Урок - семинар "В мире иррациональности"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Цель данного урока – семинара дать целостное представление по теме и способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление их математических способностей.
Урок можно проводит и как обобщение знаний по теме, так и повторение перед экзаменами.
При проведении данного урока – семинара можно легко распознать, в какой мере учащиеся владеют такими понятиями свойства радикалов и умением выполнять преобразования, а также узнать умеют ли применять свойства функции при решении уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_seminar_na_moy_sayt.docx | 50.39 КБ |
chto_my_znaem_o_irracionalnosti.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок - семинар: «В мире иррациональности».
Цели:
- Обобщить знания учащихся по данной теме;
- Формирование навыков самообразования, самоорганизации работы в группах;
- Воспитание навыков общения, умения выслушивать и общаться в группе.
Оборудование и наглядность к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблица, раздаточный материал: «Справочные сведения», план решения заданий.
Подготовительная работа к уроку – семинару:
- За несколько дней до семинара сообщить план и основные вопросы, выносимые на семинар;
- Историческая справка о развитии числа; Философское учение Пифагора о числе. Выступление учащихся с сообщениями.
- Свойства радикалов; Справочные сведения.
Задание: При каком целом положительном х значение выражения
ближе всего к числу 0,7?
- Справочные сведения об иррациональных уравнениях и способах их решения; Справочные сведения об иррациональных неравенствах и способах их решения.
- Обсудить с учащимися план их выступления на семинаре.
- В оказании помощи в подготовке к семинару проводить индивидуальные консультации для учащихся и групп учащихся.
План проведения занятия.
1.Вводное слово преподавателя.
Когда мы задумываемся о происхождении того или иного понятия, то для разрешения этого вопроса чаще всего обращаемся к толковому словарю.
В большом толковом словаре русского языка найдем определение иррациональности:
С философской точки иррациональность – недоступность рассудку, то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам законом логики и не может быть выражено в логических понятиях, что оценивается как «сверхразумное».
С математической точки иррациональность – несоизмеримость с единицей; не является ни целой, ни дробной величиной.
Действительно ли понятие иррациональность – это что-то « уму непостижимое, несоизмеримое, немыслимое».
На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ в первой на уроке.
Выступление учащихся на семинаре сопровождается презентацией.
- Первое выступление учащихся с сообщениями историческая справка.
Обратимся к истории математики. Когда речь идет о чем-то очень простом и понятном, мы говорим: «Дело ясно. Как дважды два - четыре!» А прежде чем додуматься до того что дважды два четыре, людям пришлось много учится, много тысяч лет. Конечно, это учение шло не за партой. Человек постоянно учился жить: строить жилища, обрабатывать землю, находить дорогу в дальних походах. Везде нужны знания математики.
Наглядным пособием для изучения математики были окружающие предметы. Всякий отдельный предмет: солнце на безоблачном небе, луна в ясную ночь, сам человек – вызывали представление о числе «один». Так глаза, уши, руки человека, крылья птицы служили представлением о числе «два». Постепенно, пользуясь сначала пальцами рук. А потом и пальцами ног, люди удлинили счет. Так в сознании людей возникло представление о натуральных числах
Дополнив натуральные числа нулем и отрицательными числами, расширили множество натуральных чисел, до множества целых чисел
Прошли годы, столетия и в уме человека зарождается идея о действиях над числами. Так возникла одна из древнейших наук - арифметика.
Греческий математик Евклид в 3 веке до н.э. создал первую математическую школу.
Л.Ф. Магницкий (1703 году) – создал первый учебник арифметики в России.
В 18 веке Ньютон определил понятие числа как отношение одной величины к другой, того же рода. С этого времени в математике определилось понятие дробного числа.
2000 лет назад знаменитый римский оратор Цицерон говорил:
« Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике».
R:
Прошло много времени после открытия дробей, пока человеческий ум обнаружил в процессе измерения величин существования иных чисел, кроме целых и дробных.
2 Понятие о иррациональном числе.
История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию пифагорейцев еще в VI в. до н.э. А началось все с простого, казалось бы, вопроса: каким числом выражается длина квадрата со стороной 1?
Диагональ разбивает квадрат на два одинаковых прямоугольных треугольника, в каждом она является гипотенузой. Поэтому, как следует из теоремы Пифагора, длина диагонали квадрата равна √2 . Сразу же возникает соблазн достать микрокалькулятор и нажать клавишу извлечения квадратного корня. На табло мы увидим 1,4142135. Более совершенный калькулятор, выполняющий вычисления с высокой точностью, покажет 1,414213562373. А с помощью мощного современного компьютера можно вычислить с точностью до сотен, тысяч, миллионов знаков после запятой. Но даже самый высокопроизводительный компьютер, сколь бы долго он ни работал, никогда не сможет ни рассчитать все десятичные цифры числа, ни обнаружить в них какой-либо период.
Для пифагорейцев, положивших в основу своей философии число как результат измерения и соотношения между величинами, реальный прямолинейный отрезок – диагональ квадрата со стороной равной единице – лишен числового образа, т. е. такого отрезка не существует. Открыв новый математический объект, пифагорейцы пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали.
И вдруг эта гармония рушится – существуют величины, которые отношением целых чисел в принципе не являются! Это и есть что-то « уму непостижимое, несоизмеримое, немыслимое» для пифагорейцев, но не для нас с вами.
3. По следам открытия пифагорейцев.
Как доказать, что число иррационально? Предположим, существует рациональное число , такое, что . Дробь будем считать несократимой (ведь сократимую дробь всегда можно привести к несократимому виду). Возведя обе части равенства в квадрат, получим Отсюда заключаем, что m – число чётное, т.е.
m = 2k. Поэтому и, следовательно, , или . Но тогда получается, что и n также число чётное, а этого быть не может, поскольку дробь несократима. Возникает противоречие. Остаётся сделать вывод, что наше предположение неверно и рационального числа , равного не существует.
История развития теории иррациональности знает много ученых – исследователей. Назовем некоторые из них: это Декарт – французский ученый, английский физик Ньютон, открывший основные законы природы, Лейбниц, Колмогоров, Понтрягин.
4. Человеку часто приходиться сталкиваться с иррациональными числами.
- Решая задачи на вычисления длины окружности, площади круга, приходиться пользоваться формулами , в которых содержится число
= 3,14…..
Классическая задача на геометрическую вероятность:
- Пусть дан квадрат, в который вписана окружность. В квадрат бросают точку; вероятность того, что она попадет в круг, равна отношению площадей круга и квадрата.
- В физике при нахождении время t поднятия тела, брошенного вертикально вверх на высоту h
- Диаметр трансмиссионного вала
Где N - мощность станка в лошадиных силах, n -число оборотов вала в минуту.
В данном случае речь идет о передачи при помощи ремня вращения от электромотора к шкиву, наглухо посаженному на ведомый вал.
- При вычислении периода колебания математического маятника
5.Выступление: в математике есть понятие иррациональное выражение – математическое выражение, содержащее буквы, символы, числа под знаком арифметического корня.
В тождественных преобразованиях радикалов в курсе математики мы используем основных 5 теорем и некоторые специальные приемы уничтожение иррациональности в знаменателе дроби.
Справочные сведения: (раздаточный материал №1 на каждом столе)
Т-1
Если показатель корня – натуральное четное число, т.е. , то по определению
Для любого неотрицательного действительного числа а и произвольного натурального числа К существует единственное действительное число в такое, что .
Т-2
Если показатель корня - натуральное нечетное число, т.е. , то определению
Для любого действительного числа а и произвольного натурального к существует единственное действительное число в такое, что .
Неотрицательное значение корня из неотрицательного числа называют арифметическим значением корня. Или просто арифметическим корнем.
Справедливы следующие свойства:
формула сложного радикала.
Учащимся было предложено найти решение для задания 1 и представить на семинаре его решение:
Задание1. При каком целом положительном х значение выражения ближе всего к числу 0,7?
решить его и представить решение на семинаре.
Решение (подробное решение у каждого учащегося на парте).
На доске заранее записан план решения.
Данное выражение определено при выполнении следующих условий:
Из решения неравенства 1-3 получаем .
Выполнив преобразования выражения 4 получаем:
при х=7
при
следовательно, значения х удовлетворяют условию .
Преобразуем данное выражение с учетом условия :
Решая уравнение
получаем
Рассмотрим функцию , т.к.
Тогда
сравним два числа .
Так как
Ответ 26.
Вступительное слово преподавателя: Умение преобразовывать радикалы полезно и необходимо при решении иррациональных уравнений.
Вопросы разрешимости уравнений в радикалах были окончательно решены только в первой половине 19 века в работах знаменитых математиков – итальянца Паоло Руффини, француза Галуа и норвежца Абеля. Переходим к решению различных задач иррациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений требует от вас хороших теоретических знаний, внимания, трудолюбия, сообразительности.
Справочные сведения (раздаточный материал №2 для учащихся подготовлен выступающими уч-ся).
Определение1
Простейшими иррациональными уравнениями от одной переменной будем называть уравнения вида:
Все корни четной степени, входящие в иррациональное уравнение, являются арифметическими.
Все корни нечетной степени определены при любом действительном значении подкоренного выражения, при этом корень имеет тот же знак, что и подкоренное выражение.
Алгоритм решения каждого из типов простейших уравнений:
- Функция
Поэтому
Задание 2. Решить уравнение
План решения:
Уравнение решаем методом замены переменной.
получаем уравнение , решая, получаем
- Найти нули функции:
- Найти сумму корней уравнения:
План решения
Данное уравнение равносильно совокупности
Решая, получаем: х=-3,6
Х=4; х—4
х
учитывая данные условия, имеем -3,6+4=0,4. Ответ:0,4
- Решить уравнение
План решения:
Т.к. функция возрастающая,
убывающая.
Уравнение имеет не более одного корня х=-2.Подставив в данное уравнение х=-2. Получим верное числовое равенство.
Выступление 7. Решение иррациональных неравенств.
Справочные сведения. Раздаточный материал 3.Решение простейших иррациональных неравенств.
Решение неравенств , содержащихся под знаком радикала ,основано на теоремах:
Т - 1:
T – 2:
T – 3
Задание: решить неравенство и указать число целых отрицательных решений неравенства
План решения:
Решая совокупность двух систем получаем
Неравенству удовлетворяет одно отрицательное целое значение х=-1.
Итоги урока:
«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Мы не можем согласиться с данным утверждением, мы знаем, что не число есть основа вещей, хотя, несомненно, число играет исключительную роль в науке и технике, в деле подчинения ее сил человеку. Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение иррациональности С философской точки иррациональность – недоступность рассудку, то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам законом логики и не может быть выражено в логических понятиях, что оценивается как «сверхразумное ».
Определение иррациональности С математической точки иррациональность – несоизмеримость с единицей; не является ни целой, ни дробной величиной.
Греческий математик Евклид в 3 веке до н.э. создал первую математическую школу. Первое научное определение числа дал Эвклид в своих Началах : «Число есть множество, которое измеряется с помощью единиц».
Л.Ф . Магницкий (1703 году) – создал первый учебник арифметики в России. «Единица есть то, в соответствии с чем каждая из существующих вещей называется одной. Число есть множество, сложенное из единиц». Так определял понятие числа и русский математик Магницкий в своей «Арифметике ».
В своей «Общей арифметике» (1707 г) великий английский физик, механик, астроном и математик Исаак Ньютон пишет: «Под числом мы подразумеваем не столько множество единиц, сколько абстрактное отношение какой-нибудь величины к другой величине такого же рода, взятой за единицу. Число бывает трех видов: целое, дробное и иррациональное: Целое число есть то, что измеряется единицей; дробное – кратной частью единицы; иррациональное – число, не соизмеримое с единицей».
« Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике». В начале XVIII столетия существовало три понятия иррационального числа: иррациональное число рассматривали как корень n-ой степени из целого или дробного числа, когда результат извлечения корня нельзя выразить «точно» целым или дробным числом; Иррациональное число трактовали как границу, к которой его рациональные приближения могут подойти как угодно близко; Число рассматривали как отношение одной величины к другой величине того же самого рода, взятой за единицу; когда величина несоизмерима с единицей, число называли иррациональным. Позднее Эйлер, Ламберт показали, что иррациональные числа можно представить бесконечными непериодическими десятичными дробями (например, π = 3,141592…).
Иррациональные числа
Как доказать, что число иррационально? Предположим , существует рациональное число , такое, что . Дробь будем считать несократимой (ведь сократимую дробь всегда можно привести к несократимому виду ). Возведя обе части равенства в квадрат, получим Отсюда заключаем, что m – число чётное, т.е . m = 2k ., С ледовательно , , или . П олучается , что и n также число чётное, а этого быть не может, поскольку дробь несократима. Возникает противоречие . Остаётся сделать вывод, что наше предположение неверно и рационального числа , равного не существует.
Человеку часто приходиться сталкиваться с иррациональными числами.
Справочные сведения: Т-1 Если показатель корня – натуральное четное число, т.е. , то по определению Для любого неотрицательного действительного числа а и произвольного натурального числа к существует единственное действительное число в такое, что . Т-2 Если показатель корня - натуральное нечетное число, т.е. , то определению Для любого действительного числа а и произвольного натурального к существует единственное действительное число в такое, что . Неотрицательное значение корня из неотрицательного числа называют арифметическим значением корня. Или просто арифметическим корнем.
Справочные сведения
Справочные сведения Простейшими иррациональными уравнениями от одной переменной будем называть уравнения вида: Все корни четной степени, входящие в иррациональное уравнение, являются арифметическими . Все корни нечетной степени определены при любом действительном значении подкоренного выражения, при этом корень имеет тот же знак, что и подкоренное выражение. Алгоритм решения каждого из типов простейших уравнений: Функция Поэтому
Паоло Руффини — итальянский математик (1765—1822), доктор медицины; первый доказал невозможность решения в радикалах всех уравнений высших степеней, начиная с 5-й. Абель Нильс Хенрик норвежский математик указал частные типы уравнений, разрешимых в радикалах; связанные с ними группы называются абелевыми группами. Основной заслугой Галуа является формулировка о разрешимости в радикалах алгебраических уравнений, начатых Ж. Лагранжем, Н. Абелем и др.
Справочные сведения Решение иррациональных неравенств. Справочные сведения. Решение простейших иррациональных неравенств. Решение неравенств , содержащихся под знаком радикала ,основано на теоремах: Т - 1: T – 2 : T – 3
Решить неравенство План решения: Решая совокупность двух систем получаем Неравенству удовлетворяет одно отрицательное целое значение х=-1.
Заключение «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Мы не можем согласиться с данным утверждением, мы знаем, что не число есть основа вещей, хотя, несомненно, число играет исключительную роль в науке и технике, в деле подчинения ее сил человеку . Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
Охватить всё, что связанно с радикалами у нас нет возможности. С егодня мы только чуть-чуть приоткрыли дверь в этот таинственный мир - « мир иррациональности ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Иррациональные неравенства"
Конспект урока и презентация по теме "Иррациональные неравенства"...
Разработка урока "Методы решения иррациональных уравнений"
Цель урока: познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию у...
урок по теме "Иррациональные уравнения"
методическая разработка содержит все типы иррационнальных уравнений, методов их решения...
в мире иррациональности
Рабочая программа элективного курса...
Уроки по теме "Иррациональные уравнения"
Три урока по теме "Иррациональные уравнения"...
План-конспект урока по теме "Иррациональные уравнения".
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок позволяет актуализировать опыт учащихся в решении уравнений, способствует развитию навыков решения более сложных уравнений....
Методическая разработка урока по теме "Иррациональные уравнения"
Методическая разработка урока по теме "Иррациональные уравнения"...