Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса
рабочая программа

Насибова Конуль Аслановна

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с интеллектуальной недостаточностью (5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа по коррекционному курсу

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Пояснительная записка

     Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса является        составной частью Адаптированной основной общеобразовательной программы        образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработана в соответствии со следующими документами: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Планируемые результаты освоения обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения.

   К числу планируемых результатов освоения отнесены:

—        личностные,        включающие        овладение        обучающимися        жизненными        и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах;

— предметные, связанные с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризующие их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

    К личностным результатам освоения относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Содержание коррекционного курса

.  Данный курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность одного занятия 30-40 минут. Частота занятий 1 раз в неделю.

Учебно-тематический план 5 класс (1 час в неделю)

Название раздела

Количество часов

1

Диагностика.

2

2

Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

6

3

Тактильно – двигательное восприятие.

2

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2

5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

5

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

4

7

Восприятие особых свойств предметов.

3

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

2

9

 Восприятие пространства.

4

10

Восприятие времени. 

2

11

Обследование по итогам работы за год

2

Общее количество часов.

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часов, 1 раза в неделю)

Темы занятий

кол. часов

Тип урока

Оборудование

Дата

По программе

По факту

1. Диагностика (2ч)

1

Диагностика познавательной сферы

1

Индивидуальное обследование

Диагностический пакет  методик

2

Диагностика эмоционально-личностной сферы

1

2.Развитие моторики, графомоторных навыков (6ч).

3

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). (Координация движений (игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.))

1

Занятие-игра.

Мячи, скакалки, стрелки-символы. «Дорожка следов» полоса препятствий

4

Синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). (Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением)

1

Занятие-практикум.

Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г

5

Штриховка (в разных направлениях и рисование по трафарету) и обводка по трафарету (орнамента из геометрических фигур)

1

Традиционное

Внутренние и внешние трафареты. Игры со шнурками; пособие «Гусеница»

6

Графический диктант (по показу).

1

Практическая работа

7

Вырезание ножницами (из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм)

1

Занятие-игра

Бумага ,ножницы

8

Координация движений руки и глаза (по инструкции педагога). (Работа в технике «объемной аппликации»)

1

Занятие-игра Практическая работа

Мат-алы для аппликации

3. Тактильно – двигательное восприятие (2ч).

9

Определение на ощупь предметов (с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Игра со средней мозаикой)

1

Практическая работа

Набор разнообразных предметов. Наборы мозаики. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

10

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

Практическая работа

Набор разнообразных предметов. Пластилин. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч).

11

Движения и позы (верхних и нижних) конечностей и головы (по инструкции педагога); (вербализация собственных ощущений).

1

Занятие-игра

в зале

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,

12

Движения и позы всего тела. (Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)).

1

Дидактическая игра «Зеркало».Занятие-игра

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»

5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5ч).

13

Объемные геометрические фигуры (шар, куб), (группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)).

1

Традиционное

геометрические фигуры и (шар, куб) . Предметные картинки

14

Сравнение 3-4 предметов (по высоте и толщине, длине и ширине, составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку).

1

Традиционное

Предметы разнообразные по форме, лине

15

Группировка предметов (по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции педагога))

1

Традиционное

Предметы разнообразные по форме,величине, цвету

16

Различение цветов и оттенков (подбор оттенков к основным цветам)

1

Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»,  «Подбери предмет такого же цвета»

Предметы разнообразные по

толщине. Геометрический конструктор

17

Конструирование предметов  из   геометрических  фигур (2- 4 детали). (составление целого из частей  (3-4 детали)  на  разрезном наглядном материале. Выделение  и  различение  частей  знакомых  предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.)).

1

Работа с геометрическим конструктором.

Геометрический конструктор . Предметные картинки

6. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4ч).

18

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов (состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога))

1

Традиционное

Предметные картинки

19

Найди отличия (сравнение 2-х картинок).

1

Традиционное

Предметные картинки

20

Развитие зрительной памяти.

1

Дидактическая игра «Что изменилось?» (4-5 предметов)

Предметные картинки

21

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения), (Упражнения для профилактики и коррекции зрения)

1

Традиционное.

Занятие-игра

Зрительный тренажер

7. Восприятие особых свойств предметов (3ч).

22

Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы измерения температуры (градусник).

1

Практическая работа

Сюжетные картинки

23

Вкусовые качества и обонятие ((сладкое - горькое, сырое – вареное), (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений).

1

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Предметные картинки;

натуральные предметы

24

Восприятие чувства тяжести (от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений)

1

Практическая работа

Предметные картинки;

натуральные предметы

8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2ч).

25

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен), (характеристика звуков по громкости и длительности  (шумы, музыкальные и речевые звуки))

1

Занятие-

практикум

Детские музыкальные инструменты ; аудио и медиафайлы

26

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная), (Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды))

1

Прослушивание музыкальных произведений. Занятие-практикум

аудио и медиафайлы

9. Восприятие пространства (4ч).

27

Ориентировка в помещении (движение в заданном направлении (обозначение словом направления движения, понятие «дальше» - «ближе»)

1

Занятие-игра

Мячи, скакалки, стрелки-символы

28

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов, расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа)

1

Традиционное

Мячи, скакалки, стрелки-символы Набор предметов

29

Расположение плоскостных и объемных предметов (в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами, ориентировка на поверхности парты)

1

Традиционное

Листы бумаги разного формата . Предметные картинки;

натуральные предметы

30

Положение предмета и вербализация пространственных отношений (с использованием предлогов)

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

Предметные картинки;

натуральные предметы

10. Восприятие времени (2 ч)

31

Порядок месяцев в году. Времена года.

1

Занятие-игра

графическая модель «Сутки», «Времена года». Дидактическая игра «12месяцев»

32

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунды, минута, час, сутки).

1

Игры с моделью часов

Табл. «Дни недели», Модель часов

33

Обследование по итогам работы за год (2 час)

1

Индивидуальное обследование

Диагностический пакет  методик

34

1

Список учебно-методической литературы.

  1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений.– М.: Книголюб, 2007. (Специальная психология).
  2.  Метиева Л.А., .Удалов Э.Я..Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2009г.
  3.  Голубь Т.В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Узорова О. В.Пальчиковая гимнастика.– М.:АСТ:  Астрель, 2007.
  5.  Мищенкова П.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  6. Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
  7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей  и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  8. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
  9. Чистякова М.И.  Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" (на примере 2 класса)

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает со...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов  разработана в соответствии с  положением о структуре, порядке р...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Коррекционный курс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. 1 класс, 9.1

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа дефектологического сопровождения курс " Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" разработанна для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок ре...