урок математики "Еще раз об обыкновенных дробях"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Костина Марианна Рудольфовна

Урок, завершающий тему "Действия с дробями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55»  г. Перми

Обыкновенные дроби

Конспект урока математики в 5 классе

        Выполнила: Костина Марианна Рудольфовна

учитель математики

2010 год

 «Восхождение на Олимп

или

ещё раз об обыкновенных дробях»

    Цели урока:

  • Образовательные:

- содействовать закреплению понятия «Обыкновенные дроби»

- отработать навыки основных действий с дробями

- закрепить умение решать задачи на части

  • Развивающие:

- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти

  • Воспитательные:

- развивать познавательный интерес к предмету через использование межпредметных связей

- способствовать развитию коммуникативной культуры

- показать практическую направленность математических знаний

Ход урока:

  1. организационный момент: мобилизация, мотивация
  2. введение в тему
  3. целеполагание
  4. отработка знаний и умений
  5. рефлексия

 

   На доске задача, написанная в форме папируса

                         

  1 этап: постановка целей урока.    Учащимся предлагается, посмотрев на задачу, назвать тему и цель урока.

      Совместными усилиями выясняется, тема - «Обыкновенные дроби»,  цель – повторение и закрепление ранее изученного.

   Учитель:   Наш сегодняшний урок – один из последних в этой теме. С дробями люди познакомились очень давно, а т.к. самые знаменитые математики были греками, мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, где встретимся с некоторыми математиками. Вспомните, пожалуйста, самое высокое место в Древней Греции – ОЛИМП. И мы отправляемся на «Математический Олимп». Путь наш не короткий, но и не длинный, потому что об обыкновенных дробях вы знаете достаточно много, но ещё и не все; не простой, но и не очень сложный, потому что многие из вас без труда решает сложные задачи.

 

2 этап: Корректировка знаний.

 Доска открывается и на ней портреты математиков: Пифагора, Евклида, Фалеса и Архимеда.

  • Итак, первый на нашем пути Пифагор – один из самых известных математиков,

Учитель:   Пифагор родился на острове Самос и знаменит тем, что открыл Пифагорийскую школу, в которой занимались не только математикой, но и другими науками, в частности философией. Одно высказывание мне хотелось бы вам привести: «Сыщи себе верного друга; имея его ты можешь обойтись без богов». Как вы это понимаете?

Пифагор первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Пифагор предлагает вам отгадать его кроссворд, заодно и вспомним некоторые правила действий с дробями.

2

5

1

4

3

1.  Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое

  1. Дробная черта – это действие …
  2. Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число называется …
  3. Определите, не прибегая к вычислениям, какое выражение больше (первое или второе): 1 – 1/2003 или 1 – 1/2004?
  4. Плод банан состоит из кожуры и мякоти. Кожура составляет 2/5 массы банана. Если бананы весят 10 кг, то сколько весит мякоть?

 Учитель:   Я начинаю, а вы мне в рифму отвечайте:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Посмотрите, что за дробь –

Дробь обыкновенная.

Проведем сегодня с ней

Действия мгновенные

Одна вторая плюс две пятых

Сколько будет? …

Действие неверное –

Действие мгновенное.

Ну а правильный ответ

Кто мне даст?

Чтобы дроби вычесть или сложить

Надо общий знаменатель получить

Дробь на дробь просто умножить

Надо числители и знаменатели перемножить

Несложно дроби и разделить:

Стоит лишь вторую заменить

Дробью для нас приятной,

Называется – обратной.


3 этап: Обобщение изученного      

 Учитель:    Мы с вами повторили все правила действий с дробями, продолжаем путь дальше.

  • Следующий на нашем пути – Евклид, родившийся в г.Александрия, которая знакома вам по знаменитому Александрийскому маяку – одному из семи чудес света. Евклид является автором первого учебника по геометрии. Одна из легенд рассказывает, что к Евклиду обратился юноша с просьбой взять его в ученики, сказав, что желает изучать геометрию, она ему несомненно нужна. Вместо ответа Евклид повелел своему слуге:»Дай этому человеку три обола (древняя монета), он ищет в геометрии пользу».

Учитель:   Евклид предлагает вам решить несколько задач (по вариантам)

  • Чтобы построить дом, богатому греку нужно нанять 36 рабочих. 4/9 из них должны быть плотники, 1/6 – каменщики, остальные – разнорабочие. Сколько разнорабочих занято на строительстве?
  • На своем участке земледелец посадил 3 локтя пшеницы и 5 локтей гречи, что составило 4/21 от всей площади земельного участка. Какова площадь участка?

  • Фалес. Этот математик родился в г.Милет и также как Пифагор знаменит своей школой. Известно, что Евклид при написании своей книги пользовался очень многими открытиями Фалеса.

    Учитель:   Говорят, что Фалес первым посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде. Давайте и мы с вами посмотри на «наше» небо.      

  (Учитель лазером рисует на потолке разные цифры – для учащихся это разминка для глаз.)

      А Фалес предлагает вам посчитать.

    Предлагаются цепочки вычислений, задания к которым разложены на партах заранее. Смысл задания:

У каждого ученика карточка с порядковым номером и заданием, которое необходимо выполнить с ответом предыдущего участника. У первого номера пример целиком. Весь класс разбит на три группы (по рядам). Ответы выписываются на доске. Каждый ученик будет выходить для этого к доске – хорошая физическая разминка.

  • Последний математик, встретившийся на нашем пути – Архимед. Он родился в г.Сиракузы. этот великий ученый подарил человечеству крылатое восклицание: «ЭВРИКА!»

 

Учитель:    я вам предлагаю сделать небольшое открытие. Одним из самых загадочных образов математики является магический квадрат, его «волшебность» заключается в том, что по всем вертикалям, горизонталям и диагоналям сумма чисел одинаковая. Я вам предлагаю его заполнить. Одно число я уже записала, три вы впишите, решив задачи, а остальные посчитаете.

1.

3.

2.

        1

        2

  1. Чтобы слепить статую богини скульптору нужно 50 кг различного материала – 24 кг глины, 16 кг гипса, остальное – вода. Какую часть всех материалов составляет вода?
  2. Греческая аристократка приобрела на рынке 5 метров льна для пошива платья, 3/25 этого количества она отдаст швеям за работу. Сколько материала получают швеи?
  3. На изготовление глиняного горшка у ремесленника ушло 1/10 пуда глины, что составляет 1/7 от всех имеющихся у него запасов. Сколько центнеров глины у ремесленника в запасе?

Нужно вписать ответы в соответствующие клетки квадрата и заполнить его до конца.

4 этап: Подведение итогов.

     Учитель:   Итак, мы с вами преодолели не простой путь и взобрались на вершину горы, которую образно в начале урока назвали «Математический Олимп».

     Давайте определим, все ли успешно совершили восхождение. Кто считает, что его вершина достигнута  и нечего больше делать?

    Современную систему записи дробей с числителями и знаменателями создали в Индии, только там писали наоборот – числитель внизу, а знаменатель – наверху. Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы, но с ними мы встретимся в следующий раз.

Список использованной литературы

  1. Дидактические материалы по математике для 5  класса А.С. Чесноков, К.И. Нешков- М.: Классикс Стиль, 2004.-145с.: ил.
  2. Математика 5 класс- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 19-е издание, стер.- М.: Мнемозина, 2006.-288с.:ил

      3. Дидактические материалы по математике для 5 класса А.С. Чесноков, К.И. Нешков- М.: Классикс Стиль, 2004.-160с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Деление обыкновенных дробей" 6кл

Урок "Деление обыкновенных дробей" 6кл...

Урок с презентацией:"Доли.Обыкновенные дроби."

Урок принимал участие в семинаре РМО "Школа молодого учителя" На уроке был также использован алгоритм "Дроби"...

Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"

Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...

Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"

Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...

Открытый урок по теме: «Деление обыкновенных дробей» 6 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ» 6 класс  ТЕМА:      «Деление обыкновенных дробей»,  6 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и системат...

Урок математики в 6 классе.Тема урока: «Умножение и деление обыкновенных дробей».

Представлен  конспект  урока в 6-м классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» на этапе обобщающего повторения темы. Показано применение различных  методов контроля ...