Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результатом умственной отсталости. Ребенок находится в правильной образовательной среде и обучается с использованием современных технологий. Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Учителю русского языка и литературы при оценивании работ у таких учащихся следует обращать внимание на специфические ошибки , которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер . Оценка таких работ связана с характеристикой специфических ошибок при дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результатом умственной отсталости. Ребенок находится в правильной образовательной среде и обучается с использованием современных технологий. Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Учителю русского языка и литературы при оценивании работ у таких учащихся следует обращать внимание на специфические ошибки , которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер . Оценка таких работ связана с характеристикой специфических ошибок при дисграфии и дислексии.
Ошибки на уровне букв и слога :
- пропуск букв и слогов
-замена букв
-смешение букв
-перестановка букв и слогов
-вставка гласных букв
-искаженное написание букв
-зеркальное написание букв
-добавление лишних элементов
Ошибки на уровне слова:
-отдельное написание частей слова
- написание вместе двух самостоятельных слов
- ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза
-неправильный перенос слов
- отсутствие пробелов между словами
Ошибки на уровне словосочетания и предложения:
- отсутствие границ между предложениями
- несогласование членов предложения в роде числе и падеже
- трудности в употреблении предлогов
- слитное написание предложений
Причинами таких ошибок у детей может быть малый опыт чтения и письма , недостаточный опыт звукобуквенного анализа слов, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память, психофизиологические особенности, влияние просторечий и диалектов.
«Логопедические» ошибки при чтении:
- трудности слияния звуков в слоги и слова
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков
- побуквенное чтение
- искажение слоговой структуры слов
- слишком медленный темп чтения
- непонимание смысла прочитанного
Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Учитель русского языка должен применять к таким детям методики , какими владеет учитель-логопед , знать классификацию специфических ошибок для правильного и объективного оценивания ученических работ. Суть работы учителя в постоянной тренировке слуха и письма у детей с дисграфией и дислексией. Стоит также рекомендовать родителям и детям продолжать занятия с логопедом при переходе из младшей школы в среднюю. Учителю стоит привлекать школьного логопеда к проверке работ таких учеников, применять принцип дифференцированного обучения, давать индивидуальные задания детям-логопатам, поощрять даже малые успехи учеников.
Речевые нарушения как устной , так и письменной речи определяются законом РФ (статья 79.3)
Эффективность совместной деятельности учителя русского языка и учителя-логопеда достигается за счет использования общедидактических принципов в обучении, а также многовариативных упражнений в ходе изучения русского языка и литературы в рамках школьной программы.
Содержание совместной деятельности логопеда и учителя русского языка заключается в следующем:
1.подбор речевых материалов по темам, изучаемым по русскому языку в рамках школьной программы
2.разработка тестовых заданий для контроля динамики в усвоении учебного материала по русскому языку
3.анализ допущенных ошибок в контрольных и тестовых заданиях по русскому языку и литературе
4.рекомендации по использованию дополнительного времени на выполнение письменных контрольных заданий
5.выступление учителя-логопеда на родительских собраниях с рекомендациями по успешному овладению учебным материалом по предметам
6.участие логопеда во внеурочных мероприятиях (проведение логопедических викторин: https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/09/veselo.pptx
7.совместное проведение открытых уроков по русскому языку и литературе с учителями-словесниками:
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/03/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx
Эффективность совместной деятельности доказывается успешностью учащихся в освоении программы по русскому языку в рамках ВПР, а также хорошей результативностью при сдаче ОГЭ И ЕГЭ.
Исходя из вышесказанного , следует отметить, что совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда важна для создания необходимых условий для выявления возможности и способности обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».
Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»
Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.
Конспект инегрированного урока учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Данный урок направлен на развитие и коррекцию устной и письменной речи у учащихся 5-х классов. Уро...
Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.
Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...
Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".
Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....
Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»
Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...