Методическая статья "ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"
статья по теме

 «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»
                                                                                                     Майкл Барбер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_na_sayt.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи:

"ФГОС какова основа профессиональной компетентности педагога"

 «Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель»
                                                                                                    Майкл Барбер

(один из известных специалистов по повышению результативности гос.управления)

Основные проблемы:

  • не понимание того, в чем будет состоять изменение образовательного процесса;
  • боязнь утраты предметного содержания урока в связи с ориентацией на развитие метапредметных УУД;
  • опасение  к появлению системной оценки результатов образовательной деятельности;
  • не понимание принципа включения в систему оценки качества образования метапредметных и личностных результатов;
  • недостаточная готовность к планированию и организации образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
  • Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;
  • Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
  • Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;

Легенда гласит:

          «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть? » Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю.

   Какой он, современный учитель?

Что главное в работе учителя?

Знания, умения, навыки?

Познавательная деятельность детей?

Человеческое общение?

Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий  компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

  • Специальная компетентность;
  • Социальная компетентность;
  • Личностная компетентность;
  • Индивидуальная компетентность. 

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.

Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил

Основные компетенции современного учителя:

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся  определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности о оценивать их при помощи соответствующих критериев
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть даже подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процесса.

Цель современного учителя:

     выучить детей,   которые  будут компетентными,  которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для  её решения и  добиться  их выполнения.   Всему этому   должны их научить мы с вами , а это возможно лишь тогда, когда  мы сами будем компетентны в своей  профессиональной деятельности

 «Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, любого из нас»                                                      А.Гин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

http://my.webinar.ru/record/430710/ Дата проведения: 19.02.2015 Начало: 13:30 Продолжительность: 2 ч. Семинар «Методическая конференция как средство формирования, поддержки и развития профессиональных компетентностей педагогов при работе по ФГОС»

Федеральные государственные образовательные стандарты в значительной степени ориентируют работников образовательных организаций на индивидуализацию образования. Речь идет об индивидуальных образовател...