Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Кибирева Вера Александровна

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи выпускных экзаменов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное  учреждение   средняя  общеобразовательная      школа  № 35   с  углубленным  изучением  английского  языка  Василеостровского  района  Санкт-Петербурга.

Совместная  деятельность  учителя- логопеда и учителя  русского  языка  и  литературы по  профилактике  дизорфографии у  учащихся 5-9  классов  в  целях  успешного  усвоения  учебной  программы  по  русскому  языку.

        В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно  преподавателю  русского  языка  и  литературы  использовать  возможности   и  потенциал  этих  специалистов.

        Учитель- логопед  по  штатному  расписанию  активно  работает  с  учащимися  1-4  классов. Работа  на  этом  этапе  направлена  на  преодоление семантической дизлексии профилактику и коррекцию  дисграфии  у детей ,это  огромная  помощь  учителю  начальной  школы.

        Но  вот  дети  заканчивают  начальный  этап в  обучении , переходят в  среднюю  школу  и  перестают  посещать  занятия  учителя – логопеда, хотя  из  числа  детей , обучающихся  в  логопункте,  в  дальнейшем  сопровождении  логопеда нуждаются  примерно  80%  учащихся. Это ученики  с  задержкой  психического  развития , с  фонетикофонематически-ми  нарушениями  речи , билингвы ( двуязычные), с  церебрально- органическим  генезом ( общее  недоразвитие  речи  3  степени ),  дети  с  нейросенсорной  тугоухостью  3  степени.  Все  они  обучаются  в  массовой  школе , и  лишь  дети  с  1  и  2  степенью  недоразвития  речи  обучаются  в  специализированных  школах  7-8  вида.

        Таким  образом, преемственность  в  обучении  русскому  языку  и  развитию  речи  между  начальной  и  средней  школой  пропадает ,  что  ведет  к  распаду  устной  и  письменной  речи  детей- логопатов. Это  выражается  в  деформации  почерка , когда  у  слова  при  написании  исчезает  окончание, суффиксы,  в  лучшем  случае  остается  основа. Учитель  русского  языка ,  проверяя  такие  работы , становится  в  тупик :  как  объективно  поставить  отметку  за  письменную  работу , как  помочь  таким  детям  , какой  индивидуальный  подход подобрать  для  таких  учеников.

        Кроме  того  дети  с  общим  недоразвитием  речи  3  степени  отличаются  бедностью речи ( в  речи  присутствуют  существительные , прилагательные  глаголы ,  других  частей  речи  ,  как  правило ,  нет) , у  них  нарушен  грамматический  строй  речи.  А  это  значит ,  что  виды  творческих  работ  по  русскому  языку  и  литературе  будут  не  по  силам  таким  детям.  Дети – логопаты  характеризуются  бедностью  словаря. Для  обычного  ученика  норма  словарного  запаса  составляет  примерно  5 тысяч  слов , а  у  детей- логопатов  только  2  тысячи  слов.  Такие  ученики  испытывают  трудности  при   прочтении  текста ,  не   понимают  смысла  прочитанного ( семантичес-кая   дислексия).

        На  основании  изложенного  выше , следует  еще   раз  сказать  о  том ,  что  учитель - филолог   должен  использовать  потенциал  учителя – логопеда : приглашать  его  на  уроки  русского  языка  и  литературы  с  целью  дальнейшего  обследования  устной  и  письменной  речи  учащихся ,предло-жить  родителям  образовательные  услуги  учителя - логопеда .

        Логопед  имеет  в  своем  расписании  дни  консультаций  для  родителей  и детей , может  рекомендовать  коррекционные  упражнения  для   учащихся , составить   план  индивидуальных  занятий  с  учеником , направить родителей  с  ребенком  в  районный  центр  психолого –медико –социального  сопровождения  для  консультации  и  оказания  нужной  помощи .Также  учитель – логопед  дает  рекомендации  преподавателям  русского  языка. Детям  с  общим  недоразвитием  речи  3 степени  нужно  давать  дополнительное  время  на  уроке  для  проверки  письменных  работ, регулярно  использовать в  работе  предупредительные  диктанты,  оказать  психологическую  помощь  в  преодолении  страха  у  учащихся  при  написании   диктантов  и  проверочных  работ.

        К  сожалению, в  сетку  занятий  учителя – логопеда  не  входят  учащиеся  средней  и   старшей  школы , поэтому  родителям  логопед  может  предложить  индивидуальные  платные  образовательные  услуги.  Но  преподаватель  русского  языка   может  обратиться  к  директору  образовательного  учреждения  с  просьбой  о  выделении  дополнительных  часов  для  работы  с  детьми - логопатами  в  целях  успешного  усвоения  учебной  программы  по  русскому  языку.

        Если  такие  коррекционные  занятия  проводит  учитель – логопед  с  учащимися   среднего звена ,  то  преподавателю  русского  языка  нужно  прослеживать  динамику  этих  занятий.  При  наличии  положительной  динамики  занятия  с  логопедом  могут быть  приостановлены , хотя  практика  показывает , что  дети – логопаты  нуждаются  в  логопедическом  сопровождении  во  время  всего  учебного процесса.

        Чтобы  защитить  интересы  ребенка  в  части  оценивания  его  знаний  по  русскому  языку,  учителю – филологу  необходимо  опираться  на  документ, определяющий  состояние  устной  и  письменной  речи детей – логопатов  специалистом - логопедом.  Учитель – логопед  анализирует  письменные работы  учащихся  в  рабочих  тетрадях ,  в  тетрадях  для  творческих  работ , а  также  контрольные  диктанты , он  же составляет  справку  по  результатам  обследования. Этот  документ  учитель  русского  языка  предоставляет  родителям  в  ходе  индивидуальной  встречи , завучу  школы  и  директору , один экземпляр  оставляет  у  себя.

        Таким  образом, преподаватель – филолог может  выбрать  правильные  критерии  оценкзнаний  учащихся – логопатов  и  рофилактику  дизорфографии  у  детей  в  целях  успешного  выставить  баллы  в  пользу  ученика.аправлена  усвоения  школьной  программы  по  русскому  языку. С

          Работа  учителя – логопеда  в  5-9  классах  овместная  же  деятельность  учителя – филолога  и  учителя – логопеда  позволит  учащимся  успешно  сдать  государственную  итоговую  аттестацию  и  единый  государсвенный  экзамен  по  русскому  языку  и   литературе.

Учитель-логопед Кибирева Вера Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....