Работа по преемственности в МБОУ № «ЦО № 43» на ступенях дошкольного и начального школьного образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа по преемственности в МБОУ № «ЦО № 43»
на ступенях дошкольного и начального школьного образования
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача - научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути к самостоятельной жизни.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное , физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Наша школа работает по вопросам преемственности более 10 лет.
Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:
- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;
- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного образовательного уровня на другой;
- недостаточно соблюдается психологическая преемственность
- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания
Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.
Задачи:
- Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
- Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.
На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.
На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали общие требования к воспитанию и определили основные направления работы по преемственности, которые определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.
Блоки | Ответственные | Основные мероприятия |
Администра-тивный блок | Директор школы, зам.директора ДОУ | 1. Совместные административные совещания, круглые столы 2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе 3. Общее родительское собрание |
Методический блок | Завучи по УВР, зам. по ВР |
|
Оздоровитель-ный блок. | Старшая медсестра ДОУ, врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры. | 1. Семинары- практикумы. 2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий 3. Проведение дней здоровья 4. Работа с родителями. 5. Мониторинг здоровья воспитанников |
Психологичес-кий блок. | Психологи, педагог- социолог. | 1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы 2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований. 2.Психолого-педагогические семинары 3.Тренинги. 4.Консультации для педагогов и родителей 5.Уроки общения. |
Блок досуговой деятельности | Музыкальные руководители и педагоги организаторы | 1.Организационные экскурсии в школу, , в школьную библиотеку. 2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ. 3.Театрализованные представления. 4. Праздники 5.Сбор информации о детях, посещающих кружки |
Блок дополни-тельных услуг. | Руководители кружков. | 1. Кружки, факультативы 2. Творческие отчеты |
В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.
В настоящее время родители выбирают школы не только своего микрорайона и детские сады вынуждены взаимодействовать с большим количеством школ, что создает определенные трудности в организации работы и планировании. Поэтому основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Также мы учитываем состояние здоровья детей, поступающих в 1 классы, в нынешних условиях: неудовлетворительное – у 80-90 % - имеются изменения в состоянии здоровья, 18-20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья дети получают фиточаи, кислородные коктейли, проводится витаминизация пищи. Для них работает игровая комната, проводятся занятия в зале ЛФК, в тренажерном зале, работают ГПД.
Организуются праздники при активном участии родителей. Много совместных мероприятий проводится с первоклассниками и подготовительными группами детских садов: интеллектуальная игра «Умники и умницы», участие в школьных конкурсах чтецов, экскурсии «Вас приглашает школа», открытые занятия и уроки. Дети из детских садов участвовали в выставке «Дары осени», рисовали рисунки на тему: « Я скоро пойду в школу», для них организуются просмотры видеофильмов по ОБЖ, ПДД, ППБ. На Новый год ребята из детских садов приходили к Новогодней елочке, где старшеклассники им показал спектакль, а Дед Мороз поздравил с Новым годом.
В школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:
- первичная адаптация (психолог) -обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач) - посещение уроков, мероприятий занятий (завучи) Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы | 1-2 недели сентября сентябрь- октябрь октябрь-ноябрь сентябрь |
| сентябрь |
| ноябрь |
Корректировка совместных планов по сотрудничеству. Проведение родительских собраний | ноябрь |
- взаимопосещение занятий -семинары по коррекционной работе с учащимися - подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр. - отчеты и подведение итогов работы на административном совете. | ноябрь- май |
При организации работы с первоклассниками на начальном этапе четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения
Завуч – определяет исходный уровень педагогической готовности к школе.
Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.
Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.
Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.
Врач исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации, определяется группа здоровья.
Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план - карты, по которым они ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум. Приложение №1
На консилиум по итогам работы приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города
Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы, возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается. Приложение №2 (План работы консилиума)
Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.
Вся проводимая работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет. Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №99 воспитываются дети с проблемами здоровья.
Совместно с ДОУ №99,140 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.
В ДОУ № 99, № 140 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.
Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации учащихся и эффективностью системы профилактических мероприятий.
Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.
Глущенко Т.В.– зам. директора « ЦО № 43»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».
Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...
Презентация "Проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"
Взаимодействие детского сада и школы в вопросах подготовки первоклассников....
Методическое пособие "Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика для детей дошкольного и начального общего образования"
Ранняя селекция и предварительный отбор детей по видам спорта через коррекционную оздоровительно - развивающую гимнастику....
Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия
В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера пр...
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС
Доклад с презентацией выступления на коллегии отдела образования. Презентация опыта работы по обеспечению преемственности образования через дошкольную группу при школе к начальной школе....
Учебно – методическое пособие «Картотека музыкально - дидактических игр для учащихся старшего дошкольного и начального школьного возраста».
В пособии предложена серия музыкально – дидактических игр для детей 5-7 лет. Данные игры позволяют развить музыкальный слух, память и чувст...
План работы детского сада по преемственности дошкольного и начального общего образования
Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является овоение детьми основных универсальных учебных действий. Решение данной задачи возможно при формировании предпосылок учебной деятельности, ...