Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 11 класса, 2,5 часа. Колягин.
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 11 класс. Учебник Колягин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre.doc | 378 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Вадово-Селищенская СОШ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместителем директора Директор школы:
по УВР:____________С.А.Глинова _______________Н.Н.Барыкина
«___»_________2011-2012 уч.год. «___»_________2011-2012 уч.год.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Алгебра и начала математического анализа»
базовый уровень
для 11 класса
на 2011-2012 учебный год
Разработана
Чудайкиной Н.С.
Пояснительная записка
к рабочей программе по алгебре и началам анализа
11 класса на 2011-2012 учебный год
Статус документа
Настоящая рабочая программа по алгебре и начала математического анализа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень). Применительно к учебной программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк – М.: Дрофа, 2000г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта
1. Учебник: Алгебра и начала анализа для 10 класса, авторов: Ю.М.Калягин,
Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н. Е. Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией
А.Б.Жижченко. – М.: Просвещение, 2009г.
2. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М.Калягин,
Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н. Е.Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией
А.Б.Жижченко, – М.: Просвещение, 2009г.
3. Дидактические материалы для 10 и 11 класса, авторов: М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва,
Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва, – М.: Просвещение, 2009г.
4. Изучение алгебры и начало анализа в 10 и 11 классе. Книга для учителя. Авторы:
Н.Е.Фёдорова, М.В. Ткачёва, - М.: Просвещение, 2009г.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Содержание программы;
Календарно-тематический план;
Тематическое планирование;
Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;
Примерные контрольные работы;
Список литературы.
Задачи учебного процесса
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра и начала математического анализа - раздел математики, который можно грубо охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебра» также употребляется в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел. Она необходима для практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственно воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся.
Формы контроля
Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к анализу, выяснением их практической значимости. Характерной особенностью курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Текущий (математический диктант, тест, самостоятельная работа);
Промежуточный (тест, самостоятельная работа, практическая работа);
Итоговый (контрольная работа).
Место предмета
Согласно действующему в МБОУ «Вадово-Селищенская СОШ» учебному плану и
с учетом направленности классов, каледарно-тематический план предусматривает
следующую организацию процесса обучения: в 11 классе предлагается обучение в
объеме 85 часов (I полугодие 2 часа, II полугодие 3 часа).
В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования,
связанные с объективными причинами.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
уметь/знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и
практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, - создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций,
- находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей.
Календарно-тематический план по алгебре и началам математического анализа для 11 класса
I полугодие 2 часа в неделю, II полугодие 3 часа,
всего 85 часов
№ п/п | Наименова ние разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | |||
Теорет. об, ч. | Конт. работы, ч. | Самост. работы, тесты, ч. | Плани-руемая | Факти-ческая | |||
1. | Тригонометрические функции. | 16 | 10 | 1 | 5 | ||
1.1 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. | 1 | 6.09.11г. | ||||
1.2 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. | 0,5 | 0,5 | 7.09.11г. | |||
1.3 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | 1 | 13.09.11г. | ||||
1.4 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | 0,5 | 0,5 | 14.09.11г. | |||
1.5 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | 0,5 | 0,5 | 20.09.11г. | |||
1.6 | Свойства функции y=cosх и её график. | 1 | 21.09.11г. | ||||
1.7 | Свойства функции y=cosх и её график. | 0,5 | 0,5 | 27.09.11г. | |||
1.8 | Свойства функции y=cosх и её график. | 0,5 | 0,5 | 28.09.11г. | |||
1.9 | Свойства функции y=sinх и её график. | 1 | 4.10.11г. | ||||
1.10 | Свойства функции y=sinх и её график. | 0,5 | 0,5 | 5.10.11г. | |||
1.11 | Свойства функции y=sinх и её график. | 0,5 | 0,5 | 11.10.11г. | |||
1.12 | Свойства функции y=tgх и её график. | 1 | 12.10.11г. | ||||
1.13 | Свойства функции y=tgх и её график. | 0,5 | 0,5 | 18.10.11г. | |||
1.14 | Обратные тригонометрические функции. | 1 | 19.10.11г. | ||||
1.15 | Урок обобщения и систематизации по теме: «Тригонометрические функции». | 1 | 25.10.11г. | ||||
1.16 | Контрольная работа №1 по теме: «Тригонометрические функции». | 1 | 26.10.11г. | ||||
2 | Производная и её геометрический смысл. | 14 | 9,5 | 1 | 3,5 | ||
2.1 | Придел последовательности. | 1 | 1.11.11г. | ||||
2.2 | Непрерывность функции. | 1 | 2.11.11г. | ||||
2.3 | Определение производной. | 1 | 8.11.11г. | ||||
2.4 | Определение производной. | 0,5 | 0,5 | 9.11.11г. | |||
2.5 | Правило дифференцирования. | 1 | 15.11.11г. | ||||
2.6 | Правило дифференцирования. | 0,5 | 0,5 | 16.11.11г. | |||
2.7 | Производная степенной функции. | 1 | 22.11.11г. | ||||
2.8 | Производная степенной функции. | 0,5 | 0,5 | 23.11.11г. | |||
2.9 | Производные элементарных функций. | 1 | 29.11.11г. | ||||
2.10 | Производные элементарных функций. | 0,5 | 0,5 | 30.11.11г. | |||
2.11 | Геометрический смысл производной. | 1 | 6.12.11г. | ||||
2.12 | Геометрический смысл производной. | 0,5 | 0,5 | 7.12.11г. | |||
2.13 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная и её геометрический смысл». | 1 | 13.12.11г. | ||||
2.14 | Контрольная работа №2 по теме: «Производная и её геометрический смысл». | 1 | 14.12.11г. | ||||
3 | Применение производной к исследованию функции. | 10 | 6,5 | 1 | 2,5 | ||
3.1 | Возрастание и убывание функции. | 1 | 20.12.11г. | ||||
3.2 | Возрастание и убывание функции. | 0,5 | 0,5 | 21.12.11г. | |||
3.3 | Экстремумы функции. | 1 | 27.12.11г. | ||||
3.4 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 1 | 28.12.11г. | ||||
3.5 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 0,5 | 0,5 | ||||
3.6 | Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. | 1 | |||||
3.7 | Построение графиков функций. | 1 | |||||
3.8 | Построение графиков функций. | 0,5 | 0,5 | ||||
3.9 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Применение производной к исследованию функции». | 1 | |||||
3.10 | Контрольная работа по №3 по теме: «Применение производной к исследованию функции». | 1 | |||||
4 | Первообразная и интеграл. | 8 | 5 | 1 | 2 | ||
4.1 | Первообразная. | 1 | |||||
4.2 | Первообразная. | 0,5 | 0,5 | ||||
4.3 | Правила нахождения первообразных. | 1 | |||||
4.4 | Правила нахождения первообразных. | 0,5 | 0,5 | ||||
4.5 | Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. | 1 | |||||
4.6 | Применение интегралов для решения физических задач. | 1 | |||||
4.7 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Первообразная и интеграл. | 1 | |||||
4.8 | Контрольная работа по №4 по теме: «Первообразная и интеграл». | 1 | |||||
5 | Комбинаторика. | 6 | 3 | 1 | 2 | ||
5.1 | Правило произведения. Размещения с повторениями. | 1 | |||||
5.2 | Перестановки | 1 | |||||
5.3 | Размещения без повторений. | 0,5 | 0,5 | ||||
5.4 | Сочетания без повторений и бином Ньютона. | 0,5 | 0,5 | ||||
5.5 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Комбинаторика» | 1 | |||||
5.6 | Контрольная работа по №5 по теме: «Комбинаторика». | 1 | |||||
6 | Элементы теории вероятностей. | 7 | 4 | 1 | 2 | ||
6.1 | Вероятность события. | 1 | |||||
6.2 | Вероятность события. | 0,5 | 0,5 | ||||
6.3 | Сложение вероятностей. | 1 | 0,5 | ||||
6.4 | Сложение вероятностей. | 0,5 | |||||
6.5 | Вероятность произведения независимых событий. | 1 | |||||
6.6 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Элементы теории вероятностей». | 1 | |||||
6.7 | Контрольная работа по №6 по теме: «Элементы теории вероятностей». | 1 | |||||
7 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 6 | 3 | 1 | 2 | ||
7.1 | Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. | 1 | |||||
7.2 | Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. | 0,5 | 0,5 | ||||
7.3 | Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. | 1 | |||||
7.4 | Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. | 0,5 | 0,5 | ||||
7.5 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 1 | |||||
7.6 | Контрольная работа по №7 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 1 | |||||
8 | Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. | 18 | 7 | 1 | 9 | ||
8.1 | Пробный ЕГЭ. | ||||||
8.2 | Повторение. Вычисления и преобразования. Делимость чисел. НОД и НОК нескольких натуральных чисел. Задачи на построение. | 1 | |||||
8.3 | Повторение. Числовые неравенства и числовые промежутки. Упрощение алгебраических выражений. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.4 | Повторение. Упрощение алгебраических выражений. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.5 | Повторение. Преобразование логарифмических и тригонометрических выражений. | 1 | |||||
8.6 | Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ. | 1 | |||||
8.7 | Повторение. Алгебраические уравнения. Уравнения с модулем. Иррациональные уравнения. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.8 | Повторение. Показательные и логарифмические уравнения. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.9 | Повторение. Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.10 | Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ. | 1 | |||||
8.11 | Повторение. Неравенства. Линейные и квадратные неравенства, неравенства с модулем. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.12 | Повторение. Показательные и логарифмические неравенства. Иррациональные неравенства. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.13 | Повторение. Решение систем уравнений. Общие методы решения систем уравнений. Текстовые задачи. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.14 | Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ. | 1 | |||||
8.15 | Повторение. Уравнение касательной к графику функции. Использование производной для построения графиков функций. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.16 | Повторение. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | 0,5 | 0,5 | ||||
8.17 | Тренировочная самостоятельная работа, составленная по КИМ ЕГЭ. | 1 | |||||
8.18 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Тематическое планирование по дисциплине
«Алгебра и начала математического анализа»
11 класс
№ п/п | Наименова-ние разделов и тем | Макси-мальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теоретичес-кое обучение, ч. | Самостоятель-ная работа, ч. | Контроль-ные работы, ч. | ||||
I. | Тригономет-рические функции. | 16 | 10 | 5 | 1 | |
II. | Производная и её геометричес-кий смысл. | 14 | 9,5 | 3,5 | 1 | |
III. | Применение производной к исследованию функции. | 10 | 6,5 | 2,5 | 1 | |
VI. | Первообраз-ная и интеграл. | 8 | 5 | 2 | 1 | |
V. | Комбинато-рика | 6 | 3 | 2 | 1 | |
VI. | Элементы теории вероятностей | 7 | 4 | 2 | 1 | |
VII. | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 6 | 3 | 2 | 1 | |
VIII. | Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. | 18 | 7 | 9 | 1 |
Содержание учебного предмета
Глава I. Тригонометрические функции содержит материал, который поможет учащимся глубже понять математических методов в задачах физики и геометрии.
Область определения и множество значений тригонометрических функций.
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.
Свойства функции y=cosх и её график.
Свойства функции y=sinх и её график.
Свойства функции y=tgх и её график.
Обратные тригонометрические функции.
Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.
Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x)=-sin x и cos(-x)=cos x выражают свойства нечетности и четности функций y=sin x и y=cos x соответственно.
Построение графиков тригонометрических функций проводится с использованием их свойств и начинается с построения графика функции y=cos x.С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
На базовом уровне обратные тригонометрические функции даются в ознакомительном плане. Рекомендуется также рассмотреть графики функции y=│cos х│, y= а+cos х, y= cos (х+а), y= cos ах,
y= а cos х, где а – некоторое число.
Учебная цель – введение понятия тригонометрической функции, формирование умений находить область определения и множество значения тригонометрических функций;
обучение исследованию тригонометрических функций на четность и нечетность и нахождению периода функции;
изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств;
изучение свойств функции y = sin х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств;
ознакомление со свойствами функций y = tg x и y = ctg x, изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графиков функций и применению свойств функций при решении уравнений и неравенств;
ознакомление с обратными тригонометрическими функциями, их свойствами и графиками.
В результате изучения главы «Тригонометрические функции» учащиеся должны знать основные свойства тригонометрических функций, уметь строить их графики и распознавать функции по данному графику, уметь отвечать на вопросы к главе, а также решать задачи этого типа.
Глава II. Производная и её геометрический смысл изложение материала ведется на наглядно-интуитивном уровне: многие формулы не доказываются, а только поясняются или принимаются без доказательств.
Придел последовательности.
Непрерывность функции.
Определение производной.
Правило дифференцирования.
Производная степенной функции.
Производные элементарных функций.
Геометрический смысл производной.
Основная цель – показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной (интеграла), так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с производными границами, с построением графиков функций. Прежде всего, следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают важные физические и технические процессы.
Усвоение геометрического смысла производной и написание уравнения касательной к графику функции в заданной точке является обязательным для всех учащихся.
Учебная цель – знакомство с определением предела числовой последовательности, свойствами сходящихся последовательностей, обучение нахождению пределов последовательностей, доказательству сходимости последовательности к заданному числу;
обучение выявлению непрерывных функций с опорой на определение непрерывности функции;
знакомство с понятием производной функции в точке и её физическим смыслом, формирование начальных умений находить производные элементарных функций на основе определения производной;
овладение правилами дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций, вынесения постоянного множителя за знак производной; знакомство с дифференцированием сложных функций и правилам нахождения производной обратной функции;
обучение использованию формулы производной степенной функции f (x) = xp для любого действительного p;
формирование умений находить производные элементарных функций;
знакомство с геометрическим смыслом производной обучение составлению уравнений касательной к графику функции в заданной точке.
В результате изучения главы «Производная и её геометрический смысл» учащиеся должны знать определение производной, основные правила дифференцирования и формулы производных элементарных функций; понимать геометрический смысл производной; уметь записывать уравнение касательной к графику функции в заданной точке решать упражнения данного типа. Иметь представление о пределе последовательности, пределе и непрерывности функции и уметь решать упражнения на применение понятия производной.
Глава III. Применение производной к исследованию функций при изучении материала широко используются знания, полученные учащимися в ходе работы над предыдущей темой. Показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
Возрастание и убывание функции.
Экстремумы функции.
Наибольшее и наименьшее значения функции.
Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба.
Построение графиков функций.
Основная цель – является демонстрация возможностей производной в исследовании свойств функций и построении их графиков и применение производной к решению прикладных задач на оптимизацию. С помощью теоремы Лагранжа обосновывается достаточное условие возрастания и убывания функции. Должное внимание уделяется теореме Ферма и её геометрическому смыслу, а также достаточному условию экстремума. Вводятся понятие асимптоты, производной второго порядка и её приложение к выявлению интегралов выпуклости функции. Предлагается знакомство с различными прикладными программами, позволяющими построить график функции и исследовать его с помощью компьютера.
Учебная цель – обучение применению достаточных условий возрастания и убывания к нахождению промежутков монотонности функции;
знакомство с понятиями точек экстремума функции, стационарных и критических точек, с необходимыми и достаточными условиями экстремума функции;
обучение нахождению точек экстремума функции;
обучение нахождению наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной;
знакомство с понятием второй производной функции и её физическим смыслом; с применением второй производной для нахождения интегралов выпуклости и точек перегиба функции;
формирование умения строить графики функций – многочленов с помощью первой производной, с привлечением аппарата второй производной.
В результате изучения главы «Применение производной к исследованию функций» учащиеся должны знать, какие свойства функции выявляются с помощью производной, уметь строить графики функций, решать задачи на нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции данного типа упражнений.
Глава IV. Первообразная и интеграл рассматриваются первообразные конкретных функций и правила нахождения первообразных.
Первообразная.
Правила нахождения первообразных.
Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление.
Применение интегралов для решения физических задач.
Основная цель – ознакомление учащихся с понятием первообразной и обучение нахождению площадей криволинейных трапеций. Площадь криволинейной трапеции определяется как предел интегральных сумм. Большое внимание уделяется приложениям интегрального исчисления к физическим и геометрическим задачам. Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона-Лейбница. Далее возникает определенный интеграл как предел интегральной суммы; при этом формула Ньютона-Лейбница также оказывается справедливой. Таким образом, эта формула является главной: с её помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций. Планируется знакомство с простейшими дифференциальными уравнениями.
Учебная цель – ознакомление с понятием первообразной, обучение нахождению первообразной для степеней и тригонометрических функций;
ознакомление с понятием интегрирования и обучение применению правил интегрирования при нахождении первообразных;
формирование понятия криволинейной трапеции, ознакомление с понятием определенного интеграла, обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях;
ознакомить учащихся с применением интегралов для физических задач, научить решать задачи на движение с применением интегралов.
В результате изучения главы «Первообразная и интеграл» учащиеся должны знать правила нахождения первообразных основных элементарных функций, формулу Ньютона-Лейбница и уметь их применять к вычислению площадей криволинейных трапеций при решении задач данного типа.
Глава V. Комбинаторика содержит основные формулы комбинаторики, применение знаний при выводе формул алгебры, вероятность и статистическая частота наступления события. Тема не насыщена теоретическими сведениями и доказательствами, она имеет, прежде всего, общекультурное и общеобразовательное значение.
Правило произведения. Размещения с повторениями.
Перестановки.
Размещения без повторений.
Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель – ознакомление с основными формулами комбинаторики и их применением при решении задач, развивать комбинаторное мышление учащихся, ознакомить с теорией соединений, обосновать формулу бинома Ньютона. Основной при выводе формул числа перестановок и размещений является правило умножения, понимание которого формируется при решении различных прикладных задач. Свойства числа сочетаний доказываются и затем применяются при организации и исследовании треугольника Паскаля.
Учебная цель – овладение одним из основных средств подсчета числа различных соединений, знакомство учащихся с размещениями с повторениями;
Знакомство с первым видом соединений – перестановками; демонстрация применения правила произведения при выводе формулы числа перестановок из п элементов;
Введение понятия размещения без повторений из м элементов по п; создание математической модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа размещений;
знакомство с сочетаниями и их свойствами; решение комбинаторных задач, сводящихся к подсчету числа сочетаний из м элементов по п; обоснованное конструирование треугольника Паскаля; обучение возведению двучлена в натуральную степень с использованием формулы Ньютона.
составление порядочных множеств (образование перестановок); составление порядочных подмножеств данного множества (образование размещений);
доказательство справедливости формул для подсчета числа перестановок с повторениями и числа сочетаний с повторениями, усвоение применения метода математической индукции.
В результате изучения главы «Комбинаторика» учащиеся должны знать, основные формулы комбинаторики, уметь находить вероятность случайных событий в простейших случаях, использовать классическое определение вероятности и применения их при решении задач данного типа.
Глава VI. Элементы теории вероятностей в программу включено изучение лишь отдельных элементов теории вероятностей. При этом введению каждого понятия предшествует неформальное объяснение, раскрывающее сущность данного понятия, его происхождение и реальный смысл. Так вводятся понятия случайных, достоверных и невозможных событий, связанных с некоторым испытанием; определяются и иллюстрируются операции над событиями.
Вероятность события.
Сложение вероятностей.
Вероятность произведения независимых событий.
Основная цель – сформировать понятие вероятности случайного независимого события. Исследование простейших взаимосвязей между различными событиями, а также нахождению вероятностей видов событий через вероятности других событий. Классическое определение вероятности события с равновозможными элементарными исходами формируется строго, и на его основе (с использованием знаний комбинаторики) решается большинство задач. Понятие геометрической вероятности и статистической вероятности вводились на интуитивном уровне. При изложении материала данного раздела подчеркивается прикладное значение теории вероятностей в различных областях знаний и практической деятельности человека.
Учебная цель – знакомство с различными видами событий, комбинациями событий; введение понятия вероятности события и обучение нахождению вероятности случайного события с очевидными благоприятствующими исходами;
знакомство с теоремой о вероятности суммы двух несовместных событий и её применением, в частности при нахождении вероятности противоположного события; и с теоремой о вероятности суммы двух производных событий;
интуитивное введение понятия независимых событий; обучение нахождению вероятности произведения двух независимых событий.
В результате изучения главы «Элементы теории вероятностей» учащиеся должны уметь находить вероятности случайных событий с помощью классического определения вероятности при решении упражнений данного типа, иметь представление о сумме и произведении двух событий, уметь находить вероятность противоположного события, интуитивно определять независимые события и находить вероятность одновременного наступления независимых событий в задачах.
Глава VII. Уравнения и неравенства с двумя переменными последняя тема курса не нова для учащихся старших классов. Решение систем уравнений с помощью графика знакомо школьникам с основной школы. Теперь им предстоит углубить знания, полученные ранее, и ознакомиться с решением неравенств с двумя переменными и их систем. Учащиеся изучают различные методы решения уравнений и неравенств, в том числе с параметрами.
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными.
Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.
Основная цель – обобщить основные приемы решения уравнений и систем уравнений, научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными, сформировать навыки решения задач с параметрами, показать применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
Учебная цель – научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными.
В результате изучения главы «Уравнения и неравенства с двумя переменными» учащиеся должны уметь решать уравнения, неравенства и системы уравнений и неравенств с двумя переменными. Знать и уметь применять основные приемы для решения уравнений и систем уравнений, решать системы уравнений и неравенства с помощью графика.
VIII. Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс средней школы.
Повторение предлагается проводить по основным содержательно-методическим линиям и целесообразно выстроить в следующим порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.
При проведении итогового повторения предлагается широкое использование и комбинирование различных типов уроков (лекций, семинаров, практикумов, консультаций и т.е.) с целью быстрого охвата большого по объему материала. Необходимым элементом уроков итогового повторения является самостоятельная работа учащихся. Она полезна как самим учащимся, так и учителю для осуществления обратной связи. Формы проведения самостоятельных работ разнообразны: от традиционной работы с двумя, тремя заданиями до тестов и работ в форме рабочей тетрадей с заполнением пробелов в приведенных рассуждениях.
В результате обобщающего повторения курса алгебры и начала анализа за 11 класс создать условия учащимся для выявления:
- владения понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить их значения;
- умения выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;
умения решать системы уравнений, содержащих одно или два уравнения (логарифмических, иррациональных, тригонометрических), решать неравенства с одной переменной на основе свойств функции;
- умения использовать несколько приемов при решении уравнений;
- решать уравнения с использованием равносильности уравнений; использовать график функции при решении неравенств (графический метод);
- умения находить производную функции; множество значений функции; область определения сложной функции; использовать четность и нечетность функции;
- умения исследовать свойства сложной функции; использовать свойство периодичности функции для решения задач; читать свойства функции по графику и распознавать графики элементарных функций;
- умения решать и проводить исследование решения текстовых задач на нахождение наибольшего (наименьшего) значения величины с применением производной;
- умения решать задачи параметрические на оптимизацию;
- умения решать комбинированные уравнения и неравенства; использовать несколько приемов при решении уравнений и неравенств;
- умения извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы.
Список литературы:
Пособие для ученика:
1. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2010г.
2. Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа.11 класс. Учебник длят общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2010.
3.Единый государственный экзамен 2006-20011. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2006-2012.
Методическая литература:
1. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
2. Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика. Составители: Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. М.: Дрофа, 2004г.
3. Контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов общеобразовательных школ. Авторы: А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. М.: Мнемозина, 2006г.
4. Дидактические материалы. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. М.И.Шабунин, А.П.Ершова.
5. Тесты. Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. П.И.Алтынов. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2000г.
6. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. Б.И.Ивлев, С.И.Саакян. М.: 2000г.
7. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов. Сост. Г.И.Ковалева, О.Л.Безрукова. Волгоград: Учитель, 2005г.
8. Устные упражнения по алгебре и началам анализа. Р.Д.Лукин, И.С.Якунина, Т.К.Лукина. М.: 2004г.
9.Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике. В.М.Шамшин. Феникс, Ростов-на-Дону, 2007г.
10. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами по математике для подготовки к ЕГЭ. Г.И.Ковалева. Волгоград, 2005г.
11. Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ. В.Н.Студенецкая. Волгоград, 2005г.
12. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
13. Математика в школе. Еженедельная научно-методический журнал.
14. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Л.О.Денищева и др. под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007г.
15. Единый государственный экзамен: Математика. Репетитор. В.ВКочагин. – М.: Просвещение, Эксмо, 2010г.
16. Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ. Г.И.Ковалева. Волгоград, учитель, 2012г.
Программно-педагогические средства, реализуемых с помощью компьютера:
1. Готовимся к ЕГЭ. Математика.
2. Репетитор по алгебре 11 класс.
3. Образовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11 класс.
4. Алгебра и начало анализа 10-11 кл.
5. Алгебра и начало анализа 11 класс. Итоговая аттестация.
6. 1С: Школа. Математика 5-11 класс. Практикум.
7. 1С: Репетитор «Математика» + Варианты ЕГЭ 2010г.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/ http//www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo
3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru
4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru
5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru
6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ru http//www.encyclopedia.ru
7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 10 класса составлена на основе:федерального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной обще...
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10 класс на 3 часа по учебнику Ш А Алимов.
Программа содержит необходимый материал....
Рабочая программ по алгебре и начала математического анализа 10 класс
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 10 класса (базовый уровень), 85 часов в год...
Рабочая программ по алгебре и начала математического анализа 11 класс
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа (базовый уровень) 11 класс, 85 часов в год...
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс
Учебник: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни Москва: ...
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 10 класс
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа для 10 класс (базовый и углубленный уровень). С.М.Никольский, М.К.Потапов...
Рабочая программа по алгебре и начала математического анализа 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике основного общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и соотносится с требованиями федерального к...