами, если в классе было 37 человек?
Решение:
- 37 – 3 – 3 – 1 = 30(человек) изучала тему «Целые числа»,
- 30 × 0,2 = 6(человек) изучали сложение,
- 30 × 0,1 = 3(человек) вычитали и делили,
- 30 × 0,6 = 18(человек) изучали умножение.
IV Тестирование по теме: «Действия с десятичными дробями».
Уважаемые гости! Наши дорогие родные и такие любимые мамы, папы и бабушки, пока мы будем путешествовать смоделируйте для нас новую машину времени, ведь мы хотим путешествовать не только во времени, но и в пространстве к звездам, а наша модель не дает такой возможности. Не скучайте без нас, мы скоро вернемся, а пока мы отправляемся в …
На столе у каждого из вас есть лото, на карточках записаны задачи о Москве. Вам, необходимо решив их, найти правильные ответы, закрыть ими задачи и у вас получатся слова (см. приложение)
V Подведение итогов урока.
Москва
Ф. Глинка
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Читают дети по строчке правильные ответы.
Приложение 1.
2,6 + 0,4 =
- 2,8 =
* 10 =
* 1,8 =
: 12 =
0,04 + 0,96 =
- 0,2 =
* 5 =
: 16 =
* 8 =
0,03 + 0,97 =
- 0,1 =
* 5 =
: 3 =
* 2 =
Приложение 2. Задания
4,2 – (0,98 + 1,75) 1. | Высота Царской башни Кремля 16,7м, высота Набатной башни-38м, а высота Сенатской башни-34,3м. Найдите высоту всех трех башен вместе. | Кремлевские башни имеют высоту: Тайницкая-38,40 м, Водовзводная-61,25м, Беклемишевская-46,10м, Благовещенская-32,45м, Округлить до метров. |
(2,5 + 7,3) – 5,4 2. | Высота всех башень южной стороны Кремля в 1485 году составила 269,76 м. А без Тайницкой и Водовзводной башень их высота была 170,11 м. Найдите высоту этих башень вмести. | Кремлевские башни имеют высоту: 1-ая Безымянная-34,15м, 2-ая Безымянная-30,26м, Константино-Еленинская -36,80м, Набатная-38м, Округлить до десятков метров. |
16,52 – (4,9 + 10,95) 3. | Высота Никольской башни со звездой-70м 40см, а ее высота без звезды-67м 10см. Найдите высоту звезды Никольской башни. Ответ выразите в метрах. | Кремлевские башни имеют высоту: Царская-16,70м, Спасская-71,07м, Сенатская-34,30м, Никольская-70,40м, Округлить до метров. |
(12,5 – 7,25) + 0,6 4. | Высота Боровицкой башни Кремля со звездой-54м 5см. Высота ее звез-ды-3м 35см. Найдите высоту Боровицкой башни без звезды в метрах. | Кремлевские башни имеют высоту: Угловая Арсенальная-60,20м, Средняя Арсенальная-38,90м, Троицкая-80м, Кутафья-13,50м, Округлить до десятков метров. |
(6,7 + 2,8) – 8,03 5. | Высота Водовзводной башни 61м 25см, а высота звезды на этой башне-3м 55см. Высота Спасской башни-71м, а высота звезды на ней-3м 70см. На сколько метров Спасская башня со звездой больше, чем Водовзводная башня со звездой? | Кремлевские башни имеют высоту: Комендантская-41,25м, Боровицкая-54,05м, Оружейная-32,65м. Тайницкая-38,40 м, Округлить до метров. |
15,2 – (0,15 + 4,7) 6. | Площадь Воскресенской площади 1,2га, она меньше площади Театральной, Лубянская площадь больше Воскресенской на 2,6га. Все три площади занимают 9,8 га. Найдите площадь каждой из этих трех Московских площадей. | Кремлевские башни имеют высоту: Водовзводная-61м25см, Беклемишевская-46м10см, Благовещенская-32м45см, 1-ая Безымянная-34м15см, Округлить до десятков метров. |
25 – (19,5 – 11,8) 7. | Высота постамента памятника К. Минину и Д. Пожарскому на 90см меньше, чем высота скульптуры. Найдите высоту всего памятника в метрах, если известно, что высота скульптуры равна 4м90см. | Кремлевские башни имеют высоту: 2-ая Безымянная-30,26м, Константино-Еленинская )-36,80м, Набатная-38, 01м, Царская-16,70м, Округлить до метров. |
(0,15 + 3,7) – 2,44 8. | Театральная площадь имеет форму прямоугольника, ширина которого равна 177м. Найдите длину Театральной площади, если ее площадь равна 46993,5 кв.м. | Кремлевские башни имеют высоту: Спасская-71, 07м, Сенатская-34,30м, Никольская-70,40м, Угловая Арсенальная-60,20м, Округлить до десятков метров. |
15,3 + 20,2 -10,1 9. | Высота Спасской башни со звездой – 71м, высота Благовещенской башни на 38м55см меньше. Найдите высоту Благовещенской башни в метрах. | Кремлевские башни имеют высоту: Средняя Арсенальная-38,90м, Троицкая-80м, Кутафья-13,50м, Комендантская-41,25м, Округлить до метров. |
3,8 – (0,12 + 1,6)
| Кольчуга русского воина весила 10кг и состояла из 25000 колец. Найдите средний вес одного кольца. | Кремлевские башни имеют высоту: Тайницкая-38,40м, Водовзводная-61,25м, Боровицкая-54,05м, Оружейная-32,65м. Округлить до метров. |
12,3 + (68 – 3,9) 11. | Высота Водовзводной башни – 61м25см, а Боровицкой башни – 54м. Какая башня меньше и на сколько метров? | Кремлевские башни имеют высоту: Беклемишевская-46,10м, Благовещенская-32,45м, 1-ая Безымянная-34,15м, 2-ая Безымянная-30,26м, Округлить до десятков метров. |
48,3 – (26,6 + 4,4) 12. | В XII веке площадь Кремля в XII веке была 0,01 квадратных километра, длина его границ была около 1км. В XV веке площадь Кремля стала 0,26 квадратных километра, а длина границ составила 2,25км. На сколько увеличилась площадь и на сколько длина его границ? | Кремлевские башни имеют высоту: Константино-Еленинская -36,80м, Набатная-38м, Царская-16,70м, Спасская-71,07м, Округлить до метров. |
2,224 + 3,25 13. | Максимальная глубина реки Угры 5 м, а ее минимальная глубина в 2 раза меньше. Глубина брода на 2 м меньше, чем минимальная глубина реки. Найдите минимальную глубину реки и глубину брода в месте битвы Руси против Орды. | Кремлевские башни имеют высоту: Сенатская-34,30м, Никольская-70,40м, Угловая Арсенальная-60,20м, Средняя Арсенальная-38,90м, Округлить до десятков метров. |
3,31 + (12,6 – 7,84) 14. | Длина Спасского моста-21сажень, его ширина-5сажень. Выразите длину и ширину Спасского моста в метрах.(1сажень=2м 13см 1мм). | Кремлевские башни имеют высоту: Средняя Арсенальная-38,90м, Троицкая-80м, Кутафья-13,50м, Комендантская-41,25м, Округлить до метров. |
(1,87 – 0,03) – 0,37 15. | Большая Грановитая палата имеет форму квадрата, сторона которого 22,1м. Узнайте ее периметр. Результат выразите в метрах. | Кремлевские башни имеют высоту: Тайницкая-38,40м, Водовзводная-61,25м, Боровицкая-54,05м, Оружейная-32,65м. Округлить до десятков метров. |
(14,2 – 13,9) + 0,07 16. | Длина Театральной площади 265,5м, а ее ширина 177м. Найдите площадь Театральной площади, если она имеет форму прямоугольника. | Кремлевские башни имеют высоту: Беклемишевская-46,10м, Благовещенская-32,45м, 1-ая Безымянная-34,15м, 2-ая Безымянная-30,26м, Округлить до метров. |
26 – х = 20,526 17. | Длина Куликова поля на 1км больше ширины, а ширина поля составляет 0,75 от длины. Найдите площадь Куликова поля. | Кремлевские башни имеют высоту: Константино-Еленинская )-36,80м, Набатная-38м, Царская-16,70м, Спасская-71м, Округлить до десятков метров. |
(22,5 – 5) – 0,2 18. | В 1237 году татарам противостояли города. Узнайте, сколько дней противостояли города, если Рязань и Владимир вместе 13 дней, Владимир противостоял на 1 день больше Рязани, Москва и Торжок 19 дней, причем Москва на 44 д.меньше, чем Козельск, который оборонялся 49 дней. | Кремлевские башни имеют высоту: Сенатская-34,30м, Никольская-70,40м, Угловая Арсенальная-60,20м, Средняя Арсенальная-38,90м, Округлить до метров. |
24 – (3,12 + 16) 19. | Длина минутной стрелки Кремлевских курантов 328см, а длина цифры на циферблате 9/41. Какова длина цифры? Ответ выразите в метрах. | Кремлевские башни имеют высоту: Троицкая-80м, Кутафья-13,50м, Комендантская-41,25м, Боровицкая-54,05м, Округлить до десятков метров. |
х + 2,1 = 7,95 20. | В состав Царь-колокола входило 164 т олова, что на 130 т больше, чем меди. Примеси составляли 1/17 от количества меди. Сколько тонн меди, олова и примесей было в Царь-колоколе. | Кремлевские башни имеют высоту: Тайницкая-38,40м, Водовзводная-61,25м, Беклемишевская-46,10м, Оружейная-32,65м. Округлить до метров. |
Приложение 3. Правильные ответы.
Город чуд 1. | ный, город 1. | древний, 1. |
Ты вместил 2. | в свои 2. | Концы 2. |
И поса 3. | ды и де 3. | ревни, 3. |
И пала 4. | ты и дво 4. | рцы! 4. |
Опоясан 5. | лентой 5. | пашен, 5. |
Весь 6. | пестреешь ты 6. | в садах; 6. |
Сколько 7. | храмов, сколько 7. | Башен 7. |
На семи 8. | твоих 8. | холмах!.. 8. |
Исполи 9. | нскою 9. | рукою
|
Ты, как 10. | хартия, 10. | развит, 10. |
И над 11. | малою 11. | рекою 11. |
Стал 12. | велик и 12. | знаменит! 12. |
На твоих 13. | церквах 13. | Старинных 13. |
Выра 14. | стают 14. | дерева; 14. |
Глаз не 15. | схватит улиц 15. | длинных... 15. |
Это 16. | матушка 16. | Москва! 16. |
Процветай 17. | же славой 17. | вечной, 17. |
Город 18. | храмов и 18. | палат! 18. |
Град 19. | срединный, 19. | град сердечный, 19. |
Коренной 20. | России 20. | град! 20. |
38, 61, 46, 32 1. | 89 1. | 1,47 1. |
30, 30, 40, 40 2. | 99,65 2. | 4,4 2. |
18, 71, 34, 70 3. | 3,3 3. | 0,67 3. |
60, 40, 80, 10 4. | 50,7 4. | 5,85 4. |
41, 54, 33, 38 5. | 8,9 5. | 1,47 5. |
60, 50, 30, 30 6. | Воскресенской 2га, Театральной 3,2га, Лубянской 4,6га. 6. | 10,35 6. |
30, 37, 38, 17 7. | 8,9 7. | 17,3 7. |
70, 30, 70, 60 8. | 265,5 8. | 1,41 8. |
39, 80, 14, 41 9. | 32,45 9. | 25,4 9. |
38, 61, 54, 33 10. | 0,0004 10. | 2,08 10. |
50, 30, 30, 30 11. | 7,25 11. | 76,4 11. |
37, 38, 17, 71 12. | 0,25 кв км, 1,25 км 12. | 17,3 12. |
30, 70, 60, 40 13. | 2,5м, 0,5м 13. | 5,474 13. |
39, 80, 14, 41 14. | 44,751м, 10,655м 14. | 8,07 14. |
40, 60, 50, 30 15. | 88,4 15. | 1,47 15. |
46, 32, 34, 30 16. | 46993,5 16. | 0,37 16. |
40, 40, 20, 70 17. | 12 кв км 17. | 5,474 17. |
34, 70, 60, 39 18. | Рязань 6 дн, Владимир 7дн, Москва 5 дн, Торжок 14 дн 18. | 17,3 18. |
80, 10, 40, 50 19. | 0,72м 19. | 4,88 19. |
38, 61, 46, 33 20. | Олово 164 т, медь 34 т, примеси 2 т. 20. | 5,85 20. |
Двухсторонняя печать. Ещё прилагается два варианта неправильных ответов с другими ответами. Учащиеся должны выбрать правильные ответы, закрыть карточками задания и прочитать строчку из стихотворения, которое и является правильным ответом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -космическое путешествие "Умножение десятичных дробей" в 5 классе
презентация к уроку-космическое путешествие в 5 классе "Умножение десятичных дробей" повторение....
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок математики в 5 классе
ТЕМА: Сложение и вычитание десятичных дробей.ЦЕЛЬ: Закрепить умение учащихся применять правила сложения и вычитания десятичных дробей в ходе выполнения заданий урока;Связать предмет ма...
"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина
При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...
Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
"Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок математики в 5 классе с применением интерактивных заданий, задействуя ресурсы сети Интернет.
Урок математики в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей". Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Разработан в соответствии с ФГОС ООО. В ходе урока прид...