Программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
учебно-методический материал

Бескровных Анжелика Николаевна

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства  развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания обучающихся при получении начального общего образования в МОУ СОШ п.Соцземледельский

Содержание программы

Стр

1

Общие положения

1

2

Концептуальные ориентиры Программы

1

3

Цели и задачи воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

3

4

Направления и  основное содержание воспитания

4

5

Примерное календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2018-2023 гг

6

6

Планируемые результаты

12

7

Критерии эффективности программы

15

1.  Общие положения

        Программа воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее-Программа) является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа п. Соцземледельский Балашовского района Саратовской области» (далее – школа). 

  Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

         Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

         Конвенция о правах ребенка.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

         Устав школы

         Локальные акты.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей Саратовской области, запросов семьи, общественных организаций.

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства  развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

2. Концептуальные ориентиры Программы

Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личным потенциалом, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями. Школа ставит своей целью стать местом, в котором  хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.

Школа должна целесообразного влиять на жизнедеятельность обучающихся, служить целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов школьников, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности. 

В основу  воспитания педагогический коллектив школы считает необходимым положить следующие исходные принципы:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. В содержании программы воспитания должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание  воспитания  личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности.

Принцип амплификации – признание уникальности и качественного своеобразия уровней  возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Организация воспитания  в соответствии с принципом амплификации проявляется в том, что младшему школьнику со стороны школы и семьи должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.

Принцип следования нравственному примеру. Это ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию.  Особое значение для воспитания обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно­эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к  монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного  общения. Организация диалогического общения должна учитывать объективно существующую степень развития  младшего подростка: очевидно, что педагог является более развитой личностью, чем его воспитанник, но это не должно приводить к отношению к ребенку как к «низшему» субъекту.

Принцип системно­деятельностной организации воспитания. Воспитание обучающихся, поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания  осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей педагогически определяется как вопрос, разрешение которого превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание – это ответ на вопрос. Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса­задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательной деятельности и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество  развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности, который  имеет огромное значение в духовно-нравственном  воспитании личности.

Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы идентичностей обучающегося: идентичности ученика, гражданина, человека. Основа уклада образовательной организации – традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе. Именно уклад школьной жизни конституирует определенную образовательную организацию как самостоятельный психолого-социально-педагогический феномен, дает возможность ему выступить координатором воспитательных влияний на обучающихся.

3. Цели и задачи воспитания обучающихся  на ступени начального общего образования

             Цель – социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи в области формирования нравственной культуры:

*формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно ­ игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для  российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

*формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

*формирование нравственного смысла учения;

*формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

*принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

*формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

*развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

в области формирования социальной культуры:

*формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

*пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

*воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

*формирование патриотизма и гражданской солидарности;

*развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

*развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

*становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

*формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

*формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

в области формирования семейной культуры:

*формирование отношения к семье как основе российского общества;

*формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

*формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

*знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

4.Направления и  основное содержание воспитания

Общие задачи воспитания  обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям. Каждое из направлений  воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Направление

Основное содержание

1

Гражданско-патриотическое

           ценностные представления о любви к России, к своей малой родине;

первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве;

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, важнейших законах государства;

представления о символах государства;

интерес к гос. праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, в котором находится образовательная организация;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей  страны.

2

Нравственно- духовное

            первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики;

первоначальные представления означении религиозной культуры в жизни человека и общества, свободе совести и вероисповедания;

первоначальные представления о духовных ценностях народов России;

знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3

Трудовое

         первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно­трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.

4

Интеллектуальное

          первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;

представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, условии достижении личного успеха в жизни;

первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

интерес к познанию нового;

элементарные навыки работы с научной информацией;

первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов

5

Здоровьесберегающее

         первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;

формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;

базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;

понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.

6

Социо- и медиакультурное

           первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;

 первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;

первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;

первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

7

Культуротворческое и эстетическое

           первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;

проявление и развитие индивидуальных творческих способностей и собственных эстетических предпочтений;

представления о душевной и физической красоте человека;

начальные представления об искусстве народов России;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

8

Правовоеи культуро безопасное

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;

первоначальные представления об информационной безопасности;

представления о возможном негативном влиянии на морально­психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;

элементарные представления о девиантном  поведении

9

Семейное

первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;

представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

знание истории, ценностей и традиций своей семьи;

уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;

элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

10

Коммуникативнокультурное

первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;

первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье;

понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;

первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;

ценностные представления о родном языке, его истории, особенностях и месте в мире;

элементарные представления о современных технологиях коммуникации;

11

Экологическое

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры

5. Примерное календарно-тематическое планирование воспитательной работы

Направление

деятельности

мероприятие

Ответствен-ный

Сентябрь. Месячник безопасности «Внимание – дети»

1

Гражданско-патриотическое

День Знаний. Торжественная линейка.

Зам.по ВР

Организационные собрания, выбор актива в классах. Общее собрание учащихся. Выбор Совета обучающихся.

Зам.по ВР, клас.рук

Начало конкурса «Лучший класс года»

Зам.по ВР

Мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Зам.по ВР, клас.рук

2

Нравственно- духовное

Беседы, классные часы о дружбе, толерантности, взаимопомощи в классном коллективе

клас.рук

3

Трудовое

Трудовая акция «Школьный двор»

Зам.по ВР, клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Учет занятости учащихся в кружках и секциях

клас.рук

5

Здоровьесбере-

гающее

 Открытие школьной спартакиады. Осенний День здоровья

Учит. физ-ры

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

Мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Зам.по ВР, клас.рук

7

Культуро

творческое и эстетическое

Конкурсы, выставки  рисунков на противопожарную тему, по профилактике ДДТТ

клас.рук., рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Беседы, инструктажи, мероприятия по профилактике ДДТТ, терроризма, по пожарной безопасности.

Учитель ОБЖ,клас.рук

Разработка для обучающихся  схемы-маршрута «Дом-школа-дом».

клас.рук

Акция по профилактике жестокого обращения с детьми «Семья без страха-общество без насилия»

Зам.по ВР, клас.рук

Учебно-тренировочное занятие по эвакуации обучающихся из здания школы

Учитель ОБЖ

9

Семейное

Выборы классных, общешкольных Советов родителей обучающихся

Зам.по ВР, клас.рук

Общешкольное родительское собрание

директор

10

Коммуникативно-

культурное

Беседы, классные часы о дружбе, толерантности, взаимопомощи в классном коллективе

клас.рук

Проект «Культурный дневник школьника»

клас.рук

11

Экологическое

Трудовая акция «Школьный двор»

Зам.по ВР, клас.рук

Осенние экскурсии

клас.рук

Ведение календаря природы

клас.рук

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Октябрь. Месячник правового воспитания, профилактики правонарушений

1

Гражданско-патриотическое

Трудовая акция «Памяти павших» (уборка территории памятника)

клас.рук

Беседы о правилах поведения обучающихся

клас.рук

2

Нравственно- духовное

Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека

Зам.по ВР, клас.рук

3

Трудовое

Подготовка к конкурсу поделок

клас.рук

Трудовая акция «Чистый кабинет»

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Викторины, конкурсы загадок, ребусов и т.п.

клас.рук

5

Здоровьесбере-

гающее

Классные часы, беседы по  профилактике суицидов

клас.рук

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

Осенний кросс

Учит. физ-ры

Президентские состязания по ОФП

Учит. физ-ры

6

Социо- и медиакультурное

Заседание Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних с приглашением обучающихся

Пред.Совета

7

Культуро

творческое и эстетическое

Мероприятия, посвященные Дню учителя

Зам.по ВР, клас.рук

Праздник Осени.

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Классные часы, беседы, акции, мероприятия по теме месячника

клас.рук

Единый день профилактики правонарушений в школе

Зам.по ВР,  уполн-й по ЗПУОП

Заседание Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних с приглашением обучающихся

Пред.Совета

9

Семейное

Родительские собрания

клас.рук

10

Коммуникативно-

культурное

Мероприятия, посвященные Дню учителя

Зам.по ВР, клас.рук

11

Экологическое

Праздник Осени.

 рук-ль клуба «Солнышко»

Конкурс поделок из бросового материала

рук-ль клуба «Солнышко»

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Ноябрь. Месячник взаимодействия семьи и школы

1

Гражданско-патриотическое

Мероприятия, посвященные Дню народного единства

рук-ль клуба «Солнышко»

2

Нравственно- духовное

Утренники, конкурсы рисунков, стихов и др.мероприятия ко Дню матери

рук-ль клуба «Солнышко»

Благотворительная ярмарка-продажа

Зам.по ВР

3

Трудовое

Уход за комнатными растениями в кабинете

клас.рук

Акция «Подарок маме своими руками»

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Предметная неделя математики и физики в школе.

Шахматно-шашечный турнир

Учит.мат-ки, физики

5

Здоровьесбере-

гающее

Соревнования по настольному теннису

Учит. физ-ры

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

Социальная акция «Подари ребёнку день

Зам.по ВР

7

Культуро

творческое и эстетическое

Рейд СОШ по проверке классных уголков, школьной формы

Зам.по ВР

Утренники, конкурсы рисунков, стихов и др.мероприятия ко Дню матери

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Инструктажи о безопасном поведении на водоемах в осенне-зимний период

клас.рук

9

Семейное

Классные часы, беседы по теме месячника: «Я и моя семья», «Моя семья –мое богатство», «Новый год в кругу семьи» и т.п.

клас.рук

Мероприятия ко Дню матери

рук-ль клуба «Солнышко»

10

Коммуникативно-

культурное

Разучивание и проведение игр на переменах

Дежурный учитель

11

Экологическое

Акция по сбору макулатуры

Зам.по ВР

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Декабрь. Месячник эстетического воспитания «В мире прекрасного»

1

Гражданско-патриотическое

Школьный этап конкурса «Неопалимая купина

        Рук-ль ДЮП

Мероприятия ко Дню Конституции

рук-ль клуба «Солнышко»

2

Нравственно- духовное

Ярмарка – распродажа поделок  «Детский орден милосердия»

Зам.по ВР

3

Трудовое

Праздничное украшение кабинетов

клас.рук

Конкурс новогодних рисунков, поделок

рук-ль клуба «Солнышко»

4

Интеллектуаль-ное

Предметная неделя истории, обществознания и географии

Учит.-предметники

5

Здоровьесбере-

гающее

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

Заседание Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних с приглашением обучающихся

Пред.Совета

7

Культуро

творческое и эстетическое

Классные часы по теме месячника: «Путешествие в мир книг», «Путешествие в страну чистых слов», «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?», «Как прекрасен этот мир, посмотри…» и т.п.

клас.рук

Новогодний праздник

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Школьный этап конкурса «Неопалимая купина

Рук-ль ДЮП

Инструктажи о безопасном поведении на новогоднем празднике

клас.рук

9

Семейное

Родительские собрания

клас.рук

10

Коммуникативно-

культурное

Новогодний праздник

рук-ль клуба «Солнышко»

11

Экологическое

Зимние экскурсии

клас.рук

Акция «Кормушка для птиц»

клас.рук

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Январь. Месячник профориентации «Мир профессий»

1

Гражданско-патриотическое

Классные часы, беседы, др.мероприятия, посвященные памятным датам ВО войны

клас.рук

2

Нравственно- духовное

Классные часы, беседы по теме месячника: «Кем я буду, когда вырасту?»,  «Все профессии-нужны, все профессии важны»,  «Человек трудом славен», «Хвала рукам, что пахнут хлебом» и т.п.

клас.рук

3

Трудовое

Классные часы, беседы по теме месячника

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Предметная неделя русского, английского языков и литературы

Учит.-предметники

5

Здоровьесбере-

гающее

Лыжные соревнования

Учит. физ-ры

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

Беседы о безопасном пользовании сетью Интернет

клас.рук

7

Культуро

творческое и эстетическое

Конкурс рисунков по профориентации

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Рейд СОШ по проверке сохранности учебников

Зам.по ВР

9

Семейное

10

Коммуникативно-

культурное

Познавательные игры по профориентации

рук-ль клуба «Солнышко»

Проект «Культурный дневник школьника»

клас.рук

11

Экологическое

Ведение календаря природы

клас.рук

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Февраль. Месячник

1

Гражданско-патриотическое

Уроки мужества, классные часы, беседы по теме месячника: «Кто такой герой?», «Наши защитники», «О тех, кто мир нам подарил», «Вечная слава героям российским…» и т.п.

клас.рук

2

Нравственно- духовное

Экскурсия в школьный музей «Наши земляки-ветераны ВО войны»

клас.рук

3

Трудовое

Акция «Подарок папе своими руками»

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Неделя начальных классов

рук-ль клуба «Солнышко»

5

Здоровьесбере-

гающее

Спортивные конкурсы «Вперед, мальчишки!», «Веселые старты» и т.п.

Учит.физ-ры

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Учит.физ-ры

6

Социо- и медиакультурное

Экскурсия в музей «Наши земляки-воины-интернационалисты»

клас.рук

7

Культуро

творческое и эстетическое

Конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Беседа о правилах поведения на переменах, в столовой

клас.рук

Проект «Культурный дневник школьника»

клас.рук

9

Семейное

Акция «Подарок папе своими руками»

клас.рук

10

Коммуникативно-

культурное

Проведение игр на переменах

Дежурный учитель

11

Экологическое

Акция «Кормушка для птиц»

клас.рук

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Март. Месячник интеллектуального воспитания «Умники и умницы»

1

Гражданско-патриотическое

2

Нравственно- духовное

Неделя развития жизнестойкости

клас.рук

3

Трудовое

Уход за комнатными растениями в кабинете

клас.рук

Акция «Подарок маме своими руками»

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

Клас.часы, беседы и др.мероприятия  по теме месячника

клас.рук

День науки. Защита исследовательских проектов.

Зам.по УВР

5

Здоровьесбере-

гающее

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

Беседы с учащимися из  семей в СОП

Уполном.по ЗПУОП

7

Культуро

творческое и эстетическое

Рейд СОШ по проверке внешнего вида уч-ся

Зам.по ВР

Мероприятия к 8 Марта

рук-ль клуба «Солнышко»

8

Правовое и культуро- безопасное

Инструктажи о правилах поведения на водоемах в весенний период

клас.рук

9

Семейное

Родительские собрания

клас.рук

Мероприятия к 8 Марта

рук-ль клуба «Солнышко»

10

Коммуникативно-

культурное

Проведение игр на переменах

Дежурный учитель

11

Экологическое

Акция «Голубая лента»

Зам.по ВР

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Апрель. Месячник нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела»

1

Гражданско-патриотическое

Мероприятия ко Дню космонавтики

рук-ль клуба «Солнышко»

2

Нравственно- духовное

Классные часы, беседы по теме месячника: «Трудно ли быть добрым?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Доброе слово и кошке приятно», «Что значит быть нужным людям?» и т.п.

клас.рук

Благотворительные акции в рамках Весенней недели добра

Зам.по ВР

3

Трудовое

Трудовые акции в рамках Весенней недели добра

клас.рук

Итоговая выставка кружковых работ

Зам.по ВР

4

Интеллектуаль-ное

Предметная неделя биологии и химии

Учителя-предметники

5

Здоровьесбере-

гающее

Президентские состязания по ОФП

Учит.физ-ры

Ежедневная утренняя зарядка

клас.рук

6

Социо- и медиакультурное

7

Культуро

творческое и эстетическое

Итоговая выставка кружковых работ

Зам.по ВР

8

Правовое и культуро- безопасное

Беседы, инструктажи по профилактике ДДТТ

клас.рук

9

Семейное

Общешкольное родительское собрание

директор

10

Коммуникативно-

культурное

Проведение игр на переменах

Дежурный учитель

11

Экологическое

 Праздник птиц

рук-ль клуба «Солнышко»

Экологические акции в рамках Весенней недели добра

Весенние экскурсии

клас.рук

Направление

деятельности

мероприятие

ответственный

Май. Месячник ЗОЖ «Здоровое поколение»

1

Гражданско-патриотическое

Акция «Бессмертный полк».

Зам.по ВР

Мероприятия, концерты ко Дню победы

рук-ль клуба «Солнышко»

2

Нравственно- духовное

Организация поздравлений ветеранов войны, тружеников тыла

Зам.по ВР

3

Трудовое

Трудовая акция «Памяти павших» (уборка территории памятника)

клас.рук

4

Интеллектуаль-ное

5

Здоровьесбере-

гающее

Закрытие школьной спартакиады.Весенний День здоровья

Учит.физ-ры

Беседа с мед.работниками о ЗОЖ

Зам.по ВР

Туристические походы «В поход за здоровьем»

клас.рук

Акция "Школа против курения"

Зам.по ВР

6

Социо- и медиакультурное

Пионерский сбор. Посвящение в пионеры

рук-ль клуба «Солнышко»

7

Культуро

творческое и эстетическое

Конкурс рисунков, концерт к 9 Мая

рук-ль клуба «Солнышко»

Праздник «Последний звонок»

Зам.по ВР

8

Правовое и культуро- безопасное

Беседы по профилактике вредных привычек

клас.рук

Беседы, инструктажи о безопасном поведении летом на дороге, водоемах

клас.рук

9

Семейное

Праздник «Спасибо Азбуке»

клас.рук

10

Коммуникативно-

культурное

Проект «Культурный дневник школьника»

клас.рук

11

Экологическое

Туристические походы

клас.рук

6.Планируемые результаты

В результате реализации программы воспитания обучающихся на уровне начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

      воспитательных результатов, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

     эффекта – последствий результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

           Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания.

       По каждому из направлений  воспитания обучающихся  могут быть достигнуты  следующие воспитательные результаты:

Направление

деятельности

Воспитательные результаты

1

Гражданско-патриотическое

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-элементарные представления о государственном устройстве,  значимых страницах истории страны, о культурном достоянии своего края

2

Нравственно- духовное

- начальные представления о традиционных  моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в  обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.

3

Трудовое

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

4

Интеллектуальное

- первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;

- элементарные навыки учебно-исследовательской работы;

- первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности

5

Здоровьесбере-

гающее

- первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье;

- элементарный опыт организации здорового образа жизни;

- представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;

- регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.

6

Социо- и медиакультурное

  • первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
  •  элементарный опыт, межкультурного, межнационального сотрудничества;

-первичный опыт добровольческой деятельности;

  • первичные навыки использования информационной среды

7

Культуро

творческое и эстетическое

- умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества

8

Правовое и культуро- безопасное

- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

- первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;

- первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;

- элементарные представления об информационной безопасности, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;

- первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.

9

Семейное

- элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;

- первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;

- опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.

10

Коммуникативно-

культурное

- первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;

- знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения;

- элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;

- первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире

11

Экологическое

- элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

7.Критерии эффективности программы

Важнейшим показателем эффективности Программы воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы. (Приложение 1)

    Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).  Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование,  ранжирование, недописанный тезис,  ситуация выбора.

       Используемые диагностики (Приложение 2):

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской)

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

 

                                                                                                                   Приложения

1. Модель выпускника начальной школы

Модель выпускника

 1 класса

− умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога;

− умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми;

−  дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах;

−  имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки;

−  знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми,  на улице, в быту, школе;

−  владеет доступными видами общественно-полезного труда

−  владеет наглядно-образной памятью.

2 класса

−  умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать;

−  владеет разнообразными формами и средствами планирования в совместной продуктивной деятельности;

−  проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен;

−  выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года;

−  выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми;

−  трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий;

−  владеет словесно-логической памятью;

3 класса

−  обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание;

−  проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству;

−  умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений;

−  выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь;

−  знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения;

−  обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности;

−  умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление.

4 класса

−  владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

−  имеет первоначально отработанную произвольную память;

−  коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, умеет отстаивать свои  убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

−  ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

−  способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;

−  способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;

−  владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

−  он гражданин, патриот, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;

−  обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

 

2. Инструменты для оценивания результатов.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я люблю мечтать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- мне нравится выполнять домашние задания

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

- мне нравится дежурство в школе

 3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе

 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

 5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравится красивое вокруг меня

- я вежлив в отношениях с людьми

 6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

- у меня нет вредных привычек

 Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень.

 

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

- мне интересно учиться

- я всегда выполняю домашние задания

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я стремлюсь получать хорошие отметки

 2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я старателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

 4. Я И ШКОЛА:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я участвую в делах класса и школы

- я добр в отношениях с людьми

- я справедлив в отношениях с людьми

 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

 Оценка результатов:5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

 

Анкета - опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

 

Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе»

Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус (–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений

1.          Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

2.          Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

3.          Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

4.          У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

5.          После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

6.          Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

7.          Классному руководителю с нами интересно.

8.          Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

9.          Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

10.       Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

11.       Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

12.       Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

13.       Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

14.       Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.

15.       В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

16.       Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

17.       Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

18.       При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

19.       Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

20.       В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

- низкий – ниже 60%,

- нормальный – в интервале 60-80%,

- высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

 

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

 

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

 

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

- 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

- 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

- 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

 

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

 

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования ....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа воспитания обучающихся на уровне основного общего образования

Программа логически продолжает основные направления программы воспитания начального общего образования...

Программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования

Программа строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, общества и государства....