Учебно – методическое пособие «Картотека музыкально - дидактических игр для учащихся старшего дошкольного и начального школьного возраста».
учебно-методическое пособие по музыке
В пособии предложена серия музыкально – дидактических игр для детей 5-7 лет. Данные игры позволяют развить музыкальный слух, память и чувство ритма юных воспитанников.
Дидактические игры не только решают учебные задачи, связанные с развитием музыкальных способностей, но и позволяют быстро «собрать» внимание учащихся, снять эмоциональное напряжение. Пособие может оказать существенную помощь преподавателям хорового класса в ДМШ и ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie_sorokina1.doc | 86.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методическое пособие
для преподавателей по хоровому классу
в ДМШ и ДШИ
Воркута
2020г.
В пособии предложена серия музыкально – дидактических игр для детей 5-7 лет. Данные игры позволяют развить музыкальный слух, память и чувство ритма юных воспитанников.
Дидактические игры не только решают учебные задачи, связанные с развитием музыкальных способностей, но и позволяют быстро «собрать» внимание учащихся, снять эмоциональное напряжение.
Пособие может оказать существенную помощь преподавателям хорового класса в ДМШ и ДШИ.
Введение.В детской музыкальной школе на начальном этапе обучения хоровому пению немаловажную роль играют методы развития музыкального слуха и чувства ритма. С данными методами многие ребята уже знакомы. Учащиеся приходят обучаться хоровому пению после занятий в подготовительной группе.
Большая роль в развитии музыкальных способностей отводится музыкально – дидактическим играм. У детей дошкольного возраста и школьников 1 года обучения ведущей деятельностью является игра.
А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Интересные и хорошо организованные музыкально – дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию.
В подготовительной группе музыкально – дидактические игры используются в процессе слушания музыки, пения, в процессе развития ритмического чувства и игры на детских музыкальных инструментах.
Для лучшей адаптации учащихся в хоровом классе необходима актуализация знаний и умений, полученных в подгруппе.
Описанные музыкально – дидактические игры помогают не только развить музыкальный слух и чувство ритма учащихся, но и собрать внимание ребят. Поэтому они могут применяться в хоровом классе в начале урока, во время разучивания песен, а также, в качестве физкультминутки.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые могут использоваться в группах подготовительного отделения и первом классе хорового отделения в музыкальной школе
Птицы и птенчики
Задачи: различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.
Игровой материал: лесенка, птички (большие и маленькие), металлофон.
Ход игры: после ознакомления с песенкой - попевкой «Лесенка» детям предложено узнать, куда идет птичка (вверх по лесенке или вниз). При повторном исполнении ребенок переставляет птичку по ступенькам, куда движется мелодия – вверх по лесенке или вниз.
В качестве усложнения задания, предлагается разделиться по парам для выполнения определенного задания: один ребенок исполняет первую или вторую фразу попевки на металлофоне; другой на слух определяет, куда идет птичка, вверх или вниз по ступенькам. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание.
Какая птичка поет?
Задачи: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.
Игровой материал: лесенка, птички (большие и маленькие), металлофон.
Ход игры: участвует подгруппа детей. У каждого по одной птичке. Ребенок играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, «до» второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, ставят их на верхнюю ступеньку, на звучание ноты «до» первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
В качестве усложнения задания, предлагается разделиться по парам для выполнения определенного задания: один ребенок проигрывает на металлофоне два-три звука; другой на слух определяет, сколько птиц должно стоять на определенной ступеньке.
В лесу
Задачи: развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас
Зайка прыгает сейчас.
У него соседи-
Бурые медведи
А на ветке птичка,
Птичка – невеличка
Лесенка
Задачи: различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Развивать музыкальную память. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.
Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.
Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.
Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:
-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,
соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.
Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия: Показ рукой.
Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
Музыкальная карусель
Задачи: Учить детей различать изменение темпа в музыке. Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
- Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель: Принять участие в хороводе.
Музыкальное лото
Задачи: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,
правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.
Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.
Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.
Найди и покажи.
Задачи: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.
Три поросенка
Задачи: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.
Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.
Узнай бубенчик
Задачи: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.
Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом,
где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий.
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.
Узнай по голосу
Задачи: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.
Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: -Ко-ко-ко!
Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.
Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.
Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.
Игровая цель: Собрать все картинки.
Чья музыка?
Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма).
Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.
Игровые правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Сладкий колпачок.
Задачи: закрепление пройденного материала.
Игровой материал: Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один- для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.
Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой- забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком- угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан.
Дождик: кап!
Задачи: развитие чувства ритма
Игровые правила: дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Сороконожка
Задачи: учиться произносить текст всем вместе и в ритме стихотворения выполнять движения.
Игровые правила: дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Выполнять без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Бубенчики
Задачи: развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12
карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам.
Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые.
Металлофон, ширма.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с
нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий
показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта
нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке. Выигрывает тот,
кто первый соберёт парные карточки.
В заключении хотелось бы отметить, что описанные музыкально – дидактические игры помогают решить проблему хормейстера, когда нужно собрать внимание ребят, актуализировать полученные в подгруппе знания для лучшего усвоения нотной грамоты и развития слуха, после чего учащиеся начинают лучше интонировать в хоре. Хочу отметить, что навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание музыки и пение сопровождается действиями ( когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки, используют музыкально – дидактические пособия для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств музыкальной выразительности). Участвуя в музыкально – дидактических играх, дети учатся сравнивать и оценивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания, появляется осознанное восприятие, постепенно развивается ладовый слух и музыкально – слуховые представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...
Песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В папку входят 14 песен для детей, набранные в программе "Sibelius 3". Мелодии песен в формате midi позволят вам прослушать мелодию, замедлять или ускорять темп, транспонировать ее, сочинит...
Использование физкультминуток на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы физкультминуток, которые можно использовать для снятия мышечного напряжения на уроках....
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...
Видеокартотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Видеокартотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста....