Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
статья по литературе (6 класс) на тему
Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей среды, своеобразие организации учебно-воспитательного процесса, личностные особенности сельских школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_portnyaginan.d.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портнягина Надежда Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа» Аллаиховский р-н РС(Якутия), высшая категория
Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.
Всю свою педагогическую деятельность проработала в сельской малокомплектной школе. Хотелось поделиться своим опытом.
Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей среды, своеобразие организации учебно-воспитательного процесса, личностные особенности сельских школьников.
Одной из причин возникающих трудностей является малая наполняемость классов, которая создает ряд проблем: отсутствие состязательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации. Однако обучение в таких школах имеет огромный потенциал: сотворчество педагогов, учащихся и родителей, совместное обсуждение и решение проблем; взаимодействие детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе.
Школьный предмет «литература» имеет глубокие внутренние связи с дисциплинами эстетического и культуроведческого цикла, поэтому может рассматриваться как интегрирующий фактор, на основании которого объединяются и взаимодействуют различные области знаний.
Разновозрастная группа (РВГ) – это объединение людей разного возраста. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старашим предоставляется возможность выступить в роли наставника, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные решения. Например, тема «Роль И.А. Крылова в развитии жанра басни» компенсаторная функция реализуется при оценке 9-ми знаний учащимися 6 класса особенностей жанра басни, в конце занятия девятиклассник осуществляют проверку итогового тестового задания шестиклассников.
Важнейшая педагогическая функция РВГ – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества: активность, ответственность, инициативность, заботливость.
Работа учителя при подготовке к РВЗ сложна и многогранна. Педагогу необходимо четко понимать и осознавать отличительные особенности занятий в разновозрастных группах в сравнении с традиционными, классно-урочными. Занятия в РВГ способствуют решению следующих задач:
- развитие мотивации учения;
- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- формирование организаторских умений и навыков;
- развитие самостоятельности;
- овладение способами самоорганизации;
- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации.
Педагогу очень важно владеть методикой организации учебного занятия в РВГ. Процесс подготовки включает несколько этапов:
1 этап – обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы.
2 этап – определение задач разновозрастного занятия.
3 этап – отбор содержания учебного материала.
4 этап – планирование занятия.
5 этап – подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями.
Типы и формы проведения занятий по литературе в таких группах может быть разнообразной.
Пример одного из уроков РВГ с учетом принципа дифференциации.
Тема: «Два бунта» по произведениям А.С.Пушкина «Дубровский» (6 класс, ФГОС, автор В.Я.Коровина) и «Капитанская дочка» (8 класс, автор Т.Ф.Курдюмова)
Дифференциация основного содержания занятия:
6 класс | 8 класс |
Бунт в усадьбе Личная драма Роль личности | Бунт народных масс Народная драма Роль личности |
- Возможно ли было избежать бунта? - Действительно ли он бессмысленный? - Беспощадный ли? Попробуем это выяснить.
| |
6класс | |
Базовый уровень | |
|
|
Повышенный уровень | |
3.Конструктивно-аналитический уровень (анализ эпизода пожара по вопросам) | 4. Творческий уровень (рассказать о личной драме героев и подумать, а могло ли быть иначе?) |
8 класс | |
Базовый уровень | |
| 2.Конструктивно-описательный уровень (находят в тексте причины восстания Пугачева) |
Повышенный уровень | |
3.Конструктивно-аналитический уровень (нахождение примеров бессмысленности и беспощадности бунта в процессе поэтапного чтения текста) | 4. Творческий уровень (анализ текста по вопросам: - Понимает ли Пугачев бессмысленность и жестокость бунта? - Согласен ли он с этими словами? - подумай, можно ли было избежать бунта?) |
- Какая группа была убедительнее? - Кто из ребят поменял свое мнение? Почему?
|
Таким образом, дифференцированный подход к осуществлению разновозрастного обучения позволяет разнообразить формы организации деятельности детей и обеспечить свободный выбор заданий, максимально соответствующих возможностям каждого ребенка.
Используемая литература:
- Байбородова Л.В. Обучение литературе в средней школе: методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.- (Библиотека учителя литературы)
- Байбородова Л.В. Методика обучения в сельской малочисленной школе (преподавание литературы): Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
- Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
- Финтисова О.А. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой. – Волгоград: Учитель, 2009.- 317с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...
Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе. В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....
Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)
Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Концепция воспитательной деятельности в сельской малочисленной школе
Построение воспитательной деятельности в условиях сельской малочисленной школы в разновозрастных группах...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...