конспек урока Население России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока Население России 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 478.61 КБ |
urok_8_klass_naselenie_rossii_8_klass.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Половой и возрастной состав населения России. Городском и сельском население РФ. Миграции населения. Население Мурманской области. Численность населения России. Темы раздела:
Численность населения РОССИИ
План урока Численность населения России, ее динамика. Демографические кризисы. Размещение населения. Плотность населения.
Интернет ресурсы : http://ostranah.ru/_lists/populationphp ( население мира )( плотность населения) http://priroda.inc.ru/naselenie.ph ( Счетчик населения) http://school-collection.edu.ru/ ( коллекция цифровых ресурсов )
Демографии -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство.
Формула понятия определение Демография -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство Демографический кризис – резкое снижение численности населения ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С) Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность: Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей. ЕУ =С > Р. Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость Смертность -количество умерших за год на 1000 жителей Воспроизводство населения Постоянное возобновление и смена поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности.
Какова демографическая ситуация в России сегодня? Прогноз численности Прогноз изменения численности населения России, млн. чел.
Сегодня я узнал… Теперь я могу… Меня удивило… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Закончите фразу:
Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии необходимо перерабатывать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.
Использование информационных технологий, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Современные дети владеют компьютером лучше нас, поэтому необходимо стараться найти этому применение. Современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученики должны обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях; использовать интернет – ресурсы: статистические материалы, графический материал.
Сегодня каждый педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор,
структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.
Для реализации урока выбран 8 класс и тема урока: «Численность населения России Я работаю по рабочей программе для 8-9 кл., составлена на основе: Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного основного общего образования 2004.
Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 8 класс «Природа. Население. Хозяйство.» Раздел 3: «Население России.» 2 часа в неделю. 70 часов в год. Место урока в изучаемой теме:1 урок в разделе 3 «Население России».
Изучение географии населения подготовит учеников к пониманию географии хозяйства России, которое они будут изучать позже.
Урок: Численность населения России
2.Цели и задачи урока. Ресурсы. Методы и формы учебной деятельности. Планируемый результат.
Цели:
- познакомиться с численностью населения России
- определить причины, влияющие на изменение численности населения России.
Задачи:
- дать определения понятий « демографического кризиса», «естественного прироста», «воспроизводство населения»;
- развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками, интернет – ресурсами.
Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект, интернет – ресурсы.
Тип урока:
- урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:
- самостоятельная работа со статистическим материалом;
- работа в реальном времени в Интернете;
- формулирование выводов;
- ответы на вопросы учителя.
Планируемый результат:
Знать\ понимать:
-основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;
-причины изменения численности России.
Уметь:
- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России.
- рассчитывать естественный прирост населения России.
Ход урока:
Оргмомент.Приветствие учащихся, определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме с использованием Интернета и презентации.
До сегодняшнего урока мы изучали физическую географию России.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению совершенно нового раздела «Географии населения», которая является частью социально-экономической географии.
Как вы думаете, что изучает социально-экономическая география?
Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:
И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнёзда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звёзды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
Н. Гумилев
Нам предстоит изучать население России.
Давайте порассуждаем, зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?
Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.
«Россия слишком мало известна русским»- писал А.С. Пушкин.
Что нам предстоит изучать в данном разделе.
Половозрастной состав населения России; Городском и сельском население РФ.
А с чего начнем изучать население России?
Тема урока: Численность населения России.
На уроке нам предстоит:
• Выявить источники получения сведений о численности населения страны.
• Выяснить динамику населения России в XX веке.
• Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны
• Провести статистическое исследование по определению тенденций изменения численности населения семьи.
• Составить прогноз изменения численности россиян в XXI.
Вопрос:Можно ли считать население одним из компонентов природы?
( да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной силой природы)
Вопрос:Какие науки изучают население, людей?
( История, психология, медицина, и т.д.)
Мы будем на уроках географии изучать население с точки зрения науки –Демографии, -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство ,которая поможет нам ответить на вопросы , связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и на другие вопросы.
Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся.
- А кто знает какова численность населения вашего населенного пункта?(5000 )
- Какие факторы влияют на численность населения вашего населенного пункта?
1)Численность населения. Как узнать о численности населения?( попереписи населения).
Вопрос Последняя перепись населения?
Последняя перепись населения в России проводилась в 2010 г.
Когда проводилась 1 перепись населения?
Работа с учебником стр. 183.дополнительный материал ( зачитать)
С данными переписи населения России 2010 познакомимся на сайте
http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)
Задание: Определите численность населения России, плотность населения.
Численность населения | Площадь территории России | Плотность населения |
141927000 | 17075400 | 8,31 |
Вопросы:
Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения?
Какова площадь территории РФ?
Какова плотность населения РФ?
Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?
-(Огромная территория страны заселена неравномерно )
Какова численность населения на сегодня http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные записать в конспект.
Задание: Используя ресурсы интернет http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" карты)определите территории РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения. Приведите примеры (Записать в конспект)
Учитель:Большинство населения России сосредоточено в главной полосе расселения - треугольнике, вершинами которого являются Санкт-Петербург на севере, Сочи на юге и Иркутск на востоке. К северу от этого треугольника благоприятных климатических условий располагается зона тайги и многолетней мерзлоты; к юго-востоку от неё простираются полупустыни и пустыни.
В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения. Западная и центральная части Европейской России наиболее плотно заселены и урбанизированы. В этих районах расположены крупнейшие города http://school-collection.edu.ru/ Коллекция цифровых образовательных ресурсов России и традиционные центры культуры и промышленности. На Урале население сконцентрировано главным образом между городами Нижний Тагил и Магнитогорск. В Сибири население сосредоточено вдоль трассы Транссибирской железной дороги, на которой расположены и её крупнейшие города - Новосибирск, Омск, Красноярск и Иркутск и на территории Кузнецкого угольного бассейна. В России имеется 13 городов счисленностью населения более 1 млн человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа., Волгоград, Воронеж
Вопрос:
Всегда ли численность населения была такой? Что бы ответить на этот вопрос проанализируем график Изменение численности населения России за период 1897-2008 гг. http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России)
Вопрос: В какие годы наблюдается рост численности населения?
В какие годы численность населения России сокращалось?
Какие причины снижения численности населения России ?
в) Обратите внимание, что с 1990 г. в России наблюдается сокращение численности населения. Определите численность населения России на 2002---2004
Население увеличивается или уменьшается по определённым причинам; наблюдаются демографические кризисы и взрывы.
Демографический кризис резкое снижение численности населения.
Задание: проанализируем табл. № 14. Стр.184 учебника. Запись в конспект:
причины демографических кризисов:
Революции, войны; Эпидемии; Голод.
1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).
Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.
2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .
Потери от 5- 5,5 млн. человек
3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.
Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.
4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах
Учитель:
Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?
Чтобы оценить это, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических потерь.
В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960-х гг.,родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет, в начале 1990-х гг , ситуация повторилась («второе эхо войны»).
Демографы рассчитали, что при «нормальном» демографическом развитии, то есть без потерь от войн, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России к 1995 г. составила бы около 270 млн человек (вместо 148 млн фактически) Это означает, что с лица Земли исчезла страна, число жителей которой составило бы 122 млн человек – как в современной Японии! Такова оказалась для России цена войн и социальных потрясений.
Современное снижение численности населения объясняется, прежде всего снижением ЕП населения.
Естественный прирост населения – когда рождаемость превышает смертность:
ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С)
Естественная убыль населения – когда смертность превышает рождаемость: ЕУ =С > Р.
Задание : Задание: http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) ": назовите субъекты РФ с наибольшими и наименьшими показателями ЕП населения.
Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей.
Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей.
Запись в конспект: факторы, влияющие на рождаемость и смертность
Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения .http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" ( Анализ табл. Типы воспроизводство населения )запись в конспект
Задание: Определите ЕП на сегодня по http://priroda.inc.ru/naselenie.php (Счетчик населения России) данные на конец урока.
Численность населения страны зависит от:
---------ЕП
---------Механического прироста -Миграции населения.
Задание: используя интернет ресурс . http://school-collection.edu.ru/ "Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите районы РФ наибольшего притока населения.
V. Прогноз численности населения России :
??? Как вы считаете, численность населения РФ будет увеличивать или уменьшаться?
Сколько детей у ваших бабушек по маминой и папиной линиотдельно?
Сколько детей в вашей семье?
Сколько вы бы хотели иметь детей?
http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам)( плотность населения, площадь стран)
Таким образом, со времен образования российского государства происходило увеличение территории и продвижение населения в зоне приращения. На численность населения влияют демографические кризисы и взрывы. В XX веке Россия понесла самые страшные людские потери за всю свою тысячелетнюю историю. Войны, голод и эпидемии, репрессии против целых классов, сословий и народов – всё это вместе взятое уменьшило возможное число жителей России почти вдвое. Это были не просто количественные, но и качественные потери. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации – самые яркие, выдающиеся личности, храбрые и самоотверженные, активные и самостоятельно мыслящие. Помня об этом, нужно не допускать новых потрясений и потерь и прежде всего беречь людей главное богатство России.
Закрепление материала : Решение теста
Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради
Дополнить конспект урока.( Отправить по электронной почте )
Релаксия.
прочитав фразу закончите её:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Приложение №1( конспект ученика) №2( тест)
Конспект урока по теме: «Население России»
Домашнее задание: § 38стр.188 задание №1,2 выполнить письменно в тетради
Ресурсы интернет:
http://ostranah.ru/_lists/population.php( население мира по странам, плотностьнаселения)
http://priroda.inc.ru/naselenie.php( Счетчик населения)
http://school-collection.edu.ru/( коллекция цифровых ресурсов)
Формула | понятия | определение |
Де ография | -наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство | |
Демографический кризис | – резкое снижение численности населения | |
ЕП =Р > С. (ЕП=Р-С) | Естественный прирост населения | – когда рождаемость превышает смертность: |
Рождаемость | – количество родившихся за год на 1000 жителей. | |
ЕУ =С > Р. | Естественная убыль населения | – когда смертность превышает рождаемость |
Смертность | -количество умерших за год на 1000 жителей | |
Воспроизводство населения |
Задание: используя ресурсы, интернет дополните таблицу:
Численность населения России | Площадь территории России | Плотность населения |
141927000 | 17075400 | 8,31 |
Вывод:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание : Определите территории России с наибольшей и наименьшей плотностью населения
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Численность России Родилось Умерло Естественный прирост населения | млн. чел. |
Место России среди других стран мира | место |
Последняя перепись населения РФ | год |
Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке | |
Причины демографических кризисов | |
Факторы, влияющие на рождаемость | |
Факторы, влияющие на смертность | |
Типы воспроизводства | 1)__________________________ 2)__________________________ 3)------------------------------------------ |
Механический прирост ---------------------------------- | ------------------------------------------------------ |
Сегодня я узнал… Теперь я могу…
Меня удивило… Было интересно…
Было трудно… Я понял, что …
Приложение №2
Тест
1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия?
1)3
2)5
3)8
4)10
2.В каком году была проведена первая перепись населения?
1)в 1861
2)в 1888
3)в 1897
4)в 1909
3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это:
1)смертность
2) воспроизводство населения
3) рождаемость
4) естественный прирост населения
4. Количество демографических кризисов, произошедших в 20 веке
1.5
2.3
3.8
4.4
5. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство
1. демография
2. история
3. география
4.физика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Цели урокаОбразовательная: Создание условий для формирования у учащихся системы знаний о духовной жизни человека, освоение понятий (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...
Открытый урок "Население России.Численность и воспроизводство населения"
Изучение нового материала при помощи заполнения логически - опроного конспекта....
Конспек урока в 6 классе по теме "Пропорция"
конспект урока поможет учителям провести интересный урок по теме "Пропорция"...
Конспек урока для 6 класса : Долото. Приемы долбления. Долбление проушин.
План конспект урока 6 класс : Долото. Приемы долбления. Долбление проушин....
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....
Конспек урока в 10 классе по теме :"Школьный обмен,международные молодёжные проекты"
Конспект урока в 10 классе по теме :"Школьный обмен,Международные молодежные проекты"...