Программа курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 1-4 классов
рабочая программа по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Пояснительная записка и содержание курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zap_i_soderzhanie.docx76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 коррекционно – развивающих занятий

по курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

2023-2024 учебный год

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
  3. Содержание программы.
  4. Учебно – тематический план
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая работа предусматривает организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлен с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителейс целью своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении учебных программ, устранения отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.

 Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий  по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;
  7. Конвенции о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;
  8. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  10. Программы для 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор В.В. Воронкова, допущенной Министерством образования РФ.  Издательство М.: «Просвещение», 2013 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ по средствам коррекционного курса.

Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов обследования обучающихся в начале учебного года.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

 Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

У умственно отсталых учащихся выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью. На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, ведется максимальная коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Цель программы: формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития умственно отсталого ребенка и более эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

  • Развивать психические процессы: память, мышление, речь, воображение, восприятие.
  • Корригировать отклонения в сенсорном развитии у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
  • Обогатить чувственный познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
  • Формировать интерес и эмоционально – положительное отношение к окружающей действительности, широкую ориентировку в окружающем предметном мире.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
  2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
  6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
  7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Особенности коррекционной работы в 1 классе: увеличенный объем помощи в преодолении нарушений мелкой и крупной моторики, перцептивной деятельности и нарушений ВПФ.

 Эта работа включает развитие общей и мелкой моторики для овладения необходимыми  графическими навыками, коррекцию и развитие гнозиса, праксиса, мнезиса; уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектах, а так же формирование общеучебных навыков: планирование деятельности, выполнение действий по образцу, следование инструкции.  

Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза.

 Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий.  

Особенности коррекционной работы в 3 классе: коррекция, развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз – рука».

 Формирование   представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении в двух – и трехмерном пространстве.

Особенности коррекционной работы в 4 классе: дальнейшая коррекция, развитие и закрепление полноценных пространственных  (в трехмерном пространстве) и временных представлений, акустических и оптических сенсорных эталонов. Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений.

 Развитие умения планировать, контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

1 класс

Основные цели коррекционных занятий в 1 классе - формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств. Развитие и совершенствование  крупной и мелкой моторики для успешного овладения графическими навыками в учебной деятельности.

Задачи:

  • формировать умение координировать свои движения относительно поставленной задаче, действуя по подражанию;
  • развивать систему зрительно – слухо-двигательной связи;
  • развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
  • обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении практических бытовых или учебных действий;
  • стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;
  • формировать навыки выполнения сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий прикладывания, примеривания, наложения, обследования поверхности предмета;
  • развивать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы по одному признаку (цвет, форма, размер, фактура и др.) в группе разнородных предметов;
  • формировать умение ориентировки в пространстве (верх – низ, спереди – сзади, стороны: право - лево):
  • формировать временные представления: времена года, время суток.

2 класс

Основные цели коррекционных занятий во 2 классе – развивать целостность восприятия, развивать на его основе план представлений; развивать ориентирование в окружающем предметном мире через овладение поисковым способом.

Задачи:

  • развивать основные виды предметной и речевой деятельности;  совершенствовать точность совершаемых учебных, игровых и бытовых действий;
  • развивать представления об окружающем мире и умение выделять части предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;
  • развивать навык обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких;
  • развивать умения манипулировать объемным и плоскостным  конструктивным материалом по показу педагога и по наглядному образцу;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа;
  • совершенствовать двигательные навыки общей и мелкой моторики;
  • закреплять за ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, формировать навык координированных движений с одновременным   разграничением их функций;
  • развивать умение ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве.  

3 класс

Основные цели коррекционных занятий в 3 классе - продолжать формирование необходимой для развития ребенка сенсорной базы; формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.  

Задачи:

  • совершенствовать точность и силу движений, способствующих улучшению качества совершаемых действий учебного и повседневного характера;
  • развивать навык ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве;  
  • закреплять приемы обследования реальных предметов; закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умение самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с игровым, конструктивным материалом;
  • развивать умение использовать внешние признаки при выполнении предметных действий в ходе продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, конструировании и т. д.);
  • учить   определять и называть распознанный объект,   вербализировать свою деятельность, сопровождать свое обследование словесно; развивать умение описывать предмет, используя результаты его анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) по алгоритму;
  • закреплять навык ориентирования в пространстве листа;
  • учить определять время по часам

4 класс

Основные цели коррекционных занятий в 4 классе – закреплять навыки адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств; продолжать корригировать и развивать на основе сформированной сенсорной базы высшие психические функции.

Задачи:

  • продолжать развивать перцептивные способности (закреплять представления о сенсорных эталонах различных модальностей);
  • закреплять временные представления (ориентация во временах года, днях недели, умение определять время по стрелочным часам);
  • учить определять временные рамки своей деятельности и определять последовательность событий;
  • продолжать развивать координированность движений, крупную и мелкую моторику; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • учить проводить исследование объектов по предлагаемым педагогом словесным и письменным алгоритмам, учитывающим большинство признаков предмета;
  • закрепить четкое представление о схеме собственного тела и стоящего напротив, закреплять умение определять направления и положения предметов в пространстве относительно друг друга;
  • развивать умение вербализировать свои ощущения и деятельность.

Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Место курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане.

Данные занятия решают задачи коррекционно-развивающей работы с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей, проводятся педагогом - психологом в групповой форме. Группы комплектуются с учетом однородности нарушений обучающихся.

Количество часов по программе: в 1– 4 классах – по 68 часов. Тематическое планирование рассчитано на 1 час занятий в неделю с группой, итого на класс – 2 часа.

Особенности деления на группы

 1 группа – дети с незначительными дефектами психомоторного и сенсорного  развития, основная цель коррекционной работы с которыми – формировать и закрепить двигательные и перцептивные познавательные навыки.

2группа – дети со значительными дефектами развития, обусловленными различными причинами. Основная цель коррекционной работы - формировать двигательные и перцептивные познавательные навыки. Больший упор на занятиях делается на методы нейропсихологической коррекции.

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет не более 30-40 минут.

Структура занятия:

  • 1 этап. Вводный (5мин. )На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
  • 2 этап. Основной (16-25мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
  • 3 этап. Заключительный (5 мин.) На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с: педагогами (участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации).

К материально-техническим условиям реализации программы относятся:

  • возможность регулирования освещения от незначительного до интенсивного, независимые, мобильные источники света;
  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио кассет, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.).

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

1 класс

Сформированность следующих умений.

- давать краткое писание объектов и явлений;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине,  цвету;

-сравнивать между собой предметы, явления;

- опосредовать свою деятельность речью;

Сформированность следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

2 класс 

Сформированность следующих умений.

-различать основные цвета;

-различать вкусовые качества;

-конструировать предметы из геометрических фигур;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

Сформированность следующих умений:

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-различать основные цвета и их оттенки;

-конструировать предметы из геометрических фигур,

-узнавать предмет по части;

-определять на ощупь разные свойства предметов;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-различать вкусовые качества;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-различать характер мелодии;

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-соотносить времена года с названиями месяцев.

3 класс

Сформированность следующих умений.

-целенаправленно выполнять действия по 3-4 инструкции педагога. 
- дорисовывать незаконченные изображения.

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

-сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. 


Сформированность следующих умений.

-целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;

-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

-составлять цветовую гамму от темного до светлого;

-определять на ощупь поверхность предметов;

-зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;

-различать запахи и вкусовые качества;

-сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;

-действовать по звуковому сигналу;

-адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

-выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

-определять время по часам.

4 класс

Сформированность следующих умений.

-усвоение процесса письма с соблюдением соразмерности и разборчивого начертания знаков,

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа – и соответствующие ориентировки относительно себя;

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

-понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;-

Сформированность следующих умений.

-группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

смешивать цвета;

-находить нереальные элемент «нелепых» картинок;

-определять противоположные качества и свойства предметов;

-определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

-моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

-пользоваться календарем;

-определять возраст людей.

-определять время по часам.

-знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностической батареи и метода наблюдения, и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития обучающихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.

Для диагностики процессов сенсомоторного развития используется батарея тестов (Приложение 1), позволяющая воссоздать наиболее целостную картину нарушений и сохранных процессов в развитии обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

 Критериями отбора диагностических методик являются:

  • валидность,
  • простота использования и обработки, позволяющие сократить время, затрачиваемое на диагностику.

Основное содержание тем курса (разделы, структура)

1 класс (68 часов) два раза в неделю

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (4часа)

Модуль 1. Коррекция психомоторики.

Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов)

  • Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»).
  • Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
  • Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
  • Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей.
  • Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
  • Аппликация. Сгибание бумаги.
  • Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
  • Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела.
  • Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа).

  • Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины.
  •  Работа с пластилином (раскатывание).
  • Игры с крупной мозаикой.

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

Раздел  3. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (32 час), из них:

  • Формирование сенсорных эталонов цвета (12 часов)
  • Развитие и коррекция формы (14 часов)
  • Развитие и коррекция восприятия величины (6 часов)
  • Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.
  • Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур.
  • Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором.
  • Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.
  • Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).
  • Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел  4. Восприятие пространства (8 часов).

  • Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела.
  • Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.).
  • Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
  • Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).
  • Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 5. Восприятие времени (8 часов).

  • Сутки. Части суток.
  • Работа с графической моделью «Сутки».
  • Обозначение в речи временных представлений.
  • Последовательность событий (смена времени суток).
  • Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Итоговая диагностика обучающихся   (2 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

2 класс (68 часов в год, 2часа в неделю)

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (4 часа)

Раздел1.   Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов)

  • Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.
  • Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
  • Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
  • Развитие умения контролировать сменяемость действий.
  • Развитие моторики руки, формирование графических навыков.
  • Обводка и рисование по трафарету.
  • Штриховка в разных направлениях.
  • Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).
  • Работа с ножницами.
  • Аппликация.
  • Графический диктант по показу.

 Раздел 2.     Тактильно-двигательное восприятие (8 часов)

  • Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
  • Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
  • Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
  • Игры со средней мозаикой.
  • Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Словесное обозначение барических ощущений.
  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Раздел Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа)

  • Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
  • Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.
  • Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений.
  • Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Раздел3.  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (24 часа)

  • Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
  • обобщение словом.
  • Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
  • Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
  • Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
  • Различение цветов и оттенков.
  • Подбор оттенков цвета к основным цветам.
  • Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
  • Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

Восприятие пространства (4 часа)

  • Ориентировка в помещении: понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
  • Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
  • Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Развитие зрительного восприятия (4 часа)

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
  • Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения).
  • Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Развитие слухового восприятия (4 часа)

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
  • Подражание звукам окружающей среды.
  • Различение по голосу знакомых людей.

Восприятие времени (4 часа)

  • Порядок месяцев в году.
  • Времена года.
  • Работа с графической моделью «Времена года».
  • Измерение времени (сутки, неделя, месяц).
  • Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
  • Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Итоговое  обследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)

3класс (68ч в год , 2 раза в неделю)

Обследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса (14 часов)

  • Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).
  • Переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.
  • Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры.
  • Передача ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.
  • Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.
  • Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.
  • Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
  • Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем).
  • Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание, шнуровка, нанизывание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.
  • Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Раздел  Развитие произвольности психической деятельности. (6 часов)

  • Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной  работе.
  • Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания.
  • Упражнения для развития памяти.
  • Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).

Раздел  Развитие пространственно-временного  восприятия. (10 часов)

  • Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
  • Различение левой –правой частей тела у человека, стоящего напротив.
  • Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.
  • Упражнения для развития глазомера.
  • Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).
  • Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.
  • Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.
  • Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.
  • Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
  • Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
  • Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
  • Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.
  • Продолжительность суток: 1 сут. = 24 ч
  • Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.
  • Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель  в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
  • Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

Раздел  Развитие перцептивно-гностических функций (18 час)

  • Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
  • Составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.
  • Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам. Определение эмоций по сюжетным картинкам.
  • Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).
  • Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
  • Сравнение и обозначениесловом формы 3—4 предметов.
  • Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел Восприятие особых свойств предметов (6  часов)

  • Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник).
  • Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
  • Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел  Развитие слухового восприятия (4 часа)

  • Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
  • Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).
  • Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
  • Подражание звукам окружающей среды.
  • Различение по голосу знакомых людей.
  • Различение звуков по дальности-близости.

Раздел  Развитие зрительного восприятия (4 часа)

  • Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.
  • Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
  • Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
  • Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов (3 часа)

4класс ( 68часов в год, 2 раза в неделю)

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

  • Комплексное обследование детей. Определение уровня развития.
  • Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук.
  • Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
  • Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).
  • Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса (8 часов)

  • Движения с быстрой сменой ориентиров в пространстве.
  • Динамическая координация движений (чередование движений, выполнение ассиметричных и противоположных движений на счёт, при речевом сопровождении).
  • Ритмическое выполнение поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге. Поочерёдное выполнение движений в паре.
  • Ритмичное выполнение движений под стихотворение, пение, музыку.
  • Противоположные действия.
  • Выполнение движений по звуковому сигналу, отличающему по громкости или продолжительности.
  • Импровизация движений на заданную тему.
  • Дорисовывание симметричной половины изображения. Графические диктанты.
  • Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование ряда предметов и изображений по памяти. Безотрывная обводка сложных силуэтов.
  • Аппликационная лепка.

Раздел  Развитие перцептивно-гностических функций (20 часов)

  • Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.
  • Определение предмета по словесному описанию. Определение предмета по одной его части. Узнавание предмета по одному признаку (варианты).
  • Цвета и оттенки предметов.
  • Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
  • Зрительное расчленение предмета на части и воссоздание из частей.
  • Сравнение. Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание).
  • Составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
  • Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Органы чувств: нос, уши, руки, язык, глаза.
  • Тактильные ощущения. Различение ощущений тяжести.
  • Свойства материалов: пластмасс, резина;  вода.
  • Противоположные качества предметов: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой и т.д.
  • Различение звуков.
  • Давать характеристику предмету по данному плану с перечислением его свойств, качеств, частей.

Раздел Развитие пространственного восприятия. (10 часов)

  • Перемещение и трансформация зрительных образов. Схематическое изображение пространственных отношений.
  • Конструирование сложных форм предметов.
  • Соотношение углов, расстояний, пропорций.
  • Структурно-топологическое расположение предметов в пространстве по инструкции, отражение отношений предметов в схематических изображениях, планах.
  • Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета.
  • Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
  • Рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов.
  • Конструирование с передвижением предметов в пространстве.

Раздел Развитие временных представлений. (8 часов)

  • Закрепление временных представлений. Соотношения мер времени: 1 час – 60 мин., 1 мин – 60 секунд. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты 3 способами: 45 минут шестого, 5 ч 45 минут, без 15 шесть.
  • Понятия: полчаса, четверть часа, три четверти часа.
  • Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.
  • Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (14 часов)

  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение.
  • Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).
  • Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее).
  • Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).
  • Измерение веса разных предметов на весах.
  • Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

Раздел Развитие произвольности психической деятельности - 2 часа

  • Игры на развитие внимания и саморегуляции. Выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально-графический, вербальный план.
  • Самоконтроль по данному алгоритму действий. Составление планов предстоящей деятельности и отчётов о ней.
  • Упражнения в сличении результата и цели деятельности.

Вторичное обследование психомоторики и сенсорных процессов (3 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

  1. Учебно-тематический план по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2023-2024 учебный год

1класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

4

1

3

Модуль 1. Коррекция психомоторики.

 Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

12

4

8

Тактильно-двигательное восприятие.

4

2

2

Модуль 2. Коррекция сенсорной сферы.

 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

32

18

14

Формирование сенсорных эталонов цвета

12

3

9

Развитие и коррекция формы

14

7

7

Развитие и коррекция восприятия величины

6

2

4

 Восприятие пространства

8

2

6

 Восприятие времени

8

3

5

Итоговая  диагностика обучающихся  

2

0

2

Учебно-тематический план по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2023-2024 учебный год

2 класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий

4

1

3

 Развитие  моторики, графомоторных навыков

12

4

8

Тактильно-двигательное восприятие.

8

2

6

  Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

4

1

3

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

24

10

14

Восприятие пространства

4

1

3

Развитие зрительного восприятия

4

1

3

Развитие слухового восприятия

4

1

3

Восприятие времени

4

2

2

Итоговое  обследование психомоторики и сенсорных процессов

2

1

1

Учебно-тематический план по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2023-2024 учебный год

 3класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Обследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий

                   2

1

1

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса

14

5

9

Развитие произвольности психической деятельности.

6

2

4

Раздел  Развитие пространственно-временного  восприятия.

10

3

7

Раздел  Развитие перцептивно-гностических функций

18

7

11

Раздел Восприятие особых свойств предметов

6

2

4

Раздел  Развитие слухового восприятия

4

2

2

Раздел  Развитие зрительного восприятия

4

1

3

Итоговое  обследование психомоторики и сенсорных процессов

3

1

2

Учебно-тематический план по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2023-2024 учебный год

 4класс

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Обследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий

2

1

1

Развитие движений, различных видов праксиса

8

2

6

Развитие перцептивно-гностических функций

20

8

12

  Развитие пространственного  восприятия.

10

4

6

 Развитие временных представлений

10

5

5

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

14

6

8

Развитие произвольности психической деятельности

2

1

1

Итоговое обследование психомоторики и сенсорных процессов

3

1

2

Учебно-методический комплекс

Программно-методические материалы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой.   Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова).-  М., «Просвещение», 2013 г.

Материально-техническое  обеспечение:

  • технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
  • музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
  • дидактические игры, наборы сюжетных картинок

Методическая литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
  3. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;
  4. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: «Педагогика», 1976;
  5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №4, 2004
  6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001

Дополнительная литература для учителя:

  1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
  2. Венгер А. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988;
  3. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
  4. Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 – 4 года жизни: Методические рекомендации/ О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М.: Издательство Московского психосоциального института; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЕК»,2004;
  5. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004;
  6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
  • Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....