Образовательная программа дополнительного образования МБОУ «Белозёрская СОШ»
рабочая программа

Резепина Ирина Григорьевна

Основная образовательная программа дополнительного образования (далее - ООП ДО) МБОУ «Белозёрская СОШ»  является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям МБОУ «Белозёрская СОШ», состава обучающихся, места расположения, педагогических возможностей. ООП ДО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального, основного и среднего общего образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса дополнительного образования и представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательной организации. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательной организации на уровне дополнительного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oop_do_.docx98.43 КБ

Предварительный просмотр:

Резепина Ирина Григорьевна,

МБОУ «Белозёрская СОШ»

образовательная программа дополнительного

 образования МБОУ «Белозёрская СОШ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «БЕЛОЗЁРСКАЯ СОШ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования

7

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы дополнительного образования

11

Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

14

2.1.

Организация образовательной деятельности дополнительного образования

14

2.2.

Программы дополнительных объединений

15

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1.

Учебный план

116

3.2.

Система условий реализации программы дополнительного образования

17

3.3.

Ожидаемые результаты программы дополнительного образования

19

Приложение

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа дополнительного образования (далее - ООП ДО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белозёрская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Белозёрская СОШ», образовательное учреждение, школа) является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям МБОУ «Белозёрская СОШ», состава обучающихся, места расположения, педагогических возможностей. ООП ДО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального, основного и среднего общего образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса дополнительного образования и представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательной организации. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательной организации на уровне дополнительного образования.

             Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно        направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования:

  • Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.);
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
  • СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Устав;
  • Учебный план дополнительного образования.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.  «Изюминка» дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.

Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку     реализовать     себя     в     иных,     не     учебных     сферах      деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

  1. Цели и задачи реализации ООП ДО

Цель образовательной программы дополнительного образования - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направленностям образовательной деятельности.

Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования направлена на решение следующих задач:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональная ориентация обучающихся;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием;
  • разработать и реализовать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.

  1. Принципы к формированию ООП ДО

При организации дополнительного образования педагоги руководствуются следующими приоритетными принципами:

  1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, дети- инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых услуг.
  2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто «уходит со сцены».
  3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже

педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.

  1. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
  2. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности ребенка. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
  3. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.

Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно- культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.

  1. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
  2. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания общеразвивающих программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования существуют такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
  3. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно- эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой дополнительных общеразвивающих программ, всей жизнедеятельности обучающихся, педагогов, образовательной среды.
  4. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности обучающихся.
  5. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
  6. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
  7. Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
  8. Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
  9. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

При определении стратегических характеристик образовательной программы дополнительного образования учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, творческой деятельности и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными возрастными особенностями детей.

Основные функции дополнительного образования:

  • обучающая функция - в объединениях по интересам каждый обучающийся общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

- социализирующая функция - занятия в объединениях по интересам позволяют обучающимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;

  • развивающая функция – занятия в объединениях по интересам способствуют развитию интеллектуальных, творческих и физических способности каждого ребёнка;
  • воспитывающая функция - содержание и методика работы объединений по интересам оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма;
  • информационная функция - в объединениях по интересам каждый обучающийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, а также любую другую информацию, имеющую личную значимость для обучающегося;
  • релаксационная функция - в объединениях по интересам каждый обучающийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке.

Для повышения эффективности образовательного процесса в реализации ООП ДО используются следующие технологии:

  • личностно-ориентированное обучение включает в себя оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития);
  • проблемно-диалогическая технология: постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные (постановка и удержание задач), познавательные (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.);
  • технология организации проектной деятельности;
  • технологии информационно-коммуникационные включают в себя способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными способностями и возможностями ребенка;
  • дифференцированное обучение позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей;
  • интегрированное обучение устанавливает устойчивые связи между общим и дополнительным образованием.

Основная образовательная программа дополнительного образования реализуется через деятельность объединений по интересам.

1.2. Планируемые        результаты        освоения        обучающимися        ООП ДО

Планируемые результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.

К числу планируемых результатов освоения ООП ДО отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно- смысловые установки и др.;
  • метапредметные результаты – формирование у ребенка компетенции осуществлять универсальные действия:
  • личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция),

  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
  • коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям в объединениях по интересам, ориентации на содержательные моменты занятий творческой деятельностью и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной и творческой деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  • познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной и творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагогов, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
  •  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, занятиям в объединениях по интересам;

-выраженной устойчивой мотивации и интереса к творческой деятельности;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной и творческой деятельности; -положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе

критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

                -принимать и сохранять поставленную учебную задачу;

-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в изучаемом материале в сотрудничестве с педагогом;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения разного рода заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-устанавливать аналогии;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать        свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

  1. Общая характеристика основной образовательной программы дополнительного образования

Основная образовательная программа дополнительного образования (ООП ДО):

• определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дополнительного образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с учётом специфики условий образовательного учреждения, приоритетных направлений ее образовательной деятельности. Она также определяет изменения, которые произойдут на уровне дополнительного образования в в соответствии с требованиями ФГОС. Эти изменения касаются приоритетных целей и планируемых результатов, принципов построения и организации образовательного процесса;

• ООП ДО является источником информации об особенностях школы при планировании, организации и осуществлении образовательной деятельности администрацией;

• текст ООП ДО позволяет педагогическому коллективу понять смысл образовательной деятельности, планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с программой, решать проблемы дополнительного образования; знать о достигнутых результатах и реализовывать планируемые изменения;

• знакомство с текстом ООП ДО даёт родителям (законным представителям) обучающихся представление о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов на уровне дополнительного образования;

Программа состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности

образовательного учреждения:

        I. Целевой раздел, включающий:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую цели, задачи реализации основной образовательной программы дополнительного образования, конкретизированные в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП ДО, а также принципы к её формированию; общую характеристику основной образовательной программы дополнительного образования
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ДО, уточняющие и конкретизирующие общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
  3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ДО, которая описывает особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, организацию и содержание оценочных процедур.
  1. Содержательный раздел, включающий:
  1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования в которой описываются цели и задачи программы, описываются особенности реализации, содержание, условия, обеспечивающие развития дополнительного образования обучающихся.
  2. Программы дополнительных обединений, разработанные в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ДО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ООП ДО и фундаментального ядра содержания общего образования.
  1. Организационный раздел, включающий:
  1. Учебный план, который определяет общий объем нагрузки.
  2. Систему условий реализации ООП ДО, которая содержит описание имеющихся условий: кадровых, материально-технических, информационно-методических.
  3. Ожидаемые результаты.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП ДО

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.

Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
  • личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам в творческих объединениях, но и развитие многообразных личностных качеств. Поэтому необходимо проводить мониторинг не только учебных (знания, умения и навыки) результатов, приобретенных в процессе освоения программы, но

и личностных, выражающих изменения личностных качеств ребенка под влиянием его занятий в творческих объединениях.

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями (законными представителями), поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями (законными представителями). В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители (законные представители) могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.

Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.

Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.

Мониторинг результатов личностного развития ребенка

Оцениваемые параметры

Критерии

Методы

диагностики

1.Терпение

Способность переносить конкретные нагрузки в течение определенного времени

Наблюдение

2.Воля

Способность побуждать себя к практическим действиям

Наблюдение

3.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

Наблюдение

4.Самооценка

Способность оценивать себя

адекватно реальным достижениям

Анкетирование

5.Интерес к занятиям в творческом объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Тестирование

6.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе

взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Тестирование, наблюдение

7. Тип сотрудничества (отношение обучающегося

К общим делам)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

Наблюдение

Мониторинг учебных результатов

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка обучающихся.

1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического        плана

программы

Соответствие теоретических знаний программным

требованиям

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос.

1.2.        Владение        специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной

терминологии

Собеседование.

2. Практическая работа обучающихся

2.1. Практические умения и навыки знания по основным разделам        учебно- тематического                плана

программы

Соответствие практических умений и навыков программным

требованиям

Контрольное задание.

2.3. Творческие навыки

Способность к усовершенствованию, инициатива, самостоятельность

познания

Наблюдение, индивидуальные задания.

Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие:

  • выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;
  • по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);

-по отношению к целям: “целесообразные” и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);

  • по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
  • по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования

        Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.

        Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.

        Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам.

        При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений.

        В них могут заниматься дети от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.

        Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается в мае текущего года (согласно календарного графика). В период школьных каникул занятия не проводятся. Комплектование учебных групп начинается в сентябре.

Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой рабочий день (5-ти дневная рабочая неделя). Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее 20 минут.

        Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься обучающиеся в возрасте от 6,6 до 18 лет.

        Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы.

        В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

        Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.

Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в выходной):

  • для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения занятий      в      игровой      форме      со       сменой      деятельности      через      каждые 20 минут;
  • для младших школьников – от 1часа до 2-х часов;
  • для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.

После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

В        зависимости        от        специфики        объединений        возможно        уменьшение        или        увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога.

  1. Программы дополнительных объединений

        Образовательная деятельность в системе дополнительного образования осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам художественно- эстетической, развивающей, физкультурно-спортивной, филологической, социально- педагогической направленностей:

  1. «Математика, информатика, логика» (приложение 1);
  2. «Творческая мастерская» (приложение 2);
  3. «Наука в опытах и экспериментах» (приложение 3).

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Учебный план

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.

В школе выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации направлений дополнительного образования школьников.

Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:

  • обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
  • творческое, интеллектуальное и физическое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
  • организация содержательного досуга;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Одним        из        условий        выполнения        задач         является        интеграция                основного        и дополнительного        образования.        Дополнительное        образование                –        

это        особая        сфера деятельности,        которая        даёт        возможность                детям                развивать                творческие                        способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость и многое другое.

Приоритетными направлениями дополнительного образования в 2020-2021 учебном году являются:

  • художественное;
  • естественнонаучное.

Выбору этих направлений послужили следующие условия:

  1. Кадровое        обеспечение        (наличие        высококвалифицированных специалистов данных направлений);
  2. Востребованность данных направлений деятельности обучающимися школы;
  3.         Необходимость наполнить досуговую деятельность обучающихся положительным творческим, интеллектуальным и спортивным потенциалом;
  4.         Наличие учебно-методического обеспечения.

Учебный год в дополнительном образовании детей начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года.

Продолжительность освоения программ художественной, технической, естественнонаучной, туристко-краеведческой, социально-педагогической,  физкультурно-спортивной направленности по годам определяется педагогом и утверждается директором школы.

Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов и детей по принципу 5- дневной рабочей недели.

По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.

Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются учебные группы, время, количество часов в неделю, фамилия и имя педагога, проводящего занятие. Общее расписание утверждается директором школы. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией школы. 

Расписание составлено с учетом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов и с опорой на санитарно-гигиенические нормы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2020-2021 учебный год

Направления

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Количество часов

Всего

3

5

6

7

8

9

Естественно

научное

«Математика, информатика, логика»

0,5

0,5

Художественное

«Творческая мастерская»

2

2

4

Итого:

0,5

2

2

4,5

  1. Система условий реализации ООП ДО

  1. Кадровый потенциал

Показатели

Количество 2020-2021

Всего педагогов

2

Педагоги, имеющие образование:

средне-специальное, всего

1

в т.ч. педагогическое

1

высшее всего

1

в т. ч. педагогическое

1

Педагоги, имеющие по стажу:

до 5 лет

1

от 5 до 10 лет

1

от 10 до 20 лет

0

свыше 20 лет

0

Педагоги, имеющие квалификационные категории

высшую

1

первую

0

без категории

1

  1. Информационное обеспечение:

Наименование

программы

Литература

1

«Математика, информатика, логика»

Для педагогов:

1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Методическое пособие 1 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2019г.

2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Методическое пособие 2 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2020г.

3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Методическое пособие 3 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2018г.

4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Методическое пособие 4 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2018г.

         Для обучающихся:

1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2019.  

2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2019.  

3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2019.  

4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2019.  

2

«Творческая мастерская»

1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Творческая мастерская», календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, инструктажи  по технике безопасности, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютер

3

«Наука в опытах и экспериментах»

Для педагогов:

  1. Увлекательная география/ В. А. Маркин – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 222.
  2. География/ А. Мещерикова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. -45, [3]с.: ил. – (Почемучкины опыты и эксперименты)
  3. Ближе к природе. Книга натуралиста/ Клэр Уокер Лесли: пер. с англ. Ю. Корнилович ; [науч. Ред. А. Савченко и др. ] – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288с.

         Для обучающихся:

1. Играем в науку. Открываем для себя мир / Джилл Франкель Хаузер ; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с

2.  Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу / Барбара Вернзинг ; Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с.: ил.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Ноутбук
  • Интерактивная доска
  • Колонки
  • Принтер
  • Ксерокс
  • Проектор
  • Учебные стол и стулья
  • Материалы и инструменты: глобус, карты, атласы, посуда
  • Материалы и инструменты: бумага, картон, крепированная и гофрированная бумага, джут, пряжа, одноразовая посуда,  пластиковые бутылки, компакт-диски

  1. Ожидаемые результаты ООП ДО

  • создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
  • расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
  • увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;
  • целенаправленная организация свободного времени большинства обучающихся школы;
  • создание условий для привлечения родителей (законных представителей) к организации и проведению объединений дополнительного образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа научно - исследовательской школы "ЮнИс" МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Тимашевска

Программа предназначена для одаренных детей. Занятия ведутся в летнее каникуларное время и имеют эколого - биологическую направленность....

основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"

Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом  МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...

Образовательная программа МБОУ ВСОШ № 9

Раздел I Аннотация (паспорт ) Программы. Паспорт программы Раздел II Информационно-аналитическая справка об образовательном учреждении и особенностях обучения осуждённых к лишению свободы. Спец...

Образовательная программа НОО МБОУ Луговской СОШ

Образовательная программа НОО МБОУ Луговской СОШ...

Программа дополнительногообразования

Программа дополнительного образования декоративно - прикладного творчества мастерской "Стиль"...

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...