«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»
презентация к уроку на тему

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нашем понимании технология - это цепочка действий и операций, ориентированных на результат.

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является «развитие». Образование собственно и понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности в дальнейшем позволяют ученику стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих способностей – рефлексии, самосознания, проектировочной и познавательной деятельности.

В процессе образования эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. По сути дела, создать условия для развития УУД – значит выстроить развивающий образовательный процесс.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В значительной степени сформированное умение учиться связано с развитием метапредметных  универсальных учебных действий.

Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень развития способностей и качества знаний, приобретаемых учащимися. Метапредметным умениям присущи определенные свойства.

Во-первых, метапредметные способы осуществления деятельности применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Во-вторых, обладание метапредметными УУД предполагает, что учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознаёт способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, т. е. управлять своей деятельностью.

Обобщая, можно сказать, что метапредметные универсальные учебные действия дают человеку в руки инструменты управления собственной деятельностью и общением, ставят его в авторскую позицию по отношению к собственной жизни.

Охарактеризуем состав основных групп УУД.

Познавательные:

--Формулирование проблемы

--Определение смысла информации

--Структурирование

--Моделирование

--Построение высказывания

--Рефлексия деятельности

Регулятивные:

--Постановка цели

--Прогнозирование

--Планирование деятельности

--Контроль

--Коррекция

--Оценка

Коммуникативные:

--Планирование сотрудничества

--Организация сотрудничества

--Управление поведением партнера

--Разрешение конфликтов

Индивидуализация  в образовании должна реализовываться в трех направлениях: через деятельность учителя,  индивидуализацию учения (деятельность ученика) и индивидуализацию развития.

Обогащение  ученика метапредметными умениями  закономерно приводит к  развитию обучаемости.

Чтобы индивидуализация образовательного процесса  осуществлялась системно, нами разработана технология постановки и решения индивидуальных задач развития ребенка, в основе которых лежат  метапредметные  умения.

Задачи развития ребенка – выборка приоритетных метапредметных умений для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проблемы и перспективы  развития (ставятся на основе соотнесения результатов психолого-педагогической диагностики и эталонного портрета ученика соответствующего возраста).

Образовательный процесс строится на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих  личностные особенности ученика, мониторинг строится на основании сравнения достигнутых результатов.

Совершенствование  и проведение диагностики метапредметных умений творческой группой два раза в год.  

  1. Первичная  диагностика  метапредметных умений
  2. Составление индивидуальных карт
  3. Психолого – педагогический консилиум
  4. Итоговая диагностика метапредметных умений, соотнесение результатов с итогами первичной диагностики.  
  5. Итоговый психолого-педагогический консилиум
  6. Составление педагогами банка предметных диагностических заданий

Анализируя полученные результаты и сравнивая их с возрастными нормами,  определяются проблемные зоны каждого ученика.

В течение учебного года учителя работают над созданием методического и дидактического инструментария. Обозначают временные рамки для решения задачи развития. Проектируют алгоритм  формирования промежуточных  умений  для решения задачи развития посредством своего предмета. Выделяют  темы, в рамках которых наиболее эффективно решаются те или иные  задачи развития. Подбирают приемы и формы,  составляют банк предметных заданий. Создают методические материалы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета ноябрь 2017 г.

Слайд 2

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения

Слайд 3

Универсальные учебные действия: умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 4

Универсальные Учебные Действия Личностные Предметные Метапредметные

Слайд 5

«мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень развития способностей и качества знаний, приобретаемых учащимися

Слайд 6

Регулятивные Метапредметные УУД Познавательные Коммуникативные

Слайд 7

Технология постановки и решения задач индивидуального развития Подготовка индивидуальных карт Подбор методик Первичная диагностика Анализ первичной диагностики Подбор материала для формирования и развития метапредметных УУД Итоговая диагностика Анализ итоговой диагностики, соотнесение с результатами первичной диагностики Заполнение индивидуальных карт: выводы и рекомендации Создание банка данных диагностических и методических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Презентация "Развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла", выступление на общешкольном родительском собрании...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...

«Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»

laquo;Технология постановки и решения индивидуальных задач развития учащихся средствами предмета»...