ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МКОУ "Становская СОШ" 2020-2025
рабочая программа
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МКОУ "Становская СОШ" 2020-2025
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_novaya_1.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Паспорт Программы развития школы | 4 |
1. Информация об образовательной организации | 9 |
2. SWOT-анализ потенциала развития школы | 12 |
3. Концепция развития школы | 19 |
Модель школы – 2025 | 20 |
Модель педагога школы – 2024 | 20 |
Модель выпускника школы- 2024 | 21 |
Миссия школы | 22 |
4. Основные направления реализации программы развития школы | 22 |
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии | 23 |
4.2. Повышение качества образования | 25 |
4.3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе | 25 |
4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся | 26 |
4.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения | 30 |
4.6. Развитие информационной среды школы | 32 |
4.7. Инклюзивное образование в школе | 34 |
4. 8. Развитие системы государственно-общественного управления | 39 |
5. Система мер по минимизации рисков реализации Программы | 41 |
6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития | 42 |
7. Механизм управления реализацией Программы развития | 43 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Становская СОШ» Поныровского района Курской области (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с августа 2020 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой школы.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества, которая призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2020 -2025 годы:
цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
цель 2 - доступность образования
цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций,
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области
Наименование Программы | Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Становская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области |
Тип программы | Целевая |
Разработчики программы | Администрация и педагогический коллектив |
Исполнители программы | Педагоги, учащиеся и родители |
Цель Программы | Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума |
Тема программы | Создание единого общеобразовательного пространства как условие получения доступного и качественного образования |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2020 – 2025 гг. |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития |
|
Этапы реализации Программы | Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитико-проектировочный:
Второй этап (2020 - 2023 учебные годы) – реализующий:
Третий этап (январь – июль 2025) – аналитико-обобщающий:
|
Перечень направлений |
|
Перечень подпрограмм |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Исполнители | Коллектив школы, совет родителей (законных представителей), обучающиеся. |
Порядок управления реализацией Программы | Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. |
Источники финансирования | Бюджетное финансирование, внебюджетные доходы. |
- ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области.
Учредитель: администрация Поныровского района.
Почтовый адрес: Российская Федерация, 306014, Курская область, Поныровский район, село Становое
СТАНОВСКАЯ СОШ расположена на юге Поныровского района в относительном отдалении от культурных центров, вузов, промышленных предприятий. Образовательную деятельность осуществляет на основании Устава и лицензии МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области .
Школа расположена по соседству с другими образовательными учреждениями. В их числе МКОУ «Ольховатская СОШ», МКОУ «Нижнесмородинская СОШ».
В рамках совместной деятельности с перечисленными социальными институтами школа осуществляет мероприятия по обмену педагогическим опытом, повышению квалификации педагогов и осуществлению совместных образовательных проектов. Численность учащихся составляет 16 человек, при этом наблюдается динамика изменения количественного состава в сторону увеличения. В школе сформировано 10 классов-комплектов. Средняя наполняемость по каждой ступени обучения составляет 2 чел. Занятия проводятся в одну смену. Педагогический коллектив школы включает в себя 13 человек, из них: 1 учитель Железников Н.Е.- учитель физической культуры награжден почетным званием: Почётный работник воспитания и просвещения Р.Ф. приказ Минпросвещения № 3358/19нз от 13.09.2019г, 1 учитель Бородкина Н.Г.- учитель математики награждена почетной грамотой Министерства просвещения России № 1004/К-Н 2011г., 1 учитель награжден грамотой Курской областной Думы - учитель биологии Заугольников М.Б. 2018г. Средний возраст составляет 54 года. Обучение в школе ведется в соответствии с разработанными и утвержденными рабочими программами. Успешная реализация этих программ обеспечивается наличием соответствующего методического сопровождения. Результаты обучения по итогам сдачи ЕГЭ и ОГЭ практически совпадают с результатами учебного года. Учащиеся школы регулярно становятся призерами международных, областных, муниципальных предметных олимпиад, конкурсов, соревнований.
С 2010 года обучение на уровне начального общего образования ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. В 2020 школа прродолжает реализацию ФГОС СОО в штатном режиме.
В педагогической концепции школы, положенной в основу программы развития, определены стратегические направления развития начальной, основной и средней школы.
Стратегическим направлением развития начального уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Моя школа». Основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. В 2018 – 2019 учебном году школа продолжала обучение по ФГОС нового поколения в 1-4 классах. С 2018 года учащиеся 1-11 классов участвуют в проекте экологического просвещения на образовательном портале ЭКОКЛАСС Р.Ф. И школа, и учащиеся зарегистрированы на образовательном портале и имеют наградные документы (грамоты и благодарственные письма).
Стратегическим направлением развития основного уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Школа успеха». Основная задача основной школы – создать такие условия, которые позволяют, сохранив общую эмоциональную положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и достижений. В 2018-2019 учебном году в 5-9-х классах осуществлялась реализация ФГОС ООО.
Стратегическим направлением развития среднего образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Я хочу учиться дальше». Основная задача средней школы – создать такие условия, при которых будет реализована идея осознанного и компетентного выбора учеником предпрофильной подготовки и профильного обучения, что является чрезвычайно значимым для организаторов образовательного процесса в школе по следующим причинам:
- одним из важнейших результатов школьного образования должна стать готовность и возможность ученика (выпускника) к принятию ответственных жизненно важных решений;
- обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими людьми, толерантности, способности вести диалог;
- современная школа должна научить ученика объективно оценивать «себя в развивающемся мире» в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации».
В школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Материально-техническая база школы включает в себя 10 учебных кабинет, одна спортивная комната, стадион, библиотеку, столовую, 1 компьютерный класс.
Учреждением создана нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность. Учреждение имеет:
Устав, принят общим собранием трудового коллектива, утвержден постановлением администрации Поныровского района от 16 декабря 2015 года № 960.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 12 января 2017 года № 2745 серия 46 Л 01 № 0000907 бессрочная.
Свидетельство о государственной аккредитации № 1425 от 20 апреля 2015 года серия 46 А 01 № 0000108 срок до 19 апреля 2027 года.
Локальные акты учреждения, учебные планы 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов (утверждены решением педагогического совета МКОУ «Становская СОШ» протокол № 1 от 28.08.2020г.), основные образовательные программы для 1-4-х классов по ФГОС НОО; 5-9-х классов по ФГОС ООО; 10-х классов по ФГОС СОО, 11-х классов ФК ГОС (утверждены решением педагогического совета МКОУ «Становская СОШ» протокол № 1 от 28.08.2020г.), годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год (утвержден решением педагогического совета протокол № 1 от 28.08.2020), план учебно-воспитательной работы, протокол № 1 от 28.08.2020г.
Проектная наполняемость школы 150 ученических мест, наполняемость школы на момент разработки программы 16 человек: 10 классов.
Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда.
Количественный состав по уровню образования:
Высшее – 14;
Среднее профессиональное – 1;
1 педагог имеет высшую категорию (внешний совместитель);
4 педагога имеют 1-ю категорию;
9 педагогов имеют соответствие занимаемой должности
В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действует 2 методических объединения: МО учителей начальных классов, МО классных руководителей; 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года.
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество обученности в целом по школе составляет 86%.
Экспериментальная и инновационная работа ОУ, реализация инновационных программ и технологий:
- участие в международном проекте экологического просвещения учащихся «ЭКОКЛАСС Р.Ф.»;
- работа учителей на образовательном портале УЧИ. РУ
- работа учителей на образовательном портале ФОКСФОРД
- публикации проектов, методических разработок в СМИ
Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические технологии: модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, развивающие творческие способности детей, проектная и исследовательская деятельность; проводятся предметные недели, участвуют в вебинарах от издательства «Российский учебник», «Просвещение», «Первое сентября».
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В школе имеется 1 кабинет информатики, укомплектованный 19 компьютерами. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей, рассчитанная на 25 мест. В школе имеются туалеты. Имеется спортивная комната. Есть оборудованный стадион с полосой препятствий.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области.
- АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы | Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения | |||
Сильная сторона | Слабая сторона | Благоприятные возможности | Риски | |
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» | ||||
- Все классы уровня начального общего образования обучаются по ФГОС НОО. - Созданы условия для реализации ФГОС НОО; - Обучающиеся 5 –9 классов обучаются по ФГОС ООО. - Обучающиеся 10 классов обучаются по ФГОС СОО (с 01.09.2020) | - Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки обучающихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; - При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО; - Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. | - Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; - Все педагоги школы прошли КПК по ФГОС; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; - Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования. | - Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок; | |
Реализация направления «Повышение качества образования» | ||||
- В школе создана и реализуется система подготовки обучающихся к независимой оценке качества образования; - Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку обучающихся к ГИА (система стимулирующих выплат педагогам); - Готовность педагогов к изменениям; - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной, дистанционной формах. | - Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению - Нежелание некоторых педагогов изменять формы работы, подходы к обучающимся; | - Все педагоги школы своевременно проходят КПК; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения. | - Отсутствие должного контроля со стороны родителей значительного числа обучающихся; - низкий социальный уровень некоторых семей, низкий уровень образовательных потребностей. | |
Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» | ||||
- наличие опытного и обученного кадрового потенциала; - заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании; - отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) | - недостаточная материально-техническая оснащенность базы; - недостаточно высокий уровень патриотического сознания школьников в современное время; - отсутствие оборудованной полосы препятствий на территории школы | -заинтересованность различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, местной власти) в патриотическом воспитании | - риск потери кадров; - изменение концепций по патриотическому воспитанию. | |
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» | ||||
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; - Регулярный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой, стол свободного выбора блюд - Просветительская работа педагогов, классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЖ на темы здоровьесбережения, - Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); - Организация медицинских осмотров учителей; - Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков, качественное методическое сопровождение. | - Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивный городок для занятий спортом на свежем воздухе, площадка по отработке ПДД); - Недостаточное финансирование организации физкультурно-спортивных занятий разных видов спортивной деятельности; | - Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортивных занятий на свежем воздухе) | - Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; - Нездоровый образ жизни ряда семей | |
Реализация направления «Развитие информационной среды школы» | ||||
-Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием; - Создана локальная сеть. - Создан сайт школы. - Школа включена в международный проект по экологическому воспитанию учащихся «ЭКОКЛАСС Р.Ф.» | - Нежелание ряда педагогов активно использовать ИКТ в своей деятельности; -В школе работает значительное число возрастных педагогов, испытывающих трудности в освоении ИКТ-технологий.
| - Высокая скорость интернета. | -Отсутствие штатных единиц для привлечения дополнительных специалистов ИКТ-профиля, -Недостаточность финансовых ресурсов для активного развития материально-технической базы. | |
Реализация направления «Инклюзивное образование» | ||||
- Некоторые специалисты обучены по данному направлению. | - Нехватка профессиональных знаний у педагогов; - Моральная неготовность ряда педагогов к принятию детей с ОВЗ. | -Посещение курсов повышения квалификации по данному направлению; - Участие в вебинарах, семинарах по инклюзивному образованию. |
| |
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» | ||||
- Наличие в школе профессиональной команды педагогов; - Педагоги активно пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, - Функционирование Педсовета, родительского комитета, органов ученического самоуправления | - Редко обновляется коллектив молодыми специалистами; - Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса - Формализм в работе родительского комитета | -Перераспределение обязанностей членов коллектива; - Поиск новых идей и ресурсов; - Возможность дистанционного обучения (вебинаров) для обогащения опыта и обновления знаний; | - Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит в ряде случаев к конфликтам во взаимоотношениях педагогов и ученического коллектива; - Сложности взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов | |
Реализация подпрограммы «Одаренные дети» | ||||
- Систематизируется работа с одаренными талантливыми детьми; - Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; - Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов; - Улучшение результативности спортивной деятельности учащихся, в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». | - Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; - Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. | - Мониторинг «Одаренные дети» проводится регулярно через: изучение «Портфолио» учащихся, участия в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных проектах; - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; - Высокие достижения в спортивной, военно-спортивной деятельности учащихся, хорошая результативность в реализации проекта «ЭКОКЛАСС Р.Ф.». | - Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; | |
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» | ||||
- Создана достаточная материально- техническая база для обеспечения достижения высокого качества образования. | - Недостаточное финансирование для внедрения всех необходимых требований ФГОС ООО | - Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы; - Финансовая поддержка школы за счет включения в различные адресные программы. | - Недостаточное внебюджетное финансирование. |
Анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2020 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
Анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
- КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
- Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования.
- Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
- Привлечение молодых специалистов.
- Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций.
- Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
- Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
- Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды.
- Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
- Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
- Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной и экологической ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года.
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
- прочные знания по основным школьным предметам обучения;
- способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
- владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
- готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
- ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МКОУ «Становская СОШ» Поныровского района Курской области, а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2010 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В начальной школе выделено: в 1-м классе 4 часа, во 2-м классе- 6 часов, в 4-м классе- 2 часа на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, презентаций проектов, бесед.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОО на освоение ФГОС общего образования второго поколения.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
- Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО | До августа 2020 г | Директор ОУ |
2 | Приведение основных общеобразовательных программы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО | До августа 2020 г | Директор ОУ |
3 | Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОО | Постоянно | Зам. директора по УВР, ВР |
4 | Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО, ООО, СОО (ВПР) | По графику Минобр РФ | Зам. директора по УВР |
5 | Развитие внутренней системы оценки качества образования | В течение 2020-21 учебного года | Зам. директора по УВР |
6 | Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса | К 2023 г | Зам. директора по УВР |
7 | Введение в педагогическую практику портфолио обучающихся 5-9 классов | В течение 2020-21 года | Зам. директора по УВР |
8 | Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС | Начало 2020-2021 учебного года | Зам. директора по ВР |
9 | Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС СОО согласно федеральному перечню | Начало 2020-2021 учебного года | Библиотекарь |
10 | Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС СОО через средства массовой информации, сайт школы | Начало 2020-2021 учебного года | Директор, зам. директора по УВР |
11 | Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности | Октябрь-ноябрь 2020 г. далее ежегодно | Зам. директора по УВР, ВР |
12 | Реализация проектно-исследовательской деятельности обучающихся | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
13 | Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся | В течение 2020-21 г | Зам. директора по УВР |
14 | Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС | Постоянно по мере финансирования | Директор |
15 | Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений города | Ежегодно | Директор |
16 | Подготовка и проведение совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО | 1-2 раза в год | Директор |
17 | Анализ внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО | Конец 2024 г | Администрация |
4.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Создание плана подготовки к ГИА | Ежегодно сентябрь | Зам директора по УВР |
2 | Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы | По отдельному графику | Зам директора по УВР |
3 | Мониторинг уровня подготовки выпускников 4х, 9х, 11х, классов на основе результатов итоговой аттестации | Ежегодно Июнь-июль | Зам директора по УВР |
4 | Мониторинг качества обученности учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ | Каждое полугодие | Зам директора по УВР |
5 | Мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов начальной школы по ФГОС | Ежегодно Апрель Май | Зам директора по УВР |
6 | Мониторинг выполнения учебных программ по предметам | Ежегодно конец четверти, года | Зам директора по УВР |
7 | Проверка состояния преподавания предметов учебного плана. | В течение года | Зам директора по УВР |
8 | Анализ результативности внеурочной деятельности | Ежегодно конец четверти | Зам. директора по УВР, ВР |
9 | Мониторинг результативности учебного процесса по итогам четвертей (полугодий) и учебному году | Ноябрь, январь, апрель, май, июнь | Зам директора по УВР |
10 | Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1-х и 5-х классов | Сентябрь Октябрь | Зам директора по УВР, ВР |
11 | Обеспечение проведения независимой оценки качества образования | По графику Министерства | Зам директора по УВР |
- Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
Задачи воспитания и социализации гражданско-патриотического направления | Виды деятельности | Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
- сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Курской области; - познакомиться с героическими страницами истории России, Курской области; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Курской области, города; - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. | Урочная |
|
Внеклассная |
| |
Внеурочная |
| |
Внешкольная |
|
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | 1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии г. Курска, Курской области, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Краснодарского края, основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, Курской области, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. |
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
- Аналитический этап (2020 -2021 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию.
- Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2021-2023 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся;
- Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОО;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. | 2020-2021гг | Зам. директора по ВР, медсестра |
2 | Развитие системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. | 2020-2021 гг | Классные руководители |
3 | Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. | 2020-2025 гг | Учителя физической культуры |
4 | Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима школы. | 2020-2025 гг | Директор школы |
5 | Организация и проведение Дня Здоровья | 2020-2025 гг | Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учителя физической культуры |
6 | Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни | 2020-2025 гг | Зам. директора по ВР, педагог-организатор |
7 | Развитие системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы | 2020-2025 гг | Зам. директора по УВР |
8 | Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). | 2020-2025 гг | Педагоги |
9 | Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). | 2020-2025гг | Администрация, классные руководители |
10 | Организация полноценного питания в школьной столовой. | 2020-2025 гг | Директор школы |
11 | Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» | 2020-2025 гг | Учителя физической культуры |
В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
- Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению, работа на международном образовательном портале ЭКОКЛАСС Р.Ф. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№ | Мероприятия | Ответственный исполнитель | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы | Директор, зам. директора по УВР | 2020-2025 гг | Концепция информационного обеспечения образовательного процесса |
2 | Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы | Зам. директора по УВР | 2020-2025 гг | Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума |
3 | Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации | Директор | 2019-2022 гг | Организация и проведение КПК |
4 | Ведение школьного делопроизводства в электронном виде | Директор, зам. директора по УМР, УВР, ВР, отдел кадров | 2020-2025 гг | Создание компьютерной базы |
5 | Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы | Директор, зам. директора по УМР, учитель информатики | В течение года | Расширение Информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование |
6 | Ведение электронных журналов и дневников. | Администрация, педагоги | 2020-2025г | электронные журналы |
7 | Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов | Директор, учителя информатики | постоянно | Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства |
8 | Работа на международном образовательном портале ЭКОКЛАСС Р.Ф. | Зам. директора по УВР | постоянно | Организация и проведение открытых экологических уроков, работа в сообществе в социальной сети в контакте по представлению опыта работы в данном направлении. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
- Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
- Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультативного, социально-трудового направлений деятельности.
- Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
- Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
- Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
- Повышение рейтинга учреждения.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) | 2020-2025 гг | Администрация |
2 | Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ | 2020-2025 гг , по мере необходимости | Зам директора по УВР |
3 | Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ | 2020-2023 гг | Зам директора по УВР |
4 | Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | 2020-2025 гг | Директор |
5 | Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности | 2020-2024 гг | Зам директора по УВР |
6 | Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем | 2020-2024 гг | Зам директора по УВР |
7 | Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) | По мере финансирования | Директор |
8 | Модернизация образовательного пространства в рамках реализации программы «Доступная среда» | 2020-2021 гг | Администрация |
9 | Развитие и оптимизация условий и форм деятельности, способствующих оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 2020-2022 гг | Администрация |
10 | Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | 20202023 гг | Администрация |
11 | Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания | 2020-2025 гг | Директор |
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии | Показатели | Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям | Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики | Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка | Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого | Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. |
Активное включение в образовательный процесс всех его участников | Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей | Функционирование в школе разнообразных командных форм работы |
Междисциплинарный подход | Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП | Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. |
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания | Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда | Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс |
Партнерское взаимодействие с семьей | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам | Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы | Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей | Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. |
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
- Развитие системы государственно-общественного управления
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель школы.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
- Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании.
- Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
- Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
- Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений | 2020-2025 гг | Директор |
2 | Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся | 2020-2025 гг | Администрация |
3 | Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы | 2019-2020 гг | Администрация |
4 | Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) | 2020-2022 гг | Администрация |
5 | Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации | 2020-2025 гг | Директор, председатель Совета школы |
6 | Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. | 2020-2025 гг | Администрация |
7 | Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. | 2020-2025 гг | Директор |
8 | Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления | 2020-2022 гг | Директор |
9 | Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. | 2020-2022 гг | Администрация |
10 | Обобщение работы органов ГОУ | 2021-2025 гг | Директор |
Критерии оценки работы школы по данному направлению:
- Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
- Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;
- Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.
- Создание положительного имиджа школы среди общественности.
- Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2022 года.
5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков | Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски | |
- Неполнота отдельных нормативно— Правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом | -Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Финансово-экономические риски | |
-Недостаточность бюджетного финансирования | - Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) | |
-Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий. - неготовность молодых специалистов работать в школе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях | - Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски | |
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы; | - Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технолог ьиьиям.
5. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ.
8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"
Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...
Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)
В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...
8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...