Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Цепленкова Нина Ивановна
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего  поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»  А.Барбюс 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах МКОУ Лосевская СОШ №1, с. Ерышевка , 2017-2018 уч . год Рук-ль подразделения: Цепленкова Н.И.

Слайд 2

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А.Барбюс

Слайд 3

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Слайд 4

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: -единство образовательного пространства Российской Федерации; -преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. -духовно-нравственное развитие и воспитание.

Слайд 5

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней определены б азовые национальные ценности: -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, - искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие , и принцип организации духовно нравственного развития и воспитания: - индивидуально-личностного развития, которые легли в основу целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Слайд 6

Художественно-эстетическое направление работы школы Художественно-эстетическое воспитание Художественно-эстетическое развитие развитие эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений, развитие творческого мышления, творческой индивидуальности, обогащение памяти воспитание характера и нравственных качеств, хорошего поведения, способности воспринимать, понимать, чувствовать, красоту формирование творческой личности, готовой к полноценной познавательной и общественно-трудовой деятельности

Слайд 7

Цели художественно-эстетического развития: обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству; обогащение эмоционального мира ребёнка; развитие творческого восприятия произведений искусства.

Слайд 8

Основная задача - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.

Слайд 9

Урочная деятельностьУрочная деятельность Внеурочная деятельность Урочная деятельность ИЗО, Музыка, Литературное чтение,… (классы-комплекты) Внеурочная деятельность Умелые руки, Кукольный театр Внешкольная деятельность Живое слово, Самоцветы Конкурсы, фестивали, акции, досуг (динамичные группы) Объект – ребенок

Слайд 13

Виды деятельности

Слайд 14

Выставка детского творчества ко Дню села.

Слайд 15

День матери

Слайд 16

Слава тебе, Воронеж!

Слайд 17

Афганистан - боль моей души!

Слайд 18

Конкурс поделок из природного материала – 2 и 3 место. Конкурс «Символы России»- 2 и 3 место Конкурс «Оставим Елочку в лесу» - 2 и 3 место Конкурс «Неопалимая Купина» - 1 место Акция «Зимующие птицы», номинация «Фотоальбом»- 1 место Новогодний карнавал ЮИД- 1место

Слайд 19

Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение

 «Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах»

F:\DCIM\100PHOTO\SAM_4047.JPG

Дата: 06.03.2018 г.

Подготовила:  учитель Цепленкова Н.И.

Основная задача  - сохранять, обогащать и развивать  духовный  потенциал каждого ребенка. 

Направления0033-033-KHudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie.jpg

Виды деятельности41659_html_m29f77b32.gif

Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно.

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Спасибо!



Предварительный просмотр:

                                                         «Школа – это мастерская, 
                                           где формируется мысль подрастающего  поколения, 
                                        надо крепко держать ее в руках, 
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

-единство образовательного пространства Российской Федерации;

-преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

-духовно-нравственное развитие и воспитание.

 Духовно нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция). Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 

 

 

Базовые национальные ценности:

-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость,

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие ,

 и принцип организации духовно нравственного развития и воспитания:

- индивидуально-личностного развития,

определенные в концепции, лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

  Таким образом, процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе. 

Цели художественно-эстетического развития:

 обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству.

В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

Задачи: Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Основная задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать  духовный  потенциал каждого ребенка. 

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

        С декабря 2016 года Ерышевская школа была реорганизована и стала  частью МКОУ Лосевской СОШ №1. Из-за малочисленности в школе сформированы 4 класса-комплекта: 1-3кл, 2-4кл, 7кл, 9кл.  На начальной ступени классы-комплекты представляют собой разновозрастные объединения.

В  них обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

- изобразительная

-художественно-речевая

-музыкальная

-культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, внеклассных мероприятиях .

 МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью и живописью. Например, в рамках мероприятий ко Дню матери, была подготовлена литературно-музыкальная композиция «От всей души», с которой ребята выступили на общешкольном родительском собрании.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа.  В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков   является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы.. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами

Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.

Общекультурное (художественно-эстетическое) направление развития личности реализуется во внеурочной деятельности следующими кружками и курсами:

№ п/п

Название

Ф.И.О.

руководителя

Работодатель

1

«Умелые руки»(конструирование, лепка, аппликация и т.д.)

Щеголева Л.Н.

МКОУ Лосевская СОШ №1

2

«Кукольный театр»

Зуева Г.В.

МКОУ Лосевская СОШ №1

3.

«Самоцветы» (ИЗО)

Макаренко А.В.

Ерышевский КДО

4.

«Живое слово»

Тринкинец В.Е.

Ерышевская сельская библиотека

Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-игровой деятельности школьников.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств. 
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.

Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает  его  очень близким детям.
Важная задача  состоит в том, чтобы максимально раскрыть творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития. Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр. Упражнений отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, артистизм.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом. 
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества.

 В 2017-2018 учебном году наши ребята неоднократно занимали призовые места в районных конкурсах:

-конкурс поделок из природного материала:- 2, 3 место;

-«Оставим елочку в лесу»: -2 и 3 место;

«Символы России», -2 и 3 место;

«Неопалимая Купина»-1 место

 Для выполнения  творческого задания образуются динамичные разновозрастные группы. Например: конкурс «Оставим елочку в лесу» выиграла коллективная работа 2-4 класса,  команда «Фликер» из учащихся 2,3,7 классов  на ежегодном конкурсе «Карнавал ЮИД» представила урок по ПДД в виде театральной постановки.  Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

  Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.Система работы.jpg

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей  обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе. Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио  и  видео информация, интернет-ссылки)

                

                

                

                                                

                

                

                



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение

ПРОГРАММА

заседания проблемной группы

«Реализация художественно-эстетического направления работы школы в разновозрастных группах»

Дата: 06.03.2018 г.

Место проведения: МКОУ Лосевская СОШ №1 Ерышевское структурное подразделение

Творческая мастерская.

№п/п

Время

Тема

Форма

Учитель

1

9.00

Представление работы школы по реализации художественно-эстетического направленияP1010064.JPG

Презентация

7.Частушки.JPG

Цепленкова Нина Ивановна

2

9.30-10.15

Обучение приемам работы с текстом в разновозрастных группах на основе произведения Е. Пермяка «Торопливый ножик»

Урок

Нагина Ольга Владимировна, учитель начальных классов

3

10.15-10.25

10.25-10.45

«Акробатика»

SAM_4103.JPG

Фрагмент урока по физкультуре

Цепленков Виктор Иванович, учитель физкультуры

10.45-10.55

10.55-11.25

«Праздничный торт» - конструирование из бумаги с элементами квилингаSAM_4111.JPG

Фрагмент занятия по внеурочной деятельности

SAM_4112.JPG

Щеголева Людмила Николаевна, учитель ИЗО

11.25-11.40

Рефлексия

Цепленкова Н.И

11.50-12.20

«Изучаем ПДД»SAM_4078.JPG

Урок по ПДД,

выступление команды «Фликер»,  ЮИД

Зуева Галина Валентиновна, рук. кружка «Кукольный театр»

12-20

Обед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...

Отчет о проделанной работе в коррекционной разновозрастной группе № 3 «Ласточка» учителя – дефектолога, логопеда Сухановой Н. Е. за 2013 – 2014 учебный год.

Данный отчет содержит результаты работы за год учителя-дефектолога, логопеда  в коррекционной разновозрастной группе по следующим направлениям:  Старшая подгруппа:1) ООМ и развитие речи (2 з...

Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»

Рабочая программа  по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, направление «Музыка» в МДОУ Горячинский детский сад «Родничок»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для проведения музыкальных занятий в разновозрастных группах...

ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г.

ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г....

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...