Самоанализ деятельности учителя-логопеда за учебный год
статья
Самоанализ помогает оценить количественно и качественно все направления работы учителя-логопеда, наметить перспективные цели и задачи , прогнозируемый результат работы на следующий период работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_deyatelnosti_uchitelya_-logopeda_za_2021-2022g.g.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы учителя-логопеда Кузнецовой Елены Валерьевны
за 2021-2022 учебный год
Цель работы МАДОУ - ДС № 41 «Росинка» на 2021-2022 учебный год:
-обеспечение условий для развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №41 «Росинка» в соответствии с требованиями современной образовательной политики, социально-экономическим развитием города Нижневартовска и потребностями личности.
Задача № 1:
- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Современная школа»)): обеспечить предоставление качественного дошкольного образования путем систематизации работы по реализации образовательной программы дошкольного образования в части внедрения рабочей программы воспитания в срок с 01 сентября 2021 год в рамках «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Успех каждого ребенка»)): продолжать совершенствовать работу по обеспечению доступных качественных условий, направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, путем увеличения охвата не менее 78% детей в возрасте от 5 лет дополнительным образованием (в общем итоге 81,5%), увеличить количество обучающихся, занимающихся по программам технической и естественнонаучной направленности до 32%; обновления содержания и методов дополнительного образования детей;
- (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Поддержка семей, имеющих детей»)): продолжить работу по совершенствованию системы консультационной психолого-педагогической и методической помощи для родителей (законных представителей) в целях увеличения доли граждан, положительно оценивших качество услуг (65% - городской показатель).
Задача № 2: продолжать совершенствовать условия для сохранения и укрепления здоровья, формирования физических и волевых качеств у детей через организацию и проведение комплекса практических мероприятий, базирующегося на научной основе.
Задача № 3 (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Социальная активность»)): совершенствовать работу по развитию системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей путем создания условий для развития индивидуальных способностей, поддержки детской одарённости и социальной успешности каждого воспитанника (вовлечения в добровольческую деятельность, поддержки общественных инициатив и проектов).
Задача № 4 (в рамках национального проекта «Образование» (проекта «Новые возможности для каждого»)): продолжать совершенствовать условия для развития кадрового потенциала, повышения престижа и значимости педагогической профессии в соответствии с актуальными задачами в сфере образования путем системного методического сопровождения педагогических работников (в том числе предусмотреть обучение воспитателей современным подходам к формированию функциональной грамотности воспитанников (читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, цифровая грамотность), обеспечив мониторинг и объединив усилия педагогов по достижению метапредметных результатов), участия педагогических работников в мероприятиях системы образования и повышение профессионального уровня, педагогической компетентности в системе мероприятий, использовав специализированные ресурсы.
Повышение качества образования
- Группа коррекционной направленности детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 6 лет) «Мечта»
Списочный состав –10 детей (по заключению ТПМПК)
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы обучения в группе компенсирующего развития для детей с ТНР». Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы. Целью работы является воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие фразовой и связной речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций
- количественная характеристика
Уровень усвоения программы
№ | Образовательная область | Показатели, уровни | Увеличение, уменьшение показателя | |
«Речевое развитие» | Сентябрь | Май | ||
1. | Звукопроизношение | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-10 | В -40%-4 С- 60%-6 Н-0%-0 | В -40% С- 60% Н-0% |
2 | Фонематическое восприятие | В -0%-0 С-20%-2 Н-80%-8 | В -30%-3 С- 70%-7 Н-0%-0 | В -30% С- 70% Н-0% |
3 | Звуковой анализ и синтез | В-0%-0 С-20%-2 Н-80%-8 | В-50%-5 С-50%-5 Н-0%-0 | В-50% С-50% Н-0%-0 |
4 | Слоговая структура | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-10 | В -0%-0 С- 100%-10 Н-0%-0 | В -0% С- 100% Н-0%-0 |
5 | Словарь | В -0% С-20%-2 Н-80%-8 | В -40%-4 С-60%-6 Н-0%-0 | В -40% С-60% Н-0% |
6 | Грамматический строй речи | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-10 | В -30%-3 С- 70%-7 Н-0%-0 | В -30% С- 70% Н-0% |
7 | Связная речь | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-10 | В -40%-4 С- 60%-6 Н-0%-0 | В -40% С- 60% Н-0% |
Итог | В -0% С- 8,5% Н-91,5% | В -33% С- 67% Н-0% | высокий: повышение на 33% средний: повышение на 59% низкий: уменьшение на 91% |
- качественная характеристика
Анализ достижения воспитанников
Большинство звуков изолированно произносят правильно, но в речи не автоматизированы, отсутствует дифференциация.
Различают изолированные фонемы; в слогах, словах - отмечаются единичные ошибки; слоговые ряды из 2-3 элементов воспроизводят с изменением согласного.
Выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого.
Допускают ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой.
Несколько снижен активный словарь, подбирают одно действие, самостоятельно одно – два прилагательных, затрудняются в подборе слов- синонимов.
Допускают единичные ошибки в согласовании существительного с числительным, изменении существительных в роде, числе, падеже, изменении глаголов по временам, использовании предлогов, допускаются ошибки в словообразовании.
При пересказе требуется помощь в виде вопросов, подсказок, единичные нарушения структуры предложений, рассказ соответствует изображенной ситуации, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, используются простые предложения.
- Группа детей старшего дошкольного возраста, зачисленных в логопункт
по заключению ППк ДОУ (от 5 до 7 лет)
Списочный состав –25 детей
(группа «Семицветик» – 11 детей, «Незабудки» - 6 детей, «Ручеек» - 8 детей)
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы обучения детей с нарушениями речи в условиях логопункта. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы, с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендаций врача-невролога по устранению дизартрической симптоматики в артикуляции, массажа рук и мимических мышц. Цель работы -воспитание у детей правильного звукопроизношения, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие фонематического слуха;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, грамматических категорий словообразования и словоизменения.
- развитие фразовой и связной речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций
- количественная характеристика
Уровень усвоения программы
№ | Образовательная область | Показатели | Увеличение, уменьшение показателя | |
«Речевое развитие» | Сентябрь | Май | ||
1. | Звукопроизношение | В -0%-0 С- 4%-1 Н-96%-24 | В -32%-8 С- 68%-17 Н-0%-0 | Увеличение |
2 | Фонематическое восприятие | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-25 | В -52%-13 С- 48%-12 Н-0%-0 | Увеличение |
3 | Звуковой анализ и синтез | В-0%-0 С-4%-1 Н-96%-24 | В-44%-11 С-56%-14 Н-0%-0 | Увеличение |
4 | Слоговая структура | В -0%-0 С- 4%- 1 Н-96%-24 | В -48%-12 С- 52%-13 Н-0%-0 | Увеличение |
5 | Словарь | В -0%-0 С-4%- 1 Н-96%-24 | В -44%-11 С- 56%-14 Н-0%-0 | Увеличение |
6 | Грамматический строй речи | В -0%- 0 С- 0%- 0 Н-100%-25 | В -12%-3 С- 88%-22 Н-0%-0 | Увеличение |
7 | Связная речь | В -0%- 0 С- 0%- 0 Н-100%-25 | В -36%-9 С- 64%-16 Н-0%-0 | Увеличение |
Итог | В -0%- 0 С- 0%- 0 Н-100%-25 | В -36%- 9 С- 64%-16 Н- 0% | высокий: повышение на 36% средний: повышение на 64% низкий: уменьшение на 100% |
- качественная характеристика
Анализ достижения воспитанников
Большинство звуков изолированно произносят правильно, но в речи не автоматизированы, отсутствует дифференциация у 17 детей, и 8 детей достигли возрастной нормы речевого развития.
Все дети различают изолированные фонемы; у 12 детей в слогах, словах - отмечаются единичные ошибки; слоговые ряды из 2-3 элементов воспроизводят с изменением согласного, у 13 детей – возрастная норма.
Выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого- 14детей, у 11 – возрастная норма.
Допускают ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой -13 детей, у 12детей – высокий уровень.
Несколько снижен активный словарь, подбирают одно действие, самостоятельно одно – два прилагательных, затрудняются в подборе слов- синонимов.
Допускают единичные ошибки в согласовании существительного с числительным, изменении существительных в роде, числе, падеже, изменении глаголов по временам, использовании предлогов, допускаются ошибки в словообразовании.
При пересказе требуется помощь в виде вопросов, подсказок, единичные нарушения структуры предложений, рассказ соответствует изображенной ситуации, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, используются простые предложения.
Общий итог работы логопункта-9 детей выпущены с возрастной речевой нормой, 16 детям даны рекомендации по продолжению занятий с логопедом.
- Группа детей старшего дошкольного возраста,
зачисленных на занятия ДОПУ «Уроки логопеда» (от 5 до 7 лет)
Списочный состав – 2 подгруппы / 4 детей
(группа «Ручеек» - 3детей, группа «Почемучки» – 1 ребенок)
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе утвержденной программы ДОПУ «Уроки логопеда» для проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы, с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендаций врача-невролога по устранению дизартрической симптоматики в артикуляции, массажа рук и мимических мышц. Цель работы - формировать фонетически чистую, лексически развитую, произносительно-правильную речь, что удавалось достичь систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
1.Формирование произносительных умений и навыков.
2.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
3.Развитие памяти внимания и мышления на отработанном в произношении материале.
- количественная характеристика
Уровень усвоения программы
№ | ДОПУ «Речевое развитие» | Показатели | Увеличение, уменьшение показателя | |
Начало обучения | Конец обучения | |||
1. | Артикуляционный и ручной праксис: кинестетическая и кинетическая основа движений | В -0%-0 С- 0%-0 Н-100%-4 | В -50%-2 С- 50%-2 Н-0%-0 | Увеличение |
2 | Звукопроизношение | В -0%-0 С-0%-0 Н-100%-4 | В -50% -2 С-50%-2 Н-0%-0 | Увеличение |
3 | Фонематические функции: -состояние фонематического анализа и синтеза -слухо-произносительная дифференциация звуков | В-0%-0 С-0%-0 Н-100%-4 | В-25%-1 С-75%-3 Н-0%-0 | Увеличение |
Итог | В -0% С- 0% Н-100% | В -42% С- 58% Н- 0% | высокий: повышение на 42% средний: повышение на 58% низкий: уменьшение на 100% |
Анализ достижения воспитанников
Кинестетическая и кинетическая основа движений сформирована по возрасту у 2 детей
Ручная моторика и артикуляционный праксис сформированы, но требуются повторы и уточнения у 2чел.
Звуки произносит правильно изолированно и в потоке речи 2 детей. Дефекты в одной группе звуков, большинство звуков на этапе автоматизации, справляются с помощью взрослого (уточнение и напоминание) 2чел.
Определяет наличие заданного звука в слове; слоговые ряды из 2-3 элементов воспроизводят с единичными ошибками, которые исправляют самостоятельно 1 реб, различают изолированные фонемы; выделяют ударный гласный, при выделении первого согласного и конечного согласного допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого-3чел.
Общий итог работы ДОПУ- Высокий уровень -42%,средний - 58%, низкого уровня нет.
Таким образом, по результатам исследования на конец 2021 – 2022 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у 100% детей.
Факторы, положительно влияющие на достижение целей:
• Состояние учебно-методического обеспечения образовательного процесса
• Организация индивидуальной и подгрупповой форм обучения
• Качество проведения занятий
• Учет уровня индивидуальных особенностей дошкольников
• Систематичность проведения занятий
Причины трудностей в автоматизации звуков вижу в следующем:
- наличие дизартрического компонента в артикуляции;
- сниженный самоконтроль;
- отсутствие контроля со стороны родителей за правильным звукопроизношением и отказ придерживаться рекомендаций невролога.
Участие в методической работе:
В составе творческой группы по речевому развитию участвовала в разработке плана работы группы на учебный год, консультации для педагогов: . «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» , «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми», «Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста».
- Проводила мониторинг речевого развития детей средних групп и старшего дошкольного возраста, консультации и рекомендации воспитателям по итогам обследования речи детей.
- Принимала участие в работе ППк ДОУ: представляла детей с нарушением речи для направления на ТПМПК с целью определения образовательной программы; участвовала в заседаниях консилиума по определению образовательного маршрута для детей, имеющих трудности в усвоении образовательной программы
Повышение квалификации
1. Работа по самообразованию. Тема: «Формирование лексико-грамматических компонентов речи через усвоение детьми с ТНР слов –антонимов и слов-синонимов»
Цель: Повышение эффективности коррекции речевых нарушений
2. Курсы повышения квалификации в 2022учебном году не проходила.
3. Обучение на вебинарах проекта МЕРСИБО.
Организация взаимодействия с родителями.
Принимая во внимание ковидные ограничения осенью и зимой, работа с родителями проходила через письменные консультации в группах, информационном стенде логопеда. В конце уч.года, весной, после снятия карантинных ограничений, проведены открытые индивидуальные занятия для родителей с показом способов закрепления звуков в речи. Проведено общее собрание для родителей группы «Мечта», с ознакомлением с результатами работы за год, а также подгрупповые и индивидуальные консультации с рекомендациями на летний период для детей логопункта и ДОПУ.
Проводились в течение года индивидуальные консультации для родителей по запросу и требованию:
- для сбора данных о раннем речевом развитии детей;
- по результатам речевого обследования детей;
- о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;
- о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.
Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа и синтеза слов, знакомство с графическими обозначениями.
Консультации для родителей на темы: «Речевые игры в домашних условиях», «Игры для закрепления поставленного звука», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Что почитать ребенку», «Берегите голос ребенка».
Подготовила и приняла участие в проекте «Осень Золотая», в муниципальном конкурсе для детей с ОВЗ «Солнце для всех», проекте «Стихотворения для Дедушки Мороза», «Маленькая Весна», конкурс чтецов среди средних, старших, подгот. групп «Любимой маме строки посвящаем», проекте «Победители» - конкурс чтецов «Мы помним!...»
Подготовила на информационно-справочный стенд по темам: «Речь родителей – образец для ребенка», «Комплекс артикуляционной гимнастики для выполнения дома», «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти».
Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности
В этом учебном году начала работу по созданию медиотеки: копилку презентаций по лексическим темам, игры для логопедической работы с детьми-логопатами в программе Power Point по разделу «Автоматизация звуков» .
Цели и задачи на следующий учебный год.
1. Пополнить, обновить наполняемость центров учебно-дидактическим материалом.
2. Оформить наглядный материал по обучению грамоте.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2021,2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены; намеченные цели достигнуты, считаю результаты работы удовлетворительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коррекционно-педагогической деятельности учителя – логопеда Екимовой О.М. для детей с ОНР и ФФНР в подгруппах на 2013-2014 учебный год
Мною был разработан план подгрупповых занятий, который предполагает осуществление коррекционной деятельности без помощи воспитателей. План рассчитан на один учебный год - 64 занятия (2 занятия в...
Самоанализ деятельности учителя-логопеда
Самоанализ деятельности учителя-логопеда за три года, отражающий все направления работы по профилактике и коррекции нарушений речи у детей....
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...
Самоанализ работы учителя-логопеда
Самоанализ работы учителя-логопеда...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеа...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда логопункта дошкольного учреждения на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя- логопеда...