Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса
рабочая программа
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с интеллектуальной недостаточностью (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса является составной частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана в соответствии со следующими документами: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Планируемые результаты освоения обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения.
К числу планируемых результатов освоения отнесены:
— личностные, включающие овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах;
— предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
К личностным результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Содержание коррекционного курса
. Данный курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность одного занятия 30-40 минут. Частота занятий 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план 5 класс (1 час в неделю)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Диагностика. | 2 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков. | 6 |
3 | Тактильно – двигательное восприятие. | 2 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 2 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 5 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 4 |
7 | Восприятие особых свойств предметов. | 3 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 2 |
9 | Восприятие пространства. | 4 |
10 | Восприятие времени. | 2 |
11 | Обследование по итогам работы за год | 2 |
Общее количество часов. | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часов, 1 раза в неделю)
№ | Темы занятий | кол. часов | Тип урока | Оборудование | Дата | ||
По программе | По факту | ||||||
1. Диагностика (2ч) | |||||||
1 | Диагностика познавательной сферы | 1 | Индивидуальное обследование | Диагностический пакет методик | |||
2 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 1 | |||||
2.Развитие моторики, графомоторных навыков (6ч). | |||||||
3 | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). (Координация движений (игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.)) | 1 | Занятие-игра. | Мячи, скакалки, стрелки-символы. «Дорожка следов» полоса препятствий | |||
4 | Синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). (Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением) | 1 | Занятие-практикум. | Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г | |||
5 | Штриховка (в разных направлениях и рисование по трафарету) и обводка по трафарету (орнамента из геометрических фигур) | 1 | Традиционное | Внутренние и внешние трафареты. Игры со шнурками; пособие «Гусеница» | |||
6 | Графический диктант (по показу). | 1 | Практическая работа | ||||
7 | Вырезание ножницами (из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм) | 1 | Занятие-игра | Бумага ,ножницы | |||
8 | Координация движений руки и глаза (по инструкции педагога). (Работа в технике «объемной аппликации») | 1 | Занятие-игра Практическая работа | Мат-алы для аппликации | |||
3. Тактильно – двигательное восприятие (2ч). | |||||||
9 | Определение на ощупь предметов (с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Игра со средней мозаикой) | 1 | Практическая работа | Набор разнообразных предметов. Наборы мозаики. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |||
10 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 1 | Практическая работа | Набор разнообразных предметов. Пластилин. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |||
4.Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч). | |||||||
11 | Движения и позы (верхних и нижних) конечностей и головы (по инструкции педагога); (вербализация собственных ощущений). | 1 | Занятие-игра в зале | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты», | |||
12 | Движения и позы всего тела. (Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)). | 1 | Дидактическая игра «Зеркало».Занятие-игра | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты» | |||
5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5ч). | |||||||
13 | Объемные геометрические фигуры (шар, куб), (группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)). | 1 | Традиционное | геометрические фигуры и (шар, куб) . Предметные картинки | |||
14 | Сравнение 3-4 предметов (по высоте и толщине, длине и ширине, составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку). | 1 | Традиционное | Предметы разнообразные по форме, лине | |||
15 | Группировка предметов (по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции педагога)) | 1 | Традиционное | Предметы разнообразные по форме,величине, цвету | |||
16 | Различение цветов и оттенков (подбор оттенков к основным цветам) | 1 | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета», «Подбери предмет такого же цвета» | Предметы разнообразные по толщине. Геометрический конструктор | |||
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали). (составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.)). | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | Геометрический конструктор . Предметные картинки | |||
6. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4ч). | |||||||
18 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов (состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога)) | 1 | Традиционное | Предметные картинки | |||
19 | Найди отличия (сравнение 2-х картинок). | 1 | Традиционное | Предметные картинки | |||
20 | Развитие зрительной памяти. | 1 | Дидактическая игра «Что изменилось?» (4-5 предметов) | Предметные картинки | |||
21 | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения), (Упражнения для профилактики и коррекции зрения) | 1 | Традиционное. Занятие-игра | Зрительный тренажер | |||
7. Восприятие особых свойств предметов (3ч). | |||||||
22 | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 1 | Практическая работа | Сюжетные картинки | |||
23 | Вкусовые качества и обонятие ((сладкое - горькое, сырое – вареное), (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений). | 1 | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Предметные картинки; натуральные предметы | |||
24 | Восприятие чувства тяжести (от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений) | 1 | Практическая работа | Предметные картинки; натуральные предметы | |||
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2ч). | |||||||
25 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен), (характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)) | 1 | Занятие- практикум | Детские музыкальные инструменты ; аудио и медиафайлы | |||
26 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная), (Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)) | 1 | Прослушивание музыкальных произведений. Занятие-практикум | аудио и медиафайлы | |||
9. Восприятие пространства (4ч). | |||||||
27 | Ориентировка в помещении (движение в заданном направлении (обозначение словом направления движения, понятие «дальше» - «ближе») | 1 | Занятие-игра | Мячи, скакалки, стрелки-символы | |||
28 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов, расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа) | 1 | Традиционное | Мячи, скакалки, стрелки-символы Набор предметов | |||
29 | Расположение плоскостных и объемных предметов (в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами, ориентировка на поверхности парты) | 1 | Традиционное | Листы бумаги разного формата . Предметные картинки; натуральные предметы | |||
30 | Положение предмета и вербализация пространственных отношений (с использованием предлогов) | 1 | Дидактическая игра «Определи положение предмета» | Предметные картинки; натуральные предметы | |||
10. Восприятие времени (2 ч) | |||||||
31 | Порядок месяцев в году. Времена года. | 1 | Занятие-игра | графическая модель «Сутки», «Времена года». Дидактическая игра «12месяцев» | |||
32 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунды, минута, час, сутки). | 1 | Игры с моделью часов | Табл. «Дни недели», Модель часов | |||
33 | Обследование по итогам работы за год (2 час) | 1 | Индивидуальное обследование | Диагностический пакет методик | |||
34 | 1 |
Список учебно-методической литературы.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений.– М.: Книголюб, 2007. (Специальная психология).
- Метиева Л.А., .Удалов Э.Я..Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2009г.
- Голубь Т.В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2006.
- Узорова О. В.Пальчиковая гимнастика.– М.:АСТ: Астрель, 2007.
- Мищенкова П.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" (на примере 2 класса)
Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает со...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...
Конспект открытого занятия 3а класса по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов».
Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов»....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Коррекционный курс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. 1 класс, 9.1
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа дефектологического сопровождения курс " Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" разработанна для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок ре...