Программа воспитания обучающихся 9-го класса
материал (9 класс) по теме
Структура программы, содержание программы. Работа с родителями. Работа с педагогами, работающими в классе. Индивидуальная работа с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_obuchayushchihsya_9.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания обучающихся 9-го класса
«Семь вершин успеха»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.
Р. Эмерсон
Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.
Возраст обучающихся 14 – 16 лет. У детей этого возраста зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки) культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.
Проанализируем базовые потребности человека:
- Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.
- Потребность ощущения значимости собственного Я.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.
Реальность:
- Ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
- Ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
- Человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Данная программа рассчитана на детей обычной общеобразовательной школы. Актуальность программы состоит в том, что основными ценностными ориентирами стали: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
• принцип открытости: обучающиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
• принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
• принцип свободы выбора: обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
• принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
• принцип сотворчества: обучающиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
• принцип успешности: каждому обучающемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
Цель программы:
- Создать условия для жизнедеятельности школьного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности.
- Личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.
Задачи:
- Способствовать успешному освоению образовательных программ.
- Способствовать формированию культуры здорового образа жизни.
- Через сотрудничество создать условия для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и таланта ребенка.
- Воспитывать патриотизм, терпимость и уважительного отношения к окружающим.
- Способствовать профессиональному определению воспитанников, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1-блок. «Я и мои интересы»
Создание условий для формирования объективной самооценки обучающихся через их участие во внеклассной работе.
Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КТД, КВН, интеллектуальные игры, День науки, предметные недели, олимпиады.
Укрепление нравственного климата в коллективе обучающихся.
Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение обучающегося.
2-блок. «Я - гражданин России»
Освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение фольклора через посещение школьного музея, хора, танцевального кружка, вокальной группы.
Участие в патриотическом движении через тесное сотрудничество с Советом ветеранов, деятельность школьной детской организации «Радуга».
3-й блок. «Я и общество»
Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей и выдающимися людьми родного края.
Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».
Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о ближнем.
4-й блок. «Я и творчество»
Выявление потребностей, интересов и склонностей обучающихся.
Создание широкого простора для творческой самореализации интересов обучающихся через кружки и спортивные секции.
5-й блок. «Я и природа»
Приобщение к миру природы. Включение обучающихся в экологическую заботу о мире природы. Участие в экологических акциях.
Формирование у обучающихся представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
6-й блок. «Я и моя семья».
Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки и т.д.
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
Изучение прав и обязанностей в семье.
7-й блок. «Я – культурный человек»
Освоение обучающимися многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, музеев, театров.
Развитие способности обучающихся соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-блок. «Я и мои интересы»
Цель:
Создавать условия для развития познавательных, творческих интересов; способствовать формированию личности подростка.
Мероприятия:
Ярмарка кружков.
Предметные недели, олимпиады, экскурсии, творческие сборы.
КТД «Новый год в кругу друзей»
КТД «Дамский салон»
Занятие-поиск «Дорога к доброте»
Разговор о любви.
Тренинг «Новые времена – новые профессии»
Урок толерантности «Перед вами две дороги. Выбирайте…»
Игра на развитие толерантности «Большой костер»
Знакомство «Радуга профессий»
Занятие – поиск «Дорога к доброте»
КВН «Математика – царица всех наук»
Интеллектуальные игры: «Своя игра», «Взломщик»,
Познавательные игры: «Брейн - ринг», «Миллионер»
Поле чудес «Ученые математики»
2-й блок. «Я – гражданин России»
Цель:
Приобщить обучающихся к духовно-патриотическим ценностям, к истории Родины, ее прошлому.
Мероприятия:
Открытый урок «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Урок мужества «Во славу Отечества»
Акции: «Ветеран живет рядом», «Я – хозяин своего села» (субботник).
Фестиваль «А песни тоже воевали»
Огонек «День настоящих мужчин»
Митинг, посвященный Победе.
3-й блок. «Я и общество»
Цель:
Способствовать формированию социально-активной, конкурентоспособной личности.
Мероприятия:
Выбор органов самоуправления.
Акции: «Забота» (ко дню пожилого человека и Дню матери), «Ветеран живет рядом».
Открытый урок «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Правовая игра «Мой взгляд»
Занятие – поиск «Дорога к доброте»
Конференция «Внимание: туберкулез»
Час общения «Секреты успеха», «Ты и твоя будущая профессия. Профессия «Менеджер»
Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»
Агитбригада «Беду отводи до удара, искру туши до пожара», «Мы выбираем жизнь»
КТД « День учителя»
Практикум «Дорожный марафон»
Современный этикет «У вас зазвонил телефон»
Познавательная игра «Вода – источник жизни»
Общешкольная линейка «Глобальные экологические проблемы современности»
4-й блок. «Я и творчество»
Цель:
Способствовать развитию творческой активности подростков, вовлечению их в активную деятельность, развивающую личность.
Мероприятия:
КТД « День учителя»
Конкурс «Осеннее веселье».
Литературный вечер, посвященный творчеству Василия Федорова «Он был поэтом и разумом и сердцем»
Математический вечер, посвященный Н.И.Лобачевскому.
КТД «Новый год в кругу друзей»
Конкурс новогодних костюмов.
Научно-практическая конференция по математике.
Фестиваль «А песни тоже воевали»
5-й блок. «Я и природа»
Цель:
Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к окружающей среде.
Мероприятия:
Конкурс букетов.
Акция «Я – хозяин своего села» (субботник).
Конкурс «Осеннее веселье»
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»
Познавательная игра «Вода – источник жизни»
Конференция «Внимание: туберкулез»
Мастерская «Экологическое ассорти»
Общешкольная линейка «Глобальные экологические проблемы современности»
Агитбригада «Беду отводи до удара, искру туши до пожара», «Мы выбираем жизнь»
6-й блок. «Я и моя семья»
Цель:
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Мероприятия:
Конкурс букетов.
Конкурс «Осеннее веселье»
КТД « День учителя»
Занятие – поиск «Дорога к доброте»
Разговор о любви.
Конференция «Внимание: туберкулез»
Литературно – музыкальная композиция «Человек, на котором держится дом»
Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»
КТД «Новый год в кругу друзей»
Конкурс новогодних костюмов.
КТД «Дамский салон»
Разговор о любви.
Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»
Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»
Практикум «Быть внимательным – значит войти в положение другого человека»
Выпускной вечер
7-й блок. «Я – культурный человек»
Цель:
Способствовать формированию общей культуры человека (интеллекта, души и тела).
Мероприятия:
Конкурс «Осеннее веселье»
Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»
Практикум «Быть внимательным – значит войти в положение другого человека»
КТД «Новый год в кругу друзей»
Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»
Разговор о любви.
Современный этикет «У вас зазвонил телефон»
Час общения «Секреты успеха»
Занятие – поиск «Дорога к доброте»
Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»
Урок толерантности «Перед вами две дороги. Выбирайте…»
Игра на развитие толерантности «Большой костер»
Литературный вечер, посвященный творчеству Василия Федорова «Он был поэтом и разумом и сердцем»
Практикум «Дорожный марафон»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом
• обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
• доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
• позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
• изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
• изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
• выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
• развитие коммуникативных умений педагогов;
• сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
• помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
• проведение малых педсоветов;
• индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЛАССА
- Индивидуальная работа по коррекции поведения;
- Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
- Оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
- Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
- Заполнить листок здоровья совместно школы;
- Индивидуальные задания для участия в классных и школьных мероприятиях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Будет наблюдаться положительная динамика воспитанности личности по принятым в школе критериям.
Будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности; в практику работы войдут такие формы, как интеллектуальные игры, групповые, мастерские, творческие сборы.
Вырастет число школьников принимающих активное участие в мероприятиях школы, села, района, области, смотрах, конкурсах, выставках.
Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
Адекватная оценка обучающихся своих возможностей.
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
НАДЕЮСЬ, ЧТО МОИ ВОСПИТАННИКИ ВЫРАСТУТ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫМИ Я
БУДУ ГОРДИТЬСЯ.
Родительские собрания
1.
Диалог «Такой вот подростковый возраст»
Результаты диагностики психофизиологического комфорта.
2.
Семинар-тренинг «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми»
Результаты определения уровня беспокойства-тревоги.
3.
Конференция «Профессиональное самоопределение – зачем?»
Результаты диагностики самооценки у подростков.
4.
Круглый стол «Семья – главная ценность в жизни»
КТД, посвященное окончанию учебного года «Звездное лукошко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса
Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 7-9 классов
Срок реализации программы 2010 – 2015 Составители: ЗУБКОВА Л.Н., КАЛМЫКОВА Е.Н....
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 7-9 классов
Срок реализации программы 2010 – 2015 Составители: ЗУБКОВА Л.Н., КАЛМЫКОВА Е.Н....
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-9 классов
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в ранне...
Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.
laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ обучающихся 10 «А» класса на 2020 - 2023 г. МОБУ "Центр образования" ГО "г. Якутск"
Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...