элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему
данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Туимская средняя общеобразовательная школа № 3
Согласовано: 28.08 2015 г. Заместитель директора по УВР ____________ Абрамчик Н.М. | Утверждаю: Директор школы ___________________ Данченко Т.Л. Приказ № 68 от 29.08.2015 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Вопросы права, экономики и социологии
в курсе обществознания»
10 класс
(класс, тип класса)
Шишкина Татьяна Евгеньевна
(ФИО разработчика)
Обсуждена и согласована на ШМО учителей истории обществознания, географии, биологии и химии.
(предмет)
Протокол № 1
от "29" августа 2015 г.
с. Туим, 2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания» для 10 класса составлена на основе документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05.03. 2004г.
2.Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей)
3.Учебный план МОУ Туимская СОШ № 3 на 2015–2016 учебный год
«Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания» для
10 класса включается в компонент образовательного учреждения учебного плана МБОУ Туимская СОШ №3 на 2015-2016 учебный год.
Цель курса:
- Повысить качество овладения содержанием обществоведческого образования в области права, экономики и социологии и уровень овладения необходимыми обществоведческими учебными умениями.
Задачи курса:
- Помочь учащимся в овладении новых знаний по праву, экономики и социологии курса обществознания..
- Научить учащихся самостоятельно анализировать различные источники, обобщать и сравнивать изучаемый материал. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой информации.
- Сформировать навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типов и сложностей.
- Способствовать развитию правовой, экономической и социальной культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых, экономических и социальных норм.
Общая характеристика курса:
Содержание предлагаемого курса соответствует концепции профильного обучения в 10-11 классах. Данный курс относится к типу элективных курсов по выбору и направлен на расширение базисного курса обществознания, на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области права, экономики и социологии. Ежегодно увеличивается число выпускников, выбирающих предмет «Обществознание» в качестве экзамена по выбору. Вопросы права, экономики и социологии недостаточно полно освещены в курсе обществознания старшей школы. Материалы курса по изучению вопросов права окажут помощь учащимся старших классов в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Право», «Экономика» и «Социология» и успешно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию. Программа курса адресована учащимся 10-11 классов для составления индивидуальной образовательной траектории. Курс рассчитан на 68 часов.
Основные содержательные линии:
Курс состоит из модулей:
- Право
-Экономика
-Социология
Место курса в учебном плане школы:
Согласно учебному плану МБОУ Туимская СОШ №3 на 2015-2016 учебный год на изучение элективного курса «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания» для 10 класса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны уметь и знать:
- Знать основные правовые понятия, содержание основных нормативно – правовых документов.
- Владеть знаниями конституционного права Российской Федерации.
- Анализировать конкретно – правовые сведения, касающиеся определённых аспектов правовых вопросов.
- Уметь анализировать правовые документы.
- Сопоставлять и сравнивать факты.
- Работать с научно – популярной и справочной правовой литературой.
- Владеть навыками исследования, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных.
- Приобрести навыки выполнения тестовых заданий разных типов и уровней сложностей по праву, экономике и социологии.
Содержание элективного курса
Право-17 часов.
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Особенности и назначение экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ. Структура экзаменационной работы. Характеристика содержания экзаменационной работы по обществознанию. Основные знания и умения по содержательному блоку «Право». Основные подходы к выполнению заданий содержательной линии «Право».
Тема 2. Право как совокупность правовых норм. Система и структура права (1 час)
Понятие права. Признаки права. Структура и виды правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция; императивные правовые нормы, диспозитивные правовые нормы, рекомендательные правовые нормы, поощрительные правовые нормы. Структура и система права: виды правовых институтов, основные отрасли системы российского права; публичное право, частное право.
Тема 3. Право в системе социальных норм (1 час)
Социальные нормы. Признаки социальных норм. Типы социальных норм: писаные и неписаные нормы. Функции социальных норм: ориентирующие, программные, прогностические. Право и обычаи, право и мораль: особенности взаимодействия. Правовая культура: правосознание, уровни правовой культуры.
Тема 4. Источники прав в Российской Федерации. Правовые акты и их виды. Реализация права (1 час)
Право и закон. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный законотворческий процесс. Источник (форма) права. Виды источников права. Нормативный правовой акт. Основные признаки нормативного правового акта. Иерархическая система нормативных правовых актов России. Виды правовых актов. Подзаконные акты. Виды подзаконных актов. Основные формы реализации права.
Тема 5. Правовые отношения. Правонарушения и юридическая ответственность за них (1 час)
Правоотношения. Признаки правоотношений. Структура правоотношений: субъекты (участники) правоотношения, объект правоотношений, содержание правоотношения. Правоспособность, дееспособность. Юридический факт. Понятие правонарушения. Признаки правонарушения. Элементы юридического состава правонарушения. Преступления. Проступки. Юридическая ответственность. Принципы, функции, виды юридической ответственности. Законность и правопорядок.
Тема 6. Основы конституционного права в Российской Федерации (2 часа)
Конституция - основной закон государства. Функции конституции. Отличия конституции от других правовых актов. Виды конституций. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ, её структура и содержание. Конституционный строй. Принципы конституционного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Принципы федерализма в Российской Федерации. Субъекты РФ. Основы конституционного статуса субъектов РФ. Принципы системы государственных органов РФ. Президент РФ: конституционно – правовой статус Президента РФ; основные функции Президента РФ; полномочия Президента РФ. Законодательная власть в Российской федерации: Федеральное Собрание – парламент РФ; функции Федерального Собрания. Палаты Федерального Собрания РФ: Государственная Дума, Совет Федерации (особенности формирования и полномочия палат федерального собрания РФ). Исполнительная власть в Российской Федерации: Правительство РФ; компетенции Правительства РФ. Судебная власть в Российской Федерации: судебная власть; судебная система РФ; принципы деятельности органов судебной власти. Прокуратура РФ. Местное самоуправление.
Тема 7. Основы административного и гражданского права в Российской Федерации (1 час)
Понятие административного права и его источники. Признаки административной ответственности. Участники административно – правовых отношений. Административное принуждение. Административное правонарушение и административные взыскания. Понятие гражданского права и его источники. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Гражданское право- и дееспособность. Право собственности. Сделки: понятие, виды, форма. Обязательства: понятие, основания возникновения.
Тема 8. Труд и отдых в Российской Федерации. Основы трудового права РФ (1 час)
Понятие трудового права. Право граждан на труд по Конституции РФ. Понятие трудового договора и порядок его заключения. Особенности трудовых прав несовершеннолетних. Основания прекращения трудового договора. Увольнение с работы. Дисциплина труда. Рабочее время, время отдыха. Трудовые споры.
Тема 9. Преступление и наказание. Основы уголовного права Российской Федерации (1 час)
Понятие уголовного права и его источники. Понятие преступления. Классификация преступлений. Виды преступлений. Соучастие в преступлениях. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Наказание, цели и виды наказаний. Уголовная ответственность за преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства личности. Преступления в сфере экономики. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Тема 10. Брак и семья в Российской Федерации. Основы семейного права РФ (1 час)
Семья. Семейное право. Брак. Условия и порядок его заключения. Основания и порядок прекращения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей. Приёмная семья. Опека и попечительство над детьми.
Тема 11. Права человека (1 час)
Процесс становления идеи о правах человека. Основные права человека. Правовой статус человека и гражданина. Признаки прав человека. Сопоставление прав человека и прав гражданина. Система прав человека и гражданина: гражданские (личные) права и свободы человека; политические права и свободы; социально – экономические права; культурные права. Юридические обязанности. Основные обязанности человека и гражданина РФ. Право на гражданство. Принципы гражданства. Основания для приобретения гражданства РФ. Случаи, когда заявления о приёме в гражданство РФ или восстановлении могут быть отклонены. Случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается. Правовые реформы в РФ.
Тема 12. Международное регулирование прав человека. Международное гуманитарное право (1 час)
Международные стандарты ООН по правам человека. Хартия прав человека (Международный билль о правах человека). Международные документы о защите прав. Система международной защиты прав человека. Международное гуманитарное право. Сущность, источники, основные нормы международного гуманитарного права. Дети и война. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. Юристы, историки и писатели о последствиях вооружённых конфликтов и правилах ведения войны.
Тема 13-15. Основные подходы к выполнению заданий части А, В, С ЕГЭ. Содержательная линия «Право». Практический тренинг выполнения заданий части А, В, С (4 часа)
Характеристика и анализ заданий части А, алгоритмы выполнения заданий и характерные ошибки при их выполнении. Практический тренинг. Анализ результатов.
Характеристика и анализ заданий части В, особенности заданий данного типа, алгоритмы выполнения и характерные ошибки. Выполнение практических заданий части В. Анализ результатов.
Основные подходы к выполнению заданий части С ЕГЭ по работе с текстом. Характеристика заданий части С, алгоритмы выполнения заданий, характерные ошибки. Практический тренинг выполнения заданий части С по работе с текстом. Эссе по обществознанию. Особенности эссе по праву, алгоритм написания, структура, анализ текста эссе, характерные ошибки, критерии оценивания. Достоинства эссе.
Экономика-17 часов.
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Особенности и назначение экзаменационной работы по обществознанию в форме ЕГЭ. Структура экзаменационной работы. Характеристика содержания экзаменационной работы по обществознанию. Основные знания и умения по содержательному блоку «Экономика». Основные подходы к выполнению заданий содержательной линии «Экономика». История развития экономической мысли.
Тема 2. Экономика и современное производство (1 час)
Понятие «экономика». Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Экономика как система общественного производства. Экономическая деятельность: производство, распределение, обмен, потребление. Факторы современного производства: труд, земля, капитал, предпринимательство, заработная плата, рента, процент, прибыль. Наука, информация, инфраструктура. Товар, услуга.
Тема 3. Структура отношений собственности в экономических системах (1 час)
Понятие «собственность». Субъекты собственности, объекты собственности. Исторические типы собственности. Право собственности: владение, пользование, распоряжение. Формы собственности в Российской Федерации (по Конституции РФ). Национализация. Приватизация. Понятие экономической системы. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная. Смешанная экономика. Модель социальной рыночной экономики. Основные формы экономической организации производства.
Тема 4. Показатели эффективности общественного производства (1 час)
Состояние экономики и уровень жизни. Потребление. Накопление. Национальный доход. Валовой национальный продукт (ВНП). Чистый национальный продукт (ЧНП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Три метода подсчёта валового внутреннего продукта. Чистый внутренний продукт (ЧВН). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый личный доход (РЛД). Экономический цикл и экономический рост. Научно – технический прогресс (НТП).
Тема 5. Сущность и функции рынка (2 часа)
Понятие «рынок». Условия возникновения рынка. Признаки рынка. Функции рынка. Черты рынка. Виды рынков. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства. Ценообразование: спрос, предложение, цена. Цена спроса, закон спроса. Цена предложения, закон предложения. Конкуренция. Черты конкуренции. Виды конкуренции. Инфраструктура рынка. Государственные методы регулирования экономики. Рынок труда и рабочая сила. Занятость и безработица.
Тема 6. Экономика потребителя. Экономика производителя (1 час)
Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доходы и расходы потребителя. Уровень жизни. Бизнес и предпринимательство. Предпринимательство и его функции. Предприниматели. Виды предпринимательства. Формы предпринимательства. Принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Экономические издержки. Экономическая прибыль.
Тема 7. Государственный бюджет (1 час)
Государственный бюджет: доходная часть, расходная часть, источники. Бюджетная политика. Источники покрытия бюджетного дефицита. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета. Государственный долг: внутренний, внешний. Причины возникновения внутреннего государственного долга. Меры по управлению государственным долгом.
Тема 8. Финансы и кредит (1 час)
Деньги. Монета. Функции денег. Масса денег: наличные денежные средства, безналичные денежные средства. Инфляция. Основные источники инфляции. Виды инфляции. Эмиссия денег. Последствия инфляции. Экономическая политика, направленная против инфляции. Особенности инфляции в России. Денежная реформа. Банк. Функции банка. Банковская система. Банковские операции. Доход банка. Кредит. Функции кредита. Принципы кредитования. Формы кредита. Денежное обращение. Финансовый рынок. Ценная бумага. Фондовая биржа. Функции фондовой биржи. Денежно – кредитная политика. Функции Центрального банка. Меры по стабилизации денежно – кредитной политики.
Тема 9. Налоговая политика (1 час)
Налоговая политика. Что подлежит налогообложению. Налоги: прямые, косвенные. Налогоплательщики. Система налогообложения. Принципы налогообложения. Функции налогов. Федеральные, региональные, местные налоги. Налоговая политика в России.
Тема 10. Мировая экономика. Процесс глобализации (1 час)
Международные экономические отношения. Формы МЭО. Международное разделение труда (МРТ). Основные формы МРТ. Мировой рынок. Международная специализация. Предпосылки международной специализации. Международная торговля. Внешнеторговая политика государства. Государственное регулирование международной торговли. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы. Международный финансовый рынок. Глобализация. Экономические проблемы мирового хозяйства в начале 21 века.
Тема 11. Экономическая культура (1 час)
Экономическая культура общества. Экономическая культура личности. Структура экономической культуры. Экономические знания. Экономическое мышление. Экономическая направленность личности: потребность, интересы, мотивы. Социальная установка и социально значимые ценности. Экономические качества и свойства личности: положительные, отрицательные.
Тема 12. Экономика России (1 час)
Экономика России на пути к рынку. Причины кризиса экономики на рубеже 80 – 90 г. Экономические реформы в России. Причины реформ. Основные направления реформ. Либерализация цен. Приватизация. Ваучер. Развитие рыночной экономики в 90-е годы. Деноминация, дефолт. Социальная направленность реформ. Состояние экономики России в 2000-х г. Внешнеэкономические связи России. Мировой экономический кризис. Основные задачи по выходу России из кризиса.
Тема 13-15. Основные подходы к выполнению заданий части А, В, С ЕГЭ. Содержательная линия «Экономика». Практический тренинг выполнения заданий части А, В, С (4 часа)
Характеристика и анализ заданий части А, алгоритмы выполнения заданий и характерные ошибки при их выполнении. Практический тренинг. Анализ результатов.
Характеристика и анализ заданий части В, особенности заданий данного типа, алгоритмы выполнения и характерные ошибки. Выполнение практических заданий части В. Анализ результатов.
Основные подходы к выполнению заданий части С ЕГЭ по работе с текстом. Характеристика заданий части С, алгоритмы выполнения заданий, характерные ошибки. Практический тренинг выполнения заданий части С по работе с текстом. Эссе по обществознанию. Особенности эссе по праву, алгоритм написания, структура, анализ текста эссе, характерные ошибки, критерии оценивания. Достоинства эссе.
Календарно- тематическое планирование
Право- 17 часов.
№ | Темы занятий | Всего часов | Формы занятий | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | Лекция | Эвристическая беседа |
2 | Право как совокупность правовых норм. Система и структура права | 1 | Лекция | Составление терминологического словаря |
3 | Право в системе социальных норм | 1 | Урок-практикум | Сравнительный анализ права и морали. Составление сравнительной таблицы |
4 | Источники прав в Российской Федерации. Правовые акты и их виды. Реализация права | 1 | Семинар | Характеристика и обобщение на основе текстового материала |
5 | Правовые отношения. Правонарушения и юридическая ответственность за них | 1 | Лекция | Понятийный диктант |
6 | Основы конституционного права в Российской Федерации | 2 | Практические занятия | Аналитическая работа с основным источником |
7 | Основы административного и гражданского права в Российской Федерации | 1 | Лекция | Эвристическая беседа |
8 | Труд и отдых в Российской Федерации. Основы трудового права РФ | 1 | Лекция, проблемное изложение | Реферат, электронная презентация |
9 | Преступление и наказание. Основы уголовного права Российской Федерации | 1 | Семинар | Выступления на семинаре |
10 | Брак и семья в Российской Федерации. Основы семейного права РФ | 1 | Лекция, беседа. | Эссе по теме |
11 | Права человека | 1 | Семинар | Выступления на семинаре |
12 | Международное регулирование прав человека. Международное гуманитарное право | 1 | Ролевая игра | Анализ документов. Анализ ситуаций |
13 | Основные подходы к выполнению заданий части А и В ЕГЭ. Содержательная линия «Право». Практический тренинг выполнения заданий части А и В | 2 | Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий | Работа с тестами |
14 | Основные подходы к выполнению заданий части С. Практический тренинг выполнения заданий части С. Содержательная линия «Право». Работа с текстом. | 1 | Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий | Контрольное тестирование |
15 | Практический тренинг выполнения заданий части С. Содержательная линия «Право». Эссе по обществознанию | 1 | Выполнение индивидуальных заданий | Написание эссе по алгоритму |
Итого: | 17 часов |
Экономика- 17 часов
№ | Темы занятий | Всего часов | Формы занятий | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | Лекция | Эвристическая беседа |
2 | Экономика и современное производство | 1 | Лекция | Электронная презентация |
3 | Структура отношений собственности в экономических системах | 1 | Лекция, групповая работа | Анализ типов экономических систем. Составление сравнительной таблицы |
4 | Показатели эффективности общественного производства | 1 | Лекция | Составление терминологического словаря |
5 | Сущность и функции рынка | 2 | Практикум | Решение экономических задач |
6 | Экономика потребителя. Экономика производителя | 1 | Проблемная лекция | Выполнение проблемных заданий |
7 | Государственный бюджет | 1 | Лекция | Реферат |
8 | Финансы и кредит | 1 | Лекция | Тезисы |
9 | Налоговая политика | 1 | Практикум | Анализ документов |
10 | Мировая экономика. Процесс глобализации | 1 | Урок-дискуссия | Участие в обсуждении. Эссе по теме |
11 | Экономическая культура | 1 | «Круглый стол» | Участие в обсуждении вопросов |
12 | Экономика России | 1 | Семинар | Выступления на семинаре |
13 | Основные подходы к выполнению заданий части А и В ЕГЭ. Содержательная линия «Экономика». Практический тренинг выполнения заданий части А и В | 2 | Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий | Контрольное тестирование |
14 | Основные подходы к выполнению заданий части С. Практический тренинг выполнения заданий части С. Содержательная линия «Экономика». Работа с текстом. | 1 | Работа в группах, выполнение индивидуальных заданий | Контрольное тестирование |
15 | Практический тренинг выполнения заданий части С. Содержательная линия «Экономика». Эссе по обществознанию | 1 | Выполнение индивидуальных заданий | Написание эссе по алгоритму |
Итого: | 17 | |||
Всего: | 34 |
Критерии нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся:
Практическая работа
оценка «5» ставится за удачное использовании структуры ответа, грамотное сопоставление фактов;
оценка «4» ставиться за использование правильной структуры ответа, но не всегда удачной, не всегда факты сопоставляются и часть их не относится к проблеме.
оценка "3"ставится за неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов
Тест
Оценка «5» ставится за правильное выполнение 80% материала;
Оценка «4» ставится за правильное выполнение 60% материала.
Оценка "3" ставится за правильное выполнение 50% материала
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации 1993 года.
Беляев С.В., Шумская Е.Г. Подготовка учащихся к единому государственному экзамену по обществознанию. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.
Варывдин В.А. Основы права: Учебно – методический комплекс. М.: «Ноосфера», 1999.
Обществознание: Основы государства и права: Краткий справочник школьника 9-11 класса. М.: «Дрофа», 1998.
Обществознание. Учебное пособие. (Под редакцией Баранова В.В.) М.: «Астрель», 2003.
Рогова Т.А., Напреенко А.А. Общество. Государство. Право. Самара: Издательство «Самарский университет», 1999.
Сухарев-Дериваз К., Пискунова Т.Н. Международное гуманитарное право. М.: ИД «Юриспруденция», 2000.
Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Преподавание истории в школе. № 5, 2009.
Автономов В.С. Введение в экономику: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита – Пресс, 2004.
Щенина О.Г. Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Преподавание истории в школе. № 5, 2009.
Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие (под редакцией И.П. Николаевой). М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право; 17 часов
курс знакомит учащихся с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также содержит информацию о том, где они могут получить поддержку в случае нарушения их прав. в его ...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
курс прелагается для преподавания в основной школе.он содержит пояснительную записку, программу курса, технологическую карту, методические рекомендации учителю, глоссарий, хрестоматию, рабочую тетрадь...
УМК "Школьникам о правах ребенка";элективный курс; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – обществознание; раздел право;
элективный курс для 8-9 классов; содержит Программу курса, методические рекомендации учителю, Рабочую тетрадь для учащихся, глоссарий, хрестоматийный материал....
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Занятие элективного курса по обществознанию «Вопросы текущего законодательства Российской Федерации»
Районный семинар директоров школ «Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации» занятие элективного курса по...
Комплект лекций по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» для студентов 1 курса специальностей технического профиля
Комплект лекций содержит материал: Общество, общественные отношения, взаимодействие общества и природы; Основные сферы жизни общества; Научно-техническая революция и ее социальные ...