«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»
методическая разработка на тему

Кузнецова Ирина Анатольевна

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – одно из  средств формирования творческих способностей учащихся»

Кузнецова И.А.

учитель физики    

1квалификационной категории

СП МБОУСОШ№2 СОШ№3 п.Клетня

Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в которых мало кто знает хоть что-нибудь о науке и технологии.

Карл Саган

Цели:

  1.  Использование на уроках современных образовательных технологий —         обязанность любого современного учителя;  
  2. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  
  3. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  4. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – одно из средств формирования творческих способностей учащихся».

 «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

Анатолий Александрович Грин

.

Презентация педагогического опыта

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация  школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одна из главных задач  состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса.  Как учитель-практик,  стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я  рассматриваю его  не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения. 

Перед педагогом ставится основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Особенно актуальна  в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся основной  задачей, которой  стало воспитание творческой личности  средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого

ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это  значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
                   ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,
 воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Основные  принципы ТРИЗ

  1. Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  2. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  3. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

«Взрослое» мышление

«Детское» мышление

«Тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Дидактические возможности ТРИЗ:

  • решение творческих задач любой сложности и направленности;
  • решение научных и исследовательских задач;
  • систематизация знаний в любых областях деятельности;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
  • развитие творческих коллективов.

    Специалистами по ТРИЗ Злотиным  были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:

Традиционно  выделяют три вида логических умозаключений:

дедукция (от общего к частному),

 индукция (от частного к общему) и 

трансдукция- различные виды логических умозаключений.  

Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.

Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как

развитие творческого мышления,

 развитие творческого воображения,

 развитие творческой личности.

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, побуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод мозгового штурма

Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, Не допускается критика. Поощряются шутки.

Метод

 синектика

Синектический метод является развитием "мозгового штурма", но в отличие от него допускает критику, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. В процессе использования метода синектики применяются четыре вида аналогий.

 При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.

 Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

 При фантастической аналогии необходимо придумать фантастические средства или персонажи, которые могут выполнить то, что требуется по условиям задачи.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче.

Метод смыслового видения. 

Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод фокальных объектов

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Метод “вживания”. 

Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы, 

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических и  математических понятий.

Модель «Системный лифт»

для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

« если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-»;

 -преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Модель «Создай паспорт»

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

Модель «Составление плана/раскадровка

для составления простого и развернутого плана прочитанного материала, составление конспекта

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков

для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Метод придумывания. 

Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий, используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”. “Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?”

Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

 Метод инверсии (обращения)

ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод “Если бы…” 

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнет сила трения, все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан).

Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации

. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. 

Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ

1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; и другие (смотри презентацию)

Моделирование:

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме ТРИЗ (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

  1. Задание по группам разработать этапы уроков с применением ТРИЗ .
  2. 1 группа этап актуализации знаний учащихся, 2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап применения новых знаний.

2) Обсуждение авторских моделей урока.

Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.

  1. Составление паспорта технологии ТРИЗ

Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять  технологию ТРИЗ,  не знаю, пусть прилетят бабочки розового цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Кузнецова И.А., учитель физики «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся» МОУ « Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева »

Слайд 2

« Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности». А.И.Грин

Слайд 3

ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

Слайд 4

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при « тризовском » обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Слайд 5

Три основных принципа ТРИЗ: Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: решение творческих задач любой сложности и направленности; решение научных и исследовательских задач; систематизация знаний в любых областях деятельности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной , коммуникативной, мировоззренческой; развитие творческих коллективов.

Слайд 6

Специалистами по ТРИЗ Злотиным Борисом Львовичем, Зусман Аллой Вениаминовной были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого « тризовского » мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ (таблица). Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному процессу обучения при помощи изучения ТРИЗ В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения.

Слайд 7

«Взрослое» мышление «Детское» мышление « Тризовское » мышление Страх перед противоречиями, стремление их избегать Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях «Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно Синкретизм, стремление связывать «все со всем» Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции «Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей «Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Слайд 8

Названия методов, приемов Метод « Да-нетка » Метод мозгового штурма Метод синектика Метод смыслового видения. Метод фокальных объектов Метод “вживания”. «Морфологический анализ» Модель «Системный лифт» Механизм решения изобретательных задач Метод системного оператора Модель «Создай паспорт» Модель «Составление плана/ раскадровка Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков Метод придумывания. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) Метод инверсии (обращения) Метод “Если бы…” Метод эвристических вопросов ( Квинтилиан ). Метод гиперболизации Метод агглютинации.

Слайд 9

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ- 7 класс «Модель да-нетка » для формирования темы урока, повторения пройденного материала) - Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

Слайд 10

2 . Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия «Создание «портрета» раздела механики с помощью ЛСМ (логико-смысловая модель)

Слайд 11

«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Слайд 12

Модель “Элемент – имя признака – назначение признака” У местен при прохождении по физике в 8 классе тем главы «Тепловые явления»: Теплопроводность Количество теплоты и т.д.

Слайд 13

Модель «Системный лифт »-7 класс для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта При изучении темы «Физические величины» Задание: 1.Давайте прокатим в «Системном лифте» единицы массы и времени . 2. Прокатить в системном лифте любой физический прибор;

Слайд 14

Моделирование: Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии ТРИЗ Задание по группам разработать этапы уроков с применением Триз –технологии. 1 группа этап актуализации знаний учащихся, 2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап обобщения и систематизации новых знаний. Обсуждение авторских моделей урока.

Слайд 15

Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ Название технологии Технология решения изобретательских задач Автор Родина Приемы технологии ТРИЗ Что дает ученику Что дает учителю

Слайд 16

Название технологии Технология решения изобретательских задач Автор Генрих Саулович Альтшуллер Родина СССР, с 1946 года Приемы технологии ТРИЗ «Метод маленьких человечков», мозговой штурм, «системный лифт», создай паспорт, модель «Элемент – имя признака – значение признака», сочинение загадок, модель «Составление плана/ раскадровка , механизм решения изобретательных задач и др. Что дает ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что дает учителю знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост.

Слайд 17

! Спасибо за сотрудничество! Благодарю за сотрудничество !

Слайд 18

! Спасибо за сотрудничество! Благодарю за сотрудничество !



Предварительный просмотр:

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод мозгового штурма

Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, Не допускается критика. Поощряются шутки.

Метод

 синектика

Синектический метод является развитием "мозгового штурма", но в отличие от него допускает критику, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. В процессе использования метода синектики применяются четыре вида аналогий.

 При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике.

 Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

 При фантастической аналогии необходимо придумать фантастические средства или персонажи, которые могут выполнить то, что требуется по условиям задачи.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче.

Метод смыслового видения. 

Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового “вопрошания”: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод фокальных объектов

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Метод “вживания”. 

Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы,

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении физических и  математических понятий.

Модель «Системный лифт»

для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

« если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-»;

 -преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Модель «Создай паспорт»

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

Модель «Составление плана/раскадровка

для составления простого и развернутого плана прочитанного материала, составление конспекта

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков

для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Метод придумывания. 

Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий, используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например “Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести”. “Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?”

Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

 Метод инверсии (обращения)

ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод “Если бы…” 

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнет сила трения, все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан).

Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации

. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать “Рекорды Гиннеса”, находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. 

Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости.



Предварительный просмотр:

Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

        Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

                                                                 Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю



Предварительный просмотр:

: Давайте прокатим в «Системном лифте» единицы массы и времени.



Предварительный просмотр:

7 класс.

Тема урока «Физические величины и их измерение».

Тип урока:  

урок изучения нового материала.

Цель урока:

познакомить обучающихся с понятием «физическая величина», раскрыть физическую суть процесса измерения какой-либо физической величины.

Задачи урока:

  • Образовательные: приобретение обучающимися знаний о физических величинах и единицах их измерения; способах измерения физических величин; формирование навыков по исследовательской деятельности.
  • Развивающие: развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главное, развитие внимания; умений работать с дополнительной литературой, развитие системного мышления.
  • Воспитательные: воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.

Оборудование:

линейка, термометр, секундомер, мензурка и другие измерительные приборы; справочная литература, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

При проведении урока использовались элементы Общей теории сильного мышления – Теории решения изобретательских задач - ОТСМ-ТРИЗ-технологии: модель «ЭИЗ», «Лови ошибку!», «Системный лифт».

До звонка на урок обучающиеся заходят в класс и вытягивают у учителя жетон (жетоны 6 цветов), и садятся за столы командами, согласно цвету своего жетона.        

Главная проблема урока:

Как знания по теме «Физические величины и их измерения» можно применить в быту, в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности?

Формируемые на уроке компетентности:

- Учебно-познавательная;

- Информационная компетентность;

- Коммуникативная компетентность.

Круг реальных объектов действительности:

  • Физические понятия: величина, единица физической величины, цена деления и т.д.
  • Физические величины: длина, масса, температура, время и т.д.
  • Приборы: термометр, линейка, секундомер, весы, калькулятор и т.д.
  • Информация о физических величинах, приборах, единицах измерения и т.д.
  • Образцы следов преступников, волос.

Для чего компетентности необходимы:

Личная значимость

Социальная значимость

Перечень умений, необходимых для формирования компетенций

Владение знаниями и физических величинах, способах их измерения, определения погрешности, владение информацией о способах измерения и приборах помогут в быту и повседневной жизни: при измерении различных величин: температуры, массы, длины и ширины комнаты, своего роста, длины стопы и т.д.

Знания о физических   величинах, способах измерениях, приборах, погрешности измерений и владение информацией о них помогут в дальнейшей профессиональной деятельности таким специалистам, как лаборантам, инженерам, строителям, медсестрам и т.д.

Учебно-логические умения: умения сравнивать, обобщать, измерять, анализировать

Учебно-управленческие умения:

умение планировать свою деятельность, умение осуществлять самоконтроль, умение себя самоорганизовать.

Информационные умения:

Умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, передавать необходимую информацию.

Умение пользоваться ИКТ (Интернетом, видеозаписями, электронной почтой, мультимедийными справочниками и т.д.).  

Владение навыками работы с информацией: извлечение информации с различных носителей (флэш-накопители, СD, DVD), умения сохранять, копировать, удалять информацию и т.д.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы работаем в группах. В каждой группе вы должны выбрать капитана. Капитан отвечает за организацию работы и, конечно же, порядок!  

 

  1. Повторение изученного материала.

Игра «Лови ошибку!».  Учитель предлагает обучающимся внимательно посмотреть на таблицу и найти ошибки.

Физическое тело

Физическое явление

Физическое вещество

карандаш

гроза

утюг

молния

наводнение

золото

помидор

пенал

метель

снег

весы

лед

тетрадь

земля

железо

ложка

вода

книга

олово

дождь

лак

радуга

стол

клей

 

  1. Изучение нового материала.

      Учитель задает обучающимся вопросы, на которые они отвечают.

        Когда покупаем в магазине конфеты, то   продавец их взвешивая определяет? (массу)    

  Когда мы болеем, то мы измеряем?  (температуру);

  В мультфильме «38 попугаев» у удава герои измеряли? (длину);

  Для того, чтобы сшить платье необходимо… (снять мерки, т.е. …);

  Автомобиль движется и его спидометр показывает? (скорость).

          Вы абсолютно правильно ответили на вопросы. В быту, технике при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные действия - измерения.

        Температура, длина, скорость, время, масса и этот ряд мы можем продолжить дальше, в физике называются физическими величинами.              

        Учитель: Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Ответы обучающихся.

        На уроке мы познакомимся с физическими величинами и способами их измерения.

Запишите в тетрадях тему нашего урока «Физические величины и их измерение».

       Учитель: Как вы думаете можно измерить физическую величину?  Ответы обучающихся.

       Учитель: Ребята, откройте учебник физики и найдите там ответ на вопрос.

Запишите в тетрадях:

Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

       Для каждой физической величины приняты свои единицы. С 1963 г. применяется в России и других странах Международная система единиц - СИ. 

      Любая физическая величина имеет числовое значение и единицу измерения. Единицы физических величин бывают основные и производные.

Например, 10 кг – числовое значение 10,

                                кг – обозначение единицы массы,

                               10 кг - значение массы.

Учитель: Попробуйте вы привести свои примеры. Ответы обучающихся.

Задание.

Учитель: Давайте прокатим в «Системном лифте» единицы массы и времени.

 

       Учитель: Чтобы измерить физическую величину необходимо иметь специальный прибор.

Назовите физические приборы, которыми можно измерить:

Длину тетради –

Продолжительность урока –

Массу арбуза –

Объем воды –

Высоту здания –

Толщину волоса –

Скорость автомобиля –

Цвет глаз -

        Каждый физический прибор имеет шкалу – штриховые деления со значением величины и цену деления – это значение одного деления.

        У каждого физического прибора есть инструментальная погрешность, которая равна половине цены деления прибора. Чем меньше цена деления, тем точнее результаты измерения.

        Учитель: Откройте учебник, прочитайте правило нахождения цены деления прибора и в своих группах составьте алгоритм для нахождения цены деления прибора.

Учитель: Давайте заслушаем ваш алгоритм и сравним с моим алгоритмом. Ответы обучающихся из разных групп.

Алгоритм для нахождения цены деления физического прибора:

  1. Найти два ближайших штриха, где написаны значения величины.
  2. Вычесть из большего значения меньшее.
  3. Подсчитать число делений между ними.
  4. Поделить значение пункта 2 на значение пункта 3.

     Учитель: Давайте рассмотрим строение приборов – термометра и секундомера, прокатив их в «Системном лифте».

  1. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

Стимул:

         Учитель: Я предлагаю вам стать на какое-то время экспертами-криминалистами.

Послушайте задание:

           На месте совершения преступления был обнаружен след от обуви. Выдержка из протокола допроса свидетеля (показания старенькой бабули) "... ой, милок, какой был преступник рассказать точно не смогу, ведь память у меня уже не та, да и зрение тоже. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 25-30, не больше... Рост, ну не знаю, для меня уж очень высокий ... ".          

         Вам надо подтвердить показания свидетеля и предоставить следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.

         По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

        Каждая группа экспертов-криминалистов получает по образцу следа преступника, вы должны определить основные параметры и помочь следствию.

        Определите цену деления и погрешность используемых приборов.

Предложите способ определить толщину волоса.

Результаты исследования оформить в таблицу.

№ следа

формула

результат исследования

длина ступни

возраст

рост

((длина ступни - 15) *100) /15,8

ширина ступни

Рост / 18

длина шага

длина ступни * 3

длина пятки

Рост / 27

голова

Рост / 8

плечо

(Рост - 73,6) / 2,97

предплечье

(Рост - 80,4) / 3,65

бедро

(Рост - 69,1) / 2,24

голень

(Рост - 72,6) / 2,53

масса

((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45

  1. Выступление обучающихся.

        В каждой группе выбирают одного главного эксперта-криминалиста, который будет представлять результаты экспертизы перед классом. Заслушивают ответы групп. Обсуждают полученные результаты.

  1. Подведение итогов урока.

    Учитель: Давайте подведем итоги. В своих тетрадях прошу вас заполнить таблицу, записав по одному предложению в каждый столбик таблицы.

знаю

хочу узнать

узнал на уроке

Обсуждение записей в таблице.

  1. Домашнее задание.

     Учебник: §4; упр.1. Прокатить в системном лифте любой физический прибор; единицу измерения длины.

Задание на выбор:

- Составить карту своих физических параметров

- Рассмотреть приборы, которые имеются дома, и заполнить таблицу:

Название прибора

Цена деления

Погрешность

Предел измерений

верхний

Предел измерений

нижний

  1. Рефлексия.

Обучающимся предлагается выбрать мордашки и опустить их в коробочки 1 и 2.

  1.  С каким настроением вы пришли на урок?    

           

  1.  С каким настроением вы уходите с урока?

           

      Учитель: Мы хорошо поработали. Узнали, какие бывают физические величины и как их можно измерять. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке сегодня, вам пригодятся в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. До свидания, урок окончен.



Предварительный просмотр:

9 класс

Систематизация теоретического материала по кинематике.

Цель: обучащиеся должны систематизировать основные понятия механики, а также актуализировать знания по кинематике движений: равномерного, неравномерного, равноускоренного движения, свободного падения тел, равномерного движения по окружности.

Систематизировать их по схеме «явление – модель – законы».

Для достижения первой цели используется перечень знаний по теме «Кинематика»

проверяемые элементы

содержания

Теоретический материал, который нужно повторить

1.1.1. Относительность механического движения

Определения понятий «механическое движение», «система отчёта», формулировка факта относительности движения, формулировка закона сложения скоростей и его уравнение

1.1.2. Скорость. Равномерное прямолинейное движение

Определение понятий «равномерное прямолинейное движение», «скорость равномерного прямолинейного движения», графическая модель равномерного прямолинейного движения на некотором участке, формулировки зависимостей

1.1.3. Ускорение 1.1.4. Прямолинейное равноускоренное движение 1.1.5. Свободное падение

Определение указанных понятий, графическая модель прямолинейного равноускоренного движения, формулировки зависимостей перемещения, мгновенной скорости, ускорения от времени, уравнения зависимостей в векторной форме и в проекциях на координатную ось, графики зависимостей проекций мгновенной скорости и ускорения от времени и их описание, значение ускорения свободного падения вблизи поверхности Земли

1.1.7. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью 1.1.8. Центростремительное ускорение

Определения понятий «равномерное движение по окружности, период и частота обращения, угол поворота, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение», графическая модель равномерного движения по окружности, уравнения связи центростремительного ускорения и линейной скорости, угловой и линейной скоростей, линейной скорости и периода обращения, угловой скорости и периода обращения, периода и частоты, угла поворота и пройденного пути, пути и времени движения

Знание определений и формул не всегда является достаточным для того, чтобы быстро и правильно решить задачи. Требуется ещё умение их применять в конкретной ситуации. Хотя формулы и определения в разных темах разные, но метод их применения к большинству задач базового уровня – общий.

Итак, в любой задаче описано или подразумевается какое-то физическое явление. Прежде всего, надо установить, о каком явлении идёт речь. Поможет вспомнить элементы знаний о явлении таблица систематизации знаний «Явление – Графическая модель – Законы.

Задание: «Создание «портрета» раздела механики с помощью ЛСМ (логико-смысловая модель)

Групповые проекты:

Scan20008"

»Scan20009"

        

Scan20010

Scan20003

2. Защита проектов.

3. Рейтинговая оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач

Какие задачи учит решать современная школа?  Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит  перед молодым человеком жизнь? ...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

В статье описаны примеры использования методов ТРИЗ  Г.С.Альтшуллера на уроках английского языка....

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...

Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»

В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...

Использование технологии ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)в образовательной деятельности по развитию связной речи

Статья опубликована в сборнике научно-методических материалов " Инклюзивное образование: инновационные проекты,методика проведения, новые идеи"...

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).

В современном обществе, со все ускоряющимися темпами развития во многих областях науки и техники, возникает потребность в креативной, творческой и всесторонне развитой личности, которая может нетривиа...