Самоанализ работы учителя-логопеда
материал
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы
учителя-логопеда МБОУ СОШ №2 г. Томари
Толика Елены Валентиновны
Общие сведения.
Ф.И.О. Толика Елена Валентиновна
Занимаемая должность : учитель-логопед
Дата назначения на должность : 01.09.2020 г
Место работы: МБОУ СОШ №2 г. Томари
Педагогический стаж: 28 лет
Образование: высшее
В должности учителя-логопеда: 2 года
Сведения о дипломах
№ | диплом | Номер диплома | квалификация | организация |
1 | Специальное(дефектологическое)образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» | №4746 г. Москва 16.05.2022 | Учитель-логопед(логопед) | АНО «НИИДПО» Г. Москва |
2 | Учитель начальных классов | МТ № 438965 29.06.1987 г. | Учитель начальных классов | Педагогическое училище г. Комсомольск –на- Амуре |
3 | Психология | ВБА 0525467 | Бакалавр психологии | СГА Г. Москва |
Сведения о повышении квалификации
№ | Название | год | организация | номер |
1 | Организация и содержание коррекционной работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ (180 ч.) | 2021 | АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» | 002093 |
2 | Содержание коррекционной работы с детьми при фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) (108 ч.) | 2021 | АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» | 001824 |
3 | Эффективные нейропсихологические приемы и методы в практике логопеда и дефектолога в работе с детьми с ОВЗ (72 ч) | 2019 | Международный институт информатики, управления, экономики и права г. Москва | 807 |
4 | Инновационные и классические приемы преодоления дефектов произношения у детей с комплексными нарушениями речи (72 ч) | 2018 | ОАНО ВО «Московский психолого-социальный институт» | 2410/18 |
5 | Новейшие игровые и развивающие технологии в практике логопеда и коррекционного педагога (72 ч) | 2020 | Международный институт информатики, управления, экономики и права г. Москва | 1737 |
6 | Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144 ч) | 2017 | АНО «Академия дополнительного профессионального образования» г. Курган | Д-3 |
В 2021 г. прошла онлайн-практику в институте повышения квалификации и переподготовки Дефектология ПРОФ по курсу «Логопедия» (256 ч). Участвовала в мастер-классе на тему «Коррекционная работа школьного логопеда с учащимися начальных классов(3-4 классы). Имеющие трудности чтения и письма» (4 ч)-2020 г.
Прослушала вебинары по темам:
№ | Тема | организация | год |
1 | Нейропсихология и ее значение для практических специалистов разного профиля (4 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2019 |
2 | Использование современных технологий в организации коррекционной работы с детьми с УО(интеллектуальной недостаточностью) (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2021 |
3 | ФФНР. Актуальные проблемы и основные приемы работы логопедической работы (4 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2021 |
4 | Разработка и внедрение специальной индивидуальной программы развития ребенка(СИПР) с умеренной умственной отсталостью (4 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2019 |
5 | Мониторинг коррекционно-логопедической работы в начальной школе в рамках ФГОС (2 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2018 |
6 | Обзор эффективных методик по развитию чтения у детей с ОВЗ (2 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2018 |
7. | Диагностика речевых нарушений и формирование логопедического заключения (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2020 |
8. | Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством речевых игр и упражнений при профилактике и коррекции акустической дисграфии (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2020 |
9. | Фонематический слух. Нейропсихологическая коррекция через смысловой подход (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2021 |
10. | Особенности постановки свистящих и шипящих звуков у детей с различными речевыми расстройствами (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2020 |
11 | Современный логопедический и дефектологический пункт в детском саду и школе: документационное обеспечение. (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2021 |
12 | Проектирование рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2020 |
13 | Оптическая дисграфия. Значение зрительного восприятия и пространственно-временных представлений у младших школьников. Авторские приемы(курс Е.В. Мазановой) (6 ч) | АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» | 2021 |
Самоанализ работы учителя-логопеда
В школьном логопедическом кабинете я работаю с 2020 г. Цель работы этого кабинета: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Законом РФ об образовании
- Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Конвенциями «О правах ребёнка». «О правах инвалидов», «О правах умственно-отсталых людей»
- Положением о логопунктах при общеобразовательных школах
- Инструктивно-методическим письмом Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «О работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных заведениях». Москва, 1996 год.
- Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2.
Исходя из вышеназванных документов, основными задачами логопедического кабинета являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных коррекционных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
А значит цель работы учителя-логопеда: подготовить ребёнка к усвоению школьной программы, а окружающих его взрослых людей научить быть помощниками в преодолении возникающих трудностей.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- Диагностика уровня речевого развития детей
- Комплектование логопедических групп
- Организация коррекционной деятельности исходя из особенностей развития ребёнка
- Сотрудничество с педагогами, родителями обучающихся
Основные задачи, определяющие направления деятельности:
-Диагностическая
-Организационная
-Консультативно-просветительская
-Коррекционная
-Лечебно-профилактическая
-Методическая
С сентября 2020 года оказана помощь мною, как учителем-логопедом 12 учащимся нашей школы, в основном, учащиеся с ОВЗ( т.к. работала на 0.5 ставки. В 2021-2022 у.г. я работала на ставку логопеда и у меня занималось 26 учащихся 1-4 классов и 10 учащихся с ОВЗ.Для логозанятий формирую группы исходя из структуры дефекта, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Расписание работы составляет завуч и оно согласуется с учителями начальных классов.
Диагностическая работа.
Ежегодно выявляются дети с нарушениями общего и речевого недоразвития, отслеживается динамика общего и речевого развития учащихся, проводится логопедические обследования, вычерчивается логопедический профиль на основании диагностических данных. С 1 по 15 сентября каждого учебного года проводится обследование устной и письменной речи учащихся, которые имеют трудности в обучении из числа обучающихся 1-4 классов. В процессе занятий изучается состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровня сформированности устной речи и учебных навыков. Изучение ведётся путём обследования, наблюдения, тестирования. В конце мая проходит повторная диагностика знаний, умений, навыков обучающихся на школьном логопункте. Таким образом, диагностируется степень обученности учащихся, посещавших логопедический кабинет.
Консультационно-просветительская деятельность
Целью консультативной работы я считаю создание предпосылок на совместную деятельность педагогов, родителей; формирование у них системы знаний об особенностях работы с детьми-логопатами. Главной задачей своей работы я считаю раннее выявление детей с речевой патологией, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии младших школьников, пропаганду логопедических знаний среди работников школы.
Консультации для педагогов школы провожу по мере возникновения проблем. Особенно в тесном контакте работаю всегда с учителями и родителями 1 класса. В результате совместной деятельности систематизируются знания об особенностях работы с детьми-логопатами. На совещаниях учителей, на общешкольных и классных родительских собраниях выступаю с разъяснениями, рекомендациями по поводу трудностей в обучении учащихся разных категорий .Разрабатываю и распространяю информационные листовки как для классных руководителей, так и для учителей предметников с рекомендациями в осуществлении индивидуального подхода с учётом структуры дефекта, особенностей речевого развития, психологических и возрастных особенностей обучающихся. Таким образом, консультативная работа обусловлена запросами родителей и учителей и теми проблемами и трудностями, которые возникают в процессе образовательной деятельности.
Информация о методической работе и работе по обобщению и распространению опыта учителя-логопеда Толика Е.В.
Содержание работы | аудитория | |
Ежегодно | Итоги логопедического обследования обучающихся | Родители учащихся 1 класса |
Ежегодно | Итоги занятий в школьном логопедическом кабинете | Родители учащихся 1-4 классов |
Ежегодно | Итоги обследования. Комплектование групп. | Родители учащихся 1 класса |
Ежегодно | Зачисление первоклассников в школьный логопедический кабинет | Родители учащихся 1 класса |
2020 | Обследование детей с ОВЗ. Зачисление в школьный логопедический кабинет | Родители, учителя начальных классов |
2020 | Цели и задачи работы школьного логопедического кабинета | МО учителей начальных классов |
ежегодно | Обследование учащихся 2-4 классов. Комплектование групп. Зачисление в школьный логопедический кабинет | Родители, учителя начальных классов |
2021 | Виды нарушений чтения и письма. | МО учителей начальных классов |
ежегодно | Выступление перед родителями первоклассников | родители |
Организационная работа
Это один из важнейших блоков, позволяющий организовать работу продуктивно. Расписание составляет завуч школы, согласуется с учителями начальных классов. Для логопедического кабинета выделен кабинет, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. В текущем учебном году школой приобретены наглядные и дидактические материалы. Логопедический кабинет оснащён специальным оборудованием согласно приложению №5 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2.
Комплектование групп происходит с учётом трудностей учеников. Обязательно зачисляю в логопедический кабинет детей, прибывающих в школу течении учебного года. Наиболее эффективны занятия, проводимые в урочное время, т.к. это позволяет избежать перегрузки ребёнка. Практика показала, что попытка охватить 100% нуждающихся в логопедической помощи не позволяет достигать нужного результата, поэтому при отборе детей для занятий исхожу из сложности дефекта, в первую очередь занимаются дети с задержкой психического развития, ОВЗ и первоклассники с нарушенным звукопроизношением. Других же детей беру на занятия по мере возможности или на место временно отсутствующего ребёнка.
В настоящее время я веду занятия в 7 группах:1, 2, 3. 4 класс Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий -20 минут. Веду следующую документацию: речевые карты, журнал, план работы по группам, составляю цифровые отчёты на конец учебного года.
Вывод: своевременное решение возникающих трудностей помогает продуктивной работе и рациональной организации деятельности учителя-логопеда.
Коррекционная работа.
Основными задачами учителя- логопеда в общеобразовательной школе являются:
-Коррекция устной речи
-Предупреждение дисграфических ошибок
Данные задачи решались на фронтальных занятиях, индивидуальных и подгрупповых, на консультациях для педагогов, родителей В конце учебного года положительная динамика есть у всех детей-логопатов.
Согласно расписанию, провожу индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и групповые по коррекции общего и речевого недоразвития (2 раза в неделю ). Так же провожу работу с детьми-инвалидами и занимающихся по индивидуальной программе.
Планируя работу, включаю в занятия упражнения на развитие неречевых функций: внимания, мышления, памяти, воображения, развиваю умение ориентироваться в пространстве и времени, использую нейропсихологический подход в работе.
Результатом работы считаю тот факт, что дети выпускаются с логокабинета с развитой мелкой моторикой, имеют навыки самоконтроля, взаимодействия. Детям прививается навык доводить начатое дело до конца. Большинство выпускников логокабинета умеют правильно произносить и различать фонемы.
Динамика результативности работы учителя-логопеда за 2 года
2020-2021учебный год | 2021-2022 учебный год | |||||
ОНР | ЗПР | У/О | ОНР | ЗПР | У/О | |
Абсолютная успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость | 23% | 14% | 1% | 32% | 5% | 3% |
Абсолютная успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость | 19% | 23 % | 1% | 33% | 23 % | 3% |
В работе использую авторские программы и методические материалы следующих авторов: Т.А. Фотекова, О.И.Азова, Е.В. Мазанова, О.В. Суслова, М.В.Мальм, А.В. Китикова, Л.Н. Ефименкова.
Для диагностики материалы «Логопедическое обследование детей», «Логопедический комплекс «Говорюша» для обследования и проведения занятий по коррекции звукопроизношения.
Для работы с детьми с ОВЗ использую для работы с дислексией набор для первоначального чтения Фаусек( методика Монтессори), набор для обучения чтению «Кубики Е.Чаплыгина», игровой набор Фрёбеля для развития высших психических функций. Для исправления дисграфии и дизорфографии : звуковые и буквенные схемы, схемы слогов и звуков, нейропсихологические упражнения, «Чемоданчик логопеда для развития мелкой моторики».
Программы составляю, используя конструкторы «Мерсибо»: «Школьный логопед», «Школьный дефектолог», в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Цифровой ресурс
№ | Этап коррекционной работы | Название диска | Издательство |
1. | I, II, III | Методика профилактики и коррекции дисграфии «Море словесности» | Студия «ВиЭль» Г. Санкт-Петербург |
2. | I, II, III | Буквограмма | «Дом» |
3. | I, II, III | Логопедическое обследование детей | Студия «ВиЭль» Г. Санкт-Петербург |
4. | I | Логовест | Мерсибо |
5. | I | Игры для Тигры | Пермь, 2021 |
6. | 1 | Развитие и коррекция мышления младших подростков | Студия «ВиЭль» Г. Санкт-Петербург |
7. | 1 | Развитие и коррекция мышления подростков | Студия «ВиЭль» Г. Санкт-Петербург |
8. | 1 | Звуковой калейдоскоп 2 (развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа) | Мерсибо |
9. | 1 | Вводные положения и основные приемы. Логопедический массаж. | |
10 | 3 | Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» ( Л.Р.Лизунова) | Пермь 2021(диск) |
11 | Развитие и коррекция мышления подростков | диск | |
12 | Развитие и коррекция мышления младших подростков | диск | |
13. | Л.Н. Ефименкова Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического слуха | диск | |
14 | Л.Н. Ефименкова Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического восприятия | диск |
Методическая работа
Тема по самообразованию: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда. Роль современных педагогических технологий при обучении учащихся с различными речевыми расстройствами».
Цель: Создание эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учётом ориентации на умственное развитие детей.
Этапы работы:
- Подбор и изучение литературы по теме.
- Подготовка методического материала.
- Педагогическая диагностика.
- Подготовка дидактического материала.
- Адаптация методического материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Презентация программы на мо.
- Анализ и оценка эффективности выполняемой работы.
Инновационные технологии в логопедической практике это дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
- сделать обучение осознанным;
- интересным;
- оптимизировать процесс обучения; содействовать оздоровлению детей.
Виды технологий:
- Телесноориентированные техники:
- биоэнергопластика– соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Пальцевый массаж
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж травяными мешочками;
- массаж камнями;
- массаж зондами, зондозаменителями;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
3. Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
4. Информационная технология обучения
это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией
Возможности использования ИТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- визуализация акустических компонентов речи;
- расширение спектра невебральных заданий;
- обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
- за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
5. Кинезиологические упражнения («Гимнастика для Мозга»)
– это комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторику, облегчить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности учителя-логопеда
Самоанализ деятельности учителя-логопеда за три года, отражающий все направления работы по профилактике и коррекции нарушений речи у детей....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....