Элективный курс "Биология в вопросах и ответах"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Биология в вопросах и ответах» для 10 класса рассчитана а 18 часов и составлена на основании:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования // Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях; / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006.
Цель курса: целенаправленная подготовка учащихся 10-х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ; формирование навыков выполнения тренировочных упражнений и демоверсий ЕГЭ,работы с учебой и дополительой литературой, активизация мышления учащихся, снятие эмоционального напряжения перед ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivyy_kurs_po_biologii_10.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»
Рабочая учебная программа элективного курса
Биология в вопросах и ответах
Срок реализации рабочей программы 2013-2014 учебный год
,
Руководитель курса: учитель
биологии и химии А.Н.Кузнецова
пгт. Новоаганск
2013
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа элективного курса «Биология в вопросах и ответах» для 10 класса составлена на основании:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования
// Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях; / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006.
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России - №14, 2004 г;
- Закона «Об образовании» РФ;
- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.
Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.
Рабочая учебная программа рассчитана на 18 часов в год ( 0,5 часа в неделю).
Цели курса:
- целенаправленная работа по подготовке учащихся 10-х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- выполнение тренировочных упражнений и демоверсий ЕГЭ;
- активизация мышления учащихся;
- снятие эмоционального напряжения перед ЕГЭ по биологии;
- обучение школьников навыкам работы с учебной литературой.
Задачи курса:
- формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
-формирование обобщенного знания материала;
-формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции ;
- формирование интеллектуальных умений;
-организация познавательной деятельности учащихся.
-развить биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Ведущие формы, методы и технологии обучения:
Методы обучения:
-иллюстративный,
-схематизация материала;
- работа с опорными конспектами и схемами;
-применение ИКТ;
-поиск аргументов и контраргументов для ответа на вопрос;
- работа с текстом;
- выполнение тренировочных заданий, тестов, вопросов и упражнений.
- проблемное изложение материала
- индивидуальные консультации
Формы организации занятий
-семинары;
-самостоятельная подготовка учащихся;
- парные занятия
Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: контрольные работы, тесты.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать:
общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.
Уметь
-правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
-правильно решать задачи базового и повышенного уровня;
-решать биологические задачи.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка «отлично».
Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо».
Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Практических занятий | Формы контроля | |||
1 | Клетка как биологическая система | 3 | 1 | устный |
2 | Организм как биологическая система | 2 | 1 | устный |
3 | Многообразие организмов | 1 | Решенный тест | |
4 | Закономерности наследования и изменчивости | 3 | 1 | Решенный тест |
5 | Эволюция органического мира. | 5 | 1 | Решенный тест |
6 | Экосистемы и присущие им закономерности | 3 | 1 | Решенный тест |
Итого | 18 | 5 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии 10 класс | |||||||||
№п/п | Тема раздела | Элементы содержания раздела | № п/п | Кол-во часов | Форма занятия | Практическая часть | Сроки план | Сроки факт | |
2 | Клетка как биологическая система - 3 часа | Элементарный состав клетки Строение молекул воды, углеводов, липидов, строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Редупликация молекулы ДНК Строение молекул РНК. Строение клетки, строение плазматической мембраны Строение ядра. Хромосомы Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса Половые клетки ООбмен веществ и превращения энергии в клетке Энергетический обмен Биосинтез белка Хемосинтез. Фотосинтез Характеристика гена | 1 2 3 | Структурная и химическая организация клетки. Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез. Энергетический обмен. Пластический обмен. Синтез белка. | 1 1 1 | Практикум | Сравнение процессов брожения и дыхания Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза Сравнение процессов митоза и мейоза Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных | ||
3 | Организм как биологическая система- 2 часа | Организменный уровень организации живого, присущие ему закономерности, Одноклеточные и многоклеточные организмы Ткани растений и животных Способы бесполого размножения Оплодотворение у растений и животных Внешнее и внутреннее оплодотворение Стадии развития зародыша позвоночного животного Постэмбриональное развитие Партеногенез у животных Закономерности наследственности и изменчивости, селекция организмов Уметь: применять генетическую терминологию и символику при решении генетических задач | 1 2 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани растений и животных Размножение и индивидуальное развитие организмов Митоз. Мейоз | 1 1
| практикум | генетических задач. | ||
4 | Многообразие организмов- 1 час | Строение и жизнедеятельность растительного, животного, грибного, бактериального организмов и вирусов. Классификация растений и животных; биологические основы выращивания культурных форм. Уметь: сравнивать классифицировать организмы разных групп, устанавливать причинно – следственные связи в живой природе, определять и характеризовать организмы разных царств. | 1 | Особенности организмов основных таксономических групп. | 1 1 | Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий | |||
5 | Закономерности наследования и изменчивости – 3 часа | Цитоплазматическая наследственность | 1 2 3 | Законы Менделя. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование. Генетика пола Модификационная изменчивость и наследственная изменчивость | 1 1 1
| практикум | Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом Составление схем скрещивания Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков Решение генетических задач на сцепленное наследование Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом Решение | ||
6 | Эволюция органического мира – 5 часов | Критерии вида Популяция – структурная единица вида, единица эволюции Развитие эволюционных представлений. Развитие представлений о возникновении жизни. Возникновение и развитие дарвинизма Движущие силы эволюции. Естественный отбор Возникновение и многообразие приспособлений у организмов Образование новых видов в природе Эволюция растительного мира Эволюция животного мира Редкие и исчезающие виды Формы сохранности ископаемых растений и животных Движущие силы антропогенеза Происхождение человека Происхождение человеческих рас | 1 2 3 4 5 | Основные систематические категории. Популяции Вид. Эволюционная теория Дрейф генов, популяционные волны, изоляция. Приспособленность. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Основные этапы развития жизни. Выполнение теста. | 1 1 1 1 1 | практикум | Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 17.03.12 07.04.12 14.04.12 21.04.12 28.04.12 05.05.12 | |
7 | Экосистемы. Биосфера – 3 часа | Экологические факторы и их влияние на организмы Пищевые цепи и сети Экологическая пирамида Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Экосистема Агроэкосистема Биосфера Круговорот углерода в биосфере Биоразнообразие | 1 2 3 | Экосистема. Экологические факторы и их влияние на организмы. Биосфера и человек. Биоразнообразие Выполнение теста
| 1 1 1 | практикум | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) Решение экологических задач | 12.05.12 19.05.12 26.05.12 |
Список литературы.
Список литературы для учителя:
1. В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. «Общая биология. Профильный уровень.»10 класс.
2. В.М.Высоцкая. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
3. Фросин В.Н.Биология. Общая биология.9-11 классы. Тематические тестовые задания. М.:Дрофа.2011(ЕГЭ: шаг за шагом).
4. Н.И.Сонин. Лучшие нестандартные уроки. Пособие для учителя. Москва2004.
5. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии.
Список литературы для учащихся:
1. В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. «Общая биология. Профильный уровень.»10 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и ответы викторины по химии для 9 - 11 классов.
Можно использовать при проведении предметной недели....
Вопросы и ответы викторины по химии для 8 класса.
Викторина по химии для 8 класса по теме: «Д. И. Менделеев и М. В. Ломоносов – великие ученые». Можно использовать при проведении предметной недели....
олмпиадные вопросы и ответы по технологии(девочки)
подготовка к олимпиадам по технологии...
страна вопросов и ответов. Игра по станциям 6класс
В данной разработке представлены задания для игры в 6классе в рамках недели географии....
Рабочая программа элективного курса "Математика в вопросах и ответах" 8 класс
Элективный курс «Математика в вопросах и ответах» предназначен для учащихся 8-х классов, желающих повысить свой математический уровень, развить пространственное воображение, расширить мате...
Рабочая программа элективного учебного предмета"Обществознание в вопросах и ответах"
Рабочая программа элективного учебного предмета "обществознание в вопрлсах и ответах"...
Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.
Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...