Работа по преемственности в МБОУ № «ЦО № 43» на ступенях дошкольного и начального школьного образования
статья на тему

ГЛУЩЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_preemstvennosti.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по преемственности в МБОУ № «ЦО № 43»

на ступенях дошкольного и начального школьного образования

 «Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития,  проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

   Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир, в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача -  научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый шаг на пути  к самостоятельной жизни.

   В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. А решение этой задачи возможно только  при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное , физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт: дошкольники на ФГТ, школьники – на ФГОС.

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка и формируются его фундаментальные дичностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Наша школа  работает по вопросам преемственности более 10 лет.

Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями; такими как:

- формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без достаточной опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив;

- имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы;

- несовершенна существующая система диагностики при переходе  с одного образовательного уровня на другой;

- недостаточно соблюдается психологическая преемственность

- отсутствуют единство в  программах обучения и воспитания

 Учитывая это, мы определили основную цель нашей работы: выработать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, выработать систему  в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию ребенка к школе.

Задачи:

  1. Организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание ФГТ и ФГОС.
  2. Определить основные аспекты взаимодействия обучения и воспитания на разных ступенях развития личности.

На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно – организационный аспект преемственности: отработали нормативно – правовую базу: школьный Устав, заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых документов,   определили круг работников, занимающихся данной проблемой.

 На совместном круглом столе определили целевой аспект преемственности, согласовали  цели и задачи воспитания и обучения на разных ступенях развития, выработали  общие требования к воспитанию и определили  основные направления работы по преемственности, которые  определились следующим образом: административный, методический, оздоровительный, психологический, досуговый блоки, а также блок дополнительных услуг.

Блоки

Ответственные

Основные мероприятия

Администра-тивный  блок

Директор школы, зам.директора ДОУ

1. Совместные административные совещания, круглые столы

2. Комплектование первых классов. Организация групп для подготовки к школе

3. Общее родительское собрание

Методический блок

Завучи по УВР, зам.  по ВР

  1. Совместные педагогические советы, семинары, консилиумы
  2. Взаимопосещение открытых занятий
  3. Работа  творческих групп
  4. Проведение предметно- педагогических недель.
  5. Анкетирование, тестирование.
  6. Мониторинги усвоения учебной программы.
  7. Дни открытых дверей для родителей и будущих первоклассников.
  8. Родительские собрания, консультации для родителей
  9. Оформление уголков в д/садах «Вас приглашает школа»
  10. Информационные бюллетени для родителей

Оздоровитель-ный блок.

Старшая медсестра ДОУ,  врач, медсе-стра школы, учитель физкультуры.

1. Семинары- практикумы.

2.Проведение оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий

3. Проведение дней здоровья

4. Работа с родителями.

5. Мониторинг здоровья воспитанников

Психологичес-кий блок.

Психологи, педагог- социолог.

1.Диагностическая и исследовательская деятельность психологов ДОУ и школы

2. Анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований.

2.Психолого-педагогические семинары

3.Тренинги.

4.Консультации для педагогов и родителей

5.Уроки общения.

Блок досуговой деятельности

Музыкальные руководители и педагоги организаторы

1.Организационные экскурсии в школу, , в школьную библиотеку.

2.Конкурсы, викторины, выставки детских работ.

3.Театрализованные представления.

4. Праздники

5.Сбор информации о детях, посещающих кружки

Блок дополни-тельных услуг.

Руководители кружков.

1. Кружки, факультативы

2. Творческие отчеты

   В начале своей деятельности данная работа осуществлялась значительно легче, так как дети одного из  дошкольных учреждений микрорайона почти полным составом прибывали для обучения в школу.

В настоящее время родители выбирают школы не только своего микрорайона и детские сады вынуждены взаимодействовать с большим количеством школ, что создает определенные трудности в организации работы и планировании. Поэтому основное внимание мы уделяем психологическому аспекту преемственности, совершенствуя формы организации учебно-воспитательного процесса и методы обучения в детском саду и школе с учетом возрастных особенностей. При проведении уроков превалируют игровые формы обучения, большое внимание уделяется сочетанию интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. Также мы учитываем состояние здоровья детей, поступающих в 1 классы, в нынешних условиях: неудовлетворительное – у 80-90 % - имеются изменения в состоянии здоровья, 18-20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У детей снижены учебные возможности, работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации. В целях укрепления здоровья дети получают фиточаи, кислородные коктейли, проводится витаминизация пищи. Для них работает игровая комната, проводятся занятия в зале ЛФК, в тренажерном зале, работают ГПД.

 Организуются праздники при активном участии родителей. Много совместных мероприятий проводится с первоклассниками и подготовительными группами детских садов: интеллектуальная игра «Умники и умницы», участие в школьных конкурсах чтецов, экскурсии «Вас приглашает школа», открытые занятия и уроки. Дети из детских садов участвовали в выставке «Дары осени», рисовали рисунки на тему: « Я скоро пойду в школу», для них организуются просмотры видеофильмов по ОБЖ, ПДД, ППБ. На Новый год ребята из детских садов приходили к Новогодней елочке, где старшеклассники им показал спектакль, а Дед Мороз поздравил с Новым годом.

В  школе выработался следующий алгоритм работы по преемственности:

  1. Сбор информации о подготовке первоклассников к школьному обучению в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс – наблюдения:

  - первичная адаптация (психолог)

  -обследование учащихся (психолог, логопед, тифлопедагог, врач)

 - посещение уроков, мероприятий занятий (завучи)

 Создание групп по подготовке к школе на базе д/сада или школы

1-2 недели сентября

сентябрь- октябрь

октябрь-ноябрь

сентябрь

  1. Проведение круглого стола по первичной адаптации «Наши первоклассники» (внутришкольный)

сентябрь

  1. Проведение педконсилиума «Готовность учащихся 1-х классов к обучению, их адаптация»

ноябрь

  1. Планирование коллективных и дифференцированно – индувидуальных формы работы с педагогами, детьми и родителями.

Корректировка совместных планов по сотрудничеству.

Проведение родительских собраний

ноябрь

  1. Организация  контрольных мероприятий по преодолению возникших  проблем

- взаимопосещение занятий

-семинары по коррекционной работе с учащимися

- подведение итогов по результатам работы и выполнению рекомендаций за триместр.

- отчеты и подведение итогов работы на административном совете.

   ноябрь- май

При организации работы с первоклассниками на начальном этапе  четко распределены функции всех участников экспресс - наблюдения

Завуч –  определяет исходный уровень педагогической   готовности к школе.

Логопед – определяет уровень логопедической готовности к школе. Рассматриваются разные аспекты речевого развития первоклассников.

Психолог – определяет уровень психологической готовности к обучению в школе, обращая внимание на особенности поведения, общения, привычки и интересы, исследует основные виды деятельности, интеллектуальное развитие, организует анкетирование родителей.

Учитель составляет общее впечатление о ребенке, определяет сформированность учебных навыков, характеризует эмоционально-поведенческие особенности.

Врач  исследует состояние здоровья первоклассников, наличие хронических заболеваний, отслеживает заболеваемость в период адаптации,  определяется  группа здоровья.

Для логопедов, психологов, учителей разработаны специальные план - карты, по которым они  ведут наблюдение и предоставляют отчеты на медико-психолого-педагогический консилиум.   Приложение №1

На консилиум  по итогам работы  приглашаются администрация школы, классные руководители 1 классов, специалисты сопровождающих служб школы, администрация и  сопровождающие службы детских садов (выпускники которых обучаются в школе), при необходимости, специалисты по запросу (невропатолог, окулист и др.). В последние годы активными участниками таких консилиумов становятся специалисты комитета образования города

Участники обсуждают вопросы готовности первоклассников к обучению в школе по  итогам проведенной работы, высвечиваются проблемы,  возникшие в период адаптации, вырабатывается стратегия сопровождения для каждого учащегося в зависимости от тех затруднений, с которыми он сталкивается.   Приложение №2 (План работы консилиума)

Выявленные педагогами – психологами причины дезадаптации служат основой для планирования совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности.

Вся проводимая  работа дает ощутимые результаты. Одним из показателей достижения цели мы считаем 100%-ую адаптацию к школе на протяжении последних 6 лет.   Этому способствует еще и то, что мы продолжаем традиционные направления в работе отдельных детских садов. В ДОУ №99 воспитываются дети с проблемами здоровья.

 Совместно с ДОУ №99,140 мы занимаемся проблемой мотивации здорового образа жизни, создания соответствующих условий для сохранения здоровья воспитанников и обучающихся, проводим совместные обучающие семинары.

В ДОУ № 99, № 140 педагоги и администрация активно занимаются проектной деятельностью, что соответствует требованиям ФГТ и ФГОС в отношении преемственности и играет большую роль в успешном обучении в школе и адаптации на 1 ступени обучения.

         

Основными задачами совместной деятельности администрации, педагогов и социально-психологической службы являются:    повышение мотивации педагогов к овладению  и  поиску средств профилактики школьной дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации  учащихся и  эффективностью системы  профилактических мероприятий.

 Мы понимаем всю ответственность периода адаптации первоклассников к школе и не можем относиться к вопросам преемственности формально.

Глущенко Т.В.–  зам. директора  « ЦО № 43»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».

Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...

Презентация "Проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"

Взаимодействие детского сада и школы в вопросах подготовки первоклассников....

Методическое пособие "Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика для детей дошкольного и начального общего образования"

Ранняя селекция и предварительный отбор детей по видам спорта через коррекционную оздоровительно - развивающую гимнастику....

Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия

В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера пр...

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС

Доклад с презентацией выступления на коллегии отдела образования. Презентация опыта работы по обеспечению преемственности образования через дошкольную группу при школе  к начальной школе....

Учебно – методическое пособие «Картотека музыкально - дидактических игр для учащихся старшего дошкольного и начального школьного возраста».

            В пособии предложена серия музыкально – дидактических игр для детей 5-7 лет. Данные игры позволяют развить музыкальный слух, память  и чувст...

План работы детского сада по преемственности дошкольного и начального общего образования

Одной из основных задач ФГОС дошкольного образования является овоение детьми основных универсальных учебных действий. Решение данной задачи возможно при формировании предпосылок учебной деятельности, ...