Программа воспитания обучающихся
методическая разработка
Программа воспитания обучающихся (далее Программа) призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.docx | 54.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы воспитания обучающихся
Наименование Программы | Программа воспитания обучающихся (далее – Программа) |
Координатор Программы | Заместитель директора, курирующий вопросы воспитательной работы |
Исполнители Программы | Старшая вожатая, классные руководители, социальный педагог, педагоги-психологи |
Цель Программы | Развитие и совершенствование системы воспитания школьников, направленной на формирование творческой, компетентной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации |
Задачи Программы | 1. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; чувства сознательной дисциплины. 2. Формирование российской гражданской идентичности, культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России; 3. Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса в решении личностно и социально значимых проблем; самосовершенствовании и самореализации через активное участие во внеурочной деятельности. 4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. 5. Укрепление взаимодействие семьи и школы, повышение качества педагогического просвещения родителей. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
|
Принципы построения системы Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2017 - 2020 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Программа воспитания обучающихся (далее Программа) на период 2017- 2020 гг. призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения.
Необходимость создания Программы определяется задачей «возвращения школе безусловной ценности воспитания», сформулированной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 г., и направлена на реализацию Указов Президента РФ, федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся, а также позволить педагогам сконструировать и смоделировать воспитательное пространство, создать основы взаимодействия школы с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.
В МБОУ «СШ №3» созданы условия для эффективной социализации личности обучающихся, формирования патриотических качеств, активной гражданской позиции, развития творческих способностей школьников.
В настоящее время наработан положительный опыт гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся. Одним из важнейших направлений патриотической работы является развитие детского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», СДГО имени Ю.А. Гагарина.
В школе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников в традициях православной культуры. Стало традиционным участие обучающихся в Рождественских образовательных чтениях; в праздновании Дня православной книги; в Крестном ходе в День славянской письменности и культуры, а также в ежегодной волонтёрской Акции «Белый цветок».
Развивается формат ученического самоуправления: обучающиеся школы являются активными членами городского Совета старшеклассников, института Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, Городского волонтёрского корпуса, службы медиации.
Ещё одним направлением воспитательной работы в школе является профилактика социально-негативных явлений среди подростков. Осуществляется комплексная профилактическая работа среди школьников: проводятся интернет-уроки, интерактивные занятия, акции, конкурсы, семинары по профилактике наркомании, суицидального поведения, предупреждению идеологии терроризма и экстремизма.
Однако, несмотря на проводимую работу, остаётся нерешённым ряд проблем:
- невысокий уровень правового воспитания всех участников образовательного процесса: родителей (законных представителей, обучающихся, педагогов);
- недостаточно активно проводится работа по вовлечению «трудных» подростков, подростков «группы риска» в систему дополнительного образования школы и за её пределами;
- недостаточно высокий уровень включения школьников в социальную и инновационную деятельность;
- невысокий уровень сформированности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью;
- невысокая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией.
Таким образом очевидно, что назрела необходимость создания Программы, которая будет направлена на решение комплекса обозначенных проблем с целью выработки единого подхода в системе воспитания обучающихся.
2. Основная цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие и совершенствование системы воспитания школьников, направленной на формирование творческой, компетентной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации.
Задачи Программы:
1. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; чувства сознательной дисциплины.
2. Формирование российской гражданской идентичности, культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
3. Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса в решении личностно и социально значимых проблем; самосовершенствовании и самореализации через активное участие во внеурочной деятельности.
4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
5. Укрепление взаимодействие семьи и школы, повышение качества педагогического просвещения родителей.
3. Приоритетные направления Программы
Приоритетные направления Программы определены следующими стратегическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Данные документы определяют важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. Поэтому данная Программа призвана стать системообразующим фактором в организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизмов её реализации.
Приоритетные направления реализации Программы:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
- духовно-нравственное и семейное воспитание;
- приобщение обучающихся к культурному наследию России и наследию родного края;
- экологическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- правовое воспитание и культура безопасности, профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних;
- деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, содействие в поддержке одарённых детей;
- Воспитание положительного отношения к труду и формирование готовности осознанного выбора профессии.
1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
Гражданско-патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-патриотический. Поэтому необходимо осуществлять воспитание гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем гражданско-патриотическое воспитание - это неустанная работа по формированию уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства.
Данное направление опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Основные формы проведения мероприятий:
- конкурсы детских социальных проектов;
- конкурсы творческих работ, посвящённые памяти известных земляков;
- патриотические акции;
- встречи ветеранов ВОВ и тружеников тыла с учащимися «Во имя Великой Победы;
- конкурс любительских патриотических видеофильмов и др.
2. Духовно-нравственное и семейное воспитание
Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации. Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В условиях современного общества среди множества факторов, влияющих на состояние духовно-нравственной сферы личности, важное место имеет семейное воспитание, духовная культура общества и семьи, как ячейки общества — той среды, в которой живёт человек, в которой происходит его становление и развитие.
Основные формы проведения мероприятий:
- акции милосердия;
- семейные экскурсии;
- круглые столы по проблемам семейного воспитания;
- дискуссионные площадки;
- ярмарки;
- творческие семейные проекты и др.
3. Приобщение обучающихся к культурному наследию России
и наследию родного края.
Сегодня перед школой встаёт задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей через приобщение к культурному наследию родного народа. Именно этим определяется необходимость всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, способствуя осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества. Кроме этого, воспитание любви и интереса к родному краю, к самостоятельному поиску обеспечивает условия для формирования личности ребёнка как гражданина, а также способствуют формированию культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.
Основные формы проведения мероприятий:
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей,;
- формирование музейных коллекций,
- участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников:
- уход за памятниками;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
- игры-путешествия;
- музейные марафоны;
- конкурсы исследовательских проектов и др.
4. Экологическое воспитание и формирование культуры здоровья
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды в сочетании с формированием потребности здорового и безопасного образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, тем выше эффективность воспитания. Поэтому одним из главных требований на данном этапе воспитания заключается в единстве экологического воспитания и формирования заинтересованного отношения детей к собственному здоровью, в готовности детей к принятию и выполнению правил здорового образа жизни.
Основные формы проведения мероприятий:
- диспуты на экологическую тему;
- экологические акции;
- лекции с приглашением специалистов;
- неделя экологии;
- конкурсы газет, плакатов;
- конкурсы экологических проектов;
- интеллектуально – познавательные игры по ЗОЖ;
- спортивные соревнования;
- “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и др.
5. Деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Становление гражданской позиции школьника невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни. И потому необходимы такие условия, в которых образуется этот опыт и возникает гражданская позиция. Но возникновение общественных объединений не является самоцелью, а призвано быть средством развития личности каждого из ее членов.
Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения, в возможности самостоятельно проявлять инициативу, направленную прежде всего на защиту гражданских прав и интересов школьников, призвано ученическое самоуправление. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Основные формы проведения мероприятий:
- трудовые десанты;
- смотры – конкурсы: «Класс года», «Лучший актив класса»;
- рейды;
- ролевые игры,
- тренинги на развитие лидерских качеств и др.
6. Правовое воспитание и культура безопасности; профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, формирование электоральной культуры, профилактики правонарушений, необходима при совершенствовании системы работы по правовому воспитанию всех участников образовательного процесса - детей, родителей (законных представителей), педагогов.
Основные формы проведения мероприятий:
- просмотр и обсуждение правовых фильмов;
- правовые информационные листы, проведение правовых конкурсов,
- конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»;
- диспуты, дискуссии, конференции, круглый столы, вечера вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми и др.
7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, содействие в поддержке одарённых детей
Познание прекрасного в окружающей действительности, формирование любви и уважения к культурному наследию, ценностное отношение к прекрасному является очень важным направлением в воспитательном процессе, который призван формировать развитие творческих способностей у обучающихся. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей способствует социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более востребованной. Мероприятия, проводимые в данном направлении, призваны создать условия, обеспечивающие не только выявление, но и развитие способных и одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Основные формы проведения мероприятий:
- интеллектуальные и творческие соревнования,
- конкурсы научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников;
- Дни науки;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- интеллектуальные и творческие конкурсы;
- защита исследовательских проектов;
- деятельность научного общества обучающихся;
- дискуссионные клубы и др.
- выставки встреч с представителями творческих профессий
8. Воспитание положительного отношения к труду и формирование готовности осознанного выбора профессии.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого являются недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Посредством воспитания положительного отношения к труду, формирования понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека, у школьников формируется представление о ценности труда для личности, общества и государства.
Основные формы проведения мероприятий:
- конкурсы проектов на профориентационные темы;
- экскурсии на предприятия и в организации;
- встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий;
- дни профессий;
- «Недели науки, техники и производства»;
- трудовые десанты и др.
4. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы – 2017- 2020 годы.
5. Система (перечень) программных мероприятий
Мероприятия | Срок реализации | Категория участников | Ответственный исполнитель |
1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. | |||
Проект «Моя Родина - Россия» | 2017-2018 | 5-8 | Зам.директора, курирующий ВР |
Патриотические акции: - «Мы против террора!» - «Наша Победа» - «Георгиевская ленточка» - «Бессмертный полк» - «Никто не забыт, ничто не забыто!» | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Дни воинской славы России | 2017-2020 | 4-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Мероприятия, посвященные посвященных памятным датам Смоленщины | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Изучение государственной символики РФ | 2017-2019 | 1-11 | Классные руководители |
Мероприятия ко Дню народного единства | 2017-2020 | 5-11 | Классные руководители |
Мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества | 2017-2020 | 4-11 | Вожатые, классные руководители |
2. Духовно-нравственное и семейное воспитание | |||
Проект «Будь милосердным. Помоги ближнему» | 2017-2020 | волонтеры | Социальный педагог |
Проект «Согреем добротой сердца» | 2017-2018 | 1-4 | вожатые |
Проект «Дорога к дому» | 2017-2019 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Семейные конкурсные программы ко Дню семьи | 2017-2020 | 3-6 | Зам.директора, курирующий ВР |
Милосердная акция «Рука помощи» | 2017-2020 | 1-11 | вожатые |
Акция «Уроки толерантности» | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
3. Приобщение обучающихся к культурному наследию России и наследию родного края. | |||
Деятельность школьного Музея Боевой славы | 2017-2020 | 6-9 | Руководитель музея |
Проект «Театр народной игрушки» | 2017-2018 | 2 | Зам.директора, курирующий ВР |
Краеведческие конкурсы | 2017-2020 | 7-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Проект «Моя малая Родина» | 2017-2018 | 1-4 | Зам.директора, курирующий НШ |
Экскурсии по культурным местам родного края | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
4. Экологическое воспитание и формирование культуры здоровья | |||
Проект «Здоровая Россия – ОБЩЕЕ ДЕЛО» | 2017 - 2019 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Неделя экологии | 2017-2019 | 5-11 | Рук. ШМО ГБХ |
Конкурсная программа «Мы хотим жить!» | 2017-2019 | 6-8 | Зам.директора, курирующий ВР |
Конкурсная программа «Моя программа здоровья» | 2017-2019 | 9-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Мероприятия ко Всемирному дню борьбы со СПИДом | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Спортивные мероприятия | 2017-2020 | 1-11 | Учителя физической культуры |
Проект «Здоровенок» | 2017-2020 | 1-4 | Учителя физической культуры |
Интернет-уроки по профилактике наркомании | 2017-2020 | 5-11 | Классные руководители |
Мероприятия ко Всемирному дню борьбы с туберкулёзом | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Мероприятия в рамках Европейской недели иммунизации | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Проект «Живая планета» | 2018-2019 | 2 | Зам.директора, курирующий НШ |
5. Деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления в образовательном учреждении. | |||
Организация деятельности - гагаринской дружины; - волонтёрского отряда; - отряда ЮНАРМИИ - РДШ | 2017-2020 | 2-9 8-11 8-11 | Вожатые Кураторы волонтерского движения, ЮНАРМИИ |
Конкурс «Класс года» | 2018-2020 | 5-9 | Зам.директора, курирующий ВР, вожатые |
Конкурс «Лучший актив класса» | 2019-2020 | 6-9 | вожатые |
Прием в СДГО им. Ю.А.Гагарина | 2017-2020 | 2 | вожатые |
Участие в конкурсах: - «Доброволец года» - «Отряд года» - «Лидер года» | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР, вожатые, куратор волонтерского движения |
6. Правовое воспитание и культура безопасности; профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних. | |||
Неделя права | 2017-2020 | 5-11 | Учителя обществознания |
День правовой помощи детям | 2017-2020 | 7-11 | Учителя обществознания |
Мероприятия ко Дню местного самоуправления. | 2017-2020 | 10-11 | Учителя обществознания |
Мероприятия, посвященные Дню Конституции | 2017-2020 | 3-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Конкурс рисунков и плакатов «Права человека» | 2018-2020 | 5-9 | Зам.директора, курирующий ВР |
День интернета. Уроки по Интернет-безопасности. | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР, классные руководители |
Встречи с работниками правоохранительных органов, КПДН и ЗП, СОНД | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, содействие в поддержке одарённых детей | |||
Научно-практическая конференция | 2017-2020 | 2-11 | Зам.директора, курирующий МР |
Всероссийская олимпиада школьников | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Фестиваль «Дом, в котором мы живем» | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Праздничные программы: - День Учителя; - День матери; - 8 Марта | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Интеллектуальные игры и конкурсы | 2017-2020 | 2-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Творческие конкурсы | 2017-2020 | 1-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Конкурс «Покровская звезда» | 2017-2020 | 3-8 | Зам.директора, курирующий ВР |
8. Воспитание положительного отношения к труду и формирование готовности осознанного выбора профессии. | |||
Благоустройство территории Покровского воинского захоронения | 2017-2020 | 7-10 | Куратор волонтерского движения, вожатые |
Акция «Наш город чистый?! Начни с себя!» | 2017-2020 | 5-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Участие в акции «Неделя без турникетов» | 2017-2020 | 8-9 | Зам.директора, курирующий ВР |
Экскурсии в ВУЗы, учреждения СПО, НПО «Дороги, которые мы выбираем» | 2017-2020 | 8-11 | Классные руководители |
Встречи со специалистами Центра занятости «Выбор профессии. Основные аспекты профессионального определения» | 2017-2020 | 9-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
Проект «Секреты профессий» | 2018-2020 | 4 | Зам.директора, курирующий НШ |
Проект «Мир профессий | 2018-2020 | 8-11 | Зам.директора, курирующий ВР |
6. Механизм реализации Программы
Ежегодно составляется план мероприятий по реализации Программы на учебный год, который включает в себя перечень приоритетных направлений на предстоящий год.
Руководство ходом реализации Программы осуществляет заместитель директора, курирующий вопросы воспитания.
Заместитель директора осуществляет подготовку отчёта о ходе реализации Программы и предоставляет его в управление образования и молодёжной политики Администрации города Смоленска не позднее 5 июня текущего года; корректирует в случае необходимости программные мероприятия, сроки их реализации; осуществляет оценку эффективности реализации Программы; несёт ответственность за выполнение программных мероприятий.
Управление образования и молодёжной политики по итогам года формирует рейтинг ОУ по эффективности проводимой в общеобразовательных учреждениях воспитательной работы в соответствии с критериями.
7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы:
- повышение активности обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
- рост числа обучающихся, включённых в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
- рост числа детей, вовлечённых в творческую, интеллектуальную деятельность, участвующих в исследовательской деятельности,
- распространение в школьной среде культуры здорового образа жизни, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя и психотропных веществ;
- уменьшение количества преступлений и правонарушений, совершённых обучающимися или при их участии;
- повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе социального партнёрства.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы определяется по следующим основным показателям:
Значения целевых показателей (индикаторов) Программы
№ п/п | Наименование целевых показателей (индикаторов), цель и задачи Программы | Единица измере- ния | Базовое значение показателей | Значение показателей (индикаторов) Программы | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | За период (по окончании) реализации Программы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Количество обучающихся, вовлечённых в работу органов ученического самоуправления | ед. | 350 | 350 (42%) | 45% | 55% | 55% | |
2. | Уровень ученического самоуправления | коэфф. | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | |
3. | Количество обучающихся, вовлечённых в социальную практику | ед. | 732 | 775 (95%) | 96% | 98% | 98% | |
4. | Количество обучающихся, вовлечённых в мероприятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию | ед. | 732 | 775 (95%) | 97% | 99% | 99% | |
5. | Количество родителей, вовлечённых в управление учебно-воспитательным процессом | ед. | 160 | 160 | 165 | 170 | 170 | |
6. | Уровень удовлетворённости родителей воспитательным процессом образовательного учреждения | % | 95% | 96% | 97% | 98% | 98% | |
7. | Количество социально значимых проектов, реализованных с участием родителей | ед. | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | |
8. | Оценка деятельности школы социальными партнёрами в плане становления личностных качеств школьников (благодарственные письма, грамоты и т.д.) | да/нет | нет | да | да | да | да |
Приложение к Программе
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ
- Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии | Показатели | Методики диагностики |
Уровень воспитанности обучающихся | Направленность личности Ценностные ориентации | Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына). Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7-11 класс). Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11 класс). |
Сформированность элементов личностного потенциала учащегося | Методика экспресс-диагностики эмпатии (по И. Юсупову) (10-11 класс). Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс). Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) (3-4 класс). | |
Социальность: - степень социализизации личности | Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс). Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9-11 класс). Методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников (по И.И. Захарову) (9-11 класс). Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8-11 класс). | |
- степень развития социальных качеств | Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1-11 класс). | |
Профессиональная ориентированность | Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9-11 класс). Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс) Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову). | |
Уровень развития коллектива | Отношения между обучающимися | Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7-11 класс). Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович). |
Уровень развития самоуправления | Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков). | |
Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении | Социально-психологическая комфортность ученического коллектива | Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова) (7-11 класс). Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С. Немов) (7-11 класс). Методика «Социометрия» (Дж. Морено) (6-11 класс). |
Социально-психологическая среда общешкольного коллектива | Методика «Выявление мотивов участия школьников в делах общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина) (7-11 класс). Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву) (1-11 класс). Цветометод «Моя школа» (по Ю.С. Мануйлову) (1-4 класс). | |
Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы | Оценка детско-родительских отношений | Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.). Методика «Хорошие ли вы родители». |
Взаимодействие семьи и школы | Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.). Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника (В.Г. Максимов). | |
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения | Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...
Программа воспитания обучающихся 9-го класса
Структура программы, содержание программы. Работа с родителями. Работа с педагогами, работающими в классе. Индивидуальная работа с обучающимися....
Творческое эссе "Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся"
Личное мнение....
Инновационная программа воспитания обучающихся «Школа гражданского становления»
Разработанная программа принимает участие в номинации «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи» Регионального этапа Всероссийского конкурса среди п...
Программа воспитания обучающихся
Программа воспитания обучающихся...
Программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешколь...
Программа воспитания обучающихся на уровне основного общего образования
Программа логически продолжает основные направления программы воспитания начального общего образования...