Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
статья (5, 6, 7 класс) на тему
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи выпускных экзаменов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы | 5.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Совместная деятельность учителя- логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
В школе существует группа сопровождения учебного процесса, в которую входят психолог и учитель- логопед. Очень важно преподавателю русского языка и литературы использовать возможности и потенциал этих специалистов.
Учитель- логопед по штатному расписанию активно работает с учащимися 1-4 классов. Работа на этом этапе направлена на преодоление семантической дизлексии профилактику и коррекцию дисграфии у детей ,это огромная помощь учителю начальной школы.
Но вот дети заканчивают начальный этап в обучении , переходят в среднюю школу и перестают посещать занятия учителя – логопеда, хотя из числа детей , обучающихся в логопункте, в дальнейшем сопровождении логопеда нуждаются примерно 80% учащихся. Это ученики с задержкой психического развития , с фонетикофонематически-ми нарушениями речи , билингвы ( двуязычные), с церебрально- органическим генезом ( общее недоразвитие речи 3 степени ), дети с нейросенсорной тугоухостью 3 степени. Все они обучаются в массовой школе , и лишь дети с 1 и 2 степенью недоразвития речи обучаются в специализированных школах 7-8 вида.
Таким образом, преемственность в обучении русскому языку и развитию речи между начальной и средней школой пропадает , что ведет к распаду устной и письменной речи детей- логопатов. Это выражается в деформации почерка , когда у слова при написании исчезает окончание, суффиксы, в лучшем случае остается основа. Учитель русского языка , проверяя такие работы , становится в тупик : как объективно поставить отметку за письменную работу , как помочь таким детям , какой индивидуальный подход подобрать для таких учеников.
Кроме того дети с общим недоразвитием речи 3 степени отличаются бедностью речи ( в речи присутствуют существительные , прилагательные глаголы , других частей речи , как правило , нет) , у них нарушен грамматический строй речи. А это значит , что виды творческих работ по русскому языку и литературе будут не по силам таким детям. Дети – логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно 5 тысяч слов , а у детей- логопатов только 2 тысячи слов. Такие ученики испытывают трудности при прочтении текста , не понимают смысла прочитанного ( семантичес-кая дислексия).
На основании изложенного выше , следует еще раз сказать о том , что учитель - филолог должен использовать потенциал учителя – логопеда : приглашать его на уроки русского языка и литературы с целью дальнейшего обследования устной и письменной речи учащихся ,предло-жить родителям образовательные услуги учителя - логопеда .
Логопед имеет в своем расписании дни консультаций для родителей и детей , может рекомендовать коррекционные упражнения для учащихся , составить план индивидуальных занятий с учеником , направить родителей с ребенком в районный центр психолого –медико –социального сопровождения для консультации и оказания нужной помощи .Также учитель – логопед дает рекомендации преподавателям русского языка. Детям с общим недоразвитием речи 3 степени нужно давать дополнительное время на уроке для проверки письменных работ, регулярно использовать в работе предупредительные диктанты, оказать психологическую помощь в преодолении страха у учащихся при написании диктантов и проверочных работ.
К сожалению, в сетку занятий учителя – логопеда не входят учащиеся средней и старшей школы , поэтому родителям логопед может предложить индивидуальные платные образовательные услуги. Но преподаватель русского языка может обратиться к директору образовательного учреждения с просьбой о выделении дополнительных часов для работы с детьми - логопатами в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Если такие коррекционные занятия проводит учитель – логопед с учащимися среднего звена , то преподавателю русского языка нужно прослеживать динамику этих занятий. При наличии положительной динамики занятия с логопедом могут быть приостановлены , хотя практика показывает , что дети – логопаты нуждаются в логопедическом сопровождении во время всего учебного процесса.
Чтобы защитить интересы ребенка в части оценивания его знаний по русскому языку, учителю – филологу необходимо опираться на документ, определяющий состояние устной и письменной речи детей – логопатов специалистом - логопедом. Учитель – логопед анализирует письменные работы учащихся в рабочих тетрадях , в тетрадях для творческих работ , а также контрольные диктанты , он же составляет справку по результатам обследования. Этот документ учитель русского языка предоставляет родителям в ходе индивидуальной встречи , завучу школы и директору , один экземпляр оставляет у себя.
Таким образом, преподаватель – филолог может выбрать правильные критерии оценкзнаний учащихся – логопатов и рофилактику дизорфографии у детей в целях успешного выставить баллы в пользу ученика.аправлена усвоения школьной программы по русскому языку. С
Работа учителя – логопеда в 5-9 классах овместная же деятельность учителя – филолога и учителя – логопеда позволит учащимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и единый государсвенный экзамен по русскому языку и литературе.
Учитель-логопед Кибирева Вера Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....