Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия
статья по теме

Богданова Елена Юрьевна

В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера приведены основные этапы работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_uchiteley-logopedov.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе учителей-логопедов

дошкольного и начального школьного образования

при формировании у детей фонематического восприятия

Авторы:

учитель-логопед ГБОУ Школа № 1028 Богданова Е.Ю.

учитель-логопед ГБОУ Школа № 1028 Сучкова Е.В.

Для того, чтобы работа школьных учителей-логопедов была более эффективной и результативной, ещё задолго до объединения дошкольных учреждений со школами, вставал вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. Не зная, какая коррекционная работа проводилась с каждым конкретным ребёнком, и на каком этапе она находилась при выпуске ребёнка из детского сада, школьные учителя-логопеды принимали на занятия детей по результатам двухнедельного обследования в сентябре месяце, в результате чего логопедические диагнозы могли быть поставлены не совсем точно. Они уточнялись в процессе логопедической работы. Это отнимало драгоценное время, которого учителям-логопедам катастрофически не хватает.

В настоящее время образовательные учреждения объединены в комплексы, созданы методические объединения специалистов, которые ведут коррекционную работу. Это позволяет развивать сотрудничество между учителями-логопедами, работающими с дошкольниками, и учителями-логопедами, работающими с младшими школьниками. Теперь на методических объединениях коррекционные педагоги решают все организационные и методические вопросы, делятся и изучают передовой опыт своих коллег. Для того, чтобы осуществлять комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и школьного звеньев. С одной стороны, их тесное взаимодействие помогает учителям-логопедам дошкольного звена более чётко представить трудности, которые возникают у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе и познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы школьного учителя-логопеда. С другой стороны, это взаимодействие помогает наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума. Следовательно, преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы ребёнку для дальнейшего обучения в школе.

В свою очередь, школьные учителя-логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в  детском саду. Следовательно, преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которыми уже успел овладеть ребенок.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического восприятия, потенциально являются детьми с нарушениями письма и чтения.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков? Какой звук стоит в начале, в конце, в середине слова?). Практика логопедической работы показывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на формирование всей речевой системы в целом. При систематической работе по развитию фонематического восприятия дети начинают лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги, что так важно при формировании чтения и письма. Поэтому перед учителями-логопедами стоит первоочередная задача: формирование у детей фонематического восприятия. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого.

Рассмотрим основные этапы работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников.

I этап – формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков (бубен, колокольчик, погремушка и т.д.).

Работа на этом этапе позволяет сформировать у детей следующие навыки:

  1. Умение слушать.
  2. Умение выделить заданный звук.
  3. Умение определить количество звуков и их последовательность.

II этап – работа с гласными звуками.

На этом этапе работы детей последовательно знакомят с гласными звуками (У, А, О, И, Ы, Э). Эту работу целесообразно проводить с обязательной опорой на зрительный символ и именно в той последовательности, в которой указаны гласные звуки, что связано с особенностями их артикуляции. На этом этапе формируются следующие знания и умения:

  1. Знание характеристики гласных звуков.
  2. Знание артикуляции гласных звуков.
  3. Умение определить гласный звук по артикуляции без голоса.
  4. Умение выделить заданный звук из ряда гласных звуков.
  5. Умение определить количество звуков и их последовательность.
  6. Умение определить гласный звук в односложных словах.
  7. Умение определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).

III этап – знакомство с согласными звуками.

В работе используются только те звуки, которые правильно произносят все дети, присутствующие на занятиях. Работа проводится в два этапа: сначала с твёрдыми согласными звуками, а затем – с мягкими согласными. Основные знания и умения, формируемые на данном этапе работы:

  1. Знание характеристики согласных звуков.
  2. Знание артикуляции согласных звуков.
  3. Умение выделить заданный звук из ряда звуков.
  4. Умение определить количество звуков и их последовательность.
  5. Умение определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).

IV этап – анализ слогов.

На данном этапе работы детей учат анализировать закрытые и открытые слоги, состоящие из пройденных звуков. Целесообразно начинать работу с открытых слогов, а затем переходить к анализу закрытых слогов.

V этап – анализ слов.

На данном этапе работа начинается со знакомства с понятием «слог». Детей учат определять количество слогов в слове (например, путём отхлопывания) и называть их. Затем дети переходят к звуко-слоговому анализу слов с выкладыванием их схемы в следующей последовательности:

  1. Односложные слова.
  2. Односложные слова со стечением согласных.
  3. Двусложные слова, состоящие из открытых слогом.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов.
  5. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов.
  6. Трёхсложные и четырёхсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением согласных в разных позициях.

Если к окончанию занятий ребёнок может выполнить перечисленные выше виды заданий, это означает, что процесс формирования фонематического восприятия успешно завершён. Если же какие-либо задания вызывают у ребёнка трудности или не выполняются вовсе, это свидетельствует о наличии у него нарушений, и работу по развитию фонематических процессов продолжает в период школьного обучения учитель-логопед, работающий с младшими школьниками.

Программа, по которой работает учитель-логопед в школе, состоит из трех этапов коррекционно-развивающего обучения:

  1. Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез).
  2. Развитие лексико-грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав.
  3. Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий.

Остановимся на I этапе работы.

Развитие фонематических процессов.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие;
  2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
  4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
  6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Этот этап включает в себя два раздела:

Раздел 1: Текст. Предложение. Слово. Звук (буква).

Включает в себя следующие темы занятий:

  1. Текст. Предложение. Упражнение в составлении предложений.
  2. Предложение. Слово. Связь слов в предложении.
  3. Слово предмет. Обобщение. Классификация.
  4. Слово (лексическое значение). Антонимы.
  5. Слово (лексическое значение). Синонима.
  6. Слово (лексическое значение). Омонимы.

Раздел 2: Звукобуквенный состав слова.

Включает следующие темы занятий:

■        Звуки гласные. Буквы, оптически сходные.

  1. Слоговой состав слова.
  2. Звукобуквенный состав слова.
  3. Звуки гласные. Ударение.
  4. Звуки гласные. Звуки и буквы  А, О.
  5. Звуки гласные. Дифференциация  А-О.
  6. Звуки гласные. Звук и буква У.
  7. Звуки гласные. Дифференциация О-У.
  8. Звуки гласные. Звуки и буквы Э, Ы, И.
  9. Звуки гласные. Дифференциация И-У.
  10. Звук и буква Й.
  11. Звуки гласные. Дифференциация И-Й.
  12. Буквы Я, Ё, Ю, Е.
  13. Дифференциация Я-Е.
  14. Дифференциация Е-И.
  15. Дифференциация Ё-Ю.

■        Звуки согласные твердые/мягкие (1 способ смягчения). Гласные 2 ряда.

  • Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И.

■        Звуки согласные твердые/мягкие (2 способ смягчения). Буква Ь.

  1. Буква Ь (функция смягчения).
  2. Буква Ь (функция разделения).
  3. Буква Ь (дифференциация функций).

■        Звуки согласные твердые/мягкие (непарные).

  • Дифференциация Ц-С, Ш-С, Ж-З, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ш, Ш-Щ, Й-Ц.
  • Устойчивые сочетания (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН).

■        Звуки согласные звонкие/глухие (парные)..

  •  Дифференциация Б-П, Д-Т, В-Ф, З-С, Г-К, Ж-Ш.

■    Буквы оптически сходные.

  •  Дифференциация Б-Д, Б-В, П-Т, Л-М, Х-Ж, К-Х, Р-Л.

К концу обучения дети должны знать:

  • термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
  • все буквы и звуки родного языка;
  • отличительные признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные и согласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
  • пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости–мягкости, по звонкости–глухости.

К концу обучения дети должны уметь:

  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;
  • обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
  • использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • строить звуковые схемы слогов и слов;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.

В заключение напрашивается следующий вывод:

Преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольного обучения и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем у детей фонематическое восприятие

Материал адресован родителям дошкольников с системным недоразвитием речи. В нем описаны некоторые игровые приемы развития у детей фонематических процессов, которые могут  использовать взрослые в ...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....

Практическое пособие "Звуковые коврики" для формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Учить и учиться можно увлекательно, поэтому в своей работе я использую привлекательную, а самое главное основную для детей деятельность - игру. Игра учит детей быстро запоминать, размышлять над звуков...