«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
статья
«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нашем понимании технология - это цепочка действий и операций, ориентированных на результат.
Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является «развитие». Образование собственно и понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют ученику стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих способностей – рефлексии, самосознания, проектировочной и познавательной деятельности.
В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. По сути дела, создать условия для развития УУД – значит выстроить развивающий образовательный процесс.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В значительной степени сформированное умение учиться связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий.
Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень развития способностей и качества знаний, приобретаемых учащимися. Метапредметным умениям присущи определенные свойства.
Во-первых, метапредметные способы осуществления деятельности применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Во-вторых, обладание метапредметными УУД предполагает, что учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, т. е. управлять своей деятельностью.
Обобщая, можно сказать, что метапредметные универсальные учебные действия дают человеку в руки инструменты управления собственной деятельностью и общением, ставят его в авторскую позицию по отношению к собственной жизни.
Охарактеризуем состав основных групп УУД.
Познавательные:
--Формулирование проблемы
--Определение смысла информации
--Структурирование
--Моделирование
--Построение высказывания
--Рефлексия деятельности
Регулятивные:
--Постановка цели
--Прогнозирование
--Планирование деятельности
--Контроль
--Коррекция
--Оценка
Коммуникативные:
--Планирование сотрудничества
--Организация сотрудничества
--Управление поведением партнера
--Разрешение конфликтов
Индивидуализация в образовании должна реализовываться в трех направлениях: через деятельность учителя, индивидуализацию учения (деятельность ученика) и индивидуализацию развития.
Обогащение ученика метапредметными умениями закономерно приводит к развитию обучаемости.
Чтобы индивидуализация образовательного процесса осуществлялась системно, нами разработана технология постановки и решения индивидуальных задач развития ребенка, в основе которых лежат метапредметные умения.
Задачи развития ребенка – выборка приоритетных метапредметных умений для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проблемы и перспективы развития (ставятся на основе соотнесения результатов психолого-педагогической диагностики и эталонного портрета ученика соответствующего возраста).
Образовательный процесс строится на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих личностные особенности ученика, мониторинг строится на основании сравнения достигнутых результатов.
Совершенствование и проведение диагностики метапредметных умений творческой группой два раза в год.
- Первичная диагностика метапредметных умений
- Составление индивидуальных карт
- Психолого – педагогический консилиум
- Итоговая диагностика метапредметных умений, соотнесение результатов с итогами первичной диагностики.
- Итоговый психолого-педагогический консилиум
- Составление педагогами банка предметных диагностических заданий
Анализируя полученные результаты и сравнивая их с возрастными нормами, определяются проблемные зоны каждого ученика.
В течение учебного года учителя работают над созданием методического и дидактического инструментария. Обозначают временные рамки для решения задачи развития. Проектируют алгоритм формирования промежуточных умений для решения задачи развития посредством своего предмета. Выделяют темы, в рамках которых наиболее эффективно решаются те или иные задачи развития. Подбирают приемы и формы, составляют банк предметных заданий. Создают методические материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач » для учащихся 10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...
Духовно-нравственное воспитание и развитие творческого потенциала учащихся средствами предмета « Технология».
Материал для выступления на РМО...
«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»
Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...
«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
laquo;Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»...
Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла"
Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла", выступление на общешкольном родительском собрании...
Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".
Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...