Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_hudozhestvenno-esteticheskogo_razvitiya.pptx | 2.81 МБ |
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 679.44 КБ |
hud-estetich_razvitie_v_raznovozrast_gruppah.docx | 316.01 КБ |
programma_06.03.2018-4.docx | 355.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А.Барбюс
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: -единство образовательного пространства Российской Федерации; -преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. -духовно-нравственное развитие и воспитание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней определены б азовые национальные ценности: -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, - искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие , и принцип организации духовно нравственного развития и воспитания: - индивидуально-личностного развития, которые легли в основу целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Художественно-эстетическое направление работы школы Художественно-эстетическое воспитание Художественно-эстетическое развитие развитие эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений, развитие творческого мышления, творческой индивидуальности, обогащение памяти воспитание характера и нравственных качеств, хорошего поведения, способности воспринимать, понимать, чувствовать, красоту формирование творческой личности, готовой к полноценной познавательной и общественно-трудовой деятельности
Цели художественно-эстетического развития: обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству; обогащение эмоционального мира ребёнка; развитие творческого восприятия произведений искусства.
Основная задача - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Урочная деятельностьУрочная деятельность Внеурочная деятельность Урочная деятельность ИЗО, Музыка, Литературное чтение,… (классы-комплекты) Внеурочная деятельность Умелые руки, Кукольный театр Внешкольная деятельность Живое слово, Самоцветы Конкурсы, фестивали, акции, досуг (динамичные группы) Объект – ребенок
Виды деятельности
Выставка детского творчества ко Дню села.
День матери
Слава тебе, Воронеж!
Афганистан - боль моей души!
Конкурс поделок из природного материала – 2 и 3 место. Конкурс «Символы России»- 2 и 3 место Конкурс «Оставим Елочку в лесу» - 2 и 3 место Конкурс «Неопалимая Купина» - 1 место Акция «Зимующие птицы», номинация «Фотоальбом»- 1 место Новогодний карнавал ЮИД- 1место
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение
«Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах»
Дата: 06.03.2018 г.
Подготовила: учитель Цепленкова Н.И.
Основная задача - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Направления
Виды деятельности
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно.
Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
«Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-единство образовательного пространства Российской Федерации;
-преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
-духовно-нравственное развитие и воспитание.
Духовно нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Базовые национальные ценности:
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость,
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие ,
и принцип организации духовно нравственного развития и воспитания:
- индивидуально-личностного развития,
определенные в концепции, лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Таким образом, процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.
Цели художественно-эстетического развития:
обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству.
В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:
- развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
- обогащение эмоционального мира ребёнка;
- развитие творческого восприятия произведений искусства.
Задачи: Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Основная задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
С декабря 2016 года Ерышевская школа была реорганизована и стала частью МКОУ Лосевской СОШ №1. Из-за малочисленности в школе сформированы 4 класса-комплекта: 1-3кл, 2-4кл, 7кл, 9кл. На начальной ступени классы-комплекты представляют собой разновозрастные объединения.
В них обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.
Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
- изобразительная
-художественно-речевая
-музыкальная
-культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.
В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, внеклассных мероприятиях .
МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью и живописью. Например, в рамках мероприятий ко Дню матери, была подготовлена литературно-музыкальная композиция «От всей души», с которой ребята выступили на общешкольном родительском собрании.
Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.
Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.
Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы.. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.
Общекультурное (художественно-эстетическое) направление развития личности реализуется во внеурочной деятельности следующими кружками и курсами:
№ п/п | Название | Ф.И.О. руководителя | Работодатель |
1 | «Умелые руки»(конструирование, лепка, аппликация и т.д.) | Щеголева Л.Н. | МКОУ Лосевская СОШ №1 |
2 | «Кукольный театр» | Зуева Г.В. | МКОУ Лосевская СОШ №1 |
3. | «Самоцветы» (ИЗО) | Макаренко А.В. | Ерышевский КДО |
4. | «Живое слово» | Тринкинец В.Е. | Ерышевская сельская библиотека |
Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-игровой деятельности школьников.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.
Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает его очень близким детям.
Важная задача состоит в том, чтобы максимально раскрыть творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития. Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр. Упражнений отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, артистизм.
В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества.
В 2017-2018 учебном году наши ребята неоднократно занимали призовые места в районных конкурсах:
-конкурс поделок из природного материала:- 2, 3 место;
-«Оставим елочку в лесу»: -2 и 3 место;
«Символы России», -2 и 3 место;
«Неопалимая Купина»-1 место
Для выполнения творческого задания образуются динамичные разновозрастные группы. Например: конкурс «Оставим елочку в лесу» выиграла коллективная работа 2-4 класса, команда «Фликер» из учащихся 2,3,7 классов на ежегодном конкурсе «Карнавал ЮИД» представила урок по ПДД в виде театральной постановки. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.
Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.
Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе. Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио и видео информация, интернет-ссылки)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение
ПРОГРАММА
заседания проблемной группы
«Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах»
Дата: 06.03.2018 г.
Место проведения: МКОУ Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение
Творческая мастерская.
№п/п | Время | Тема | Форма | Учитель |
1 | 9.00 | Представление работы школы по реализации художественно-эстетического направления | Презентация | Цепленкова Нина Ивановна |
2 | 9.30-10.15 | Обучение приемам работы с текстом в разновозрастных группах на основе произведения Е. Пермяка «Торопливый ножик» | Урок | Нагина Ольга Владимировна, учитель начальных классов |
3 | 10.15-10.25 | |||
10.25-10.45 | «Акробатика» | Фрагмент урока по физкультуре | Цепленков Виктор Иванович, учитель физкультуры | |
10.45-10.55 | ||||
10.55-11.25 | «Праздничный торт» - конструирование из бумаги с элементами квилинга | Фрагмент занятия по внеурочной деятельности | Щеголева Людмила Николаевна, учитель ИЗО | |
11.25-11.40 | Рефлексия | Цепленкова Н.И | ||
11.50-12.20 | «Изучаем ПДД» | Урок по ПДД, выступление команды «Фликер», ЮИД | Зуева Галина Валентиновна, рук. кружка «Кукольный театр» | |
12-20 | Обед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)
Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...
Отчет о проделанной работе в коррекционной разновозрастной группе № 3 «Ласточка» учителя – дефектолога, логопеда Сухановой Н. Е. за 2013 – 2014 учебный год.
Данный отчет содержит результаты работы за год учителя-дефектолога, логопеда в коррекционной разновозрастной группе по следующим направлениям: Старшая подгруппа:1) ООМ и развитие речи (2 з...
Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах...
ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г.
ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...