Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса
рабочая программа (алгебра, 9 класс) по теме

 

Программа составлена на основе примерной учебной программы для 9 класса, авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др., рекомендованной Минобрнауки РФ, с учётом актуальных тенденций ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_algebre_9_klass.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парцинская средняя общеобразовательная школа»

Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена         УТВЕРЖДЕНА

на заседании МС МБОУ «Парцинская СОШ»        Директор МБОУ «Парцинская СОШ»

Протокол № 1 от 29 августа 2011 года        _______________ /Степашкин М.И./

Руководитель МС ___________  /Чиркова Н.В./        Приказ № 71 от 30.08.2011г.

Рабочая учебная программа по алгебре

для 9 класса

(составитель – учитель математики Чиркова Н.В.)

2011 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе примерной учебной программы для 9 класса, авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др., рекомендованной Минобрнауки РФ, с учётом актуальных тенденций ФГОС.

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  основного общего образования по математике.» от 2004 года и Примерная программа курса «Математика» для 7-9 классов,  рекомендованная Минобрнауки РФ.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).

        В задачи обучения математики входит:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • овладение навыками дедуктивных рассуждений;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными.  Даются первые  знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы  первых членов арифметической прогрессии  и формулу суммы  первых членов геометрической прогрессии , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул. Из курса геометрии продолжается изучение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.  Вводится понятие котангенса угла. Изучаются свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые находят применение в преобразованиях тригонометрических выражений. Специальное внимание уделяется переходу от радианной меры угла к градусной мере и наоборот. Центральное место занимают формулы, выражающие соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.

Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 8 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 1 час,  «Случайные события» 1 час, «Случайные величины» 1 час, «Множества, логика» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: тесты, самостоятельные, проверочные работы и математические диктанты в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны:

знать:

  • алгоритм деления многочленов, решения алгебраических уравнений и систем уравнений;
  • понятие степени с целым показателем;
  • алгоритм исследования функции по заданному графику;
  • понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла;
  • понятия арифметической и геометрической прогрессий;
  • различные виды событий, вероятность события;
  • о закономерностях в массовых случайных явлениях;
  • понятие множества и его элементов, подмножеств;
  • понятие высказывания, прямой и обратной теорем;
  • алгоритм нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой;

уметь:

  • выполнять деление многочленов
  • уметь решать алгебраические уравнения, системы уравнений;
  • находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
  • понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
  • бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни; 
  • решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений;
  • находить вероятность события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
  • находить вероятность события после проведения серии однотипных испытаний;
  • выполнять сбор и наглядное представление статистических данных;
  • находить центральные тенденции выборки;
  • находить разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
  • записывать уравнение окружности, уравнение прямой по заданным данным;
  • с помощью графической иллюстрации определять фигуру, заданную системой уравнений или неравенством;

применять на практике для:

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;

- интерпретации результата решения задач.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

КЗУ — контроль  знаний и умений.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.

Календарно-тематическое планирование

пункта

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид

контроля

Дата проведения урока

план

факт

Вводное повторение

Повторение курса алгебры 8 класса.

2

КУ

ФО

ИРД

Повторение курса

алгебры 8 класса.

2

КУ

ФО

ИРД

Гл.1

Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. (15 ч.)

п.1

Деление многочленов

1

КУ

УОНМ

ФО

ИРД

СР

п.2

Решение алгебраических уравнений.

2

КУ

УОНМ УПЗУ

ФО

ИРД

ИРК

п.3

Уравнения, сводящиеся к алгебраическим.

3

УОНМ

ФО

ИРД

ПР

п.4

Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными.

3

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Т

п.5

Различные способы решения систем уравнений.

2

УОНМ

УПЗУ

ФО

ИРД

 п.6                                                            

Решение задач с помощью систем уравнений.

2

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Обобщающий урок по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.»

1

УОСЗ

ФО

ИРД

Контрольная работа № 1

по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.»

1

КЗУ

КР -1

Гл.2

Степень с рациональным показателем. (8 ч.)

п.7

Степень с целым показателем.

2

УОНМ

УЗИМ

ФО

ИРД

МД

п.8

Арифметический корень натуральной степени.

1

КУ

УОНМ

ФО

ИРД

ПР

п.9

Свойства арифметического корня.

1

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

ИРК

п.10

Степень с рациональным показателем

1

КУ

УОНМ

ФО

ИРД

СР

п.11

Возведение в степень числового неравенства.

1

УОНМ

ФО

ИРД

Обобщающий урок по теме «Степень с рациональным показателем.»

1

УОСЗ

ИРД

Контрольная работа № 2 по теме «Степень с рациональным показателем.»

1

КЗУ

КР- 2

Гл.3

Степенная функция. (18 ч.)

п.12

Область определения функции.

3

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

ПР

п.13

 Возрастание и убывание функции.

2

УОНМ

ФО

ИРД

ИРК

п.14

Четность и нечетность функции.

2

КУ

УОНМ

ФО

ИРД

Т

п.15

Функция у=k/х.

3

КУ

ФО

ИРД

СР

п.16

Неравенства и уравнения, содержащие степень.

5

КУ

УОНМ УПЗУ

ФО

ИРД

ИРК

Обобщающий урок по теме «Степенная функция.»

2

КУ

УОСЗ

ФО

ИРД

Контрольная работа № 3 по теме «Степенная функция.»

1

КЗУ

КР-3

Гл.4

Прогрессии. (12 ч)

п.17

Числовая последовательность.

1

УОНМ

КУ

ФО

ИРД

МД

п.18

Арифметическая прогрессия.

2

КУ

УПЗУ УОНМ

ФО

ИРД

СР

п.19

Сумма п первых членов арифметической прогрессии.

2

КУ

УПКЗУ

УЗИМ

ФО

ИРД

СР

п.20

Геометрическая прогрессия.

3

КУ

УЗИМ

УПЗУ

ФО

ИРД

ПР

п.21

Сумма п первых членов геометрической прогрессии.

2

КУ

УЗИМ

ФО

ИРД

МД

Обобщающий урок по теме «Прогрессии.»

1

УОСЗ

Контрольная работа № 4

по теме «Прогрессии.»

1

КЗУ

КР-4

Гл.5

Случайные события. (13 ч.)

п. 22

События.

1

КУ

п. 23

Вероятность события.

2

КУ

ФО

Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач.

2

КУ

ФО

п. 24

Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики.

2

КУ

ФО

п. 25

Геометрическая вероятность.

1

КУ

ФО

п. 26

Относительная частота и закон больших чисел

3

КУ

ФО

Обобщающий урок по теме «Случайные события.»

1

КУ

ФО

Контрольная работа № 5 по теме «Случайные события.»

1

КЗУ

КР-5

Гл.6

Случайные величины. (12 ч.)

п. 27

Таблицы распределения.

3

КУ

ФО

п. 28

Полигоны частот.

2

КУ

ФО

п. 29

Генеральная совокупность и выборка.

2

КУ

ФО

п. 30

Размах и центральные тенденции.

3

КУ

ФО

Обобщающий урок по теме «Случайные величины.»

1

КУ

ФО

Контрольная работа № 6 по теме «Случайные величины.»

1

КЗУ

КР-6

Гл.7

Множества, логика. (10 ч.)

п. 31

Множества.

2

КУ

ФО

п. 32

Высказывания. Теоремы.

2

КУ

ФО

п. 33

Уравнение окружности.

1

КУ

ФО

п. 34

Уравнение прямой.

1

КУ

ФО

п. 35

Множества точек на координатной плоскости.

2

КУ

ФО

Обобщающий урок по теме «Множества, логика.»

1

КУ

ФО

Контрольная работа № 7 по теме «Множества, логика.»

1

КЗУ

КР-7

Итоговое повторение курса алгебры 9 класса. (10 ч.)

Графики функций.

1

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Уравнения, неравенства, системы.

2

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Текстовые задачи.

2

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2

КУ

УПКЗУ

ФО

ИРД

Элементы статистики и вероятность.

1

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Множества, логика.

1

КУ

УПЗУ

ФО

ИРД

Итоговая административная контрольная работа.

1

Содержание обучения

1. Повторение курса алгебры 8 класса.

2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.

Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

3. Степень с рациональным показателем.

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция у=k/х. Неравенства и уравнения, содержащие степень.

4. Прогрессии.

Числовая последовательность. Арифметическая прогрессия. Сумма п первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма п первых членов геометрической прогрессии.

5. Случайные события.

События. Вероятность события. Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Геометрическая вероятность.

Относительная частота и закон больших чисел.

6. Случайные величины.

Таблицы распределения. Полигоны частот. Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции.

7. Множества, логика.

Множества. Высказывания. Теоремы. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.

Список источников

Литература:

  1. Алимов Ш.А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. – Алгебра 9. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Звавис А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.
  5. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей, алгебра 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Миндюк Н. Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Интернет-ресурсы:

http://mat.1september.ru

http://www.math.ru

http://www.zaba.ru

http://www.kenguru.sp.ru

http://www.turgor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по алгебре и геометрии в 10-11 классах на 2013-2014учебный год.

Рабочая учебная программа по алгебре и  геометрии в 10-11 классах на 2013-2014 учебный год (по учебникам Колмогорова А.Н. и Атанасяна Л.С.)...

Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разде­лам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часо...

Рабочая учебная программа по алгебре для 8 класса

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по для 8 класса общеобразовательных учреждений, работающих по УМК А.Г. Мордковича «Алгебра 8 класс»  /авт.-составители Н.А. Ким ...

Рабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) для 10 класса

Рабочая программа по алгебре  и началам анализа  для 10 класса (профильный уровень) разработана на основе: 1) примерной программы Министерства образования РФ с учетом требований Федерального...

Рабочая учебная программа по алгебре, 7 класс

Рабочая учебная программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (п...

Рабочая учебная программа по алгебре,9 класс

Рабочая учебная программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (п...

Рабочая учебная программа по алгебре, 8 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т...