Самоанализ деятельности учителя-логопеда за учебный год
статья

Кузнецова Елена Валерьевна

Самоанализ помогает оценить количественно и качественно все направления работы учителя-логопеда, наметить перспективные цели  и задачи , прогнозируемый результат работы на следующий период работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ работы учителя-логопеда Кузнецовой Елены Валерьевны

за 2021-2022 учебный год

Цель работы МАДОУ - ДС № 41 «Росинка» на 2021-2022 учебный год:

-обеспечение условий для развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №41 «Росинка» в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социально-экономическим развитием города Нижневартовска и потребностями личности.

Задача № 1:

- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Современная школа»)): обеспечить предоставление качественного дошкольного образования путем систематизации работы по реализации образовательной программы дошкольного образования в части внедрения рабочей программы воспитания в срок с 01 сентября 2021 год в рамках «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Успех каждого ребенка»)): продолжать совершенствовать работу по обеспечению доступных качественных условий, направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, путем увеличения охвата не менее 78% детей в возрасте от 5 лет дополнительным образованием (в общем итоге 81,5%), увеличить количество обучающихся, занимающихся по программам технической и естественнонаучной направленности до 32%; обновления содержания и методов дополнительного образования детей;

- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Поддержка семей, имеющих детей»)): продолжить работу по совершенствованию системы консультационной психолого-педагогической и методической помощи для родителей (законных представителей) в целях увеличения доли граждан, положительно оценивших качество услуг  (65% - городской показатель).

Задача № 2: продолжать совершенствовать условия для сохранения и укрепления здоровья, формирования физических и волевых качеств у детей через организацию и проведение комплекса практических мероприятий, базирующегося на научной основе.

           Задача № 3 (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Социальная активность»)): совершенствовать работу по развитию системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей путем создания условий для  развития  индивидуальных способностей, поддержки детской одарённости и социальной успешности каждого воспитанника (вовлечения в добровольческую деятельность, поддержки общественных инициатив и проектов).

Задача № 4 (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Новые возможности для каждого»)): продолжать совершенствовать условия для развития кадрового потенциала, повышения престижа и значимости педагогической профессии в соответствии с актуальными задачами в сфере образования путем системного методического сопровождения педагогических работников (в том числе предусмотреть обучение воспитателей современным подходам к формированию функциональной грамотности воспитанников (читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, цифровая грамотность), обеспечив мониторинг и объединив усилия педагогов по достижению метапредметных результатов), участия педагогических работников в мероприятиях системы образования и повышение профессионального уровня, педагогической компетентности в системе мероприятий, использовав специализированные ресурсы.

Повышение качества образования

  1. Группа коррекционной направленности детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 6 лет) «Мечта»  

Списочный состав –10 детей (по  заключению  ТПМПК)

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы обучения в  группе компенсирующего развития для детей с ТНР». Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы. Целью работы является воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

  • создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
  • развитие речеслухового внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
  • развитие слоговой структуры слова;
  • расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических функций

 - количественная характеристика

Уровень усвоения программы

Образовательная область

Показатели, уровни

Увеличение, уменьшение показателя

«Речевое развитие»

Сентябрь

Май

1.

Звукопроизношение

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-10

В -40%-4

С- 60%-6

Н-0%-0

В -40%

С- 60%

Н-0%

2

Фонематическое восприятие

В -0%-0

С-20%-2

Н-80%-8

В -30%-3

С- 70%-7

Н-0%-0

В -30%

С- 70%

Н-0%

3

Звуковой анализ и синтез

В-0%-0

С-20%-2

Н-80%-8

В-50%-5

С-50%-5

Н-0%-0

В-50%

С-50%

Н-0%-0

4

Слоговая структура

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-10

В -0%-0

С- 100%-10

Н-0%-0

В -0%

С- 100%

Н-0%-0

5

Словарь

В -0%

С-20%-2

Н-80%-8

В -40%-4

С-60%-6

Н-0%-0

В -40%

С-60%

Н-0%

6

Грамматический строй речи

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-10

В -30%-3

С- 70%-7

Н-0%-0

В -30%

С- 70%

Н-0%

7

Связная речь

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-10

В -40%-4

С- 60%-6

Н-0%-0

В -40%

С- 60%

Н-0%

Итог

В -0%

С- 8,5%

Н-91,5%

В -33%

С- 67%

Н-0%

высокий: повышение на 33%

средний: повышение на 59%

низкий: уменьшение на 91%

-  качественная характеристика

Анализ достижения воспитанников

Большинство звуков изолированно произносят правильно, но в речи не автоматизированы, отсутствует дифференциация.

 Различают изолированные фонемы; в слогах, словах - отмечаются единичные ошибки; слоговые ряды из 2-3 элементов воспроизводят с изменением согласного.

Выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого.

Допускают ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой.

Несколько снижен активный словарь,  подбирают одно действие, самостоятельно одно – два прилагательных, затрудняются в подборе слов- синонимов.

Допускают единичные ошибки в согласовании существительного с числительным, изменении существительных в роде, числе, падеже, изменении глаголов по временам, использовании предлогов, допускаются ошибки в словообразовании.

При пересказе требуется помощь в виде вопросов, подсказок, единичные нарушения  структуры предложений, рассказ соответствует изображенной ситуации, при составлении  рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, используются простые предложения.

  1. Группа  детей старшего дошкольного возраста, зачисленных в  логопункт

по заключению ППк  ДОУ (от  5 до 7 лет)

Списочный состав –25 детей

(группа «Семицветик» – 11 детей, «Незабудки» - 6 детей, «Ручеек» - 8 детей)

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы обучения детей с нарушениями речи в  условиях логопункта. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы, с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендаций врача-невролога по устранению дизартрической симптоматики в артикуляции, массажа рук и мимических мышц. Цель  работы -воспитание у детей правильного звукопроизношения, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

  • создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие слоговой структуры слова;
  • расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, грамматических категорий словообразования и словоизменения.
  • развитие фразовой и связной речи;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • развитие общей и мелкой моторики;

развитие психических функций

 - количественная характеристика

Уровень усвоения программы

 

Образовательная область

Показатели

Увеличение, уменьшение показателя

«Речевое развитие»

Сентябрь

Май

1.

Звукопроизношение

В -0%-0

С- 4%-1

Н-96%-24

В -32%-8

С- 68%-17

Н-0%-0

Увеличение

2

Фонематическое восприятие

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-25

В -52%-13

С- 48%-12

Н-0%-0

Увеличение

3

Звуковой анализ и синтез

В-0%-0

С-4%-1

Н-96%-24

В-44%-11

С-56%-14

Н-0%-0

Увеличение

4

Слоговая структура

В -0%-0

С- 4%- 1

Н-96%-24

В -48%-12

С- 52%-13

Н-0%-0

Увеличение

5

Словарь

В -0%-0

С-4%- 1

Н-96%-24

В -44%-11

С- 56%-14

Н-0%-0

Увеличение

6

Грамматический строй речи

В -0%- 0

С- 0%- 0

Н-100%-25

В -12%-3

С- 88%-22

Н-0%-0

Увеличение

7

Связная речь

В -0%- 0

С- 0%- 0

Н-100%-25

В -36%-9

С- 64%-16

Н-0%-0

Увеличение

Итог

В -0%- 0

С- 0%- 0

Н-100%-25

В -36%- 9

С- 64%-16

Н- 0%

высокий: повышение на 36%

средний: повышение на 64%

низкий: уменьшение на 100% 

-  качественная характеристика

Анализ достижения воспитанников

Большинство звуков изолированно произносят правильно, но в речи не автоматизированы, отсутствует дифференциация у 17 детей, и 8 детей достигли возрастной нормы речевого развития.

 Все дети различают изолированные фонемы; у 12 детей в слогах, словах - отмечаются единичные ошибки; слоговые ряды из 2-3 элементов воспроизводят с изменением согласного, у 13 детей – возрастная норма.  

Выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого- 14детей, у 11 – возрастная норма.

Допускают ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой -13 детей, у 12детей – высокий уровень.

Несколько снижен активный словарь,  подбирают одно действие, самостоятельно одно – два прилагательных, затрудняются в подборе слов- синонимов.

Допускают единичные ошибки в согласовании существительного с числительным, изменении существительных в роде, числе, падеже, изменении глаголов по временам, использовании предлогов, допускаются ошибки в словообразовании.

При пересказе требуется помощь в виде вопросов, подсказок, единичные нарушения  структуры предложений, рассказ соответствует изображенной ситуации, при составлении  рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, используются простые предложения.

Общий итог работы логопункта-9 детей выпущены с возрастной речевой нормой, 16 детям даны рекомендации по продолжению занятий с логопедом.

  1. Группа  детей старшего дошкольного возраста,

зачисленных  на  занятия  ДОПУ  «Уроки логопеда»  (от  5 до 7 лет)

Списочный состав – 2 подгруппы / 4 детей

(группа «Ручеек» - 3детей, группа «Почемучки» – 1 ребенок)

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы ДОПУ «Уроки логопеда» для проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы, с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендаций врача-невролога по устранению дизартрической симптоматики в артикуляции, массажа рук и мимических мышц. Цель  работы - формировать фонетически чистую, лексически развитую, произносительно-правильную речь, что удавалось достичь систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

1.Формирование произносительных умений и навыков.

2.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

3.Развитие памяти внимания и мышления на отработанном в произношении материале.

- количественная характеристика

Уровень усвоения программы

ДОПУ

«Речевое развитие»

Показатели

Увеличение, уменьшение показателя

Начало обучения

Конец обучения

1.

Артикуляционный и ручной праксис: кинестетическая и кинетическая основа движений

В -0%-0

С- 0%-0

Н-100%-4

В -50%-2

С- 50%-2

Н-0%-0

Увеличение

2

Звукопроизношение

В -0%-0

С-0%-0

Н-100%-4

В -50% -2

С-50%-2

Н-0%-0

Увеличение

3

Фонематические функции:

-состояние фонематического анализа и синтеза

-слухо-произносительная дифференциация звуков

В-0%-0

С-0%-0

Н-100%-4

В-25%-1

С-75%-3

Н-0%-0

Увеличение

Итог

В -0%

С- 0%

Н-100%

В -42%

С- 58%

Н- 0%

высокий: повышение на 42%

средний: повышение на 58%

низкий: уменьшение на 100%

Анализ достижения воспитанников

      Кинестетическая и кинетическая основа движений сформирована по возрасту у 2 детей

Ручная моторика и артикуляционный праксис сформированы, но требуются повторы и уточнения у 2чел.

Звуки произносит правильно изолированно и  в потоке речи 2 детей. Дефекты в одной группе звуков, большинство звуков на этапе автоматизации, справляются с помощью взрослого  (уточнение и напоминание) 2чел.

Определяет  наличие заданного звука в слове; слоговые ряды из 2-3 элементов   воспроизводят с единичными ошибками, которые исправляют самостоятельно 1 реб, различают  изолированные фонемы;  выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого-3чел.

      Общий итог работы ДОПУ- Высокий уровень -42%,средний - 58%, низкого уровня нет.

     Таким образом, по результатам исследования на конец 2021 – 2022 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у 100% детей.

Факторы, положительно влияющие на достижение целей:

•    Состояние  учебно-методического обеспечения образовательного процесса

•    Организация индивидуальной и подгрупповой форм обучения

•    Качество проведения занятий

•    Учет уровня индивидуальных особенностей дошкольников

•    Систематичность проведения занятий

Причины трудностей в автоматизации звуков вижу в следующем:

  • наличие дизартрического компонента в артикуляции;
  • сниженный самоконтроль;
  • отсутствие контроля со стороны родителей за правильным звукопроизношением и отказ придерживаться рекомендаций невролога.

Участие в методической работе:

           В составе творческой группы по речевому развитию участвовала в разработке плана работы группы на учебный год, консультации для педагогов: . «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» , «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми», «Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста».

  1. Проводила мониторинг речевого развития детей средних групп и старшего дошкольного возраста, консультации и рекомендации воспитателям по итогам обследования речи детей.
  2. Принимала участие в работе ППк ДОУ: представляла детей с нарушением речи для направления на ТПМПК с целью определения образовательной программы; участвовала в заседаниях консилиума по определению образовательного маршрута для детей, имеющих трудности в усвоении образовательной программы

Повышение квалификации

1. Работа по самообразованию. Тема: «Формирование лексико-грамматических компонентов речи через усвоение детьми с ТНР слов –антонимов и слов-синонимов»

Цель: Повышение эффективности коррекции речевых нарушений

2. Курсы повышения квалификации в 2022учебном году не проходила.

3. Обучение на  вебинарах проекта МЕРСИБО.

        Организация взаимодействия с родителями.

Принимая во внимание ковидные ограничения осенью и зимой, работа с родителями проходила через письменные консультации в группах, информационном стенде логопеда. В конце уч.года, весной, после снятия карантинных ограничений, проведены открытые индивидуальные занятия для родителей с показом способов закрепления звуков в речи. Проведено общее собрание для родителей группы «Мечта», с ознакомлением с результатами работы за год, а также   подгрупповые и индивидуальные консультации с рекомендациями на летний период для детей логопункта и ДОПУ.

 Проводились в течение года индивидуальные консультации для родителей по запросу и требованию:

  • для сбора данных о раннем речевом развитии детей;
  • по результатам речевого обследования детей;
  • о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;
  • о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.

Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа и синтеза слов, знакомство с графическими обозначениями.

Консультации для родителей на темы: «Речевые игры в домашних условиях», «Игры для закрепления поставленного звука», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Что почитать ребенку», «Берегите голос ребенка».

Подготовила  и приняла участие в проекте «Осень Золотая», в муниципальном конкурсе для детей с ОВЗ «Солнце для всех», проекте «Стихотворения для Дедушки Мороза», «Маленькая Весна», конкурс чтецов среди средних, старших, подгот.  групп «Любимой маме строки посвящаем», проекте «Победители» - конкурс чтецов «Мы помним!...»

Подготовила на информационно-справочный стенд по темам: «Речь родителей – образец для ребенка», «Комплекс артикуляционной гимнастики для выполнения дома», «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти».

Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности

В этом учебном году начала работу по созданию медиотеки: копилку презентаций по лексическим темам, игры для логопедической работы с детьми-логопатами в программе Power Point по разделу «Автоматизация звуков» .

Цели и задачи на следующий учебный год.

1.  Пополнить, обновить наполняемость центров учебно-дидактическим материалом.

2. Оформить  наглядный материал по обучению грамоте.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2021,2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены; намеченные цели достигнуты, считаю результаты работы удовлетворительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционно-педагогической деятельности учителя – логопеда Екимовой О.М. для детей с ОНР и ФФНР в подгруппах на 2013-2014 учебный год

Мною был разработан план подгрупповых занятий, который предполагает осуществление коррекционной деятельности без помощи воспитателей.  План рассчитан на один учебный год - 64 занятия (2 занятия в...

Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ деятельности  учителя-логопеда за три года, отражающий все направления работы по профилактике и коррекции нарушений речи у детей....

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...

Самоанализ работы учителя-логопеда

Самоанализ работы учителя-логопеда...