Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников.
статья по теме
Цели и задачи деятельности школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romova_lyubov_nikolaevna.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Истринский район
д.Кострово
МОУ «Костровская СОШ»
Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников.
Ромова Любовь Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея боевой и трудовой славы
2012 год.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш школьный музей боевой и трудовой славы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЕЯ.
Музей призван способствовать формированию у учащихся личностного отношения к истории родной страны, чувства патриотизма, творческой и познавательной активности. Основными целями Музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать исто-рию Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозици-ей, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
Музей боевой и трудовой славы работает в нашей школе с 1995 года. Он был открыт в год 50-летия Великой Победы. Более 15 лет учащиеся школы совместно с учителями проводят сбор материалов, обновляя экспозиции музея.
Все дальше уходят вглубь истории пережитые страной годы немецко-фашистского нашествия.
Все, что есть в школьном музее, - это труд не одного поколения следопытов. Первые экспонаты будущего школьного музея были собраны учениками школы в 1960-70-е годы, когда память о прошедшей войне еще явственно жила в народе, когда были живы очевидцы боев, когда везде можно было найти нынешние экспонаты музея: гильзы, каски, осколки снарядов.
Именно тогда родились многие традиции нашего школьного музея и были установлены связи с Центральным военным архивом с целью розыска родственников воинов, погибших на территории Костровского с/округа.
Со временем экспонатов стало так много, что поместиться в школьном кабинете истории они уже не могли. Было принято решение перенести экспозиции в помещение Дома культуры, где находится и сейчас.
Музей располагает более 300 экспонатами, часть которых подлинные. При музее создан совет, работает группа «Поиск». Материалы музея регистрируются в Книге поступлений основного фонда. Имеются карточки основного фонда.
В музее представлены гильзы и осколки снарядов, каски советских воинов и немцев и другие военные находки, собранные на местах боев. Руками ребят выполнены муляжи «Бой танкистов», «Партизанская изба», «41-й км Волоколамского шоссе».
Главный принцип работы – сбор материала о погибших и живых воинах Великой Отечественной войны.
Главная задача – на материалах музея воспитывать у подрастающего поколения верность Родине, чувство уважения к тем, кто защищал нашу землю в годы войны на фронтах и ковал победу в тылу.
Главные направления поисковой работы:
Чтим павших. Собран и систематизирован материал об участниках Великой Отечественной войны, ушедших на фронт с территории Костровского сельского округа, их боевом пути, местах их захоронений.
Славим живых. Сбор материала о фронтовых дорогах тех, кто сейчас живет на территории нашего сельского округа. Забота и внимание к ветеранам, встречи с ними – главная наша задача.
Материалы 36 ОКСБ. Это материалы о 36-й Отдельной курсантской стрелковой бригаде, освободившей наше Кострово от фашистских захватчиков.
Переписка с выпускниками школы, проходящими службу в рядах Российской Армии, и с теми, для кого защита Отечества – профессия, дело всей жизни.
Первый раздел экспозиции «Эх, путь-дорожка фронтовая!» В нем представлены воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны Юрковой Л.В., Фирсановой Т.Е., Голубчикова В.А. и других. В книге Памяти Костровского с/округа записаны имена тех, кто ушел в 1941 году на фронт из деревень Костровского сельского округа. Дополняют экспозицию стенды «Наши ветераны», «Не прервется связь времен». К сожалению, время неумолимо: уходят из жизни солдаты Великой Отечественной войны, спасшие Россию и мир. Сегодня их осталось только _3_ человека.
Следующий раздел экспозиции – материалы о 36-й отдельной курсантской стрелковой бригаде.
Эта бригада освобождала деревни нашего округа от фашистских захватчиков. Представлен раздел стендом «36 ОКСБ» (на стенде имеются черно-белые фотографии встреч с воинами бригады). К сожалению, на сегодняшний день не осталось в живых никого. В музее представлены документы, фотографии воинов бригады. Эти материалы ребята школы представляли в Центральном Совете ветеранов г.Москвы.
В экспозиции «Эхо войны» представлены поисковые работы учащихся школы. Темы докладов, рефератов, сочинений – самые разнообразные. Например, «Бои за наши деревни», «На Истринском направлении», «Эхо войны», «Освобождение деревень Костровского сельского округа», «Война в судьбе моей семьи».
Дополняют экспозицию стенды «»Поклонимся великим тем годам», «Их детство оборвала война». На территории Костровского с/округа находятся 3 братские могилы и 1 обелиск Памяти. Поисковые группы нашей школы отыскали могилы детей, погибших в ноябрьские –декабрьские дни 1941 года. Теперь эти могилы под постоянной опекой нашей школы. Ребята бывают здесь не только в дни проведения митингов с ветеранами войны, сюда приносят цветы и 1 сентября, и в дни выпускных вечеров.
В экспозиции представлены карты, фотографии, документы.
Не только в далекие военные годы люди совершали подвиги во имя Родины. В экспозиции музея есть материалы, посвященные сегодняшним героям. Это выпускники нашей школы Аменицкий Роман и Павлов Сергей. На стенде «Мы помним их имена» имеются документы, личные вещи погибших ребят, представленные их родителями.
Эти выпускники – гордость нашей школы. Каждый ученик знает, что Аменицкий Роман погиб в Афганистане в 1985 году. Память о нем живет в сердцах ребят благодаря лекционной работе актива музея. Часть экспонатов (документы, личные вещи) была передана в Ленино-Снегиревский музей.
Выпускник нашей школы Павлов Сергей погиб в 1987 году при исполнении служебных обязанностей. Он погиб недалеко от деревни Кострово от рук бандитов, пытавшихся завладеть его служебным оружием. В музее есть работа ученицы, посвященная Павлову Сергею.
Наши выпускники – солдаты Российской Армии.
Экспонатами этой экспозиции являются письма ребят, которые служат или служили в рядах Российской Армии.
В экспозиции представлены фотографии и документы подполковника Российской Армии, выпускника нашей школы Мартьянова Алексея Леонидовича. Закончив школу, он поступил в Ярославское высшее командное училище и, закончив его, всю жизнь посвятил защите Родины.
Мартьянов А.Л. - кавалер орденов и медалей, которыми отмечен его боевой путь.
В витринах музея имеются материалы недавних событий: воспоминания, фотографии наших выпускников, участников боевых действий в Чечне. Это Леонов Дмитрий, Горбачев Андрей, Приходько Сергей и другие. Активно сотрудничал с музеем Леонов Дмитрий, кавалер ордена Жукова. У нас хранятся его воспоминания, карта-схема боевого пути части, в которой он служил.
Для учащихся школы, ветеранов войны и труда, наших гостей экскурсоводы проводят обзорные экскурсии. Разработаны тематические экскурсии: «Их подвиг бессмертен!», «История одного экспоната», «История братской могилы в д. Кострово», «Их детство оборвала война», «Там, где прошла война» и другие.
На базе музея проводится разнообразная воспитательная работа:
- цикл встреч с интересными людьми;
- музейные уроки и уроки мужества;
- устные журналы, классные часы;
- познавательные игры.
По материалам музея учащиеся пишут сочинения, ессе, доклады, рефераты, исследовательские работы.
Музей создавался и пополнялся материалами многих поколений школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе группы «Поиск».
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит экскурсии по разделам музея. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.
К сожалению всё меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, успешно защищавшим Родину.
Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
МЕСТО УРОКОВ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материа...
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов рабо...
педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»
Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов пед...
Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения
Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...
Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...