Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"
рабочая программа по теме
Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование по классам, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 43.31 КБ |
тематическое планирование на 1 - 4 классы | 63.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 5 г. Аши.
УТВЕРЖДАЮ» Директор МКС(К)ОУ VIII вида школы-интерната № 5 г. Аши ____________ О.Г. Герасимова 01 сентября 2011 г. | «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШМО ____________ Чуева Н.А. Протокол № 01 01 сентября 2011 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по учебной работе _____________ В.И. Похлебаев 01 сентября 2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя I квалификационной категории
Токаревой Н. В.
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
в 1 - 4 классах
на 2012 – 2013 учебный год.
В неделю – 2 часа. Количество за год – 68часов.
Рабочая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Автор: Токарева Наталья Владимировна
в соответствии с положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ школы – интерната№5 г. Аши.
рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол№1 от 30.08.2012)
Составил учитель – логопед I категории Токарева Н. В.
Педагогический стаж – 27
Пояснительная записка.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида школы-интерната № 5 г. Аши и рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2012г.)
Предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Количество часов по программе:_________________________________________68ч
Количество часов в неделю по учебному плану:___________________________ 2ч
Количество часов за год:______________________________________________68 ч
Учитель – Токарева Н. В.
Занятия проводятся с 1 – 4 классы два раза в неделю.
Данная программа соответствует типовому учебному плану специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида специальной коррекционной школы 8 вида.
Целью занятий является коррекция и максимальное развитие познавательных процессов.
Основные задачи курса.
- Коррекция отклонений в психическом развитии.
- Формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности.
- Развитие сохранных сторон познавательной деятельности.
- Формирование навыков учебной деятельности.
- Развитие навыков и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.
Основные направления работы на занятиях.
- Развитие сенсорных процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Коррекция эмоционально – волевой сферы.
Развитие психических процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников и принципов их развития.
Программа включает: наблюдения, проведение сравнений, сопоставление, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, моделирование, конструирование, упражнения на ориентацию, беседы, этюды на расслабление, моторная зарядка, практическая работа с разными материалами, обведение шаблонов, штриховка, раскрашивание, занимательный материал по логике, графические диктанты.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего мира, навыков коллективной работы, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
Предлагаемые в данной программе распределение материала по возрастным группам носит лишь рекомендательный характер.
В процессе занятий с детьми с ОВЗ учителю необходимо подбирать наглядные пособия и раздаточный материал, игры согласно их индивидуальным особенностям.
Содержание программы (1, 2, 3, 4 классы).
1 блок. Развитие сенсорных процессов.
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия цветов, различение, называние, сравнивание цветов, классификация по цвету, рядообразование предметов по интенсивности цвета, соотнесение предметов с цветом.
- Развитие зрительного и осязательного восприятия форм предметов, различение , называние, классификация, трансформация форм.
- Развитие зрительного и осязательного восприятия величин, различение , называние, классификация, трансформация, сравнение предметов по величине.
- Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов, различение, называние, классификация.
- Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений, понимание, называние, ориентирование, конструирование.
- Развитие слухового восприятия на материале учебных предметов.
- Развитие темпо – ритмического чувства, узнавание и воспроизведение темпо – ритмических структур.
- Восприятие недорисованных, зашумленных изображений.
- Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, текстом, глиной.
- Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
- Развиие временных представлений.
Содержание занятий.
Восприятие основных цветов спектра, оттенков цветов спектра, различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по цвету.
- Восприятие геометрических фигур
Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. Трансформация геометрических фигур. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов. Определение простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 -8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).
- Восприятие величин.
Различение, называние, классификация и рядоообразование по величине. Дифференциация предметов и изображений длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам. Сравнение предметов по величине и трансформация.
- Восприятие пространственных отношений.
Верх – низ, право – лево, впереди – позади по отношению к себе. Ориентация в собственном теле. Ориентация на плоскости. Ориентация на листе бумаги. Ориентация в окружающей действительности. Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами. Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению к друг другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение на нем предметов, игрушек
- Восприятие фактуры предметов.
Твердый – мягкий, гладкий – шероховатый, различение по материалу. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое и- ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть).
- Узнавание перечеркнутых и зашумленных изображений. Узнавание наложенных друг на друга изображений.
- Восприятие контурных изображений знакомых предметов. Восприятие недорисованных изображений.
- Восприятие и воспроизведение темпо – ритмических структур из2 , 3, 4, 5 и более элементов.
- Конструирование из 3, 4, 5, 6 и более элементов.
- Лабиринты,
- Игры на восприятие цвета, формы, величины.
- Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. Д.).
- Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 3 – 4 предложенных.
- Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, текстом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
- Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
- Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.
- Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений.
- Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. Д).
- Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
- Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом.
- Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета.
- Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов.
- Определение простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов.
- Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту.
- Определение предмета по словесному описанию.
- Конструирование сложных предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 -8 элементов.
- Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).
- Восприятие времени.
- Определение времени по часам.
- Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года.
- Последовательность основных жизненных событий.
- Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
2 блок. Развитие психомоторики.
Задачи:
- Развитие общей моторики.
- Развитие статических, изолированных движений.
- Развитие координации движений
- Развитие двигательной памяти.
- Развитие символического праксиса.
- Развитие предметных действий.
- Развитие пространственной координации.
2.Развитие мелкой моторики.
- Развитие позы кисти руки.
- Развитие произвольной моторики пальцев рук.
- Развитие тонкокоординированных движений пальцев рук.
- Развитие динамического, конструктивного праксиса.
- Развитие зрительно – двигательной координации в пространстве.
- Развитие сенсомоторики – согласованности движений рук и глаза.
- Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога
- Совершенствование точности мелких движений рук.
- Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
- Выполнение целенаправленных действий по 3, 4 звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Содержание занятий.
- Элементы пальчиковой гимнастики(стол, стул, лодочка, кораблик, очки, флажки и другие на переключение.
- Графические упражнения в тетради, работа по пунктирам, работа с трафаретами, раскрашивание контурных изображений, дорисовывание изображений, рисование бордюров, работа со спичками, цветными палочками.
- Работа с различными материалами, аппликации, ниткоплетение, лепка, конструирование, работа с природным материалом, шнуровка, работа с мозаикой, работа с иглой и другие виды работ.
- Игра. Игра в «снежки», «на пианино» и т д.
- Упражнения с цветными полосками, счетными палочками.
- Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
- Штриховка изображений двумя руками.
- Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
- Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
- Выполнение целенаправленных действий по 3, 4 звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности
- Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук.
- Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
- Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
3 блок. Развитие познавательных процессов.
Задачи:
Развитие памяти и внимания.
Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие зрительного внимания и памяти.
Развитие свойств внимания и памяти.
Развитие мышления.
- Развитие наглядно – действенных и нагялдно - образных форм мышления. Установление тождества объектов, сравнение объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения частей и целого, классификация объектов по одному - двум признакам.
- Развитее вербально – логических форм мышления, определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание загадок, переносных значение слов, определение последовательности событий.
Развитие речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи (диалогической и монологической).
- Развитие фантазии и речевого словотворчества детей.
- Обогащение словарного запаса.
Развитие восприятия.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие зрительного восприятия.
Содержание занятий.
- Прямое следование конструированию по образцу.
- Заучивание стихотворений.
- Игры и упражнения для развития памяти ( осязательной, зрительной, двигательной, словесной), упражнения на развитие осмысленного запоминания.
- Игры и упражнения для развития свойств внимания (объема, устойчивости, распределения(переключаемости) типа (Отыщите из фигур только ,, +,-).
- Игры и задания для развития интеллектуальных способностей у детей.
- Выделение существенных признаков предметов
- Узнавание предметов по заданным точкам.
- Сравнивание двух или более предметов.
- Классификация предметов т явлений.
- Формирование умения давать определение понятиям.
- Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи.
- Понимание переносных значений.
- Виды работ по развитию связной речи, составление рассказов по сюжетным картинкам, составление рассказа на заданную тему, пересказ сказки или рассказа без опоры на наглядность. Словарная работа на уроках.
- Формирование произвольности зрительного восприятии; дорисовывание незаконченных изображений.
- Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
- Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки).
- Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
- Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.
- Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
- Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
- Формирование чувства ритма.
- Различение по голосу ребенка и взрослого
4 блок. Развитие эмоционально – волевой сферы учащихся.
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения.
- Формирование уверенности в себе.
- Формирование социального доверия.
- Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Содержание.
- Коммуникативные игры и упражнения.
- Релаксация.
- Эмоциональное реагирование на ситуацию.
- Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
- Игровая коррекция поведения.
- Паузы отдыха и расслабления: «Путешествие на облаке», «Солдат и тряпичная кукла» и другие.
- Беседы в кругу.
Характерными особенностями учебного предмета развитие психомоторики и сенсорных процессов является:
- Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей со сниженным интеллектом. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием таких детей в психомоторном развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
- Создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
- Совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой моторики.
Задачи обучения:
- Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
- Коррекция познавательной деятельности.
- Формирование пространственно-временных ориентировок.
- Развитие слухоголосовых координаций.
- Формирование способности эстетически воспринимать окружающей мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
- Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности..
- Обогащение словарного запаса детей.
- Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
- Коррекция мелкой моторики рук.
Стандарт начального образования по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В результате изучения предмета: развитие психомоторики и сенсорных процессов ученик должен знать, уметь:
- Уметь называть, различать, классифицировать основные цвета спектра и их оттенки, моделировать, конструировать по цвету, соотносить предмет с цветом.
- Умение называть, различать, классифицировать геометрические фигуры. Конструировать из нескольких фигур.
- Различать, называть, классифицировать величины. Дифференцировать предметы и изображения по длине, ширине, высоте, толщине.
- Различать пространственные отношения (слева – справа, верх – низ, впереди – сзади).
- Ориентироваться в собственном теле.
- Определять фактуру предмета (твердый – мягкий, гладкий – шероховатый).
- Определять предмет по контуру.
- Определять предмет по перечеркнутому, зашумленному изображению.
- Определять предмет по недорисованному изображению.
- Определять и воспроизводить темпо – ритмический рисунок из 2, 3, 4, 5 и более предметов.
- Выполнять графические упражнения в тетради.
- Выполнять упражнения с цветными полосками, счетными палочками. Конструировать из них.
- Выполнять упражнения с применением различных материалов (нитки, природный материал, игла, пластилин…)
- Выполнять тококоординированные движения пальчиковой гимнастики.
- Сформирована основа прочного запоминания, устойчивого внимания.
- Понимание скрытого смысла в картинках.
- Понимание переносного значения.
- Умение составить рассказы по сюжетным картинкам, рассказ на заданную тему, сказку или рассказ без опоры на наглядность и с опорой.
- Сформирована уверенность в себе, умения различать эмоции, умения снять эмоциональное перенапряжение.
- Сформированы умения выделять существенные признаки предметов, узнавание предметов по заданным признакам, сравнение двух или более предметов, классификация двух или более предметов, навыки установления причинно – следственных связей, умения строить простые умозаключения на доступном материале, обобщать.
- Целенаправленно выполнять действия по четырёхзначной инструкции педагога, составлять план действий.
- Пользоваться элементами расслабления.
- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом
- Смешивать цвета.
- Конструировать сложные формы из 6-8 элементов.
- Находить нереальные элементы нелепых картинок.
- Определять противоположные качества и свойства предметов.
- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
- Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
- Определять время по часам.
- Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве.
- Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении
Программно - методические материалы:
- Методы коррекции, возможность их использования в работе педагогов. Челябинск.2001 – 2002г. 2 СКОУ №60.
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей деетй!. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
- Л.Ф. Венгер. «Домашняя школа мышления», М. 1994г.
- Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей», Я. 1997г.
- З.Ф. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М. Просвещение.1990г.
- «Чего на свете не бывает» (занимательные игры). М. Просвещение.1991г.
- Л. В. Черемошкина «Развитие восприятия у детей». Я. «Академия развития». 1996г.
- Т. В. Башаева «Развитие восприятия у детей». Форма, цвет,звук». Я. «Академия развития».1997г.
- Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов «Развитие логического мышления детей».Я. «Академия развития».1996г.
- Л. Житникова «Учим детей запоминать». М. Просвещение.1978г.
- Играем и пальчиками развиваем речь. В. Цвынтарный, Лань, Санкт – Петербург.1997г.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под редакцией Б.П. Пузанова. М. 2001г.
- Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В. И. Селиверстова. М. Просвещение, 1979г.
- Л. С. Рычкова. Основы дефектологии. Челябинск.2001г.
- Коррекция и развитие (Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта). Выпуск 1. С. Петербург. Образование, 2996г.
- Методика обучения ИЗО и конструированию. Под редакцией Т. С. Комаровой. М. Просвещение.1991г.
- Л. С. Рычкова Психопатология детского возраста. Избранные вопросы частной психологии. Умственная отсталость. Челябинск.2001г.
- Развитие. Программа нового поколения для детских образовательных учреждений. Средняя группа. М. 2Гном – пресс», 19999г. Под редакцией О. М. Долгенко.
- С. Г. Шевченко. Коррекционно – развивающее обучение. (Организационно – педагогические аспекты). М. Владос.1999г.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой, М. Школа – Прес,1994г.
- З.А. Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Екатеринбург.1996г.
- Т. А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. М. Просвещение.1973г.
- Г. Г. Голубева. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. С – Петербург.2000г. Издательство РГПУ им. А. С. Герцена «Союз».
- Давайте поиграем. Под редакцией А. А. Столяра. М. Просвещение,1991г.
- А.В Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. М. Прсвещение.1990г.
- Р. И. Лалаева., Л. В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С. – Петербург «Союз».2001г.
- М. Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение.1995г.
- Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей М. 2007г.
- Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю.Ковалёва. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- Учебно-методическое пособие. Издательство: «Каро» С - Петербург 2005г.
- Н.Я. Семаго. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьника возраста. Практическое пособие. «Айрис дидактика» М. 2007 г.
- С.Е. Гаврилова, H.J1. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина Подготовка руки к письму тесты для дошколят М. «Росмэн» 2005 г.
- М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых «Кристалл» С - Петербург 1997 г.
- Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 1 класс.
Тема занятия | Коррекционные цели | дата | Кол - во часов | Формы работы, упражнения |
1четверть (18ч). |
Развитие процесса ощущения и восприятия размера. | Классификация предметов по размеру (Длинный, короткий, узкий, широкий, высокий, низкий.) | 1час | Игры на восприятие больших и маленьких предметов, высоких и низких предметов, игры на восприятия ширины предметов. | |
Восприятие направления. | Ориентация вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева. | 1час | Игры: «Где предмет?», «Что где?», «Вокруг домика». «Найди похожие картинки», «Определи направление». | |
Восприятие времени. | Восприятие характеристики времени (время суток, течение времени). Развитие умений в установлении причинно – следственных связей. | 1час | Игры: «Какое дело можно сделать быстрее?», «Время суток», «Что перепуталось на картинках?». Упр-ния по определению времени по часам. Игры: «Расставь по порядку», «Повтори за мной». | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие тонкокоординированных движений кисти рук. | 1час | Лепка печенья из пластилина. | |
Развитие процессов ощущения и восприятия цвета (красный, желтый, зеленый, синий и т.д.) | Узнавание, сопоставление, называние основных цветов и оттенков. | 1час | Сопоставление предметов по цвету. Игры на восприятие цвета: «Сложи красивую, пеструю ткань для шторы», «Подбери красивое сочетание цвета». | |
Упражнения на получение цветности. | Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону. | 1час | Упражнения: «Как светлеет небо на рассвете?», «Как заходит солнце?», «как желтеют листья?» | |
Развитие произвольной памяти. | Развитие мнестической памяти. | 1час | Игры – задания: «Что изменилось?», «Что спрятано?». Сюрпризы. | |
Развитие пространственных представлений. | Коррекция ориентировочной деятельности в пространстве. | 1час | Сопоставление фигурок – головоломок, складывание разрезных картинок . | |
Развитие мелкой моторики. | Тренировка движений пальцев рук (подвижность, гибкость). | 1час | Моделирование из счетных палочек, цветных полосок (санки, часы, башня, ёлочка…). Игры – потешки. | |
Развитие переключаемости внимания. | Развитие скорости переключения внимания с одного вида деятельности на другой. | 1час | Физические упражнения (переход от одного к другому упражнению). Игры: рыба, птица, зверь, цветок, дерево, фрукт. | |
Упражнения для развития точности движений. | Развитие точнокоординированных движений руки. Развитие зрительно – пространственной ориентации. | 1час | Работа в тетради (рисование узоров, бордюров). | |
Эмоции удовольствия и радости. | Коррекция эмоциональных отклонений. | 1час | Практическое выражение эмоций, распознавание эмоций в портретах. | |
Восприятие формы. | Узнавать, различать, называть, классифицировать по форме. | 1час | Классификация по форме, работа с шаблонами. | |
Складывание разрезных картинок (из 5 – 6 частей). | Развитие целостного восприятия предметов. | 1час | Работа с разрезными картинками, открытками. | |
Сопоставление предметов с формой. | Различение и соотнесение предмета с формой. | 1час | Работа с шаблонами (Г/Ф), наложение предмета на шаблон. | |
Загадки. | Развитие мышления на основе упражнений в выделении признаков предмета. | 1час | ЧВС | |
Упражнения и игры по развитию глазомера. | Развитие линейного глазомера ч/з упражнения в вычерчивании, вырезании… | 1час | Вырезание, вычерчивание фигур, выкладывание узора из ниток. | |
Конструирование. | Развитие пространственной ориентации, коррекция мелкой моторики. | 1час | Кубики, работа с конструктором. | |
2 четверть (14ч) | ||||
Наши эмоции. | Развивать выразительность движений ребенка, учить распознавать эмоции по мимике (радость, грусть, страх, злость). | 1ч | Миогимнастика, беседа с рассматриванием сюжетных картинок. | |
Коррекция мелкой моторики. | Развитие мелкой моторики. | 1ч | 3 комплекса упражнений самомассажа на основе физических упражнений. | |
Составление орнамента из г\ф в полосе. | Коррекция восприятия формы, развитие ориентировочной деятельности. | 1ч | Обводка шаблонов. Вырезание, составление узора. | |
Нахождение признаков отличия. | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделение, обобщение признаков. | 1ч | Таблицы с изображёнными задачами (группы фигур). | |
Загадки математического содержания. | Анализ предметов с количественной пространственной, временной точки зрения, установление математических отношений. | 1ч | Задачи – шутки, загадки, занимательные вопросы. | |
Ориентация на листе бумаги (с применением г/ф) | Развитие ориентировочной деятельности, развитие мелкой моторики | 1ч | Работа с шаблонами г/ф. | |
Изображение различных эмоций. | Определение эмоций по схематическому изображению, совершенствовать умения изображать те или иные эмоции. | 1ч | Игра перед зеркалом. Этюды: «Баба – яга», «Один дома», «Праздник». | |
Учимся слушать друг друга. | Учить детей умению выслушать другого, не перебивая. Не проявляя нетерпение. | 1ч | Отработка ситуаций, при которых ребенок должен слушать другого (практическая ситуация, беседа в кругу.) | |
Восприятие целостного предмета. | Научить ребёнка узнавать предмет по его отдельным частям. | 1ч | Игры: «Собери разрезную картинку.», «Сложи орнамент.» | |
Конструирование. | Развитие пространственной ориентации. | 1ч | Конструирование сложных форм. | |
Узнавание предметов. | Развитие целостного восприятия. Коррекция зрительной памяти. | 1ч | Игры: «Узнай предмет по контуру», «Узнай фигуру», «Дорисуй узор по образцу», «Узнай предмет по деталям», «Дорисуй лес». | |
Общее и различное в предметах. | Сравнение, выделение общих и различных признаков | 1ч | Игры: «Что изменилось в узоре?», «Поставь на своё место», «Найди похожие облака», «Найди различие в предметах». | |
Узнавание по описанию. | Развитие представлений по описанию | 1ч | Упражнения: «Найди по описанию нужный предмет на рисунке», «Узнай о чём я расскажу тебе», «Магазин цветов», «магазин продуктов». | |
Развитие мелкой моторики. | Коррекция мелкой моторики | 1ч | Игры: «Палочки», «Бирюльки», «Колечко», «Дорожки». Конструирование из цветных палочек. | |
3 четверть (20ч). |
Эмоции настроения. | Определение настроения по эмоциям. | 1ч | Игры: «Определи настроения», «Этюды», «Лисичка подслушивает», «Лисёнок боится», Ваське стыдно», «Лисёнок боится». | |
Восприятие природы. | Развитие наблюдательности. | 1ч | Прогулка в лес. Беседа о прогулке. | |
Развитие слуховой памяти. | Развитие скорости запоминания, увеличение объёма памяти. | 1ч | Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем рисуя», «Цвета», «Форма предметов». | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие подвижности, целенаправленности действий. | 1ч | Обрывная аппликация, упражнения с палочкой, игра на пианино, пальчиковый театр. | |
Восприятие звуков. | Узнавать, различать звуки окружающего мира. | 1ч | Слушание грамзаписи мелодий разных инструментов, игры на восприятие силы, долготы, высоты звука. Различение мелодий по темпу, ритму настроению. | |
Анализ формы предметов. | Анализирование форм предмета, состоящих из нескольких геометрических фигур. | 1ч | Игра: «Выложи сам» (складывание предметов из геометрических фигур) | |
Логические упражнения. | Развитие логического мышления на основе упражнений в анализе предметов и ситуаций. | 1ч | Упражнения. Бывает – не бывает. Дома зверей. | |
Пространственное воображение. | Развитие пространственного воображения. | 1ч | Работа со строительным материалом, набором, упражнения на клетчатом листе. | |
Восприятие темпо-ритмических структур из 10-15 элементов. | Развитие слухового восприятия, коррекция мелкой моторики. | 1ч | Определение и простукивание темпо-ритмических структур из 10-15 элементов. | |
Составить из одного слова – несколько (слон, свет). | Обогащение словаря через расширение семантического поля. | 1ч | Игра в слова. | |
Развитие самоконтроля. | Развитие самостоятельности, контроль за своим действием. | 1ч | Игры, упражнения. | |
Классификация предметов. | Нахождение общих признаков, объединение предметов в группы. | 1ч | Работа с предметными картинками. Классификация по темам: посуда, игрушки, фрукты, мебель, овощи, школьные принадлежности. | |
Исключение лишнего. | Определение общих и различных признаков, свойств, объединение предметов в группы по существенному признаку. | 1ч | Игра «Что лишнего?» | |
Образование слов. | Обогащение словаря, упражнения в деление слов на слоги, синтез слогов. | 1ч | Игра «Зашифрованное слово». | |
Расслабляющие упражнения. | Снятие уровня напряжения, умения расслабляться. | 1ч | Паузы отдыха и расслабления «Поймай мышь», «Смеяться запрещается» и др. | |
Развитие восприятие пространства. | Развитие ориентировочной деятельности в пространстве. | 1ч | Выполнение фигурок из палочек. | |
Эмоции вины и стыда. | Коррекция эмоциональных отклонений (узнавание, различие, запоминание эмоций). | 1ч | Игра с зеркалом, этюды. | |
Восприятие формы объёмных предметов (шар, куб, ромб). | Узнавать, сравнивать, классифицировать объёмные предметы. | 1ч | Разглядывание фигур, беседа о выявление различных свойств. | |
Развитие мелкой моторики. | Коррекция моторной недостаточности. | 1ч | Игра с пальчиками, работа с природным материалом (крылатки, фасоль, горох). | |
Ориентация на листе бумаги с применением г/ф. | Развитие ориентировочной деятельности. | 1ч | Работа с шаблонами г/ф. | |
4 четверть (18ч) | ||||
Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции педагога. Практическая работа. | Развитие слухового восприятия. | 1ч | Кулак – ребро – ладонь, упражнения по отстукиванию ритма | |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. | Развитие сосредоточенности внимания. | 1ч | Угадай по звуку? | |
Группировка предметов по двум признакам, обозначение словом. | Развитие мышления на основе упражнений в выделении признаков предмета. | 1ч | Рассматривание зашумленных изображений. Игра «Найди предмет такой – же формы». | |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином. | Развитие тактильных ощущений. | 1ч | Тактильно обследование изученных букв на материале пластилина. | |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | Коррекция обшей моторики | 1ч | Упражнения: Тряпичная кукла, Заводные игрушки. | |
Графический диктант с усложнёнными заданиями. | Совершенствовать графические умения и навыки. | 1ч | Графический диктант (работа в тетрадях). | |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. | Коррекция общей моторики. | 1ч | Пальчиковая игра «Грибы», работа с ножницами, лабиринт в тетради. | |
Тонкая дифференциация на ощупь по разным качествам и свойствам. | Развитие осязательного ощущения. | 1ч | Тактильное обследование букв, работа по наждачке | |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, треугольник) | Развитие пространственного восприятия. | 1ч | Игра «Обведи и расрась». | |
Сочетание движений и поз различных частей тела. | Развитие общей моторики. | 1ч | Упражнение «Мухомор»,игра «Буквы рассыпались», | |
Игры с мелкой мозаикой. | Развитие тонкокоординированных движений кисти рук. | 1ч | ||
Дорисовывание симметричной половины изображения. | Развитие целостного восприятия. | 1ч | Игры: Распутай животных «Посади огород» .Образец по клеткам, Обводка шаблонов, | |
Совершенствование точных мелких движений рук. | Развитие тонкокоординированных движений кисти рук. | 1ч | Выполни штриховку. Пальчиковая игра «Пирог», «Подарки». | |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. | Развитие линейного глазомера. | 1ч | Вырезание зашумленных изображений. | |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. | Развитие восприятия формы, цвета. | 1ч | Лепка корзины с овошами различной формы и цвета. | |
Воображаемые действия (вдеть нитку, подбросить мяч) | Коррекция ориентировочной деятельности в пространстве. | 1ч | Игры на воображаемые действия:вдень иголку, подбрось мяч, надень перчтки и др. | |
Составление сериационных рядов по выделенным | Установление причинно – следственных связей, обобщение, умозаключения по признакам. | 1ч | Работа с сюжетными картинками, предметным рядом. |
Тематическое планирование 2 класс.
Тема занятия | Коррекционные цели | дата | Кол - во часов | Формы работы, упражнения |
1 четверть (18ч). | ||||
Ориентировка на листе бумаги. | Коррекция зрительно – пространственного восприятия. | 1ч | Упражнения на развитие произвольности движений (точное обведение контура). | |
Копирование образцов. | Развитие зрительного внимания. | 1ч | Образец по клеткам. | |
Восприятие цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый). | Узнавать, различать и называть цвета. | 1ч | Игра «Заполни пустые клетки». | |
Сопоставление предметов с цветовыми образцами. | Соотносить предмет с цветом на основе упражнений в сравнении. | 1ч | Обведение шаблонов, раскрашивание. | |
Восприятие нейтральных цветов (черный, белый). | Узнавать, различать и называть цвета. | 1ч | Игра «День и ночь». | |
Различение геометрических фигур. | Узнавать, различать и называть геометрические фигуры. | 1ч | Упражнения в дифференциации геометрических фигур. | |
Сопоставление геометрических фигур с предметами. | Распознавать каждую фигуру, соотносить предмет с формой геометрических фигур. | 1ч | Прикладывание геометрических фигур к предметам (Овощи и фрукты). | |
Конструирование из геометрических фигур. | Коррекция творческого воображения, коррекция мелкой моторики. | 1ч | Игра «Конструктор», игра с геометрическим домино. | |
Группировка предметов по форме и цвету. | Коррекция мышления, развитие зрительного восприятия. | 1ч | Игра «Подбери пару», «Принеси кубик». Геометрическое лото. | |
Развитие мелкой моторики. | Коррекция мелких мышц кисти рук. | 1ч | Пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук. | |
Развитие процессов ощущения и восприятия формы. | Определение формы объемных предметов. | 1ч | Ощупывание объемных предметов (шар, брус, цилиндр, куб). | |
Восприятие параметров ширины (узкий, широкий). | Закрепление параметров ширины. | 1ч | Игры «Полосатые флажки», «Какая одежда?», «Найди полоски». | |
Восприятие параметров высоты. | Закрепление параметров высоты. | 1ч | Игра «Поставь по росту». Работа в тетради по указанию учителя. | |
Наши эмоции. | Развивать выразительность движений ребенка, учить распознавать эмоциональное состояние по мимике (радость, печаль). | 1ч | Беседа с рассматривание сюжетных картинок. | |
фЭмоции (страх ,удовольствие) | Развивать умения узнавать и выражать эмоции. | 1ч | Игра перед зеркалом. Этюды: «Баба Яга», «Один дома», «Вкусное яблоко». | |
Восприятие параметров толщины (толстый, тонкий). | Развитие восприятие параметров толщины. | 1ч | Игры на восприятии толстых и тонких предметов. «Разложи палочки», «Определи толщину бутерброда» | |
Игры на восприятие толщины в картинках. | Развитие зрительного глазомера на основе упражнений в воспроизведении, сравнении, анализе. | 1ч | Игры: «Какой ствол?»,»Стебельки»,»Разные книги». | |
2 четверть (14ч.) | ||||
Восприятие оттенков цветов. | Узнавание, различение, называние цветов. | 1ч. | Игра: «Подбери к каждому предмету цвет» | |
Различение цветов. | Дифференцировать оттенки цвета, узнавать на предметах. | 1ч. | Игра: «Найди похожие овалы», «найди похожие домики». | |
Сопоставление оттенков цветов предметами. | Соотносить предмет с цветом. | 1ч. | Игра: «Подбери каждому предмету цвет». Раскрашивание шаблонов. | |
Составление орнамента в круге, в квадрате, в полосе. | Развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия. | 3ч. | Аппликация из цветной бумаги по образцу. | |
Формирование целостного образа предмета. | Коррекция целостного восприятия. | 1ч. | Составление целостного образа картин (открытки, предметы) | |
Отгадывание загадок, основанных на выделении свойств объектов. | Коррекция мышления на основе выделения общих свойств предмета и установление логических умозаключений. | 1ч. | ЧВС | |
Палитра оттенков. | Дифференцировать знакомые цвета и оттенков | 1ч. | Игра – упражнения «Сложи радугу» | |
Холодные и тёплые цвета. | Дифференцировать холодные и тёплые цвета. | 1ч. | Работа в тетради цветными карандашами. | |
Формирование зрительного анализа цветовых сочетаний. | Развитие зрительного анализа цветовых сочетаний. | 2ч. | Игры на сочетание цветов: «Сложи узор из кружков и квадратиков», «Собери красивый букет», «Сплети коврик из цветных полосок». | |
Воспроизведение темпо-ритмических структур из 5-10 элементов. | Развитие слухового восприятия. | 1ч. | Простукивание темпо-ритмических структур из 5-10 элементов. | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие динамического праксиса. | 1ч. | Упражнения (кольцо, ребро – кулак – ладонь) | |
3 четверть (20ч.) | ||||
Восприятие пространства и ориентирование в нём. | Развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие ориентировочной деятельности в окружающем. | 1ч. | Игра «Конструктор» (конструирование из набора геометрических фигур, мозаики). Игры: «Муравьи», «Правила движения». Работа в тетради (ориентация на листе бумаги) | |
Восприятие параметра длины (длинный, короткий). | Узнавать, различать, называть параметры длины. | 1ч. | Игра: «Какая это лента?», «Сравни карандаши по длине». | |
Игры на восприятие длины предметов на картинках. | Коррекция зрительного восприятия длины предметов на картинках. | 1ч. | Игры: «Ветки», «Сравни дорожки». | |
Игры на восприятие с плоскими фигурами. | Коррекция зрительного восприятия длины предметов плоских фигур. | 1ч. | Игра «Одень куклам юбки». Работа в тетради. | |
Развитие памяти со слов учителя. | Коррекция прочного запоминания на основе упражнений в повторении за учителем стихов. | 1ч. | Заучивание стихов. | |
Сопоставление формы предметов с геометрическими фигурами (на овощах, фруктах) | Узнавание геометрических фигур на предметах, коррекция 1 зрительного восприятия. | 2ч. | Обведение шаблонов, раскрашивание. | |
Исключение предметов (на материале геометрических фигур) | Развитие мышления на основе упражнений в сравнении, выделении существенных признаков, исключений. | 1ч. | Игра «Четвёртый лишний» | |
Коррекция мелкой моторики. | Развитие и совершенствование движений пальцев рук. | 2ч. | Застёгивание пуговиц, штриховка, раскрашивание, перебирание крупы, нанизывание бус, пуговиц. | |
Временные представления. | Развитие ориентировочной деятельности во времени (дни недели) | 1ч. | Работа с отрывным календарём, определение дней недели. | |
Упражнения на выявление переносного смысла | Коррекция логического мышления на основе упражнений на выявление переносного смысла, установление переносного смысла, установление логических умозаключений. | 1ч. | Работа над пословицами, поговорками. | |
Упражнения на развитие внимания и памяти. | Развитие устойчивого внимания, коррекция слуховой памяти. | 2ч. | Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?» Заучивание поговорок и стихов. | |
Ознакомление с разновидностями геометрических фигур. | Узнавать, различать, называть геометрические фигуры. | 1ч. | Обведение шаблонов, штриховка, раскрашивание. | |
Различение геометрических фигур. | Коррекция восприятия формы предмета, коррекция зрительной памяти. | 1ч. | Игры: «Исключение четвёртого лишнего», «Найди похожую фигуру» | |
Восприятие иллюстраций. | Развитие целостного восприятия сюжета, профилактика 2 эмоциональных отклонений. | 1ч. | Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию, игр (мимика, жесты, позы) | |
Сопоставление формы предмета с геометрическими фигурами. | Узнавать, сравнивать предмет с геометрической формой. | 1ч. | Игра «Проверь себя». Обведение контура предмета. | |
Игры на восприятие расстояния. | Развитие зрительного восприятия расстояния. | 1ч. | Игры «Волк и зайчик», «Поймай мячик», «Где стоит стол?» | |
Игра на восприятие направления. | Развитие направленности восприятия. | 1ч. | Игры: «Где предмет?», «Где фигура?», «Что где?» Найди похожие картинки. | |
4 четверть (18ч.) | ||||
Развитие мелкой моторики. | Коррекция мелкой моторики мышц. | 1ч. | Лепка из пластилина (сглаживание, прижимание, примазывание, вдавливание). | |
Конструирование из строительного материала. | Коррекция мышления, коррекция мелкой моторики. | 1ч. | Конструирование (гараж, автомобиль) | |
Возведение конструкции по замыслу. | Планирование действий, развитие творческого воображения. | 1ч. | Работа с предметами строительного материала. | |
Восприятие целостного предмета. | Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям. | 2ч. | Игры на конструирование: «Собери разрезную картинку», «Сложи орнамент» | |
Игры на узнавание предметов. | Развитие целостного восприятия. | 2ч. | Упражнения в тетради: «Дорисуй узор по образцу», «Узнай предмет по деталям», «Чего не хватает у предмета?» | |
Упражнения на выявление общего и различного в предметах. | Определение общего и различного в предметах. | 2ч. | Игры на общее и различное: «Что изменилось в узоре?», «Найди похожие облака», «Чем похожи снежные бабы» | |
Формирование навыков мышечного расслабления. | Профилактика перенапряжения. | 1ч. | Игры: «Дрожащее желе», «Ритмические хлопки», «Бумажные мячики» | |
Обонятельные ощущения и восприятия. | Определение и называние запахов. | 1ч. | Определение по запаху (названия цветов, пищи) | |
Этюды на выражения страдания и печали. | Тренировка умений в распознавании эмоционального состояния по мимике. | 1ч. | Мимический показ названных эмоций детьми. | |
Развитие объёма слуховой и зрительной памяти. | Расширение объёма запоминаемого, коррекция слуховой и зрительно памяти. | 2ч. | Игры: грибные имена», «Словесный сад», «Транспорт». Работа в тетради «Сделай графический узор. | |
Звуки улицы. | Развитие слухового восприятия, коррекция фонематических процессов. | 2ч. | Игры: «Звуки и улицы», «Кем работают люди» | |
Развитие пространственных представлений. | Осознание себя в пространстве, ориентация у доски, на поверхности стола, в рабочей тетради. | 2ч. | Ориентировка в частях тела, на листе бумаги (упражнения) |
Тематическое планирование 3 класс.
Тема занятия | Коррекционные цели | дата | Кол - во часов | Формы работы, упражнения |
1четверть (18ч). | ||||
Вкусовые ощущения | Коррекция восприятия вкуса. | 1ч | Практическое определение вкуса (кислое, соленое, горькое, кислое). Название продукта. | |
Развитие мелкой моторики рук. | Коррекция мелкой моторики рук. | 1ч | Пальчиковая гимнастика «Какая семья у нас большая». | |
Развитие умения выражать и узнавать эмоции удивления. | Коррекция эмоциональной бедности детей. | 1ч | Мимическая гимнастика. Игры на выражение эмоций. | |
Обонятельные ощущения и восприятия. | Коррекция обонятельного восприятия. | 1ч | Иры «Определи предмет по вкусу» | |
Пространственные представления. Ориентировка на плоскости. | Коррекция пространственной ориентации. | 1ч | Рисование форм в заданном пространстве листа. | |
Профилактика эмоциональных отклонений (эмоции отвращений и презрения) | Коррекция эмоциональных отклонений. | 1ч | Этюды на выражение эмоций. Упражнение «Ласковые слова» | |
Ощущение и восприятие времени. | Коррекция восприятия времени. | 1ч | Определение времени по картинкам, соотнесение действий с временем. | |
Узнавание, различение, название цветов. | Узнавание, сопоставление, называние основных цветов и оттенков. | 1ч | Соотнесение предмета с цветом (игры). | |
Дифференцировать оттенки цвета, узнавать на предметах. | Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону. | 1ч | Классификация предметов по цвету (упражнения на исключение, сравнение) | |
Воспроизведение темпо-ритмических структур из 5-10 элементов | Развитие зрительно – моторной координации движений | 1ч | Практическая работа. | |
Составление орнамента в круге, в квадрате, в полосе. | Узнавать, различать, называть, классифицировать по форме. | 1ч | Аппликация по образцу учителя | |
Отгадывание загадок | Развитие образного мышления | 1ч | ||
Ориентация на листе бумаги. | 1ч | Упражнения в срисовывании выложенных из спичек фигурок в тетрадь. | ||
Упражнения снимающие утомление с глаз | Коррекция зрения | 1ч | «Восьмерка», «Точка», комплекс упражнений | |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1ч | Практическая работа. «Мозаика, цветовое лото». | ||
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону. | 1ч | Упражнение «Цветовая радуга», Составь такой – же цветок» | |
Упражнения на расслабление | Психологическая тренировка без фиксации внимания (состояние полного телесного покоя) | 1ч | Этюды «Смех, «Штанга» | |
Упражнения на концентрацию внимания. | Развивать умения быстро сосредоточиться. | 1ч | Игра «Земля, вода, воздух, огонь». | |
2 четверть (14ч) | ||||
Развитие мелкой моторики рук. | Развитие мелкой моторики. | 1ч | Работа с крупами(перебирание, составление контуров фигур) | |
Профилактика эмоциональных отклонений. | Коррекция эмоциональной сферы. | 1ч | Упражнения «Волшебная палочка», «Подари друг другу хорошее настроение». | |
Восприятие формы. | Коррекция тактильных ощущений. | 1ч | Определение предмета на ощупь. | |
Развитие мелкой моторики рук | Коррекция графомоторных функций кисти руки | 1ч | Шнуровка, графические игры в тетради. | |
Восприятие звуков | Развитие слухового восприятия. | 1ч | Упражнения по различению голосов людей, животных | |
Вкусовые ощущения. | Развитие вкусовых качеств. | 1ч | Определение и называние предметов по вкусу | |
Развитие целостного восприятия. | Развитие целостного восприятия в картинках. | 1ч | Работа с картинками химерами. | |
Направления движения. | Развитие ориентировочной деятельности. | 1ч | Игры на определение движения (вперед, назад, вправо, влево) | |
Формирование навыков мышечного расслабления. | Развитие полного телесного расслабления. | 1ч | Тренинг на снятие усталости, напряжения. | |
Узнавание предмета по словесному описанию. | Развитие словесно - логического мышления | 1ч | Отгадывание загадок | |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | Развитие осязательных ощущений | 1ч | Практическая работа. Определение температуры по градуснику. | |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. | Развитие ориентировочной деятельности в помещении, на улице | 1ч | Практическая работа. Игра «Найди и принеси по инструкции», подвижные игры | |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | Коррекция ориентировочной деятельности на листе бумаги. | 1ч | Рисование картины с использованием понятий (на переднем, заднем плане, рядом, слева…) | |
Нахождение нелепиц на картинках. | Развитие умений определять крытый переносный смысл | 1ч | Работа с текстами иллюстрациями с нелепицами | |
3 четверть (20ч). | ||||
Наши эмоции. | Развитие эмоциональной выразительности. | 1ч | Миогимнастика. | |
Развитие временных представлений | Развитие ориентировочной деятельности во времени | 1ч | Игры с временными отношениями (долг, недолг, завтра, вчера…) | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук | Коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук. | 1ч | Переливание воды с помощью ложки их сосуда. | |
Развитие внимания, памяти. | Развитие сосредоточенности внимания, переключения внимания, зрительной памяти. | 1ч | Игра «Будь внимательный», «Дорисуй дорожки». | |
Изображение различных эмоций. | Коррекция эмоциональной сферы. | 1ч | Игра с пиктограммой. Этюды «Баба Яга», «Один дома». | |
Развитие процессов восприятия размера. | Уметь изобразить предметы на бумаге разного размера. | 1ч | Предметы большие, малые, средние (определение на практике) | |
Развитие фонематических процессов. | Развитие фонематического слуха и восприятия. | 1ч | Дидактические игры на развитие фонематических процессов. | |
Разговор с лесом | Развивать умение расслабиться, пофантазировать, снять напряжение. | 1ч | Игра – имитация «Разговор лесом». | |
Нахождение признаков отличия. | Развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки. | 1ч | Работа с картинками «Что изменилось?» | |
Загадки математического содержания. | Развитие логики. | 1ч | Ребусы, кроссворды, логические задачи | |
Расслабляющие упражнения. | Коррекция эмоциональной сферы. | 1ч | Упражнение «Нарисуй себя». | |
Конструирование. | Развитие восприятия формы предметов | 1ч | Практическая работа. Трансформация фигур. | |
Восприятие природы. | Развитие наблюдательности. | 1ч | Наблюдения, беседа по результатам наблюдения. | |
Изображение различных эмоций. | Учить распознавать эмоции по мимике. | 1ч | Психогимнастический этюд «Как котенок стал смелым» | |
Ориентация на микроплоскости | Ориентация на микроплоскости | 1ч | Упражнение «Продолжи гирлянду» | |
Координация движений с речью | Развитие общей и мелкой моторики, координаций движений с речью. | 1ч | Игры на движения с речевым сопровождение «На горе мы видим дом» | |
Развитие пространственных представлений | Развитие пространственных представлений | Задания на определение удаленности предмета | ||
Складывание разрезных картинок (из 5 – 6 частей). | Развитие целостного восприятия предметов. | 1ч | Работа с разрезными картинками, открытками. | |
Сутки. Части суток | Развитие временных представлений. | 1ч | Определение по картинкам частей суток. | |
Неделя. Дни недели. | Развитие слуховой памяти, объема памяти. | 1ч | Составление режим дня школьника по дням недели | |
4 четверть (18ч.) | ||||
Понятие год. Календарь. | Развитие временных понятий. | 1ч. | Игра: «Круглый год» | |
Развитие тактильной памяти. | Развитие тактильной памяти. | 1ч. | Упражнения «Танграм», передай игрушку. | |
Развитие аналитико-синтетической деятельности. | Развитие аналитико-синтетической деятельности. | 1ч. | Игра: «Четвёртый лишний», анализ и синтез слов. | |
Отрицательные эмоции. | Снижения эмоционального напряжения. | 1ч. | Упражнения на релаксацию. | |
Психомышечная тренировка. | Снятие мышечного напряжения. | 1ч. | Упражнения: «Восковая свеча», «Передача тепла и энергии» | |
Зрительный диктант. | Развитие зрительно-пространственного гнозиса. | 1ч. | Работа с «зашумленными» картинками, наложенными друг на друга: флаги, ракеты и планеты. | |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Развитие связной речи. | 1ч. | Беседа по серии картинок с соблюдением последовательности. | |
Конструирование из строительного материала. | Развитие творческого воображения. | 1ч | Конструирование башни. | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие точности движений пальцев рук. | 1ч. | Игра: «Аты-баты шли солдаты…» | |
Восприятие и анализ зрительного изображения. | Развитие зрительного гнозиса. | 1ч. | Задания на индентификаию контура, выделение фигуры из фона. | |
Словесный лабиринт. | Развитие временных представлений. | 1ч. | Игры на определения правильной последовательности времён года. | |
Увеличение объёма памяти. | Развитие объёма памяти | 1ч. | Игра: «Словесная тепочка» | |
Расстояние. | Развитие зрительного восприятия расстояния. | 1ч. | Игра: «Близко – далеко». | |
Возведение конструкций по замыслу детей. | Планирование действий, развитие творческого воображения. | 1ч. | Работа с предметами строительного материала. | |
Сопоставление предметов с цветовыми образцами. | Соотносить предмет с цветом на основе упражнений в сравнении. | 1ч. | Обведение шаблонов, раскрашивание. | |
Нелепицы. | Развитие логического мышления. | 1ч. | Игры: «Кактус и ёж», «Над землёй и под землёй», «Бывает – не бывает». | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие тонких мышц пальцев рук. | 1ч. | Игра: «Собери бусинки на нитку». | |
Эмоции. | Коррекция эмоциональной сферы. | 1ч. | Игра: «Рожицы» |
Тематическое планирование 4 класс.
Тема занятия | Коррекционные цели | дата | Кол - во часов | Формы работы, упражнения |
1 четверть (18 часов) | ||||
Восприятие цвета | Узнавать, называть, различать основные цвета и оттенки, дополнительные цвета. | 2 | Игра «Сложи радугу». Работа на клетчатой бумаге. | |
Сопоставление предметов с цветом. | Соотносить предмет с цветом. | 2 | Игры на подбор нужного цвета, игры на сравнение предметов по цвету. | |
Составление цветовых орнаментов (в круге). | Коррекция зрительно - пространственного восприятия, развитие восприятие цвета. | 1 | Аппликации, работа с полосками. | |
Различение геометрических фигур. | Узнавание, называние, сравнение по форме. | 1 | Игры и упражнения с цветными счетными палочками. | |
Пространственная ориентация. | Составление пространственных представлений. | 1 | Упражнения на сравнение. | |
Составление целого из частей. | Развитие синтеза, аналитического мышления, развитие целостного восприятия. | 2 | В тетрадях «Дорисуй». Игры на воссоздание фигур» силуэтов. | |
Трансформация (преобразование) | Упражнять в составлении фигур на основе продумывания хода решения. | 1 | Упражнения по образцу учителя. | |
Логические задачи на поиск недостающих фигур | Развитие зрительного и мыслительного анализа. | 1 | Работа по таблицам | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие тонкокоординированных движений пальцев рук, коррекция ориентировочной деятельности. | 1 | Выполнение фигурок из пальцев, конструирование из цветных полосок, мозаики. | |
Изображение различных эмоций. | Знакомить и различать схематичное изображение эмоций. | 1 | Работа с пиктограммой. Игра перед зеркалом, слушание текстов и определение настроения. | |
Классификация предметов по цвету и форме. | Работа с геометрическими фигурами и цветными полосками. | |||
Классификация предметов по темам (игрушки, транспорт, цветы, мебель). | Развитие основ логического мышления, (сравнение, анализ, классификация). | 1 | Игры «Чего не хватает?», Какая группа прибавилась? Что изменилось?. Работа с предметными картинками. Работа с геометрическими фигурами и с цветными полосками. | |
Развитие мелкой моторики. | Развитие логической памяти, мыслительных процессов на основе упражнений в классификации предметов. | 1 | Работа с природным материалом, ниткоплетение, сбор мозаики, работа с конструктором. | |
Отгадывание загадок, основанных на выделении свойств предметов. | Развитие произвольности движений, развитие мелких мышц кисти рук. | 1 | ЧВС | |
Увеличение объема внимания. | Коррекция внимания на основе упражнений в увеличении объема внимания | 1 | Игры «Часы», «Наоборот», «Алфавит», «Запрещенные движения», «Самый внимательный». | |
2 четверть (14 часосв) | ||||
Восприятие целостного предмета. | Узнавать предмет по его отдельным частям. | 1 | Игры на конструирование. Игры на узнавание, игры на общее и различное. | |
Эмоциональная разрядка | Учить управлять своим телом, чувствами, учить снимать напряжение | 1 | Упражнения «Слепой», «Глубокий сон», «Вещи на радость», «Ритмические хлопки». | |
Временные представления. | Воспринимать характеристики времени, устанавливать причинно – следственные связи. | 1 | Упражнения по определению времени по часам. Игра «Картинки и слова», «Угадай, какая это погода?», «О каком времени года говорится?». | |
Восприятие сложных движений. | Воспринимать, различать, выполнять разнообразные сложные движения. | 1 | Игры на восприятие роли в движениях, на восприятие ситуации в движениях, на восприятие команд в движениях. | |
Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса. | Учить распознавать эмоции грусти, радости, страха, злобы по мимике интонации голоса, упражнять в изображении этих эмоций. | 1 | Беседа, работа с графическими изображениями эмоций. Упражнение «Угадай эмоции». | |
Развитие мелкой моторики. | Коррекция мелкой моторик и (развитие точности движений при переключении). | Комплекс специальных упражнений на смену напряжения и расслабления. | ||
Составление устных рассказов по картинкам. | Развитие грамматического строя речи, развитие связной речи. | 2 | Работа по сюжетным картинкам. | |
Ориентировка на листе бумаги. | Развитие зрительно – пространственного восприятия. | 1 | Рисование узоров, бордюров по образцу учителя. | |
Составление узоров из геометрических фигур. | Развитие наглядно 0 действенного мышления. | 2 | Выкладывание геометрических фигур из палочек. Конструирование. Лепка. Работа с тестом. | |
Упражнения в преобразовании образов объекта. | Развитие наглядно – образного мышления. | 1 | Упражнения в преобразовании фигур. | |
Восприятие цвета. | Различение цвета, сравнение, сопоставление цвета и их сочетание, оттенки. | 2 | Игры на сочетание цвета. «Сложи красивую пеструю ткань для шторы», «Сложи узор из кружков и квадратиков», «Сплети коврик из цветных полосок». | |
3 четверть (20 часов). | ||||
Развитие мелкой моторики. | Развитие тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук. | 2 | Пальчиковый театр. | |
Я глазами других. | Развивать у детей виденья себя со стороны, формировать навыки исправления ошибок в поведении. | 1 | Беседа в кругу. Проигрывание ситуаций. Игры в ассоциации. | |
Эмоции страдания и печали. | Коррекция эмоциональных отклонений. | 1 | Игра перед зеркалом, работа с графическими изображениями. | |
Конструирование буквы. | Развитие целостного восприятия формы буквы. | 2 | Ниткография ( составление из нитей предмета). | |
Восприятие пространства. | Развитие зрительно - пространственного, ориентация на листе бумаги. | 2 | Выполнение фигурок из палочек, фишек. Работа на листе клетчатой бумаги. | |
Упражнения и игры по развитию глазомера. | Развитие линейного глазомера, развитие восприятия характеристик пространства, аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения. | 1 | Копирование, игры и упражнения на восприятие расстояния, направления длины, высоты, ширины предметов. | |
Восприятие мелодий. | Сравнение по темпу, ритму, настроению, характеру. | 1 | Слушание грамзаписи , воссоздание мелодий по простукиванию темпо – ритмического рисунка. | |
Развитие зрительной памяти. | Развитие зрительного запоминания (целостности, прочности). | 1 | Игры, задания, упражнения для развития зрительной памяти «Осенние листья», «Гуляем по зоопарку». | |
Исключение лишних предметов. | Объединение предметов в группы, исключение лишнего. | 1 | Игра «Что лишнее?» в словах, в серии картинок. | |
Восприятие цвета, формы, величины. | Ориентация в признаках цвета, формы, величины. Дифференциация понятий. | 1 | Игра «Круг, треугольник, квадрат». По инструкции учителя. | |
Развитие мелкой моторики. | Тренировать координацию руки. | 2 | Воспроизведение рисунков, узоров, не отрывая карандаш от листа, срисовывание картинок. | |
Ориентация на плоскости. | Развитие ориентировочной деятельности, развитие зрительно – пространственного восприятия. | 1 | Графический диктант. | |
Развитие самоконтроля. | Развитие приемов самоконтроля младших школьников. | 1 | Игры «Сделай так – же», «Число – контролер», «Лесенка». | |
Развитие устойчивого внимания. | Развитие устойчивого внимания, самоконтроля. | 1 | Задания на материале школьной программы. | |
Развитие мелкой моторики. | Тренировка движений пальцев. | 2 | Упражнения с мячами, произнесение чистоговорок в сопровождении с движением кисти рук, рисование форм (спирали), элементы пальчикового театра, самомассаж кистей и пальцев рук. | |
4 четверть (18 часов). | ||||
Занимательные вопросы. | Развитие элементов логического мышления (сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей и логических умозаключений). | 1 | Занимательные вопросы по математике, логические концовки (если река глубже, то ручей…), задачи в стихотворной форме. | |
Игры на составление целого из частей. | Развитие целостного восприятия. | 1 | Работа с геометрическими фигурами, упражнения «Дорисуй», «Построй». | |
Нахождение признаков отличия. | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, сопоставление их | 2 | Таблицы с изображенными на них задачами. | |
Составление цветовых орнаментов. | Развитие цветовосприятия. | 2 | Аппликации цветовых орнаментов. | |
Тактильное ощущение. | Развитие осязательных ощущений, узнавание предмета на ощупь. | 1 | Игра « Чудесный мешочек». | |
Упорядочивание предметов по величине. | Развитие последовательного соотнесения предметов по величине. | 1 | Игры «Спортсмены строятся», «Построим дом». | |
Развитие зрительной памяти. | Увеличение объема памяти, тренировка зрительной памяти. | 1 | Наборы из 10 – 12 картинок. Игры – состязания «Кто больше запомнит?». | |
Временные представления. | Развитие восприятия времен, установление причинно – следственных связей. | 2 | Угадывание времени по описанию, беседы по иллюстрациям, работа с календарем природы. Игра «Прогноз природы» с помощью графических изображений. | |
Обобщение по теме «Цвета» | Узнавать, сравнивать, классифицировать, соотносит с предметом. | 1 | Игры и упражнения, использованные ранее. | |
Обобщение по теме «Геометрические фигуры». | Узнавать, сравнивать, классифицировать, соотносит с предметом | 1 | Игры и упражнения, использованные ранее. | |
Развитие мелкой моторики. | Коррекция мелкой моторики. | 2 | Пальчиковая гимнастика, работа с природным материалом, конструирование из цветных полосок, шнуровка, лепка, вырезание. | |
Упражнения на развитие тактильно – двигательного восприятия. | Развитие тактильно – двигательного восприятия, ориентация на плоскости. | 1 | Игры и упражнения с ниточками, веревочками. | |
Формирование целостного образа предмета. | Развитие целостного восприятия предмета. | 1 | Работа с разрезными картинками, угадывание предмета по частям, определение недостающих частей. | |
Обобщение по теме «Эмоции». | Узнавание, изображений эмоций в нужной ситуации, профилактика эмоциональных отклонений. | 1 | Игра перед зеркалом, угадывание и изображений эмоций. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
Методическая разработка в форме диагностического бланка по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида.
Бланки для диагностики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....
Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...