Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия
статья по теме
В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера приведены основные этапы работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_uchiteley-logopedov.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе учителей-логопедов
дошкольного и начального школьного образования
при формировании у детей фонематического восприятия
Авторы:
учитель-логопед ГБОУ Школа № 1028 Богданова Е.Ю.
учитель-логопед ГБОУ Школа № 1028 Сучкова Е.В.
Для того, чтобы работа школьных учителей-логопедов была более эффективной и результативной, ещё задолго до объединения дошкольных учреждений со школами, вставал вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. Не зная, какая коррекционная работа проводилась с каждым конкретным ребёнком, и на каком этапе она находилась при выпуске ребёнка из детского сада, школьные учителя-логопеды принимали на занятия детей по результатам двухнедельного обследования в сентябре месяце, в результате чего логопедические диагнозы могли быть поставлены не совсем точно. Они уточнялись в процессе логопедической работы. Это отнимало драгоценное время, которого учителям-логопедам катастрофически не хватает.
В настоящее время образовательные учреждения объединены в комплексы, созданы методические объединения специалистов, которые ведут коррекционную работу. Это позволяет развивать сотрудничество между учителями-логопедами, работающими с дошкольниками, и учителями-логопедами, работающими с младшими школьниками. Теперь на методических объединениях коррекционные педагоги решают все организационные и методические вопросы, делятся и изучают передовой опыт своих коллег. Для того, чтобы осуществлять комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и школьного звеньев. С одной стороны, их тесное взаимодействие помогает учителям-логопедам дошкольного звена более чётко представить трудности, которые возникают у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе и познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы школьного учителя-логопеда. С другой стороны, это взаимодействие помогает наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума. Следовательно, преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы ребёнку для дальнейшего обучения в школе.
В свою очередь, школьные учителя-логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в детском саду. Следовательно, преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которыми уже успел овладеть ребенок.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического восприятия, потенциально являются детьми с нарушениями письма и чтения.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков? Какой звук стоит в начале, в конце, в середине слова?). Практика логопедической работы показывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на формирование всей речевой системы в целом. При систематической работе по развитию фонематического восприятия дети начинают лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги, что так важно при формировании чтения и письма. Поэтому перед учителями-логопедами стоит первоочередная задача: формирование у детей фонематического восприятия. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.
Рассмотрим основные этапы работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников.
I этап – формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков (бубен, колокольчик, погремушка и т.д.).
Работа на этом этапе позволяет сформировать у детей следующие навыки:
- Умение слушать.
- Умение выделить заданный звук.
- Умение определить количество звуков и их последовательность.
II этап – работа с гласными звуками.
На этом этапе работы детей последовательно знакомят с гласными звуками (У, А, О, И, Ы, Э). Эту работу целесообразно проводить с обязательной опорой на зрительный символ и именно в той последовательности, в которой указаны гласные звуки, что связано с особенностями их артикуляции. На этом этапе формируются следующие знания и умения:
- Знание характеристики гласных звуков.
- Знание артикуляции гласных звуков.
- Умение определить гласный звук по артикуляции без голоса.
- Умение выделить заданный звук из ряда гласных звуков.
- Умение определить количество звуков и их последовательность.
- Умение определить гласный звук в односложных словах.
- Умение определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).
III этап – знакомство с согласными звуками.
В работе используются только те звуки, которые правильно произносят все дети, присутствующие на занятиях. Работа проводится в два этапа: сначала с твёрдыми согласными звуками, а затем – с мягкими согласными. Основные знания и умения, формируемые на данном этапе работы:
- Знание характеристики согласных звуков.
- Знание артикуляции согласных звуков.
- Умение выделить заданный звук из ряда звуков.
- Умение определить количество звуков и их последовательность.
- Умение определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).
IV этап – анализ слогов.
На данном этапе работы детей учат анализировать закрытые и открытые слоги, состоящие из пройденных звуков. Целесообразно начинать работу с открытых слогов, а затем переходить к анализу закрытых слогов.
V этап – анализ слов.
На данном этапе работа начинается со знакомства с понятием «слог». Детей учат определять количество слогов в слове (например, путём отхлопывания) и называть их. Затем дети переходят к звуко-слоговому анализу слов с выкладыванием их схемы в следующей последовательности:
- Односложные слова.
- Односложные слова со стечением согласных.
- Двусложные слова, состоящие из открытых слогом.
- Двусложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов.
- Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов.
- Трёхсложные и четырёхсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением согласных в разных позициях.
Если к окончанию занятий ребёнок может выполнить перечисленные выше виды заданий, это означает, что процесс формирования фонематического восприятия успешно завершён. Если же какие-либо задания вызывают у ребёнка трудности или не выполняются вовсе, это свидетельствует о наличии у него нарушений, и работу по развитию фонематических процессов продолжает в период школьного обучения учитель-логопед, работающий с младшими школьниками.
Программа, по которой работает учитель-логопед в школе, состоит из трех этапов коррекционно-развивающего обучения:
- Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез).
- Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
- Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.
Остановимся на I этапе работы.
Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
- Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
- Определять положение звука по отношению к другим звукам;
- Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Этот этап включает в себя два раздела:
Раздел 1: Текст. Предложение. Слово. Звук (буква).
Включает в себя следующие темы занятий:
- Текст. Предложение. Упражнение в составлении предложений.
- Предложение. Слово. Связь слов в предложении.
- Слово предмет. Обобщение. Классификация.
- Слово (лексическое значение). Антонимы.
- Слово (лексическое значение). Синонима.
- Слово (лексическое значение). Омонимы.
Раздел 2: Звукобуквенный состав слова.
Включает следующие темы занятий:
■ Звуки гласные. Буквы, оптически сходные.
- Слоговой состав слова.
- Звукобуквенный состав слова.
- Звуки гласные. Ударение.
- Звуки гласные. Звуки и буквы А, О.
- Звуки гласные. Дифференциация А-О.
- Звуки гласные. Звук и буква У.
- Звуки гласные. Дифференциация О-У.
- Звуки гласные. Звуки и буквы Э, Ы, И.
- Звуки гласные. Дифференциация И-У.
- Звук и буква Й.
- Звуки гласные. Дифференциация И-Й.
- Буквы Я, Ё, Ю, Е.
- Дифференциация Я-Е.
- Дифференциация Е-И.
- Дифференциация Ё-Ю.
■ Звуки согласные твердые/мягкие (1 способ смягчения). Гласные 2 ряда.
- Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И.
■ Звуки согласные твердые/мягкие (2 способ смягчения). Буква Ь.
- Буква Ь (функция смягчения).
- Буква Ь (функция разделения).
- Буква Ь (дифференциация функций).
■ Звуки согласные твердые/мягкие (непарные).
- Дифференциация Ц-С, Ш-С, Ж-З, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ш-Щ, Й-Ц.
- Устойчивые сочетания (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН).
■ Звуки согласные звонкие/глухие (парные)..
- Дифференциация Б-П, Д-Т, В-Ф, З-С, Г-К, Ж-Ш.
■ Буквы оптически сходные.
- Дифференциация Б-Д, Б-В, П-Т, Л-М, Х-Ж, К-Х, Р-Л.
К концу обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости–мягкости, по звонкости–глухости.
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
В заключение напрашивается следующий вывод:
Преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольного обучения и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем у детей фонематическое восприятие
Материал адресован родителям дошкольников с системным недоразвитием речи. В нем описаны некоторые игровые приемы развития у детей фонематических процессов, которые могут использовать взрослые в ...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....
Презентация. "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
Презентация...
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....
Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...